Создание тренажера и теста по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Автор публикации: В. Дзюба, ученица 10 класса
Министерство просвещения Российской Федерации
---------*---------
Федеральное государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение «Куртамышское специальное учебно-воспитательное учреждение
закрытого типа»
Проект
«Создание тренажера и теста по теме
«Бессоюзные сложные предложения»»
(Русский язык)
Автор: Дзюба Виктория Дмитриевна,
обучающаяся 10 класса ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»
Руководитель: Тарунина Вера Александровна,
учитель русского языка ФГБПОУ «Куртамышское СУВУ»
2023
Содержание
Паспорт проекта…………………………………………………………………………………3
1.Введение………………………………………………………………………………………..5
2.Основная часть………………………………………………………………………..………..6
а) Бессоюзные сложные предложения в ряду сложных предложений……………..…….….6
б) БСП в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»…………………….……8
в) Создание тренажера и теста по теме «Бессоюзные сложные предложения» в программе Microsoft PowerPoint....…………………..………………………………………...…………...10
3.Заключение………...………………………………………………………...…………….….11
Список литературы…………..……………………………..…………………………………..12
Приложение……………..………………………………………………………………………13
Паспорт проекта
Паспорт проекта
Творческое название проекта - «Создание тренажера и теста по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Руководитель проекта – Тарунина Вера Александровна.
Возраст обучаемых, на которых рассчитан проект - 9-11 класс.
Состав проектной группы: Дзюба Виктория, 10 класс
Тип проекта по доминирующему методу – практико-ориентированный.
Характер координации - открытая.
Продолжительность проекта – 2 месяца.
Цель проекта: Создать тренажёр и проверочный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Задачи проекта:
-познакомиться с особенностями бессоюзных сложных предложений;
-научиться устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;
-выяснить случаи постановки тире, двоеточия, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении,
-научиться работать в программе Microsoft PowerPoint c гиперссылками;
-составить тест и тренажер на примере предложений из романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Приемы:
-Чтение текста;
-Анализ сложных предложений;
-Создание презентации;
Необходимое оборудование:
- роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»;
-компьютер;
-ресурсы Интернета.
Результаты проекта:
-Прочитала произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
-Научилась анализировать сложные предложения, делить их на группы по ряду признаков.
-Научилась расставлять знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях.
-Научилась работать в программе Microsoft PowerPoint c гиперссылками.
Аннотация
Тема «Бессоюзные сложные предложения» является самой сложной в курсе изучения русского языка в 9 классе. Для обучающихся является проблемой расстановка знаков препинания в БСП.
Экзаменационный материал ОГЭ и ЕГЭ имеет вопросы по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Я, Дзюба Виктория, прибыла в Куртамышское СУВУ, имея аттестат об основном общем образовании и пробелы в знаниях по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП». В ходе реализации проекта планировала ликвидировать пробелы в знаниях по теме «Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в БСП».
Для реализации данного проекта был внимательно прочитан роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и выписаны бессоюзные сложные предложения с различными знаками препинания. Такое внимательное прочтение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» имело положительные результаты для усвоения знаний по предмету «Литература».
Для более успешного усвоения данной темы создан тренажер, имеющий несколько уровней сложности. Тренажер позволяет работать с теоретическим материалом и практическими заданиями.
Продукт проекта: тренажер и тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»
Этапы работы над проектом
Этап | Форма работы | Продолжительность | Содержание работы | Выход этапа |
1.Организационный | Проблемная беседа | 1 урок | Определение темы проекта, составление плана работы | Тема-«Создание тренажера и теста по теме «Бессоюзные сложные предложения» , Разработан план работы над проектом. |
2.Поиск информации | Работа с компьютером, в библиотеке | 3 недели | Поиск информации | Чтение романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», Создание списка БСП, Список сайтов, распечатки материалов, ксерокопия статьи |
3.Творческий | Подбор необходимого инструментария для создания тренажера, создание тренажера | 2 недели | Таблицы с предложениями | Тренажер и тест |
4.Подготовка к выступлению | Репетиция | 1 неделя | Репетиция выступления | Готовое выступление |
5.Презентация проекта | Выступление | До 7 минут | Рассказ о проекте | Защита проекта |
1.Введение
Тема «Бессоюзные сложные предложения» является одной из самых сложных в курсе изучения русского языка в 9 классе. Для обучающихся является проблемой расстановка знаков препинания в БСП.
