Активные методы обучения
Уважаемые коллеги, предлагаю поделиться опытом по использованию активных методов обучения на уроках – какие методы используете, в чем их сильные и слабые стороны, в каких классах и при каких условиях они «работают» лучше, какие учебные действия формируете, можно ли готовить школьников к итоговой аттестации и др. Не исключаю и негативное отношение коллег к поднятой теме и, в этом случае, прошу обосновать такую позицию.
Также даю ссылку на личный сайт, на котором представлены материалы из опыта моей работы.
http://kololeevaelena.ucoz.ru/
Также даю ссылку на личный сайт, на котором представлены материалы из опыта моей работы.
http://kololeevaelena.ucoz.ru/
Дискуссию начал(а) Кололеева Елена Викторовна20.06.2016 4023
Опубликовано в группе «Использование активных методов обучения на уроках обществознания, экономики и права.»
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Румбешт Роза Фидаиловна
#1, 20.06.2016
Уже три работаю по ФГОС, где активные методы подразумеваются. Веду географию, само содержание материала географии благодатно для организации именно активных методов познавания, закрепления, поиска информации.
Использую работу учащихся по созданию игр ля закрепления географической номенклатуры: "Найди лишнего", "Что такое, кто такой?", "Прочитай предложение, заполнив пропуски" и пр.
Более подробно об использовании игр можно прочитать в статье "Использование игровых форм на уроках географии"
http://vio.uchim.info/Vio_127/cd_site/articles/rumbesht.pdf
Хочу отметить, что эти технологии позволяют не только активизироватья учащихся, но и популяризируют предмет. Среди 9-х классов в нашей школе из 59 учащихся 45 выбрали экзамен по предмету географию в форме ОГЭ.
Кроме того, сегодня различные сервисы Интернета позволяют включать учащихся в разработку различные приложения. В этом учебном году я показала детям сервиc https://learningapps.org/, где создала приложения для работы на уроках географии, выполнения заданий дома, а также включила детей в эту работу. Посмотреть работы мои и моих детей вы можете по адресу:
http://learningapps.org/user/Румбешт Роза
Рекомендую учителям географии использовать этот сервис в своей работе. Сервис бесплатный, доступный, интересный и учителям и детям. Уверена, вы получите прекрасную возможность организовать активную познавательную деятельность учащихся!
Использую работу учащихся по созданию игр ля закрепления географической номенклатуры: "Найди лишнего", "Что такое, кто такой?", "Прочитай предложение, заполнив пропуски" и пр.
Более подробно об использовании игр можно прочитать в статье "Использование игровых форм на уроках географии"
http://vio.uchim.info/Vio_127/cd_site/articles/rumbesht.pdf
Хочу отметить, что эти технологии позволяют не только активизироватья учащихся, но и популяризируют предмет. Среди 9-х классов в нашей школе из 59 учащихся 45 выбрали экзамен по предмету географию в форме ОГЭ.
Кроме того, сегодня различные сервисы Интернета позволяют включать учащихся в разработку различные приложения. В этом учебном году я показала детям сервиc https://learningapps.org/, где создала приложения для работы на уроках географии, выполнения заданий дома, а также включила детей в эту работу. Посмотреть работы мои и моих детей вы можете по адресу:
http://learningapps.org/user/Румбешт Роза
Рекомендую учителям географии использовать этот сервис в своей работе. Сервис бесплатный, доступный, интересный и учителям и детям. Уверена, вы получите прекрасную возможность организовать активную познавательную деятельность учащихся!
Сомова Светлана Геннадьевна
#3, 21.06.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Румбешт Роза Фидаиловна
Роза Фидаиловна! Прочитала вашу статью. Познавательно, хотя я веду другой предмет. Порекомендую ее учительнице географии из нашей школы.Позвольте ремарку - кроссворды быстрее делать через он-лайн сервисы. Я пользуюсь он лайн тест пад. Там кроссворд составляется за 20-30 минут а в Ppt требуется гораздо больше времени, чтобы это все настроить.
Полезные ссылки
Румбешт Роза Фидаиловна
#5, 21.06.2016
Ответ на сообщение #3 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
Спасибо большое за ссылку. Обязательно попробую. А Вы заходили на http://learningapps.org/user/Румбешт Роза? Посмотрите сервис. Познакомьте с ним детей и пусть пыхтят)))
Амина Ю.
#18, 28.07.2016
Ответ на сообщение #1 пользователя Румбешт Роза Фидаиловна
Спасибо большое за полезную ссылку!!
Амина Ю.
#19, 28.07.2016
Ответ на сообщение #3 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
И вам спасибо, Светлана Геннадьевна, в прошлый раз сохранить ссылочку не получилось, сделала это сейчас ::smile9::
Сомова Светлана Геннадьевна
#2, 21.06.2016
А у меня, на основных предметах играть времени нет, т.к. программа загружена до предела.А на краеведении предпочитаю такой метод - контурные карты. Делаю их сама из тех карт, которые есть в учебнике, или подбираю подходящие из истории. Урок или два объясняю тему, в процессе чего ученики заполняют контурную карту поэтапно. Потом - устный зачет по собственноручно сделанной карте. Все, что я объясняла на уроке им по карте надо показать и рассказать. В процессе зачета происходит взаимообучение, т.к. те ученики, которые сдали зачет объясняют еще раз тем, кто не понял, или отсутствовал на уроке. Если ученик все сдал и объяснять не хочет или не может - получает индивидуальное задание, которое оценивается отдельно. Таким образом карту и зачет сдают даже отъявленные двоечники, те, которые на обычных уроках вообще ничего не делают. Знания закрепляются надолго. Проверено опытом. Например - в осенью прошли с классом семилетнюю войну. На нее ушло около пяти уроков (вместе с картой и зачетом), и каждый ученик получил по три положительные отметки. В конце апреля поехали на экскурсию и проезжали местечко Гросс-Егерсдорф (современный поселок Междуречье в Калининградской области). Так вот, в автобусе было 30 человек. Трое из тех, кто осенью прошел эту тему с картой и зачетом... стоило мне сказать заветное слово Гросс-Егерсдорф, как глаза моих учеников загорелись и мой коротенький рассказ был дополнен красочными описаниями хода битвы из уст моих учеников. Мой коллега был искренне удивлен. А я очень довольна!
