Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие

2
0
Материал опубликован 18 August 2022 в группе

Автор публикации: И. Клименко, ученица 10А класса

Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие

1 вариант

Часть А

1. Со­зна­тель­ное уча­стие че­ло­ве­ка в об­ще­ствен­ной жизни ха­рак­те­ри­зу­ет его как:

1) ин­ди­ви­ду­аль­ность 2) ин­ди­ви­да 3) твор­ца 4) лич­ность

2.  Общим ка­че­ством и че­ло­ве­ка, и выс­ших жи­вот­ных яв­ля­ет­ся:

1) пред­став­ле­ния о сверхъ­есте­ствен­ных силах 2) спо­соб­ность обу­чать потом­ство

3) це­ле­на­прав­лен­ная де­я­тель­ность 4) со­зда­ние но­во­го, не име­ю­ще­го ана­ло­гов в при­ро­де

3. Че­ло­век пред­став­ля­ет собой един­ство трёх со­став­ля­ю­щих: био­ло­ги­че­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной. Со­ци­аль­но обу­слов­ле­ны:

1) ду­хов­ные иде­а­лы и цен­но­сти 2) воз­раст­ные фи­зи­че­ские осо­бен­но­сти

3) ра­со­вые от­ли­чия 4) про­яв­ле­ния на­след­ствен­но­сти и из­мен­чи­во­сти

4.  В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­но­го, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка:

1) обу­слов­ле­на ви­до­вой спе­ци­а­ли­за­ци­ей 2) по­буж­да­ет­ся ин­стинк­та­ми

3) свя­за­на с ра­бо­той ор­га­нов чувств 4) на­прав­ля­ет­ся со­зна­тель­но вы­дви­га­е­мой целью

5. Био­ло­ги­че­скую при­ро­ду че­ло­ве­ка от­ра­жа­ет по­треб­ность в

1) об­ще­нии с дру­ги­ми лю­дь­ми 2) от­ды­хе и вос­ста­нов­ле­нии сил

3) по­зна­нии окру­жа­ю­ще­го мира 4) при­над­леж­но­сти к опре­делённой груп­пе

6. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к со­ци­аль­ным ка­че­ствам че­ло­ве­ка?

1) ге­не­ти­че­ски на­сле­ду­е­мые ка­че­ства 2) ори­ен­та­ция на опре­делённые цен­но­сти

3) при­над­леж­ность к че­ло­ве­че­ско­му роду 4) тип тем­пе­ра­мен­та

7. Пол­ное, ис­чер­пы­ва­ю­щее, точ­ное зна­ние об объ­ек­те ис­сле­до­ва­ния на­зы­ва­ет­ся:

1) кри­те­ри­ем ис­ти­ны 2) объ­ек­тив­ной ис­ти­ной

3) от­но­си­тель­ной ис­ти­ной  4) аб­со­лют­ной ис­ти­ной

8. От­но­си­тель­ная ис­ти­на — это зна­ние:

1) лож­ное 2) не­пол­ное 3) не­про­ве­рен­ное 4) не­обос­но­ван­ное

9. Ис­тин­ное зна­ние от­ли­ча­ет­ся от лож­но­го тем, что оно

1) опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл 2) ис­поль­зу­ет по­ня­тия и суж­де­ния

3) со­зда­ет­ся в ре­зуль­та­те по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти 4) со­от­вет­ству­ет пред­ме­ту по­зна­ния

10. От­но­си­тель­ная ис­ти­на, в от­ли­чие от аб­со­лют­ной:

1) со­дер­жит объ­ек­тив­ное зна­ние о пред­ме­те 2) все­гда опи­ра­ет­ся на здра­вый смысл

3) может быть со вре­ме­нем опро­верг­ну­та 4) яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том чув­ствен­но­го и ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния

11. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о лич­но­сти?

А. Ос­нов­ные ка­че­ства лич­но­сти про­яв­ля­ют­ся в че­ло­ве­ке с мо­мен­та рож­де­ния.