Актуальность темы проекта заключается в том, что в результате работы показана большая роль бессоюзных сложных предложений. Создан тренажёр и проверочный тест по теме «Бессоюзные сложные предложения», которые способствуют более качественному усвоению правил пунктуации, что положительно скажется при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ; внимательно прочитан один из труднейших текстов - произведение Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
2.Основная часть
а) Бессоюзные сложные предложения в ряду сложных предложений
Бессоюзным сложным предложением называется такое предложение, в котором образующие его части связаны между собой
1) по смыслу,
2) интонационно,
3) порядком расположения частей,
4) видо-временными формами глаголов-сказуемых.
Части предложения, входящие в состав бессоюзного сложного предложения, образуют единое целостное высказывание.
Порядок расположения частей в составе бессоюзного сложного предложения является средством выражения смысловых отношений между ними.
Средством связи частей предложений в составе бессоюзного сложного предложения служат также формы времени, вида и наклонения глагола в них. Так, для обозначения временной или пространственной связи между явлениями, обычно употребляются однородные глагольные формы. Например: Но никто не разделял его счастия; молчаливый товарищ его смотрел на все эти взрывы даже враждебно и с недоверчивостью. (Ф.М. Достоевский)
Виды бессоюзных предложений
Смысловые отношения между частями бессоюзных предложений могут быть разными:
Перечислительные - в этом случае ставится запятая или точка с запятой.
Сердце в нем поднимается, слезы текут. (Ф.М. Достоевский)
Причины - ставится двоеточие.
Минутами он чувствовал, что как бы бредит: он впадал в лихорадочно восторженное настроение. (Ф.М. Достоевский)
Следствия - ставится тире.
Я с нею раза два переговаривал – куда не глупа девчонка. (Ф.М.Достоевский)
Пояснительные - ставится двоеточие.
Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу. (Ф.М.Достоевский)
Изъяснительные (поясняют действие из первой части, связанное со словами, мыслями: вспоминать, думать, смотреть, говорить и т.п.) - ставится двоеточие:
Он думал иногда: Свидригайлов все вертелся около него, да и теперь вертится; (Ф.М.Достоевский)
Сопоставительно-противительные - ставится тире.
Он смотрел на нее – она молчала. (Ф.М.Достоевский)
Условно-временные - ставится тире.
Стотысячную черточку просмотришь, - вот и улика в пирамиду египетскую! (Ф.М.Достоевский)
Знаки препинания в бессоюзных предложениях: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой
Бессоюзные предложения могут состоять из двух и более простых или сложных предложений, между которыми в зависимости от значения ставятся запятая, двоеточие, тире или точка с запятой.
Запятая в бессоюзных предложениях ставится:
Если части предложения близки по смыслу, между ними ставятся запятые.
