12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Наталья966
Люблю свою работу
Россия, Бийск
Материал размещён в группе «Метод проекта на уроке литературы»
2

Исследовательская работа «Ведущее средство создания художественного образа в произведении «Малыш»

КГБОУ Бийский лицей- интернат

Художественный образ

литературного героя

По произведению Аркадия Натановича и Бориса Натановича Стругацких «Малыш»

Семенов Пьер Александрович – Малыш

Проект выполнила:

ученица 8 «Е» класса

Кормина Дарья

Научный руководитель:

Ромах Наталья Сергеевна

 


 

2018

Содержание;

Введение

-Цель исследования;

-Задачи;

-Объект и предмет исследования;

-Гипотеза;

-Методы исследования.

1 Часть. Теоретическая.

  1. Понятие художественного образа;

    Средства создания образа героя;

2 Часть. Практическая.

2.1 Название произведения;

2.2 Речь героя;

2.3 Поступки, действия героя;

2.4 Психологический анализ;

2.5 Другие герои произведения;

2.6 Портрет героя;

2.7 Социальная среда, общество;

2.8 Пейзаж;

2.9 Предыстория жизни героя.

3. Вывод

4. Литература


 

1 часть

Введение

Изучение художественного образа литературного героя представляет собой возможность для последующего использования полученной информации на уроках литературы и повышения уровня читательской культуры школьников.

Доступность книг и Интернет ресурсов позволят исследовать образ героя и представить его.

Объектом исследования является художественный образ литературного героя.

Предметом исследования является герой произведения братьев Стругацких - Семенов Пьер Александрович (Малыш).

Гипотеза: После прочтения произведения могу выдвинуть гипотезу, что художественный образ моего героя наиболее ярко выражен через поступки самого героя и поступки других героев. Также я могу предположить, что образ может выражаться через предысторию героя.

Метод исследования: теоретические, математические и эмпирические.


 

Цель исследования

Цели моего исследования это:

Уточнить понятие «Художественного образа»

Установить образ литературного героя (произведения братьев Стругацких - Семенов Пьер Александрович - Малыш)

Задачи

Мои задачи:

Проанализировать определение «художественного образа»;

Проанализировать какие средства создания образа используют авторы выбранного мной произведения;

Установить художественный образ

 

 

1 Часть

Художественный образ

Художественный образ – одна из основных категорий эстетики, которая характеризует присущий только искусству способ отображения и преобразования действительности. Образом также называется любое явление, творчески воссозданное автором в художественном произведении.

Художественный образ не только отражает, но прежде всего, обобщает действительность, раскрывает в единичном, преходящем сущностное, вечное. Специфика художественного образа определяется не только тем, что он осмысливает действительность, но и тем, что он создает новый, вымышленный мир. При помощи своей фантазии, вымысла автор преобразует реальный материал: пользуясь точными словами, красками, звуками, художник создает единичное произведение.

Художественный образ представляет собой не только изображение человека, он является картиной человеческой жизни, в центре которой стоит конкретный человек, но которая включает в себя и всё то, что его в жизни окружает. Так, в художественном произведении человек изображается во взаимоотношениях с другими людьми. Поэтому здесь можно говорить не об одном образе, а о множестве образов.


 

Образ героя художественного произведения складывается из множества факторов. Конкретно в повести «Малыш» такими факторами являлись:

Речь героя - языковая форма выражения характера героя, присуща практически всем литературным произведением, именно благодаря этому способу читатели могут полноценно понять тонкости характера литературного героя и его внутренний мир.

Поступки героя — сознательное, завершенное действие, реализованный акт свободной воли. Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком.

Психологический анализ — подробное и глубокое воспроизведение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, по­буждений и т.п. Психологический анализ позволяет писателю глубже проникать в характер героя, вскрывая тайные пружи­ны его действий, скрытые мысли и переживания, показывать читателю глубинные основы характера. 

Другие герои произведения — действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения. Взаимоотношения персонажа с другими героями произведения показаны автором, чтобы читатель увидел героя не изолировано, а в определенных ситуациях, во взаимодействии с разными людьми.

