Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие
Автор публикации: И. Клименко, ученица 10А класса
Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие
1 вариант
Часть А
1. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:
1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
2. Общим качеством и человека, и высших животных является:
1) представления о сверхъестественных силах 2) способность обучать потомство
3) целенаправленная деятельность 4) создание нового, не имеющего аналогов в природе
3. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической, психологической и социальной. Социально обусловлены:
1) духовные идеалы и ценности 2) возрастные физические особенности
3) расовые отличия 4) проявления наследственности и изменчивости
4. В отличие от поведения животного, деятельность человека:
1) обусловлена видовой специализацией 2) побуждается инстинктами
3) связана с работой органов чувств 4) направляется сознательно выдвигаемой целью
5. Биологическую природу человека отражает потребность в
1) общении с другими людьми 2) отдыхе и восстановлении сил
3) познании окружающего мира 4) принадлежности к определённой группе
6. Что из перечисленного относится к социальным качествам человека?
1) генетически наследуемые качества 2) ориентация на определённые ценности
3) принадлежность к человеческому роду 4) тип темперамента
7. Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется:
1) критерием истины 2) объективной истиной
3) относительной истиной 4) абсолютной истиной
8. Относительная истина — это знание:
1) ложное 2) неполное 3) непроверенное 4) необоснованное
9. Истинное знание отличается от ложного тем, что оно
1) опирается на здравый смысл 2) использует понятия и суждения
3) создается в результате познавательной деятельности 4) соответствует предмету познания
10. Относительная истина, в отличие от абсолютной:
1) содержит объективное знание о предмете 2) всегда опирается на здравый смысл
3) может быть со временем опровергнута 4) является результатом чувственного и рационального познания
11. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Основные качества личности проявляются в человеке с момента рождения.
Б. Большое влияние на становление личности оказывает её ближайшее социальное окружение.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
12. Верны ли следующие суждения об особенностях отдельных видов познания?
А. Не только научное познание, но и житейская мудрость может проявиться в проницательных выводах и предположениях.
Б. Здравый смысл не способен сформулировать проблему, обнаружить загадку, это свойственно исключительно научному познанию.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Учёные страны Z на основе комплексного исследования системы здравоохранения создали концепцию её развития. Объектом этой деятельности являются(-ется):
1) учёные 2) концепция развития 3) система здравоохранения 4) комплексное исследование
14. Какой вид знания включает в себя законы, принципы, понятия, концепции?
1) повседневный опыт 2) теоретические знания 3) народная мудрость 4) художественный образ
Часть В
В 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
МЕТОД ПОЗНАНИЯ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Наблюдение | Целенаправленный процесс восприятия явлений окружающего мира, предметов действительности |
Выдвижение ... | Выдвижение догадок, предположений для объяснения фактов, не укладывающихся в существующие теории |
В 2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения
В 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «виды деятельности». 1) трудовая 2) инстинктивная 3) учебная 4) созидательная 5) творческая 6) целенаправленная
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
В 4. Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями:
ОПЕРАЦИИ ПОЗНАНИЯ | ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
2) рациональное |
А | Б | В | Г | Д | Е |
В 5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ | ТИПЫ ОБЩЕСТВ |
А) слабость товарно-денежных отношений, преимущественно натуральное хозяйство Б) превращение информации в важнейший фактор производства В) появление массовой культуры Г) организация массового промышленного производства Д) широкое распространение экранной культуры | 1) традиционное 2) индустриальное 3) постиндустриальное |
А | Б | В | Г | Д |
В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В труде, учении, ___________ (А) формируются и проявляются все стороны психики. Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________ (Б) — ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные ___________ (В) организма являются лишь ___________ (Г) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________ (Д) и черты характера в зависимости от хода его жизни и ___________ (Е) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
1) особенность | 2) способности | 3) личность |
4) игра | 5) общество | 6) задатки |
7) общение | 8) деятельность | 9) группа |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С
С 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном бюджете.
С 2. Приведите три примера проявления человека как личности.
Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие
2 вариант
Часть А
1. Отличительным признаком понятия «личность» является(-ются):
1) членораздельная речь 2) наличие физических потребностей
3) способность брать ответственность на себя 4) сознание и мышление
2. Какое качество свойственно как человеку, так и животному?
