Значение владения иностранным языком в образовании
Автор публикации: В. Овчинникова, студент 1 курса
Содержание
Введение.....................................................................................................2
Цели изучения иностранного языка...............................................3
Особенности современного образования.......................................5
2.1 Виды современного образования..............................................5
2.2 Характеристика современного образования............................6
Иностранный язык, как средство получения образования….......9
3.1 Особенности современного обучения иностранному языку...9
3.2 Принципы обучения иностранным языкам.............................11
Результаты исследования................................................................14
4.1 Материалы и методы исследования.........................................14
4.2 Итоги проведенной работы.......................................................14
Заключение.................................................................................................17
Список использованных источников .......................................................18
Введение
В наше время сейчас важно владеть иностранным языком. Я рассмотрела особенности современного образования и принципы изучения иностранного языка.
Знание иностранных языков способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего; помогает оценить шедевры мировой культуры и расширить филологическую подготовку учащихся.
Цель индивидуального проекта (ИП) – определить, какое значение имеет изучение иностранного языка в образовании.
Исходя из поставленной цели можно выделить задачи:
выделить цели изучения иностранного языка;
рассмотреть особенности современного образования;
проанализировать иностранный язык, как средство получения образования;
подвести итоги и проанализировать результаты исследования.
Предмет исследования: иностранный язык.
Объект исследования: современное образование.
Исходя из цели и задач ИП, определена гипотеза исследования: обучение иностранному языку имеет огромное значение в современном образовании.
В ходе выполнения ИП использовались методы:
выбор и изучение имеющегося теоретического материала по теме исследования;
анализ и систематизация полученной информации.
Документы индивидуального проекта сформированы и оформлены согласно требованиям Положения ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж».
1 Цели изучения иностранного языка
Известно, что цели системы образования, как и цели обучения отдельным учебным предметам, в том числе иностранным языкам. В качестве нынешней цели обучения иностранным языкам рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, способность и готовности осуществлять иноязычное общение с носителями языка, а также приобщение школьников к культуре страны, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение рассказать о ней в процессе общения.
Воспитательные цели преподавания иностранному языку в средней школе подразумевают выработка школьников: – системы моральных ценностей – позитивного и уважительного отношения к культуре народа, говорящего на исследуемом языке, споспешествующего взаимопониманию и толерантности к другим цивилизациями народам. В постановке воспитательной цели урока иностранного языка можно выделить следующие аспекты:
нравственный
патриотический
эстетический
личностный.
В процессе эстетического воспитания вырабатывается ориентация личности в мире эстетических ценностей, в соответствии с представлениями об их характере, сложившимися в данном конкретном обществе, приобщение к этим ценностям. Одновременно в эстетическом воспитании формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и идеал, способность к творчеству по законам красоты, к созданию эстетических ценностей в искусстве и вне его (в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении).
Развивающие цели преподавания имеют свое специфическое содержание. По мнению многих методистов, это содержание представляется в главном «психологическим», причинность содержит формирование логического мышления, языковой догадки, наблюдательности, речевых возможностей и иных психических функций, то есть подразумевается, как умственное формирование учащихся. В соответствии с Федеральные государственные образовательные стандарты изучение иностранного языка в школе направлено на формирование и
развитие коммуникативной компетенции, понимаемой как способность личности осуществлять межкультурное общение на основе усвоенных языковых и социокультурных знаний, речевых навыков и коммуникативных умений и отношение к практике в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетенций. Говоря об общеобразовательной цели обучения ИЯ, необходимо иметь в виду три ее аспекта: общее, филологическое и социокультурное образование.
2 Особенности современного образования
2.1 Виды современного образования
Современное образование делится на три вида: общее, филологическое и социокультурое.
Общее образование
Оно нацелено на расширение общего кругозора учащихся, знаний о мире во всем многообразии его проявлений в различных сферах жизни: политике, экономике, бытовой, этнической, мировоззренческой, художественной культуре. Оно обеспечивается разнообразием фактологических знаний, получаемых с помощью разнообразных средств обучения, научных, научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета. Научно-популярных изданий, художественной и публицистической литературы, средств массовой информации, в том числе Интернета.