Б. Боль­шое вли­я­ние на ста­нов­ле­ние лич­но­сти ока­зы­ва­ет её бли­жай­шее со­ци­аль­ное окру­же­ние.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях от­дель­ных видов по­зна­ния?

А. Не толь­ко на­уч­ное по­зна­ние, но и жи­тей­ская муд­рость может про­явить­ся в про­ни­ца­тель­ных вы­во­дах и пред­по­ло­же­ни­ях.

Б. Здра­вый смысл не спо­со­бен сфор­му­ли­ро­вать про­бле­му, об­на­ру­жить за­гад­ку, это свой­ствен­но ис­клю­чи­тель­но на­уч­но­му по­зна­нию.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13. Учёные стра­ны Z на ос­но­ве ком­плекс­но­го ис­сле­до­ва­ния си­сте­мы здра­во­охра­не­ния со­зда­ли кон­цеп­цию её раз­ви­тия. Объ­ек­том этой де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся(-ется):

1) учёные 2) кон­цеп­ция раз­ви­тия 3) си­сте­ма здра­во­охра­не­ния 4) ком­плекс­ное ис­сле­до­ва­ние

14. Какой вид зна­ния вклю­ча­ет в себя за­ко­ны, прин­ци­пы, по­ня­тия, кон­цеп­ции?

1) по­все­днев­ный опыт 2) тео­ре­ти­че­ские зна­ния 3) на­род­ная муд­рость 4) ху­до­же­ствен­ный образ

Часть В

В 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. 

МЕТОД

ПО­ЗНА­НИЯ

ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

На­блю­де­ние

Це­ле­на­прав­лен­ный про­цесс вос­при­я­тия яв­ле­ний окру­жа­ю­ще­го мира, пред­ме­тов дей­стви­тель­но­сти

Вы­дви­же­ние ...

Вы­дви­же­ние до­га­док, пред­по­ло­же­ний для объ­яс­не­ния фак­тов, не укла­ды­ва­ю­щих­ся в су­ще­ству­ю­щие тео­рии


В 2. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) знания 2) мировоззрение 3) ценности 4) установки 5) убеждения

 В 3. Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «виды де­я­тель­но­сти». 1) тру­до­вая 2) ин­стинк­тив­ная 3) учеб­ная 4) со­зи­да­тель­ная 5) твор­че­ская 6) це­ле­на­прав­лен­ная

Най­ди­те два тер­ми­на, от­но­ся­щи­е­ся к дру­го­му по­ня­тию, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

В 4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между эта­па­ми по­зна­ния и ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми их кон­крет­ны­ми опе­ра­ци­я­ми:

ОПЕ­РА­ЦИИ ПОЗНАНИЯ

ЭТАПЫ ПО­ЗНА­НИЯ

A) от­ра­же­ние в со­зна­нии че­ло­ве­ка внеш­них свойств пред­ме­та

Б) от­ра­же­ние пред­ме­тов и их свойств в виде це­лост­но­го об­ра­за

B) фик­са­ция су­ще­ствен­ных свойств пред­ме­та

Г) со­хра­не­ние в па­мя­ти обоб­щен­но­го об­ра­за пред­ме­та

Д) утвер­жде­ние или от­ри­ца­ние на­ли­чия у пред­ме­та каких-либо свойств

Е) ло­ги­че­ский вывод новых суж­де­ний о пред­ме­те на ос­но­ве име­ю­щих­ся


1) чув­ствен­ное

2) рациональное



А

Б

В

Г

Д

Е








В 5. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.


ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) слабость товарно-денежных отношений, преимущественно натуральное хозяйство

