Автор публикации: М. Мартынова, ученица 10А класса
Бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарская гимназия №1 им. А. М. Луппова»
Тарского муниципального района Омской области
Индивидуальный проект на тему:
«Страхи детей в младшем школьном возрасте»
Выполнила ученица 10 «А» класса
БОУ «Тарской гимназии №1»
Мартынова Маргарита
Проверила:
Лабикова Марина Николаевна
Тара, 2023 г.
Содержание
Введение ………………………………………………………………………………….. | 3 | ||
Теоретическая часть ……………………………………………………………………. | | ||
1.1. | Страхи: сущность и понятие в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………… | 5 | |
1.2. | Общая характеристика страхов детей в младшем школьном возрасте……………………………………………………………………… | 8 | |
1.3. | Причины детских страхов …………………………………………………. | 10 | |
| | | |
Практическая часть …………………………………………………………………….. | | ||
2.1. | Логика проведенного исследования………………………………………. | 13 | |
2 2. 3 .2. | Анализ результатов проведённого исследования………………………… Продукт проектной деятельности………………………………………….. | 1 20 6 | |
| | | |
Заключение ………………………………………………………………………………. | 21 | ||
| | ||
Список литературы ……………………………………………………………………… | 22 | ||
Приложения ………………………………………………………………………………. | |
Введение
Страх – это чувство, известное каждому человеку, ему свойственно чего-то бояться. Детских страхи могут проявляться весьма разнообразно. Некоторые дети боятся ночных кошмаров или оставаться одному в темной комнате. Другие же до ужаса пугаются разных животных, например змей или пауков. Детские страхи в той или иной степени зависят от возрастных особенностей и имеют временный характер. Но детские страхи, сохраняющиеся длительное время и тяжело переживаемые ребенком, говорят о конфликтных отношениях в семье и неправильном поведении родителей, нервной ослабленности ребёнка, а также являются признаком неблагополучия.
Детские страхи могут получить отголоски и во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя, психолога вовремя помочь ребенку. Для неокрепшей психики ребенка страх – самая сильная эмоция. Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи, возникающие в результате длительных переживаний и острых психических потрясений, требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость.
Наличие большого количества страхов у школьника оказывает отрицательное воздействие на его развитие и самочувствие. Страхи препятствуют общению, мешают усваивать учебный материал. Также это отрицательно отражается на его физическом и психологическом здоровье. Устойчивые страхи сковывают творческую энергию, способствуют формированию неуверенности и тревожности.
Но страх и другие неприятные переживания не являются однозначно «вредными» для человека. Любая эмоция выполняет определённую функцию и позволяет ребёнку и взрослому человеку ориентироваться в окружающей его предметной и социальной среде. Страх защищает человека от излишнего риска при переходе улицы или в походе по горам и т.д. Он регулирует деятельность, поведение, уводит человека от опасностей, возможности получения травмы и прочего. Страхи участвуют в инстинктивном поведении, которое обеспечивает самосохранение. Помимо того, что страх помогает строить поведение, он является переживанием, необходимым для нормального функционирования психики.
B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача определения причин, сущности, содержания детских страхов, поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
Цель: изучить страхи детей в младшем школьном возрасте.
Гипотеза исследования: Количество страхов снижается с процессом взросления ребенка, при этом у девочек фобий больше, нежели у мальчиков;
Задачи:
Узнать, в чём заключается сущность страха.
Изучить характеристику страхов детей в младшем школьном возрасте и их причины.
Провести исследование по количеству выявленных страхов у детей в младшем школьном возрасте.
Проанализировать количество страхов у обучающихся 1 класса (у девочек и мальчиков) и 4 класса (у девочек и мальчиков)
Разработать продукт проектной деятельности.
Объект исследования – страхи человека.
Предмет исследования – страхи детей в младшем школьном возрасте.
Для реализации поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы использовалась следующая совокупность методов:
Поисковый
Исследовательский
Практический
Практическая значимость исследования:
Базой исследования являлось БОУ «Тарская гимназия №1». Исследованием было охвачено 22 обучающихся 4 класса и 22 обучающихся 1 класса.