Филологическое образование
Оно нацелено на расширение и углубление знаний школьников о языке как средстве общения, его неразрывной связи и непрерывном взаимодействии с культурой, орудием и инструментом которой он является, о языковой системе; неоднородности и вместе с тем самодостаточности различных языков и культур, о человеке как о языковой личности и особенностях вторичной языковой личности, изучающей иностранные языки и культуры; дальнейшее совершенствование умений оперирования основными лингвистическими терминами, развитие языковой и контекстуальной догадки, чувства языка.
Филологическое образование как аспект формирования языковой личности ребенка рассматривает ученика как закрепленный прототип носителя определенного языка, как личность, выраженную в языке и через язык, личность, реконструированную в основных ее чертах на базе языковых средств.
В связи с этим можно отметить следующие изменения в структуре и содержании системы обучения языкам:
введено раннее изучение иностранного языка со 2 класса;
введено двухуровневое обучение языкам: базовый уровень и профильный;
увеличилось количество часов на обучение языкам.
Социокультурное образование
Оно нацелено на развитие мировосприятия школьников, национального самосознания, общепланетарного образа мышления; обучение этически приемлемым и юридически оправданным политкорректным формам самовыражения в обществе; обучение этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми, придерживающимися различных взглядов и принадлежащих к различным вероисповеданиям.
Социокультурное образование обеспечивается широким применением аутентичных текстов страноведческого характера, разнообразных учебных материалов по культуре страны изучаемого и родного языков, фотографий, путеводителей, карт, объявлений, плакатов, меню, театральных и концертных программ и других артефактов, систематическим использованием звукового пособия, страноведческих видеофильмов на английском языке.
Формирование и развитие социолингвистической компетенции, которое предполагает овладение учащимися социально приемлемыми нормами общения с учетом важнейших компонентов коммуникативной ситуации, определяющих выбор языковых средств, разговорных формул для реализации конвенциональной функции общения, регистра общения в зависимости от коммуникативного намерения, места, статуса и ролей участников общения, отношений между ними. Развивающая цель обучения английскому языку состоит в развитии учащихся как личностей и как членов общества.
2.2 Характеристика современного образования
Образование является очень важной частью культурного развития общества. Французский социолог и философ Эмиль Дюркгейм утверждал, что главной целью образования является передача ценности господствующей культуры. Поскольку каждой нации на разных этапах ее развития присущи свои культурные особенности и традиции, содержание образования в разных странах в разные эпохи существенно различалось.
В Древнем Риме главной целью образования являлась подготовка военачальников и государственных деятелей. В эпоху Средневековья в Европе основной задачей образования было приобщение учеников к христианской религии. В эпоху Ренессанса образование было направлено на изучение всех направлений искусства. Образование с течением времени изменяло свое направление, дополнялось новым содержанием, при этом сохранялись научные и культурные ценности, накопленные предыдущими поколениями.
Характерной особенностью современного образования в развитых странах является то, что начальное образование является обязательным и бесплатным, поскольку современный уровень развития цивилизации требует наличия элементарной грамотности в основах фундаментальных наук. Последующее обучение в разных странах организовано по-разному. Некоторые развивающиеся страны пошли по пути дифференциации обучения в зависимости от индивидуальных особенностей личности учеников.
В российских школах сохранились традиции общеобразовательной школы, которая считалась лучшей в мире, однако некоторые современные тенденции педагогики все же проникли в российскую систему образования, в частности, личностный подход к обучению и воспитанию. При этом прогрессивные российские педагоги придерживались мнения о необходимости всестороннего развития личности, которое совершенно невозможно при ранней специализации учеников и свободном посещении занятий фундаментальных предметов.
В настоящее время процесс образования включает в себя следующие этапы.
Первый этап это дошкольное образование детей в возрасте от 2 до 5 лет, которое по своему функционалу практически не отличается от домашнего обучения.
Второй этап это начальное образование для детей в возрасте от 5 до 12 лет, которое основано на приобретении учащимися общих знаний. Под общими знаниями в данном случае понимается изучение основ фундаментальных наук.
Третий этап это среднее образование для детей в возрасте от 12 до 16 лет, в процессе которого учащимися приобретаются профессиональные знания, умения и навыки. На этом этапе у учащихся есть выбор, чтобы продолжить обучение в общеобразовательной школе или в среднем специальном учебном заведении.