Б) превращение информации в важнейший фактор производства

В) появление массовой культуры

Г) организация массового промышленного производства

Д) широкое распространение экранной культуры

1) традиционное

2) индустриальное

3) постиндустриальное


А

Б

В

Г

Д







В 6. Про­чи­тай­те при­ве­ден­ный ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«В труде, уче­нии, ___________ (А) фор­ми­ру­ют­ся и про­яв­ля­ют­ся все сто­ро­ны пси­хи­ки. Особо вста­ет во­прос о том, как фор­ми­ру­ют­ся и за­креп­ля­ют­ся от­но­си­тель­но устой­чи­вые пси­хи­че­ские свой­ства. Пси­хи­че­ские свой­ства ___________ (Б) — ее спо­соб­но­сти и ха­рак­те­ро­ло­ги­че­ские черты — фор­ми­ру­ют­ся в ходе жизни. Врож­ден­ные ___________ (В) ор­га­низ­ма яв­ля­ют­ся лишь ___________ (Г) — весь­ма мно­го­знач­ны­ми, ко­то­рые обу­слов­ли­ва­ют, но не пред­опре­де­ля­ют пси­хи­че­ские свой­ства че­ло­ве­ка. На ос­но­ве одних и тех же за­дат­ков у че­ло­ве­ка могут вы­ра­бо­тать­ся раз­лич­ные свой­ства — ___________ (Д) и черты ха­рак­те­ра в за­ви­си­мо­сти от хода его жизни и ___________ (Е) не толь­ко про­яв­ля­ют­ся, но и фор­ми­ру­ют­ся. В ра­бо­те, уче­нии и труде скла­ды­ва­ют­ся и от­ра­ба­ты­ва­ют­ся спо­соб­но­сти людей; в жиз­нен­ных де­я­ни­ях и по­ступ­ках фор­ми­ру­ет­ся и за­ка­ля­ет­ся ха­рак­тер».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

 

1) осо­бен­ность

2) спо­соб­но­сти

3) лич­ность

4) игра

5) об­ще­ство

6) за­дат­ки

7) об­ще­ние

8) де­я­тель­ность

9) груп­па


А

Б

В

Г

Д

Е








Часть С


С 1.  Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «государственный бюджет»? При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о государственном бюджете.


С 2. При­ве­ди­те три при­ме­ра про­яв­ле­ния че­ло­ве­ка как лич­но­сти.



Контрольная работа по элективному курсу по обществознанию 10 класс I полугодие  

2 вариант

Часть А

1. От­ли­чи­тель­ным при­зна­ком по­ня­тия «лич­ность» яв­ля­ет­ся(-ются):

1) чле­но­раз­дель­ная речь 2) на­ли­чие фи­зи­че­ских по­треб­но­стей

3) спо­соб­ность брать от­вет­ствен­ность на себя 4) со­зна­ние и мыш­ле­ние

2. Какое ка­че­ство свой­ствен­но как че­ло­ве­ку, так и жи­вот­но­му?

1) по­зна­вать мир в иде­аль­ных об­ра­зах 2) ве­рить в сверхъестественные силы

3) со­зда­вать новые ору­дия труда 4) спо­соб­ность за­бо­тить­ся о потом­стве

3.  В от­ли­чие от по­ве­де­ния жи­вот­ных, де­я­тель­ность че­ло­ве­ка имеет:

1) ак­тив­ный ха­рак­тер 2) пре­об­ра­зо­ва­тель­ный ха­рак­тер

3) ин­ди­ви­ду­аль­ный ха­рак­тер 4) при­спо­со­би­тель­ный ха­рак­тер

4.  Ха­рак­тер­ной чер­той на­уч­но­го ми­ро­воз­зре­ния яв­ля­ет­ся:

1) пер­со­ни­фи­ка­ция при­род­ных яв­ле­ний 2) при­ня­тие важ­ней­ших истин на веру

3) кри­ти­че­ское вос­при­я­тие яв­ле­ний дей­стви­тель­но­сти 4) опора на по­все­днев­ный опыт

5.  Со­зна­тель­ное уча­стие че­ло­ве­ка в об­ще­ствен­ной жизни ха­рак­те­ри­зу­ет его как:

1) ин­ди­ви­ду­аль­ность 2) ин­ди­ви­да 3) твор­ца 4) лич­ность

6.  Какой вид зна­ния пред­став­ля­ет собой свое­об­раз­ный свод ре­цеп­тов по­ве­де­ния, вы­ра­бо­тан­ных жиз­нью мно­гих по­ко­ле­ний?