Структура работы представлена введением, двумя частями (теоретической и практической), включающими 6 параграфов, заключением, списком литературы (включает 20 источников) и 1 приложением.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Страхи: сущность и понятие в психолого-педагогической литературе
Для начала стоит разобраться что же такое страх и когда человек его испытывает? Ещё Платон отмечал, что страх — душевное потрясение, вызванное ожиданием беды. Человек боится тогда, когда нечто может нанести или наносит ему ущерб: физический, душевный, материальный или любой другой. По опыту он знает, что когда нечто нанесет ему ущерб, то будет плохо. Страх – это эмоция, которая возникает в результате воображаемой или реальной опасности и представляет угрозу жизни. Он может проявляться от легкой тревоги до паники в зависимости от степени потенциальной угрозы. В норме страх выполняет охранительную функцию, поэтому необходим для правильного функционирования психики. Устойчивые страхи – это страхи, с которыми не может справиться ни ребенок, ни взрослый, которые приводят к появлению нежелательных черт характера[2]. В психологии страх считается отрицательно окрашенным эмоциональным процессом.
С точки зрения психологии значение термина «страх» трактуется с различного ракурса. Так, Р.Ф. Овчарова определяет страх, как «эффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия» [6]. С точки зрения А.С. Спиваковской, страх относится к «специфическому острому эмоциональному состоянию, это реакция, которая проявляется в опасной ситуации. Страх вызывается конкретной близкой опасностью, которая уже наступила» [14]. А.И. Захаров отмечал, что «страх – аффективное (эмоционально заостренное) отражение в сознании конкретной угрозы для жизни и благополучия человека» [4]. По мнению Е.П. Ильина: «Страх – это эмоциональное состояние, отражающее защитную биологическую реакцию человека или животного при переживании ими реальной или мнимой опасности для их здоровья и благополучия» [7].
В зависимости от вида страха, это могут быть внешние обстоятельства или внутренние переживания. Причиной страха чаще всего являются именно особенности окружения — замкнутое пространство, высота, темнота. Реже страх обуславливают переживания человека по поводу социального взаимодействия с родителями, близкими или деловыми партнерами.
Ввиду сложности, многогранности страха, как психологического явления, до сих пор единой классификации страхов не существует. Страхи классифицируют в зависимости от интенсивности, направленности, значимости, силе воздействия на психологическое, эмоциональное и физическое состояние человека.
Страхи можно классифицировать по разным критериям. Например, можно говорить об эмоциональных состояния, связанных со страхом исходя из интенсивности и силы восприятия (рис. 1).
Рис. 1. Схема состояний страха
Также существует классификация страхов, разработанная советским и российским психиатром и психотерапевтом Борисом Дмитриевичем Карвасарским. В ней страхи делятся на восемь больших групп:
Пространственные страхи (сюда относятся батофобия – страх глубины, акрофобия – страх высоты, агорафобия – страх открытого пространства, клаустрофобия – страх замкнутого пространства и т.п.)
Социальные страхи (например, неофобия – страх любых перемен, гетерофобия – страх противоположного пола и т.п.)
Страх болезней
Страх смерти
Страх секса
Страх навредить окружающим
Страх страхов (этот страх служит причиной всех фобий).
В современной психологической практике используется классификация страхов по Щербатых Ю.В., которая включает (рис. 2):
Рис. 2. Схема классификации страхов
За развитие страха отвечает лимбическая система центральной нервной системы, преимущественно — левое миндалевидное тело. Процесс реализуется двумя нейронным путями: коротким и длинным. Первый отвечает за быструю реакцию на потенциальную опасность, второй — контролирует адекватность ответа на триггер и поддерживает или блокирует короткий путь. При нарушении работы длинного пути возникают фобии. Также в формировании чувства страха принимают участие ряд гормонов, в том числе кортизол — «гормон стресса».
Фобия – один из вариантов страха. Это иррациональный, плохо контролируемых страх объекта, живого существа или пребывания в определенных внешних обстоятельствах. При этом человек всеми силами пытается избежать контакта с источником своего страха, даже если тот не несет какой-либо объективной угрозы.