Сердце в нем поднимается, слезы текут. (Ф.М.Достоевский)
Лучшие из его товарищей понимали это, все любили его. (Ф.М.Достоевский)
Запятая не ставится, если два простых предложения с союзом «и» между ними соединены бессоюзной связью с предшествующим предложением или вводным словом. В этом случае они приравниваются к однородным придаточным:
Он так и вздрогнул, слишком уж ослабели нервы на этот раз. (Ф.М.Достоевский)
Точка с запятой ставится:
Если части предложения отдалены друг от друга по смыслу или содержат много второстепенных членов, имеют внутри себя запятые:
«…письмо было большое, плотное в два лота; два большие почтовые листа были мелко-намелко исписаны». (Ф.М.Достоевский)
Если бессоюзное сложное предложение распадается на части, в свою очередь образующие бессоюзные сложные предложения: Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю её было видно из сеней. (Ф.М.Достоевский)
Если бессоюзное соединение частей предложения сочетается с союзным:
Но никто не разделял его счастия; молчаливый товарищ смотрел на все эти взрывы даже враждебно и с недоверчивостью. (Ф.М.Достоевский)
Двоеточие в бессоюзных предложениях ставится:
Когда основная часть высказывания содержится в первой части, а во второй части - пояснение, указание на причину :
«…он не хотел распечатывать при ней: ему хотелось остаться наедине с этим письмом». (Ф.М.Достоевский)
Если в первой части имеются слова так, таков, такой и т.д., а конкретное содержание которых раскрывается во второй части:
Произошла у них тут же в саду такая ужасная сцена: Марфа Петровна даже ударила Дуню, не хотела ничего слушать… (Ф.М.Достоевский)
Когда в первой части используются глаголы видеть, слышать, знать, понимать, чувствовать и т.п., а во второй части излагается увиденное, услышанное, понятое:
Он думал иногда: Свидригайлов все вертелся около него, да и теперь вертится; (Ф.М.Достоевский)
Однако при отсутствии оттенка предупреждения в начале бессоюзного предложения ставится запятая.
Если вторая часть - неполное предложение, то может ставиться тире. Тире может использоваться и для передачи дополнительных оттенков значения.
Перед прямым вопросом, включенным в состав бессоюзного сложного предложения:
Он остановился посредине улицы и стал осматриваться: по какой дороге он идет и куда он зашел? (Ф.М.Достоевский)
В бессоюзном предложении из трех частей может ставиться два двоеточия:
Ну да, черт, не в том дело, а вот в чем: ты сегодня в хозяйкиной квартире ночуешь (насилу уговорил ее!), а я в кухне: вот вам случай познакомиться покороче! (Ф.М.Достоевский)
Чтобы избежать повтора, одно из двоеточий в таких случаях нередко заменяют на тире.
Тире в бессоюзных предложениях ставится:
Когда основная часть высказывания содержится во второй части сложного предложения, а первая часть указывает время или условие, причину или уступку.
Иной раз так украдкой на меня взглянет – ажно прожжет. (Ф.М.Достоевский)
Когда смысловые части сложного предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу:
Он смотрел на нее – она молчала. (Ф.М.Достоевский)
Если содержится указание на быструю смену событий:
Видите, смотрите на часы, а впрочем, я вам расскажу, потому это интересная вещица моя женитьба-то, в своем то есть роде,- куда вы? (Ф.М.Достоевский)
Если во второй части предложения содержится следствие, результат, вывод из первой части:
Я с нею раза два переговаривал – куда не глупа девчонка. (Ф.М.Достоевский)
Но даже в этом случае автор вправе использовать запятую или двоеточие, не подчеркивая интонационно следствие.
Если во второй части содержится сравнение с тем, о чем говорится в первой части:
Но умная женщина и ревнивая женщина – два предмета разные… (Ф.М.Достоевский)
Если вторая часть бессоюзного сложного предложения представляет собой присоединительное предложение (можно вставить слово «это»):
Сапоги, манишки коленкоровые – великолепнейшие, вицмундир, все за одиннадцать с полтиной состряпали в превосходнейшем виде-с.