Четвертый и заключительный этап это высшее образование, которое основано на глубоком изучении специальных наук в соответствии с будущей профессией или специальностью.
Кроме того существует также разделение на массовое и элитарное образование, государственные и частные школы, техническое и общее образование.
Долгое время в американских школах существовала так называемая американская модель образования, в которой существовало строгое разделение учащихся по расовым, религиозным и этническим признакам. К концу XIX века по всей стране, включая колонии, католическими миссионерами были созданы сети частных школ, которые по большей части существовали на пожертвования прихожан и меценатов.
В этих школах образование было доступно всем без исключения, совершенно независимо от принятых ограничений, однако уровень образования в них был значительно ниже, чем в школах для белых. С отменой рабства и падением колониального режима в американских школах наравне с белыми стали учиться дети всех рас и национальностей, а любые расистские выпады карались законом. К сожалению, не во всех странах соблюдается подобная политкорректность, и многие дети другой расы, национальности или вероисповедания вынуждены учиться отдельно.
3 Иностранный язык, как средство получения образования
3.1 Особенности современного обучения иностранному языку
Иностранный язык, в отличие от других учебных предметов, является одновременно и целью и средством обучения. Всеми другими учебными предметами учащийся овладевает посредством родного языка как инструмента. при изучении иностранного языка возникает проблема постепенного, управляемого извне освоения одних более легких средств и способов для решения с их помощью задачи освоения более сложных. Существенной особенностью ИЯ как учебного предмета в сравнении с другими предметами является то, что его усвоение не дает человеку непосредственных знаний о реальной действительности. Язык в этом смысле как учебная дисциплина – беспредметен.
Различие между дисциплинами «родной язык» и «иностранный язык» возникает из самой сущности обучения этим предметам – в рамках первой учебной дисциплины у учащихся не формируется новая языковая система коммуникации, а образовательно-развивающие задачи связаны скорее с ознакомлением с теорией родного языка, с его системой.
Специфической особенностью ИЯ как учебного предмета является также сформировавшееся к нему негативное, субъективное отношение людей как к очень трудному, практически не поддающемуся усвоению в условиях школьного обучения предмету. Иностранный язык действительно требует работы – ежедневной и систематической. Он требует работы, которая мотивирована. Ученик должен знать, ради чего он это делает, и иметь четко поставленную конкретную цель обучения. Цель может состоять в том, чтобы в подлиннике прочитать Шекспира, или иметь возможность непосредственного общения со сверстниками – английскими школьниками, или быть в состоянии самостоятельно разбираться в технической документации и т.д. Но эта цель всегда должна быть осязаема, конкретна, необходима для учащегося.
Современная школа по сравнению со школой прошлых времен более бюрократизирована. Педагогам приходиться обрабатывать тонны бумаг для составления планов, выполнения упражнений и подготовки отчетов. Составлены методики обучения, которым обязаны придерживаться в своей преподавательской деятельности все педагоги. Это накладывает определенные ограничения на творческую деятельность учителя. С другой стороны эти же ограничения являются своего рода гарантией учителям и учащимся от дискриминации и необоснованного исключения и увольнения.
В свете культурного развития общества и всестороннего развития личности определенные условности в системе образования позволяют поддерживать динамику развития технологии обучения и воспитания, сохраняя при этом лучшие культурные традиции, накопленные этой системой всеми предыдущими поколениями.
Потребность в специалистах, владеющих иностранным языком, особенно возросла в настоящее время в связи с развитием международных контактов, освоением новых технологий и интенсификацией профессиональной деятельности в тесном контакте с зарубежными специалистами. В новой концепции обучения иностранному языку в неязыковом вузе подчеркивается, что иностранный язык является неотъемлемым компонентом профессиональной подготовки современного специалиста любого профиля. Проблемам обучения иностранному языку в не языковом вузе уделяется пристальное внимание многими педагогами-исследователями.
Для студентов неязыковых специальностей предмет «иностранный язык» является непрофилирующим, а потому, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективными целенаправленным, преподаватель должен четко представлять себе роль и место иностранного языка в жизни и деятельности будущего профессионала. Для студентов гуманитарных специальностей в качестве сферы применения иностранного языка выступают: чтение, учебная и научно-исследовательская работа, хотя в каждом конкретном случае особенности применения иностранного языка обусловлены содержанием деятельности студента или специалиста, профиля вуза.