Наиболее распространенными вариантами страхов и фобий являются:
Танатофобия — страх собственной смерти
Страх сцены — боязнь выступления перед широкой публикой
Кинофобия — страх собак
Акрофобия — страх высоты
Никтофобия — страх темноты
Клаустрофобия — боязнь замкнутого пространства
Агорафобия — боязнь пребывания в местах, которые невозможно быстро и легко покинуть
Арахнофобия — боязнь пауков
Авиафобия — боязнь авиаперелетов
Астралофобия — страх грозы
Общая характеристика страхов детей в младшем школьном возрасте
Детские страхи - эмоциональные реакции детей на ситуацию угрозы (реальной или воображаемой) или на опасный в представлении детей объект, переживаемые ими как дискомфорт, желание убежать или спрятаться.[8] Чувство страха испытывают все люди, вне зависимости от возраста, пола, психофизиологических особенностей. В основе страха лежит отсутствие безопасности. Проблема в том, что дети ощущают и переживают тревогу и беспокойство гораздо сильнее и труднее взрослого, а взрослые часто не придают особого значения детским страхам, считая это пустяком. Ребёнок не может объективно и адекватно рассмотреть ситуацию и оценить страх, который встал перед ним.[1] Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заостренены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, о конфликтных отношениях в семье. Для того, чтобы воздействовать на ребенка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему. [2] В настоящее время тема детских страхов в младшем школьном возрасте считается актуальной. Проблемой детских страхов занимались зарубежные ученые, такие как: С. Холл, З. Фрейд, Г.С. Салливен; и отечественные В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Н.Г. Вологодина и др.[12]
Дети боятся темноты, незнакомых звуков, незнакомых людей, Бабу Ягу или других вымышленных персонажей. Они боятся боли, одиночества и собственных страхов. Большая часть детских страхов является нормальной психической реакцией на разных этапах развития ребенка. В работах отечественных и зарубежных психологов и психотерапевтов (А.И. Захаров, К. Изард, Е.П. Ильин, Е.Н. Кузнецова, Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, М.А. Панфилова, Ф. Риман, З. Фрейд и др.) огромное внимание уделяется проблеме детских страхов, особенностям их проявления, их разновидностям и причинам их возникновения. Страх, сам по себе, служит базовой эмоцией, развившейся в процессе эволюции человека как один из путей реализации инстинкта самосохранения. Однако, слишком сильные страхи, сохраняющиеся на протяжении длительного времени, могут свидетельствовать об эмоциональных и психологических проблемах.
Детские страхи нельзя недооценивать. Часто ребенок не может самостоятельно справиться со страхом. В этом случае он нуждается в грамотной помощи взрослых, которая должна строиться на основе знаний об этом психологическом феномене, понимания закономерностей этого явления, причин возникновения страхов и анализа психологических возрастных изменений переживания страхов ребенком. Важно правильно строить взаимоотношения с ребенком в семье, не допуская, чтобы внутрисемейные отношения могли служить почвой для детских страхов [11].
В международном классификаторе болезней и проблем, связанных со здоровьем, выделяется три категории тревожных расстройств в детском возрасте:
F 93.0 – тревожное расстройство в связи с боязнью разлуки в детском возрасте.
F93.1 – тревожно-фобическое расстройство детского возраста.
F93.2 – социальное тревожное расстройство возраста. [10]
Такой подход согласуется с традиционным, существующем в психологическом дискурсе, подразделением страхов на реальный, невротический и свободный [15, С.352] (рис. 3):
Рис. 3. Схема подразделений страха
К изложенной традиционной классификации страхов С.А. Панченко предлагает добавить такие виды страхов как страхи реальные и воображаемые, острые и хронические. Реальные и острые страхи предопределены ситуацией, а воображаемые и хронические - особенностями личности [13, С.12].
А.И. Захаровым впервые была предложена классификация детских страхов [3], которая наиболее соответствовала данному историческому периоду. В качестве критериев классификации страхов А.И. Захаров использовал (рис. 4):
Рис. 4. Схема критериев классификации страхов
А.И.Захаров также предложил разделить все детские страхи на 7 основных групп:
1. «Медицинские» (боли, уколов, крови, врачей и болезней);
2. Страхи физического ущерба (неожиданных звуков, нападения, транспорта, огня, пожара, стихии, войны);
3. Страх смерти (своей и родителей);
4. Страх животных и сказочных персонажей;
5. Страхи перед сном, страхи кошмарных снов и темноты;
6. Социально-опосредованные страхи (людей, родителей, наказания с их стороны, опоздания, одиночества);
7. «Пространственные» страхи (высоты, глубины, воды, замкнутого и открытого пространства) [5, c. 48].
Некоторые детские страхи могут со временем угасать, другие же – оставаться с ребенком в течение всей жизни. Страх часто вырастает из тревоги и беспокойства, которые необходимо корректировать, чтобы избежать негативных изменений в детском организме.