Портрет героя  — одно из средств художественной характеристики, состоящее в том, что писатель раскрывает типический характер своих героев и выражает своё идейное отношение к ним через изображение внешности героев: их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер.

Социальная среда, общество - общественные условия, в которых живет и действует персонаж.

Пейзаж - одно из средств, для создания воображаемого, “виртуально” мира произведения, важнейший компонент художественного пространства и времени. Раскрывает внутренние переживания героя.

Предыстория жизни героя - описание детства, юности, становления героя как личности, помогает глубже раскрыть внутренний мир персонажа.

 


 

2 Часть

Название произведения

Название произведения - это имя одного из главных героев (Семенова Пьера Александровича) с историей которого мы стакнулись в этом произведении.

Интересно, что первоначальное название было «Операция МАУГЛИ». Замысел же, достаточно сильно отличался от последующей его реализации, но какие-то (фундаментальные) позиции определились уже в самом первом разработанном плане, и в том числе образ Малыша.

Эпиграф

Отсутствует.

Прямая авторская характеристика

Отсутствует.

 

Речь героя

Речь Малыша появляется уже во 2 главе, но на тот момент членам экспедиции не было известно, с кем они имеют дело. Один из главных героев Стась, от лица которого и ведется повествование, услышал сначала детский плач, а потом появилась уже сама речь, хриплый женский голос говорил:

«– Шура… – простонал совсем рядом хриплый женский голос. – Где ты, Шура… Больно…»

Однако члены экипажа вышли на контакт с Малышом только в 6 главе, где далее более полно можно разобрать его речь.

Речь малыша резкая и отрывистая. Он мог разговаривать голосом одного из членов экипажа или как во второй главе голосом матери или отца (он как бы воспроизводил то, что когда-либо слышал).

Научился бегло разговаривать за 4 часа контакта с Комовым, никогда до этого не общаясь с людьми.

При контакте руки, пальцы, жесты мимика ни на секунду не оставались в покое, движения были стремительны и неуловимо плавные.

Можно отметить, что в силу его психологического состояния и «развития» он очень любил задавать вопросы, а ответы на них являлись удовлетворением. Когда ему отвечали на задаваемые им же вопросы, он и вовсе мог начать метаться по комнате, трепеща от возбуждения.

Поступки

Поступки Малыша также появляются с самых первых глав как некие явления. Например, резкий сбой рабочих киберов, но ошибки в программе не было и быть не могло. Как оказалось потом киберы сбились из-за того, что движения Малыша были восприняты ими как человеческие. Это ещё до момента речи начинает буквально сводить Стася с ума, вплоть до того, что у него появлялись мысли завершить свою работу на этой экспедиции.

«У меня все поплыло перед глазами. Киберы были здесь, у корабля. Они толпились у грузового люка, все трое, легонько отталкивая друг друга, как будто каждый пытался первым попасть в трюм. Это было невозможно, это было неприлично, это было страшно. Они словно стремились поскорее спрятаться в трюме, укрыться от чего-то, спастись… Известно такое явление второй природы – взбесившийся робот, оно бывает очень редко, а о взбесившемся строительном роботе я не слышал никогда. Однако нервы у меня были так взвинчены, что сейчас я был готов к этому. Но ничего не произошло.»

Больше всего поступков героя я заметила в 7 главе, когда после первого контакта пытались «втереться» к нему в доверие. Поступки его выражались через взаимодействие с другими персонажами.

Психологический анализ

Поскольку Малыш - это посредник между человеком и нечеловеком, гуманоидом и негуманоидом, а воспитали его аборигены, то его психологический анализ довольно специфический (если можно так выразиться). Психологический анализ герои начали давать ему при первом его появлении. Это было что-то вроде научных предположений в ходе дискуссии.

Как я уже и говорила, Малыш был довольно любопытный. Он часто задавал вопросы, на которые после размышлений не мог ответить сам.

Так же он помнил все с самого детства (момента крушения их корабля, ему тогда был один год и месяц). Так он смог описать весь момент крушения.