Перед местоименными словами так, такой, таков, если с них начинается присоединительное предложение:
Жизнь сложна - так рассудил он свое существование. (Ф.М.Достоевский)
Запятая и тире в бессоюзных предложениях ставятся:
Перед словами «это», «вот», «так», «такой» в начале присоединительного предложения:
Пульхерия Александровна взглянула на Соню и слегка прищурилась,- в этом удовольствии она не могла себе отказать. (Ф.М.Достоевский)
В предложении, где первоначальная конструкция «ломается» для создания эффекта внезапного поворота:
В то же мгновение вдруг одна мысль ярко озарила его,- точно ждала, чтобы поразить его окончательно. (Ф.М.Достоевский)
б) БСП в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Творчество Ф.М.Достоевского представляет собой абсолютно совершенный текст, фактура которого намного опередила не только свое, но и наше время по уровню воплощения замысла в художественной форме. Одним из ярчайших средств проявления уникального авторского начала является авторское комментирование того, что говорится в основном тексте.
Бессоюзие - это, может быть, единственный способ, позволяющий говорящему, а значит – и автору художественного текста, сообщить и подчеркнуть многозначность отношений между предикативными частями и соответствующими им отношениями между фактами действительности. Бессоюзные конструкции являются типичным явлением художественного текста, в особенности поэтического, требующего лаконизма и одновременно глубины. Бессоюзное предложение отличается от союзного структурной легкостью, изяществом, многозначностью отношений между предикативными частями. У подлинного мастера слова БСП часто представляет собой построение, чья выразительность связана с особой организацией структуры и лексического наполнения предикативных частей.
Как показывает наш анализ, текст романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» содержит достаточное количество разнообразных по качеству бессоюзных конструкций. Ф.М.Достоевский выступил новатором в плане открытия возможностей синтаксиса сложного предложения
Прежде всего отметим употребление БСП. В подобных случаях отношения между частями в предложении регулируются абсолютно субъективно, поскольку речь идет об анализе собственных чувств автора-повествователя, анализирующего самого себя. Минутами он чувствовал, что как бы бредит: он впадал в лихорадочно восторженное настроение
Далее, представляет интерес такое употребление БСП, которое носит повествовательный характер: Он злобно приподнялся, чувствуя, что весь разбит; кости его болели. На дворе совершенно густой туман, ничего разглядеть нельзя. Час пятый в исходе; проспал! Он встал, надел свою жакетку и пальто, еще сырые. Нащупав в кармане револьвер, он вынул его и поправил капсюль; потом сел. Вынул из кармана записную книжку и на заглавном, самом заметном листке написал крупно несколько строк.
Особое место в романе Ф.М.Достоевского занимают описания, позволяющие герою проявить свою наблюдательность. 1.Зосимов был высокий и жирный человек, с одутловатым и бесцветно-бледным, гладковыбритым лицом, с белобрысыми прямыми волосами, в очках и с большим золотым перстнем на припухшем от жиру пальце. 2. Да, так и есть: ее губки раздвигаются в улыбку; кончики губок вздрагивают, как бы еще сдерживаясь. Но вот уже она совсем перестала сдерживаться; это уже смех, явный смех; что-то нахальное, вызывающее светится в этом совсем не детском лице; это разврат, это лицо камелии, нахальное лицо продажной камелии из француженок.
Нами выявлена интересная особенность синтаксиса романа Достоевского «Преступление и наказание»: автор часто использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с пунктуацией бессоюзного сложного предложения.1.Он был болен уже давно; но не ужасы каторжной жизни, не работы, не пища, не бритая голова, не лоскутное платье сломили его: о! что ему было до всех этих мук и истязаний! 2.Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору; что какая-то собачонка заливалась - лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в нее скалкой и закричала.3. Чтоб умно поступать – одного ума мало.
Таким образом, синтаксис романа Достоевского «Преступление и наказание» свидетельствует о функциональном разнообразии и богатстве употребления бессоюзных построений, позволяющих автору в простой языковой форме выразить сложнейшие переходы в пространстве мыслей и чувств, передать тонкие, индивидуально ощущаемые, субъективно насыщенные различными ассоциациями семантические нюансы авторского настроения и тем самым решить интересные задачи организации текста. Роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» менее богат бессоюзными сложными предложениями, чем роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», роман Толстого «Война и мир». Это обусловлено авторской стилистикой, спецификой создания произведений и почти полным отсутствием возможности редактировать текст в силу того, что рукопись почти сразу сдавалась в набор.