Если ребёнок испытывает страх, то у него проявляются следующие симптомы:
1. Соматические (появление пота, расширение зрачков глаз, учащение сердцебиения, побледнение кожи возникновение мышечных спазмов);
2. Эмоциональные (ощущение тревоги, паники).
3. Поведенческие (ухудшение сна, потеря аппетита).
4. Когнитивные (ухудшение внимания, памяти, сосредоточенность только на объекте страха).
Причины детских страхов
Причинами страха могут быть события, условия или ситуации, являющиеся началом опасности. Причин появления страхов достаточно много, поэтому к каждому страху нужен индивидуальный подход. К основным причинам относятся:
испуг, запугивание
пережитый неприятный опыт
чрезмерная опека
беспокойство родителей
агрессивность родителей
разговоры взрослых
виртуальная реальность
нарушение привязанности
конфликтная семья
болезни
чувство одиночества [16].
Во многом все эти причины взаимосвязаны. Если ребёнок постоянно слышит крики, ссоры родителей, видит, как один наносит другому физические травмы, то детские страхи могут надолго остаться и закрепиться в его памяти. В этот же момент страдает и чувство безопасности, надёжности, доверия к родителю. В резкой, чересчур нестабильной ситуации ребёнок растёт в постоянном стрессе, боится и за себя, и за родителей, что приводит к формированию устойчивого страха. Запугивание ребёнка отрицательными персонажами из сказок тоже не лучшая идея. Ребёнку важна эмоциональная близость с ребёнком, которой ему часто не хватает. В силу загруженности родителей на работе, дети чувствуют себя одинокими. Чрезмерная опека также вредит психике ребёнка, постоянные надзор и попечение, напоминания об опасностях ведут к тому, что дети начинают опасаться всего, что встречается на их пути. Дети, воспитанные таким образом, часто становятся боязливыми, тревожными, замкнутыми, неуверенными в себе. Не стоит излишне ограничивать ребёнка в познании окружающего мира.
Причинами страха могут быть различные ситуации, события, условия являющиеся началом опасности. Причины страха могут быть разделены.
1. Внешние процессы и события – события, вызывающие страх или включающие нейронные процессы, активизирующие эту эмоцию.
2. Культурные детерминанты страха – исключительно являются результатом научения.
3. Проблема дифференциации страха от других эмоций (другие эмоции как причины страха). В принципе любая эмоция может вызвать страх.
Когнитивные процессы представляют собой наиболее общий вид причин страха. Например, страх какого-либо определенного объекта может быть вызван мысленным воспроизведением в памяти или антипацией. Воспоминание или предвидение страха само по себе является достаточным для того, чтобы вызвать страх [2].
Природа возникновения детских страхов подразделяется на виды:
биологические:
- высокая общая чувствительность и способная остро воспринимать те или иные прикосновения;
- малая двигательная активность;
- страх животных, темноты, одиночества, неожиданных звуков, боли;
социальные:
- сосредоточение (у детей, проживающих с сельской местности, страхов бывает меньше);
- количество членов семьи (превосходит, количество страхов в неполноценной семье);
- также если в семье только один ребенок (все страхи семьи передаются поневоле данному ребенку);
- возрастные особенности родителей (если старше 30–35 лет, то дети наиболее пассивны);
- преждевременный выход матери на работу;
психоэмоциональные:
- личностные особенности мамы: требовательность, принципиальность, бескомпромиссность, завышенное чувство долга;
- если присутствуют страхи у родителей, в первую очередь у мамы;
- сложности, связанные с тревогой в отношениях с ребенком, – повышенная предосторожность во время общения со сверстниками;
- чрезмерной бескомпромиссностью родителей или их пылким неприятием детей;
- запреты со стороны родителя того же пола, что и ребенок, и полная свобода, предоставленная родителем другого пола;
- множественные нереализуемые угрозы родителей по отношению к ребенку;
- возможности для ролевой идентификации с родителем того же пола отсутствуют, зачастую у мальчиков обнаруживаются проблемы в различном общении с ровесниками, также придает не уверенность в себе;
- различного рода конфликты между близкими и родными в семье;
- психологические травмы (такие как испуг), которые обостряют чувствительность возрастного характера малышей к различным страхам;
- ребенок психически заражается страхами в процессе разного рода общения со сверстниками и взрослыми.
