Автор публикации: В. М, ученик 4 класса
Проект
«Время – удивительный феномен жизни»
Автор: М. Влад, ученик с ОВЗ, 4 класс
МКОУ Судайская средняя школа
Руководитель: Е. А. Бурилова, учитель математики
Год выполнения: 2023г
Актуальность: в современном мире наша жизнь полностью подчинена времени. Мы в определенные часы просыпаемся утром, завтракаем, идем в школу, посещаем тренировки, ходим к врачу. Однако редко задумываемся об этом уникальном явлении. Хотя бы на секунду представьте, что было бы, если машинисты поездов, продавцы, пилоты, повара перестали выполнять свою работу в назначенный час? Все это заставило меня задуматься о бережном отношении ко времени. И я решил узнать о нем как можно больше.
Цель: систематизация собственных знаний о времени
Задачи:
- изучить учебную, научную, художественную литературу;
- сконструировать модель часов в домашних условиях;
- выявить знания одноклассников по данной теме;
- оформить полученную информацию в виде проекта.
Гипотеза: я предполагаю, что существует много любопытных сведений о времени, которые мне будут очень интересны
Предмет изучения: процесс времени
Методы исследования: знакомство с информационными источниками, анкетирование, изготовление поделки, эксперимент, анализ и обобщение
Теоретическая часть:
1. Единицы измерения времени
- 1 мин = 60 с, 1 ч = 60 мин
- сутки – полный оборот Земли вокруг собственной оси. Происхождение слова уходит корнями глубоко в древность. Означало слияние (столкновение) дня и ночи. Сутки условно делятся на: утро, день, вечер, ночь. В сутках 24 часа.
- месяц – отрезок времени, за который Луна вращается вокруг Земли. В месяце 30 или 31 сутки. В феврале 28 либо 29 суток.
- год – период обращения планеты вокруг Солнца. В году 12 месяцев.
- век – величина, означающая 100 лет.
2. Классификация часов
Современный человек измеряет текущее время суток с помощью специального прибора – часы.
А) по источнику энергии
- солнечные часы придумали в Древнем Риме. Принцип действия – перемещение тени, отбрасываемой предметами, которые освещались солнцем.
- водяные приборы в виде сосуда действовали от воды. Время высчитывалось по скорости вытекания воды.
- песочные. В них мерой времени служил песок, насыпанный в верхний сосуд.
- механические часы. Источником питания служит энергия раскручивающейся пружины.
- кварцевые хронометры работают от батареи. Присутствует кристалл кварца.
- электронные часы – сложный прибор, функционирующий от батареек, электрического тока.
Б) по способу эксплуатации:
- настенные
- напольные
- напольные
- карманные
- наручные.
3. Немного истории
В античные времена наши предки ориентировались по перемещению небесных светил. Такой способ не позволял установить точное время. Само слово «часы» возникло в 14 веке. За многие столетия часы многократно меняли свою форму и принцип работы. Первые приборы появились в средневековых монастырях, позднее – на городских ратушах, соборах, башнях.
Практическая деятельность:
1. Поработав с литературой, своими руками смастерил макет циферблата. Каркасом послужил плотный картон. Циркулем на нем нарисовал окружность, вырезал аккуратно ножницами. Разноцветными салфетками разукрасил фон основы. Римские цифры сделал из цветной бумаги и приклеил клеем ПВА на табло. Стрелки изготовил из одноразовых вилок, прикрепил с помощью гайки. Установил время – 11 ч 45 мин. Мы с отцом повесили часы на кухне. Изображение получилось оригинальным.
2. Опрос
Чтобы узнать, умеют ли ценить и определять время мои сверстники, я провел анкету среди учеников 3-4 классов. В исследовании участвовало 30 школьников. Проанализировав их ответы, я пришел к таким результатам:
- все одноклассники знают достаточно о величине;
- 60% ребят понимают смысл понятия «свободное время»;
- умеют определять время по часам 90%.
3. «Минутный» опыт
Мне стало любопытно, а что можно выполнить за 1 минуту. Я принимался 5 раз, перепробовав разные задания по минуте. Результат удивил:
- сделал 52 приседания;
- решил 11 примеров;
- вымыл 8 тарелок после обеда;
- прочитал страницу книги
- почистил 6 картофелин.
Проведенный эксперимент меня убедил в значимости времени.
4. Занимательный материал
Обратившись к народному фольклору, нашел пословицы и поговорки:
- Минута час бережет.
- Пропущенный час годом не воротишь.
- Лучше поздно, чем никогда.
- На час отстанешь – за день не догонишь.
- Век живи – век учись.
- Потерянный рубль можно заработать, упущенная минута потеряна навсегда.
- Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Выводы: цели и задачи реализованы. Моя гипотеза полностью подтвердилась. В ходе проекта я приобрел новые знания о времени. Понял, что оно бесценно. Людям важно использовать каждый момент жизни с пользой. Главное – не терять время понапрасну.