1) по­все­днев­ный опыт 2) тео­ре­ти­че­ские зна­ния

3) на­род­ная муд­рость  4) ху­до­же­ствен­ный образ

7. Не­со­мнен­ное, раз и на­все­гда уста­нов­лен­ное зна­ние — это

1) на­уч­ное по­ня­тие 2) от­но­си­тель­ная ис­ти­на 3) на­род­ная муд­рость 4) аб­со­лют­ная ис­ти­на

8. Прак­ти­ка как кри­те­рий ис­ти­ны вклю­ча­ет:

1) на­уч­ный экс­пе­ри­мент 2) на­уч­ные по­ня­тия 3) тео­ре­ти­че­ские обоб­ще­ния 4) ста­ти­сти­че­ские ме­то­ды

9. От­но­си­тель­ную ис­ти­ну от­ли­ча­ет то, что она:

1) имеет опре­делённые огра­ни­че­ния 2) не под­твер­жде­на эм­пи­ри­че­ски

3) не была тео­ре­ти­че­ски обос­но­ва­на 4) по­лу­че­на не­на­уч­ным путем

10. Какой из при­ве­ден­ных ре­зуль­та­тов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти по­лу­чен опыт­но-экс­пе­ри­мен­таль­ным путем?

1) мо­де­ли­ро­ва­ние при по­мо­щи ком­пью­те­ра по­след­ствий вы­сад­ки на Землю ино­пла­нет­но­го ко­раб­ля

2) опре­де­ле­ние сте­пе­ни за­гряз­нен­но­сти во­до­е­мов при по­мо­щи хи­ми­че­ско­го ана­ли­за проб воды

3) раз­ра­бот­ка фи­ло­со­фа­ми-фу­ту­ро­ло­га­ми тео­рии гло­баль­но­го управ­ле­ния со­вре­мен­ным миром

4) вы­дви­же­ние аст­ро­но­ма­ми ги­по­те­зы о про­ис­хож­де­нии «чер­ных дыр» в га­лак­ти­ках

11. Что из пе­ре­чис­лен­но­го от­но­сит­ся к фор­мам ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния?

 1) суж­де­ние 2) па­мять 3) пред­став­ле­ние 4) ощу­ще­ние

12. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния о че­ло­ве­ке?

А. Все по­ступ­ки че­ло­ве­ка по своей при­ро­де ра­ци­о­наль­ны, со­об­ра­зу­ют­ся с ра­з­умом.

Б. На по­ве­де­ние че­ло­ве­ка вли­я­ют под­со­зна­ние, при­род­ные ин­стинк­ты и вле­че­ния.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

13. Верны ли сле­ду­ю­щие суж­де­ния об осо­бен­но­стях че­ло­ве­ка и его дей­ствий?

А. Ин­ди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти че­ло­ве­ка на­пря­мую за­ви­сят от кли­ма­ти­че­ских усло­вий места его про­жи­ва­ния.

Б. Дей­ствия людей вы­те­ка­ют из их по­треб­но­стей и ин­те­ре­сов.

1) верно толь­ко А 2) верно толь­ко Б 3) верны оба суж­де­ния 4) оба суж­де­ния не­вер­ны

14. В по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, в от­ли­чие от тру­до­вой:

1) люди при­об­ре­та­ют зна­ния о мире и о себе

2) по­лу­ча­ют­ся прак­ти­че­ски по­лез­ные ре­зуль­та­ты

3) ре­а­ли­зу­ют­ся ду­хов­ные и ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти лич­но­сти

4) сред­ства долж­ны со­от­вет­ство­вать целям


Часть В

В 1.  За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це. 

t1660809703aa.png

В 2. Вы­бе­ри­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) объ­ек­ты де­я­тель­но­сти 2) ре­зуль­та­ты де­я­тель­но­сти 3) мо­ти­вы де­я­тель­но­сти 4) цели де­я­тель­но­сти 5) струк­ту­ра де­я­тель­но­сти

В 3.  Ниже при­ведён пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух ха­рак­те­ри­зу­ют виды че­ло­ве­че­ских зна­ний.