К причинам появления детских страхов относятся также такие:
- маленький возраст: чем младше ребенок, тем больше страхов преобладает;
- пол: у девочек фобий больше, нежели у мальчиков;
- возраст родителей: чем они старше, тем пугливее дети;
- внутриутробный испуг малыша, если мама во время беремен- ности подвергалась переживаниям и перенесла психотравми- рующую ситуацию;
- черепно-мозговые травмы и органические заболевания мозга, которые могут оказать патологическое влияние на фантазию;
- тип нервной системы у детей – чрезмерно чувствительный;
- недостаточная физическая активность;
- наследственность [9].
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Логика проведённого исследования
В ходе данного исследования были изучены различные методики по выявлению страхов у детей. Например:
Беседа о страхах А.И. Захарова по выявлению и уточнению преобладающих видов страхов. Она используется для выявления количества и групп детских страхов. Методика предполагает разговор психолога с ребенком, в ходе которого у ребенка спрашивают боится он тех или иных вещей или нет. При выявлении преобладающих страхов и того, что с ними связано, интенсивности переживания проводится следующая беседа. Это глубокое интервью в рамках рассматриваемой методики, для того чтобы выяснить, почему ребенок боится.
Опросник личностной и ситуативной тревоги Ч.Д. Спилбергера для детей от 11 до 17 лет. Тест состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Обследуемому предлагается: «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию».
Таблица 1
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Суждение | Ответ | |||
Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершенно верно | |
Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я внутренне скован | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я ощущаю душевный покой | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я нервничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я слушком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Таблица 2
Шкала личностной тревожности (ЛТ)
Суждение | Ответ | |||
Никогда | Почти никогда | Часто | Почти всегда | |
У меня бывает приподнятое настроение | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я бываю раздражительным | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я легко могу расстроиться | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я чувствую прилив сил, желание работать | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
Меня тревожат возможные трудности | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я бываю вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я все принимаю близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я чувствую себя беззащитным | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я бываю доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной).
Тест тревожности Р.Тэммл, М.Дорки, В.Амен для детей от 5 до 10 лет. Методика представляет собой детский тест тревожности, разработанный американскими психологами. В процессе исследования ребенку в строгой последовательности предъявляются рисунки, один за другим. Показав ребенку рисунок, тестирующий к каждому из них задает вопрос: «У ребенка, изображенного на картинке грустное или весёлое лицо?» также рисунки показывают ребенку в зависимости от его пола (рис. 5).
Пример стимульного материала для мальчиков
Пример стимульного материала для девочек
Рис. 5
Тест на выявление детских страхов А.И. Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках». Взрослый рисует контурно два дома: черный и красный. И потом предлагает расселить в домики страхи из списка (взрослые называет по очереди страхи). Записывать нужно те страхи, которые ребенок поселил в черный домик, т.е. признал, что он боится этого.
На основе этой методики был составлен опрос (Приложение 1), так как проводить методику на большом количестве детей было довольно затруднительно.
В исследовании приняло участие 22 ученика 1 «в» класса и 22 ученика 4 «а» класса.
В опроснике обучающимся предлагалось из 31 страха выбрать те, которые им присущи, а также написать свой самый главный страх
Все перечисленные здесь страхи можно разделить на несколько групп:
медицинские страхи - боль, уколы, врачи, болезни;
страхи, связанные с причинением физического ущерба - транспорт, неожиданные звуки, пожар, война, стихии;
страх смерти (своей);
боязнь животных;
страхи вымышленных персонажей;
страх темноты и кошмарных снов;
социально-опосредованные страхи - людей, детей, наказаний, опозданий, одиночества;
пространственные страхи - высоты, глубины, замкнутых пространств;
Анализ результатов проведённого исследования
Для наглядности результаты теста по выявлению количества страхов детей в возрасте 7-8 лет, из которых 14 – девочки и 8 – мальчики, представлены в виде таблицы.
