12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ирина Владимировна Казарцева33658 Учитель русского языка и литературы в МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ. Педагогический стаж - 48 летЗаслуженный учитель Республики Бурятия (1998), Почетный работник общего образования РФ (2008). Россия, Бурятия респ., Улан-Удэ |
Материал для уроков литературы: Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Образ Молчалина в комедии
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». «Образ Молчалина в комедии» Казарцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №32 г. Улан-Удэ
В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены образы московских дворян начала XIX века, когда в обществе наметился раскол между консервативным дворянством и теми, кто воспринял идеи декабризма. Основная тема произведения – противоборство «века нынешнего» и «века минувшего», болезненная и исторически закономерная смена старых дворянских идеалов новыми. Сторонники «века минувшего» в комедии многочисленны. Это не только такие весомые и влиятельные в свете люди, как помещик Фамусов и полковник Скалозуб, но и молодые дворяне, не имеющие высоких чинов и вынужденные «услуживать» влиятельным людям. Таков в комедии Молчалин
Алексей Степанович Молчалин три года служит секретарем у Фамусова и живет у него в доме в своем отдельном “чуланчике” (“…Молчалин, вон чуланчик твой…”). Молчалин числится на службе в “Архивах”, куда его устроил по знакомству Фамусов, и получает за это чины. Фамусов охотно “кормит и поит” Молчалина, а также продвигает его по службе. Все потому, что Молчалин умеет угодить своему начальнику. Раньше Молчалин жил в Твери, а он “….безродного пригрел и ввел в мое семейство…”, “…дал чин асессора и взял в секретари…”. Чин Молчалина — коллежский асессор (этот чин давал право на потомственное дворянство). Фамусов говорит: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой». Именно деловые качества, а не честь и достоинство, ценны в фамусовской среде
Как и все в фамусовском обществе, Молчалин гордится своими успехами по службе и хвалится ими при каждом удобном случае: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Молчалин преуспел и в налаживании связей с «нужными» людьми. Он часто бывает у княгини Татьяны Юрьевны, ведь «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные», и даже осмеливается рекомендовать такую манеру поведения Чацкому Он выслуживается и унижается перед влиятельными гостями в доме Фамусова, ведь они могут быть полезными в его продвижении по службе. Молчалин опускается до того, что принимается нахваливать гладкую шерстку собаки Хлёстовой. Он полагает, что, пока «в чинах мы небольших», «надобно зависеть от других»
Именно услужливостью можно описать всю жизнь Молчалина. Тактику преклонения перед всеми, кто относится к высоким чинам, он объясняет тем, что пока он не дослужился до почтительной должности, он обязан угождать. Единственной целью в жизни Молчалина служит карьерный рост. Чтобы добиться успехов, он идёт на все буквально: от ухаживания за дочерью шефа до похвалы собак высоких чинов
В сердце Молчалина нет ни любви, ни уважения к Софье. С одной стороны, он разыгрывает этот спектакль «в угоду дочери такого человека», а с другой – смертельно боится того, что его тайная связь с Софьей откроется. Молчалин очень труслив. Он боится испортить о себе мнение в обществе, ведь «злые языки страшнее пистолета». Даже Софья готова идти наперекор свету ради любви: «Что мне молва?!». Наверное, поэтому Молчалин не находит в браке с Софьей «ничего завидного»
Софья восхищается тем, какой Молчалин кроткий, добрый и уступчивый. Ей кажется, что он от широкой души и доброты говорит со всеми уступчиво и ласково. Также её восхищает, что он играет на флейте и любит стихи про любовь. Но она даже не догадывается, что за маской доброго и тихого человека скрывается настоящий карьерист, лицемер и обманщик, которому нужно её внимание и расположение, чтобы добиться успеха у Фамусова. Он не скрывает от Лизы, что ухаживает за Софьей только потому, что обязан это делать, чтобы добиться высоких чинов “…Какие низости!..”, “…Подлец!..”, “…И вам не совестно?..” , “…С такими чувствами, с такой душою… Любим!..”