Содержание предмета «иностранный язык» включает учебную информацию об аспектах языка (фонетика, лексика, грамматика, стилистика), которая составляет основу формирования и развития навыков и умений, связанных совладением четырьмя видами речевой деятельности– чтением, аудированием, говорением и письмом, обусловленными конкретной ситуацией общения. В качестве первоочередной выступает задача обучения иностранному языку как средству общения, решение которой предполагает наличие у студентов комплекса иноязычных знаний, речевых и коммуникативных умений, что и является базисом иноязычного когнитивного потенциала.
Владение иностранным языком как средством общения требует умения ориентироваться в определенной ситуации, находить наиболее эффективные пути и средства решения возникающих задач, прогнозировать результаты своей учебно-коммуникативной деятельности. Следует рассматривать иностранный язык как развитие и передачу индивидуального знания, и переход его в коллективное знание. Иностранный язык, иноязычные знания составляют основу иноязычного последовательности, которая в свою очередь соответствует основным коммуникативным потребностям личности (кратко установочные, информационные, воздейственные) и этапам профессионального обучения.
Обучение деловому общению включает два аспекта: обучение языку взаимодействия; профессионально-ориентированное обучение ценностям и знаниям. Обучение на основе диалога способно гуманитаризировать процесс профессионального образования, вносит в него гуманитарные, т. е. человеческие основания. При этом воздействие преподавателя на студента замещается их личностным (и в этом плане равноправным) взаимодействием. В диалоге с другим происходит самоопределение, саморазвитие и преподавателя, и студента, возникают отношения нового типа: отношения сотрудничества в достижении общих целей, взаимообразования и сотрудничества. Диалогические отношения в обучении обусловлены не только содержанием образования, но и самим процессом обучения.
3.2 Принципы обучения иностранным языкам
Процесс обучения очень объемен и многопланов. Трудно представить,
что все принципы могут быть значимы для всего процесса. Под принципами обучения принято считать основные положения, определяющие характер процесса обучения, которые формируются на основе избранного направления и соответствующих этому направлению подходов.
Зарубежные методисты отмечают важность лингвистических,
психологических и дидактических факторов в обучении иностранному
языку, однако понятие «принцип обучения» не является базисной
категорией зарубежной методики и в настоящее время редко встречается в
публикациях, вероятно, в силу того что сам термин предполагает
доминирующую роль учителя в учебном процессе, что отвергается
современными методистами.
Нужно отметить, что некоторые авторы признают необходимость учета
принципов учения и обучения и выделяют следующие:
Когнитивные принципы: принцип автоматизации речевых единиц; принцип использования внутренней мотивации; принцип использования личного вклада учащегося – его времени, сил, индивидуальных способностей и т. д. – и ряд других принципов.
Эмоционально–психологические принципы: принцип «языкового Я», который означает, что при овладении иностранным языком у человека формируется «второе Я», влияющее на его чувства, эмоции, поведение и т. д.; принцип взаимосвязанного овладения языком и культурой страны изучаемого языка.
Также следует учитывать такие качества, как уверенность в своих силах, способность экспериментировать и рисковать при использовании нового материала в процессе речеподражания на иностранном языке;
Лингвистические принципы: учет влияния родного языка на овладение иностранным; учет особенностей овладения изучаемым языком как промежуточной языковой системой – постоянно меняющаяся языковая
система, которая находится между родным и изучаемым языками и по
своей сути индивидуальна для каждого учащегося; совершенствуется по
мере овладения языком, приближаясь к системе изучаемого языка);
принцип коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку.
Как в отечественной, так и в зарубежной методике не существует
единого мнения относительно классификации принципов обучения. В
отечественной методике многие описанные выше понятия рассматриваются
в рамках лингвистических или психологических основ обучения и не
считаются принципами, поскольку термин «принцип» чаще всего применим
к дидактическим и методическим основам обучения.
4 Результаты исследования
4.1 Материалы и методы исследования
В современном обществе – иностранный язык, становится средством формирования профессионально важных качеств студента, подготовленного к предстоящей внешнеэкономической деятельности, активного, творческого, способного к принятию неординарных решений в критической ситуации.