Таблица 3
Выраженные страхи | Девочки | Мальчики | ||
количество | процент | количество | процент | |
Чудовища или др. вымышленные персонажи | 6 | 42,8 | 3 | 37,5 |
волк, медведь, собака, паук, змея или др. животные | 10 | 71,4 | 5 | 62,5 |
машины, поезда, самолеты или др. транспорт | 3 | 21,4 | 2 | 25,0 |
опоздание в школу | 1 | 7,1 | 1 | 12,5 |
какие-то дети | 1 | 7,1 | 0 | 0 |
какие-то люди | 3 | 21,4 | 1 | 12,5 |
страшные сны | 6 | 42,8 | 4 | 50,0 |
темнота | 9 | 64,2 | 5 | 62,5 |
большие улицы, площади | 0 | 0 | 0 | 0 |
буря, ураган, наводнение, землетрясение | 2 | 14,3 | 1 | 12,5 |
высота | 8 | 57,1 | 5 | 62,5 |
глубина | 4 | 28,6 | 1 | 12,5 |
вода | 3 | 21,4 | 1 | 12,5 |
огонь | 4 | 28,6 | 3 | 37,5 |
пожар | 8 | 57,1 | 5 | 62,5 |
наказание | 9 | 64,3 | 4 | 50,0 |
нападение | 9 | 64,3 | 5 | 62,5 |
смерть | 11 | 78,5 | 6 | 75,0 |
смерть родителей | 13 | 92,8 | 7 | 87,5 |
мама или папа | 1 | 7,1 | 0 | 0 |
война | 3 | 21,4 | 1 | 12,5 |
врачи (кроме зубных) | 6 | 42,8 | 3 | 37,5 |
кровь | 5 | 35,7 | 3 | 37,5 |
уколы | 8 | 57,1 | 4 | 50,0 |
боль | 7 | 50,0 | 3 | 37,5 |
неожиданные, резкие звуки | 7 | 50,0 | 2 | 25,0 |
перед тем как заснуть | 1 | 7,1 | 1 | 12,5 |
находиться в тесной маленькой комнате, помещении, переполненном автобусе | 0 | 0 | 0 | 0 |
оставаться одному | 8 | 57,1 | 3 | 37,5 |
заболеть, заразиться | 3 | 21,4 | 1 | 12,5 |
совершить ошибку | 1 | 7,1 | 0 | 0 |
С амые распространённые страхи девочек возраста 7-8 лет представлены в виде диаграммы (рис. 6):
Рис.6
Самые распространённые страхи мальчиков возраста 7-8 лет представлены в виде диаграммы (рис. 7):
Рис. 7
Для наглядности результаты теста по выявлению количества страхов детей в возрасте 10-11 лет, из которых 11 – девочки и 11 – мальчики, представлены в виде таблицы.
Таблица 3
Выраженные страхи | Девочки | Мальчики | ||
количество | процент | количество | процент | |
Чудовища или др. вымышленные персонажи | 1 | 9,0 | 1 | 9,0 |
волк, медведь, собака, паук, змея или др. животные | 8 | 72,7 | 6 | 54,5 |
машины, поезда, самолеты или др. транспорт | 2 | 18,2 | 1 | 9,0 |
опоздание в школу | 2 | 18,2 | 1 | 9,0 |
какие-то дети | 0 | 0 | 0 | 0 |
какие-то люди | 2 | 18,2 | 2 | 18,2 |
страшные сны | 4 | 36,4 | 3 | 27,3 |
темнота | 4 | 36,4 | 2 | 18,2 |
большие улицы, площади | 0 | 0 | 0 | 0 |
буря, ураган, наводнение, землетрясение | 3 | 27,3 | 2 | 18,2 |
высота | 6 | 54,5 | 5 | 45,5 |
глубина | 3 | 27,3 | 1 | 9,0 |
вода | 2 | 18,2 | 1 | 9,0 |
огонь | 4 | 36,4 | 3 | 27,3 |
пожар | 9 | 81,8 | 6 | 54,5 |
наказание | 4 | 36,4 | 3 | 27,3 |
нападение | 8 | 72,7 | 5 | 45,5 |
смерть | 9 | 81,8 | 8 | 72,7 |
смерть родителей | 11 | 100,0 | 11 | 100,0 |
мама или папа | 0 | 0 | 0 | 0 |
война | 5 | 45,5 | 6 | 54,5 |
врачи (кроме зубных) | 3 | 27,3 | 3 | 27,3 |
кровь | 4 | 36,4 | 2 | 18,2 |
уколы | 3 | 27,3 | 2 | 18,2 |
боль | 5 | 45,5 | 4 | 36,4 |
неожиданные, резкие звуки | 4 | 36,4 | 2 | 18,2 |
перед тем как заснуть | 0 | 0 | 0 | 0 |
находиться в тесной маленькой комнате, помещении, переполненном автобусе | 1 | 9,0 | 0 | 0 |
оставаться одному | 6 | 54,5 | 2 | 18,2 |
заболеть, заразиться | 3 | 27,3 | 4 | 36,4 |
совершить ошибку | 5 | 45,5 | 5 | 45,5 |
Самые распространённые страхи девочек возраста 10-11 лет представлены в виде диаграммы (рис. 8):
Рис. 8
Самые распространённые страхи мальчиков возраста 10-11 лет представлены в виде диаграммы (рис. 9):
Рис. 9
Заключение
В данной работе была освещена проблема страхов детей в младшем школьном возрасте. Теоретически изучено понятие страха, его психологические проявление у детей. Проведено исследование по выявлению страхов детей.