Молчалин полностью открывает свое лицо в общении со служанкой Лизой, которой выражает симпатию. «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы», – говорит она ему. Молчалин вовсе не глупый скромник – он двуличный и опасный человек. Своей подлостью Молчалин причиняет вред даже тому обществу, порождением которого он является. Молчалин четко следует совету своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить…»
Цель жизни Молчалина – сделать блестящую карьеру, добиться чинов, богатства. Высшее счастье, свой жизненный идеал он видит в том, чтоб “и награжденья брать, и весело пожить”. На пути к этой цели для него все средства хороши. При этом Молчалин избирает самый верный способ выслужиться – лесть, низкопоклонство, угодничество. Он почтителен и предупредителен с Фамусовым, всячески угождает влиятельной барыне Хлестовой, не отходит от богатых старичков, играет с ними в карты
Жизненные “принципы” Молчалина просты и бесстыдны. Это отказ от своего человеческого достоинства, от собственного мнения, самоуничижение: “Ведь надобно зависеть от других” или “В мои лета не должно сметь свое суждение иметь”. Молчалин не знает, что такое честь, честность, искренность, совесть. О своей жизненной программе рассказывает в монологе: Во-первых, угождать всем людям без изъятья Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанья зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Инстинкт «услужника» точно подсказывает Молчалину, какую линию поведения избрать с тем или иным человеком. С Фамусовым он предельно осторожен, общаясь со старухой Хлестовой, проявляет инициативу: составляет ей партию в игре в карты и гладит ее моську. Только ради выгоды Молчалин прикидывается влюблённым в Софью, ведь она - дочь его начальника, и её расположение может очень пригодиться. Но избранная Молчалиным тактика нужна ему только до поры до времени. Добившись своего, он сбросит личину скромности и почтительности – и горе тем, кто встанет на его пути. К сожалению, такой человеческий тип не ушел в прошлое
Образ Молчалина носит в себе черты символичности. Это связано с его фамилией. В ее основе лежит глагол «молчать». И действительно, это слово является точным отображением сути Молчалина. Он безмолвный и безликий слуга Фамусова. Даже его поступь лишена каких- либо звуков. Кажется, что он хочет быть как можно более незамеченным, тихим. Он никогда открыто не выскажет своего мнения, молчалив, услужлив. Но это не только его черта характера, а еще и принцип достижения своей цели.
Грибоедов представляет реальные персонажи, поэтому в них есть положительные и отрицательные качества. Молчалин – не исключение. Герой производит двоякое впечатление. С одной стороны, Молчалин всем угождает, он застенчивый, услужливый, робкий, спокойный, несмелый, скромный, тихий, «бессловесный». Ему свойственна аккуратность, умеренность, отсутствие критики в адрес окружающих. Но с другой стороны, герою свойственна и двуличность, и лицемерие Положительные качества Отрицательные качества Скромность Застенчивость Тактичность Воспитанность Вежливость Умение молчать Услужливость Двуличность Отсутствие собственного мнения Подхалимство Чинопочитание
Молчалин полностью соответствует идеалам «века минувшего», хотя принадлежит к молодому поколению дворян. Он - порождение и достойное продолжение представителей консервативного дворянства. Как и это общество, дорожит лишь чинами и деньгами и по этим меркам оценивает людей. Хитрость и двуличие этого героя – определяющие черты в характеристике Молчалина. Потому Чацкий и утверждает, что Молчалин «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных». Молчалин выстраивает свои отношения ради выгоды. Он любит «по должности». О таком чувстве стало очень известно в современную эпоху, когда заводят романы для обмана и наживы
Проблема, которую поднимает Грибоедов в комедии «Горе от ума», остается актуальной и по сей день. Во все времена существовали Молчалины, которые не останавливались ни перед чем для достижения своих целей. Образ Молчалина будет оставаться живым до тех пор, пока во главу угла будут ставиться такие ценности, как богатство и положение в обществе, а не честь, совесть, человеческое достоинство и истинный патриотизм. Чем резче становится видно расслоение общества по достатку, тем больше появляется «молчалиных», готовых за деньги продать свою душу
Критики о Молчалине А.С. Пушкин « Письмо к Бестужеву», 1825 год: «Молчалин не довольно резко подл…» Д.И. Писарев «Наши усыпители», 1860 год. Автор отмечает, что такие герои, как Молчалин, будут современны всегда. «Молчалин остается Молчалиным даже тогда, когда он с почтительной твердостью представляет своему начальнику основательные возражения»
Критики о Молчалине В.Г. Белинский «Горе от ума», 1839 год: «Не говорите: вот человек, который подличает из выгод, подличает бескорыстно, по одному влечению души, - скажите: вот Молчалин!» «Софья любит ограниченного человека без души, без сердца, без всяких человеческих потребностей, мерзавца, низкопоклонника, ползающую тварь, одним словом – Молчалина». «Молчалин глуп, когда дело идет о чести, благородстве, науке, поэзии и подобных высоких предметах; но он умен, как дьявол, когда дело идет о его личных выгодах».
Критики о Молчалине И.А. Гончаров «Мильон терзаний», 1872 год: «Это – смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием, всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – все это не имеет в ней характера личных пороков, а является, как общие черты ее круга. В собственной, личной ее физиономии прячется в тени что-то свое, горячее, нежное, даже мечтательное. Остальное принадлежит воспитанию»