Это означает, что цели обучения иностранному языку таких специалистов должны рассматриваться в аспекте формирования специальных профессиональных умений. Формирование этих умений возможно путем решения преподавателями иностранного языка, целого ряда задач.
К ним относятся: стимулирование общения на иностранном языке на основе интеграции теоретических знаний и практических действий; повышение мотивации изучения иностранного языка на основе учета профессиональных интересов и потребностей; формирование профессионально-ориентированных иноязычных умений за счет активизации механизма речемыслительной деятельности.
4.2 Итоги проведенной работы
Известно, что при планировании любого занятия особую трудность представляет проблема подбора средств и методов обучения, адекватных изучаемому предмету. Методы обучения – это способы совместной деятельности преподавателя и студентов, направленные на решение задач обучения.
Так, например, при обучении переводу наиболее эффективными методами можно считать следующие: 1) репродуктивные методы (деловые ролевые игры); 2) поисковые методы (самостоятельная работа студентов, работа со справочной литературой); 3) перцептивные методы (видеоуроки, встреча с носителями языка); 4) логические методы (языковые упражнения, «кейс-стади» или анализ конкретной ситуации).
Репродуктивная деятельность студентов должна обязательно сочетаться с творческой деятельностью. А деловые ролевые игры всегда требуют творческого подхода к их осуществлению.
По сути, деловая игра является формой воссоздания предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста, моделирования тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности, моделирования профессиональных проблем, реальных противоречий и затруднений, испытываемых в типичных профессиональных проблемных ситуациях.
Часто на практических занятиях иностранного языка используется такой прием самостоятельной работы студентов как работа с текстом. Этот же прием весьма уместен и эффективен и при обучении переводу.
Работая над текстом, студенты учатся определять тему текста по ключевым словам и фрагментам, овладевают приемами так называемой «компрессии» текста, обобщения содержания. Самостоятельная работа при данном подходе направлена на расширение словарного запаса, что обеспечивается интенсивной повторяемостью его как в дополнительных текстах, так и в лексико-грамматических упражнениях. Все задания предполагают активное использование языковых средств.
Таким образом, студенты обучаются извлекать, обобщать и анализировать профессионально-значимую информацию.
Один из наиболее эффективных путей реализации самостоятельной формы организации учебной деятельности являются дифференцированные индивидуальные задания, которые освобождают учащихся от механической работы и позволяют при меньшей затрате времени значительно увеличить объем эффективной самостоятельной работы.
Все сказанное означает, что самостоятельная работа должна иметь такое же методическое и материальное обеспечение, как и аудиторные занятия по иностранному языку. Преподаватель должен тщательно изучать личные умения и отношения каждого студента к самостоятельной работе. С учетом психологических особенностей студентов следует выбирать и тип, и количество заданий, и необходимое каждому студенту время для самостоятельной работы.
Студенты, имеющие слабую подготовку в рамках базового курса средней школы, должны более интенсивно вовлекаться в самостоятельную работу, выполнять большее количество заданий. Необходимо формировать у студентов желание самостоятельно добывать знания, проявлять инициативу, готовность обсуждать результаты своей работы.
Заключение
В ходе работы над индивидуальным проектом была достигнута поставленная цель, которая заключалась в том, что бы доказать что важно владеть иностранным языком. Рассмотрела особенности современного образования и принципы изучения иностранного языка и подвели итоги.
Доказали, что иностранный язык способствует проникновению в прошлое народов, знанию их настоящего, предвидению будущего; помогает оценить шедевры мировой культуры и расширить филологическую подготовку учащихся.
Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его включение в программу высшего образования – социальный заказ общества.
Список использованных источников
Методика обучения иностранным языкам [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/gsh1
Особенности современной системы образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/c0A8 (05.05.2022. 21:19)
Роль и место филологии в системе современного образования [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/i4Ey (20.04.2022. 17:45)
Специфика иностранного языка как учебного предмета [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/P8qNP (04.05.2022. 21:32)
Цели и задачи обучения иностранному языку в школах на современном этапе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/oOA66 (17.02.2022 0:56)
Цели и задачи программы [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/y8JSM (20.04.2022. 16:36)
19