«– И ты все это помнишь? – слегка изменившимся голосом произнес Комов.

– Конечно, – сказал Малыш голосом Комова, – а ты разве не помнишь все?

– Нет, – сказал Комов.

– Это потому, что ты размышляешь не так, как я, – уверенно сказал Малыш. – Я помню все. Все, что было вокруг меня когда-нибудь, я уже не забуду. А когда забываю, надо только поразмыслить хорошенько, и все вспоминается.»

При этом с начала их контакта Малыш утверждал, что люди злые и плохие. Скорее всего, на такую точку зрения повлияли аборигены, воспитавшие его.

«– Я давно знал, что люди придут снова. Я ждал, мне было плохо. Потом я увидел: люди пришли. Я стал размышлять и понял – если людям сказать, они уйдут, и тогда будет хорошо.»

«…- Я не хочу, чтобы они были, а они есть. Я хочу, чтобы ты пришел ко мне, но не могу. Люди – это беда.»

Но при этом не хотел и не причинял им никакого вреда, не считал их уродами из-за их различий, а всё так же шел с ними на контакт.


 

Другие герои произведения

Сначала, уже во второй главе после первой речи Малыша (тот плач ребёнка и хрип женщины) Стась начал делать необъяснимые действия.

«…-А я все нажимал и нажимал на клапан, сметая, разбивая в пыль, уничтожая хриплый голос у себя в мозгу, я чувствовал, что глохну, и чувство это доставляло мне невыразимое облегчение.

Потом оказалось, что я стою рядом с Томом, холод прожигает меня до костей, а я дую на окоченевшие пальцы и повторяю, блаженно улыбаясь: «Звуковая завеса, понятно? Звуковая завеса…»

По сути, другие персонажи делали многое по отношению к нему. Узнать его сущность, добиться контакта с ним, узнать его историю, узнать, почему он выжил. И сам Малыш оказывал на них большое влияние.


 

Портрет героя

Появился Малыш в 4 главе сначала среди своих защитных фантомов. «И я увидел: кто-то маленький, белый и матовый, как стена кают-компании, согнувшись в неслышном беге.»

Позже в самом произведении давались более подробные описания Малыша. Он и правда был посредником между человеком и нечеловеком. «Это был ребенок, мальчишка лет двенадцати, угловатый подросток, костлявый, длинноногий, с острыми плечами и локтями, но этим сходство с обычным мальчишкой и ограничивалось. …» (я не буду зачитывать все описание - его там много).

Социальная среда, общество

Как такового общества (в нашем привычном его представлении) у Малыша на протяжении всей жизни не было. Как я говорила, ребёнка воспитали аборигены. Более того, он был полностью убежден, что на планете он находится один. Самих же аборигенов он воспринимал скорее как некое явление. Он говорил: «Мне было холодно. Я хотел есть. Я так сильно хотел есть, и чтобы было тепло, что сделалось так.» Здесь-то, скорее всего, и подразумевались аборигены (как раз таки как явление «сделалось так»).

Они появлялись как огромные разноцветные «усы» над айсбергом именно тогда, когда Малыш вступал в контакт.

Пейзаж

Пейзаж в этом произведение, как по мне, довольно унылый. Планета представляется такой безжизненной. «Жалкая была здесь растительность – бледная, худосочная, вялые синеватые листочки с металлическим отливом, хрупкие узловатые веточки, пятнистая оранжевая кора. Кусты редко достигали моего роста…», «Пляж, гладкий, серо-желтый, сверкающий мириадами чешуек инея…», «Скалы на безрадостном ледяном серо-лиловом небе всходило крошечное негреющее лиловатое солнце.»

Предыстория героя

Предыстория появляется тоже во второй главе, когда стало известно, что на этой планете разбился звездолётный корабль группы свободного поиска. Позже становится известно, что членами разбившегося звездолета были Александр и Мари Семёновы и их годовалый сын - сам Семёнов Пьер Александрович (Малыш). Позже он и сам рассказывал, как произошло крушение:

«-Был корабль, только больше твоего, теперь он съежился, а был очень большой.»