1) познавать мир в идеальных образах 2) верить в сверхъестественные силы
3) создавать новые орудия труда 4) способность заботиться о потомстве
3. В отличие от поведения животных, деятельность человека имеет:
1) активный характер 2) преобразовательный характер
3) индивидуальный характер 4) приспособительный характер
4. Характерной чертой научного мировоззрения является:
1) персонификация природных явлений 2) принятие важнейших истин на веру
3) критическое восприятие явлений действительности 4) опора на повседневный опыт
5. Сознательное участие человека в общественной жизни характеризует его как:
1) индивидуальность 2) индивида 3) творца 4) личность
6. Какой вид знания представляет собой своеобразный свод рецептов поведения, выработанных жизнью многих поколений?
1) повседневный опыт 2) теоретические знания
3) народная мудрость 4) художественный образ
7. Несомненное, раз и навсегда установленное знание — это
1) научное понятие 2) относительная истина 3) народная мудрость 4) абсолютная истина
8. Практика как критерий истины включает:
1) научный эксперимент 2) научные понятия 3) теоретические обобщения 4) статистические методы
9. Относительную истину отличает то, что она:
1) имеет определённые ограничения 2) не подтверждена эмпирически
3) не была теоретически обоснована 4) получена ненаучным путем
10. Какой из приведенных результатов познавательной деятельности получен опытно-экспериментальным путем?
1) моделирование при помощи компьютера последствий высадки на Землю инопланетного корабля
2) определение степени загрязненности водоемов при помощи химического анализа проб воды
3) разработка философами-футурологами теории глобального управления современным миром
4) выдвижение астрономами гипотезы о происхождении «черных дыр» в галактиках
11. Что из перечисленного относится к формам рационального познания?
1) суждение 2) память 3) представление 4) ощущение
12. Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Все поступки человека по своей природе рациональны, сообразуются с разумом.
Б. На поведение человека влияют подсознание, природные инстинкты и влечения.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
13. Верны ли следующие суждения об особенностях человека и его действий?
А. Индивидуальные особенности человека напрямую зависят от климатических условий места его проживания.
Б. Действия людей вытекают из их потребностей и интересов.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
14. В познавательной деятельности, в отличие от трудовой:
1) люди приобретают знания о мире и о себе
2) получаются практически полезные результаты
3) реализуются духовные и материальные потребности личности
4) средства должны соответствовать целям
Часть В
В 1. Запишите слово, пропущенное в таблице.
В 2. Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности 2) результаты деятельности 3) мотивы деятельности 4) цели деятельности 5) структура деятельности
В 3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух характеризуют виды человеческих знаний.
1) научные истины 2) народная мудрость 3) мифология 4) гипотеза 5) заблуждение 6) эксперимент
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
В 4. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.
ФАКТ | СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ |
А) исследование жизни обитателей морского дна Б) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей В) сокращение бюджетных расходов на науку Г) развитие средних слоев общества в структуре населения Д) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной | 1) социальная 2) экономическая 3) духовная |
А | Б | В | Г | Д |
В 5. Установите соответствие между примерами и элементами структуры деятельности
ПРИМЕРЫ | ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
А) театральные декорации Б) оркестр В) театральная труппа Г) музыкальные инструменты Д) осветительные приборы |
2) средства деятельности |
А | Б | В | Г | Д |
В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
«Мировоззрение — система обобщенных взглядов на мир и место _______________(А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные _______________(Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение – это далеко не все взгляды и _______________(В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения _______________(Г) философии. В качестве _______________(Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения — существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной _______________(Е), общественного класса. По своей сущности мировоззрение — общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества».
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) предметы | 2) субъект | 3) социальная группа |
4) жизненные позиции | 5) человек | 6) рассудок |
7) способности | 8) представления | 9) основной вопрос |
А | Б | В | Г | Д | Е |
Часть С
С 1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «экономика»?
Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о экономике.
С 2. Объясните, что имел в виду Йоганнес Бехер, утверждая: «Человек становится человеком только среди людей». Приведите три суждения-объяснения.