в) Создание тренажера и теста по теме «Бессоюзные сложные предложения» в программе Microsoft PowerPoint
Продукт проекта – тренажер и тест «Бессоюзные сложные предложения».
Цель создания тренажера и теста: создать условия для отработки навыков расстановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях, проверка и оценка знаний.
Создатель оболочки для тренажера и теста
Данная оболочка теста и тренажера находится в Интернете в свободном доступе и была взята и использована с разрешения автора. Программа написана в среде Multimedia Builder. Более подробно - на сайте http://mmbuilder.ru/
Тренажёр содержит 10 тестовых заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. Его особенностью является то, что автоматически происходит подсчёт правильных ответов и выставляется отметка.
Чтобы исключить возможность «переигровки», клавиши с вариантами ответов одновременно являются и ссылками-переходами на следующий слайд. Однако учащиеся имеют возможность просмотреть свои ошибки: кнопка «Просмотр ошибок». Важно на этом этапе совершать переход от слайда к слайду при помощи управляющих кнопок.
Пройти тест повторно можно, но предварительно нужно обнулить результат кнопкой «Сброс результата».
Задания тренажера имеют ссылки на слайд с комментарием-подсказкой, которым учащиеся могут воспользоваться при необходимости. Ресурс снабжён и общими рекомендациями по выполнению заданий подобного рода. Ссылки к рекомендациям находятся на слайдах № 3 (начало работы) и № 15 (начало работы с тестом). Уровень сложности заданий – базовый.
Тест состоит из 10 заданий с выбором одного из четырёх вариантов ответа. На 26 слайде осуществляется подсчёт результатов автоматически.
Учитель может пояснить, что 9-10 верных ответов соответствуют оценке «5», 7-8 – «4», 5-6 – «3», менее 5 – «2».
Ресурс снабжён Flach таблицами для повторения (слайд 27).
3. Заключение
Целью работы было создание тренажёра и проверочного теста по теме «Бессоюзные сложные предложения».
Для этого мы познакомились с особенностями бессоюзных сложных предложений, научились устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, выяснили случаи постановки тире, двоеточия, запятой и точки с запятой в сложном бессоюзном предложении, научились работать в программе Microsoft PowerPoint c гиперссылками, прочитали роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», проанализировали сложные предложения, выбрали бессоюзные сложные предложения с разными знаками препинания, составили картотеку БСП, составили тест и тренажер по теме «Бессоюзное сложное предложение». Данный тренажер позволит более качественно подготовиться к контрольной работе по теме «Бессоюзное сложное предложение» и экзамену по русскому языку в 9 и 11 классах.
4. Список литературы
https://infourok.ru/metatekstovie-harakteristiki-v-romane-myu-lermontova-geroy-nashego-vremeni-1344589.html
https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/303
https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/znaki-prepinaniya-v-bessoyuznom-slozhnom-predlozhenii.html
1. Белошапкова, В.В. Современный русский язык. Синтаксис/ В.А.Белошапкова. – М.: Высшая школа, 1977. – 248 с.
2.Буров, А.А. Текст и его метатекстовая составляющая в прозе В.В.Набокова / А.А.Буров, О.В.Кулага // Известия ЮФУ. Филологические науки. Ростов-на-Дону, 2012. № 1. С. 21-25.
3.Крючков, С.Е. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения/ С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение, 1977. – 191 с.
4.Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
5.Поспелов, Н.С. О грамматической природе и принципах классификации бессоюзных сложных предложений/ Н.С. Поспелов. - // Вопросы синтаксиса современного русского языка. - М.: Наука, 1950. – С. 324-345.
6.Русский язык. Учебник для средней школы. 9 класс. –М.: Просвещение, 2009. – 168 с.
Тренажер и тестPPT / 1.61 Мб