Из интеркома донесся раздирающий хруст и треск, и сейчас же отчаянно, на нестерпимо высокой ноте завизжал ребенок. И сквозь этот визг, сквозь затихающий треск, удары, звон бьющегося стекла прохрипел мужской задыхающийся голос:

– Мари… Мари… Ма… ри…

Ребенок кричал, надрываясь, и некоторое время ничего больше не было слышно. Потом раздался какой-то шорох, сдавленный стон. Кто-то полз по полу, усеянному обломками и осколками, что-то покатилось с дребезгом. До жути знакомый женский голос простонал:

– Шура… Где ты, Шура?.. Больно… Что случилось? Где ты? Я ничего не вижу, Шура… Да отзовись же, Шура! Больно как! Помоги мне, я ничего не вижу…»

«– Так было долго, – сказал Малыш торжественно. – Я устал кричать. Я заснул. Когда я проснулся, было темно, как раньше. Мне было холодно. Я хотел есть. Я так сильно хотел есть и чтобы было тепло, что сделалось так…»


 


 

Диаграмма

*Подводка к выводу*

Обратите внимание на вторую диаграмму.

Как мы видим, художественный образ моего героя выражается через поступки, так же можно отметить почти одинаковый процент составляют поступки других героев.

Поступки героя

Поступок - достойное действие, выбранное намеренно и свободно перед лицом трудных обстоятельств. Поступок может быть как действием, так и (когда-то бездействием), поступком может быть сказанное слово или принятое решение, поступок может быть выражен в жесте - в любой форме, которая станет значимой для окружающих. Главное то, что за свой поступок человеку приходится платить, иногда очень дорого, но человек к этому - готов.

Поступок — сознательное, завершенное действие, реализованный акт свободной воли.

Содержание поступка определяет нравственность и моральность поведения, различие добра и зла. Не всякое действие человека становится поступком, но только то, которое является сознательным выбором.


 

Пример самых первых поступков Малыша.

Цитата

Анализ

«У меня все поплыло перед глазами. Киберы были здесь, у корабля. Они толпились у грузового люка, все трое, легонько отталкивая друг друга, как будто каждый пытался первым попасть в трюм. Это было невозможно, это было неприлично, это было страшно.»

Поступки Малыша также появляются с самых первых глав как некие явления. Например, резкий сбой рабочих киберов, но ошибки в программе не было и быть не могло. Как оказалось потом киберы сбились из-за того, что движения Малыша были восприняты ими как человеческие. Это ещё до момента их контакта и в принципе знакомства с Малышом, начинает буквально сводить Стася с ума, вплоть до того, что у него появлялись мысли завершить свою работу на этой экспедиции.

Вывод

(Для вывода снова показать вторую диаграмму для наглядности)

Как я и предполагала, художественный образ моего героя наиболее ярко выражен через поступки, а также с небольшим отрывом можно отметить поступки других героев. Они взаимодействовали и влияли друг на друга довольно сильно, из чего и вытекает такой результат.

Так же можно отметить, одинаковый процент образа составляет предыстория и пейзаж.

В произведении меньше всего встречается социальная среда и общество героя.

Поставленные мной задачи были выполнены. Я провела исследование, и моя гипотеза подтвердилась почти полностью.

Спасибо за внимание!


 

Литература

Стругацкий А.Н., Стругацкий Б.Н.

С.87 Обитаемый остров, Малыш: [фантаст.романы]/ А.Н.стругацкий, Б.Н.стругацкий; сост. Н.Ютанов; предисл. С.Переслегина; ил. Я.Ашмариной. – М.:АСТ:АСТ МОСКВА, 2007.- 537, [7]c.

https://ru.wikipedia.org

https://www.e-reading.club

https://www.google.ru

http://www.bukinistu.ru

http://www.textologia.ru

http://lit100.ru

http://sochineniye.ru

и другие

Автор материала: Д. Кормина (8 класс)
Опубликовано в группе «Метод проекта на уроке литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.