В ходе работы были реализованы поставленные задачи, в том числе проведен теоретический анализ литературы, диагностическое исследование и анализ результатов, а также написана статья на данную тему.
На основании результатов проведенного исследования можно сделать вывод, все дети в большей или меньшей степени подвержены самым различным страхом, причем результаты зависят от пола и возраста ребенка. Таким образом, результаты исследования подтверждают гипотезу о том, что количество страхов снижается с процессом взросления ребенка, при этом у девочек фобий больше, нежели у мальчиков.
Список литературы
Бахтина С.В., Антонова О.В., Розинова А.В. Детские страхи: специфика и факторы формирования. Наукосфера. №12 (1), 2022 Психологические науки.
Везирова Ф. М., Абдулаева И. А.Детские страхи у детей младшего школьного возраста. "Мировая наука" №5(26) 2019.
Гарбузов В.И., Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л.: Медицина, 1977.
Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. - 112с.
Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1982.- 164с.
Ибахаджиева Л.А. Теоретическое содержание понятия «детский страх». Международный журнал медицины и психологии 2020, Том 3, №4. – С. 63-66.
Ильин Е.П. Психология страха. СПб.: Питер, 2017. - 288с.
Конькова О.М, Тишунин В.В. Детские страх как фактор развития невротических и психосоматических заболеваний. Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 10 (43), 2017 | Медицинские науки. - С. 31-33.
Кучкунова Н.А., Смайлова А.С. Природа детских страхов и их коррекция. Путь в педагогическую науку: проблемы и решении. – С. 123-127.
МКБ-10. Международная классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр. ВОЗ, «Медицина», 1995. - 178с.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 240с.
Оганесова Н. Л., Понаморёва Е.Ф. Причины возникновения детских страхов в младшем школьном возрасте. Наукосфера. №3 (2), 2022 Психологические науки. – С.148-152.
Панченко С.А. Мне страшно...Я боюсь // Дошкольная педагогика.-2012.- No14.- С.8-13.
Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. 304с.
10Щербатых Ю.В. Ивлева Е.И. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий. - Воронеж: Истоки, 2008. - 458с.
Кузьмина М.В. Детский невроз страха [Электронный ресурс]. - URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200002503 – Дата обращения: 18.02.2023.
Страхи детей в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс]. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/24.pdf - Дата обращения: 10.01.2023.
Страх - причины, лечение, виды, психология и чувство страха [Электронный ресурс]. – URL: https://medportal.ru/enc/psychology/strakhi/strah/ - Дата обращения: 16.01.2023.
Типология страхов. Самые распространенные страхи и фобии [Электронный ресурс]. – URL: https://4brain.ru/blog/fears-typology/ - Дата обращения: 03.02.2023.
Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста. Акопян Любовь Суреновна [Электронный ресурс]. – URL: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_2002/Akopyan_L_S_2002.pdf - Дата обращения: 16.01.2023.
Приложение 1
Фамилия, имя__________________________________________________________
Возраст_______________________________________________________________
Пол Мужской Женский
Что из этого тебя пугает? (обведи те варианты, которых ты боишься)
Баба Яга, Змей Горыныч, чудовища или другие вымышленные персонажи;
волк, медведь, собака, паук, змея или другие животные;
машины, поезда, самолеты или другой транспорт;
опоздание в школу;
какие-то дети;
какие-то люди;
страшные сны;
темнота;
большие улицы, площади;
буря, ураган, наводнение, землетрясение;
высота;
глубина;
вода;
огнь;
пожар;
наказание;
нападение;
смерть;
смерть родителей;
мама или папа;
война;
врачи (кроме зубных);
кровь;
уколы;
боль;
неожиданные, резкие звуки;
перед тем как заснуть;
находиться в тесной маленькой комнате, помещении, переполненном автобусе;
оставаться одному;
заболеть, заразиться;
совершить ошибку;
Какой твой самый главный страх?
_________________________________________________________________
22