1) на­уч­ные ис­ти­ны 2) на­род­ная муд­рость 3) ми­фо­ло­гия 4) ги­по­те­за 5) за­блуж­де­ние 6) экс­пе­ри­мент

 Най­ди­те два тер­ми­на, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го ряда, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

В 4. Установите соответствие между фактом и сферой общественной жизни: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ФАКТ

СФЕРА ОБЩЕСТВЕННОЙ

ЖИЗНИ

А) исследование жизни обитателей морского дна

Б) омоложение института брака, возрастание числа молодых семей

В) сокращение бюджетных расходов на науку

Г) развитие средних слоев общества в структуре населения

Д) выдвижение новых гипотез о происхождении Вселенной

1) социальная

2) экономическая

3) духовная


А

Б

В

Г

Д






 

В 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и эле­мен­та­ми струк­ту­ры де­я­тель­но­сти

ПРИ­МЕ­РЫ

ЭЛЕ­МЕН­ТЫ СТРУК­ТУ­РЫ ДЕ­Я­ТЕЛЬ­НО­СТИ

А) те­ат­раль­ные де­ко­ра­ции

Б) ор­кестр

В) те­ат­раль­ная труп­па

Г) му­зы­каль­ные ин­стру­мен­ты

Д) осве­ти­тель­ные при­бо­ры


1) субъ­ек­ты де­я­тель­но­сти

2) сред­ства де­я­тель­но­сти



А

Б

В

Г

Д







В 6. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов.

 

«Ми­ро­воз­зре­ние — си­сте­ма обоб­щен­ных взгля­дов на мир и место _______________(А) в нем, на от­но­ше­ние людей к окру­жа­ю­щей их дей­стви­тель­но­сти и самим себе, а также обу­слов­лен­ные этими взгля­да­ми ос­нов­ные _______________(Б) людей, их убеж­де­ния, иде­а­лы, прин­ци­пы по­зна­ния и де­я­тель­но­сти, цен­ност­ные ори­ен­та­ции. Ми­ро­воз­зре­ние – это да­ле­ко не все взгля­ды и _______________(В) об окру­жа­ю­щем мире, а толь­ко их пре­дель­ное обоб­ще­ние. Со­дер­жа­ние ми­ро­воз­зре­ния груп­пи­ру­ет­ся во­круг того или иного ре­ше­ния _______________(Г) фи­ло­со­фии. В ка­че­стве _______________(Д) ми­ро­воз­зре­ния ре­аль­но вы­сту­па­ют груп­па и лич­ность. Ми­ро­воз­зре­ние яв­ля­ет­ся ядром об­ще­ствен­но­го и ин­ди­ви­ду­аль­но­го со­зна­ния. Вы­ра­бот­ка ми­ро­воз­зре­ния — су­ще­ствен­ный по­ка­за­тель зре­ло­сти не толь­ко лич­но­сти, но и опре­де­лен­ной _______________(Е), об­ще­ствен­но­го клас­са. По своей сущ­но­сти ми­ро­воз­зре­ние — об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ский фе­но­мен, воз­ник­ший с по­яв­ле­ни­ем че­ло­ве­че­ско­го об­ще­ства».

 

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя сло­ва­ми каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 1) пред­ме­ты

2) субъ­ект

3) со­ци­аль­ная груп­па

4) жиз­нен­ные по­зи­ции

5) че­ло­век

6) рас­су­док

7) спо­соб­но­сти

8) пред­став­ле­ния

9) ос­нов­ной во­прос


А

Б

В

Г

Д

Е







Часть С

С 1. Какой смысл об­ще­ство­ве­ды вкла­ды­ва­ют в по­ня­тие «экономика»?

При­вле­кая зна­ния об­ще­ство­вед­че­ско­го курса, со­ставь­те два пред­ло­же­ния, со­дер­жа­щие ин­фор­ма­цию о экономике.

С 2. Объ­яс­ни­те, что имел в виду Йо­ган­нес Бехер, утвер­ждая: «Че­ло­век ста­но­вит­ся че­ло­ве­ком толь­ко среди людей». При­ве­ди­те три суж­де­ния-объ­яс­не­ния.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.