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#4, 21.06.2016
Ответ на сообщение #2 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
Светлана Геннадьевна, Вы пишите, что играть на уроках некогда. Абсолютно с Вами согласна. Но речь не идет об игре в чистом виде. Имеются ввиду активные методы обучения, к которым, я полагаю, можно отнести и систему взаимозачетов. Как вариант - игра "Лото". Раздаете ученикам игровое поле, в ячейках которого даты/события/личности и т.д. Озвучиваете текст карточек (тех, которыми нужно будет закрыть соответствующую ячейку), ребята поднимают руку, берут карточку, накрывают ячейку.. Чем не зачет?
Сомова Светлана Геннадьевна
#6, 23.06.2016
Ответ на сообщение #4 пользователя Кололеева Елена Викторовна
Я вас поняла. Спасибо. А сколько у вас учеников в классе? Я играла в крестики-нолики вместо проверки домашнего задания. На игру и проверку уходит 20 минут от урока в классе на 30 человек. Однако эта игра идеальна для зачетов у старшеклассников.
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#7, 24.06.2016
Ответ на сообщение #6 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
Светлана, спасибо за активность. Я эту игру провожу тогда, когда (при 1 часе в неделю) нужно оценить большое количество учеников. На игру уходит минут 10 вместе с проверкой. На экран вывожу образец формы, тут же пишу Х - верно, 0 - неверно. По 2 раза зачитываю суждение. Передали листочки (или обменялись ими), 1 человек к доске, я еще раз зачитываю суждения (можно адресовать кому-то индивидуально, можно по рядам, можно всему классу), даем верный ответ, сразу обсуждаем возможные вопросы, ученик у доски тут же заполняет форму. Перед этим озвучиваю разбалловку (0-4 верных ответов - "2", 5-6 - "3", 7-8 - "4", 9 -"5" или другие пропорции, смотря сколько было вопросов и какая тема проверялась). Если проверяют сами ребята (соседи), то параллельно с проверкой ставят + или -, подсчитывают количество +, ставят свою подпись. могу собрать листочки и просмотреть работы перед выставлением отметок или ребята сами называют мне оценки.Самое ложное во всей этой игре - расчертить квадратик.Игру провожу в 5-9 классах. Классы разные. Самый большой - 30 человек.
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#8, 24.06.2016
Ответ на сообщение #6 пользователя Сомова Светлана Геннадьевна
Кстати, Светлана, эта игра хороша тем, что задания в ней аналогичны заданиям на суждения (есть и в ОГЭ и в ЕГЭ) - определить, верны ли следующие суждения...
власова Наталья Николаевна
Спасибо за ссылку https://learningapps.org/ Мне понравилось. Буду использовать.
#9, 25.06.2016
Спасибо за ссылку https://learningapps.org/ Мне понравилось. Буду использовать.
Olga
#10, 30.06.2016
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Априори - активные методы обучения стимулируют познавательную деятельность ребят на уроках. Согласитесь, возможности использования различных методов и форм связаны, в первую очередь, с "природой" учителя. Что "ближе", т.е. по душе - то и в арсенале учителя. Последние четыре года "заболела" уроками-виртуальными экскурсиями. Само собой - это нетрадиционная форма занятия не может применяться регулярно, но есть темы, позволяющие нам - историкам, использовать эту реально действенную форму эмоциональной, познавательной, социальной мотивации обозначаемой как интерактивные методы обучения.Рекомендую пройти по следующим ссылкам в надежде, что вас, коллеги, заинтересуют представленные материалы:
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=356754&tmpl=lib
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=107408&tmpl=Thread&BoardId=330341&ThreadId=543513
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=357600&tmpl=Thread&BoardId=365551&ThreadId=643374&page=0
С уважением, О.Н. Кочерова
http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&lib_no=356754&tmpl=lib
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=107408&tmpl=Thread&BoardId=330341&ThreadId=543513
http://it-n.ru/board.aspx?cat_no=357600&tmpl=Thread&BoardId=365551&ThreadId=643374&page=0
С уважением, О.Н. Кочерова
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#11, 01.07.2016
Спасибо, Ольга Николаевна! Замечательно, что у нас есть возможность обменяться интересными, проверенными и эффективными наработками и ресурсами. Жду новых откликов!
Орещенко Елена Александровна
#12, 07.07.2016
А вот у меня возможностей применять АМО предостаточно благодаря работе в начальных классах на уроках ОРКСЭ!Из того что мне нравится - метод "Фруктовый сад". Много времени не требует:заранее готовлю " яблоки" из картона (желтые,красные, зеленые - по мере поспевания, на каждого ученика все три вида фрукта). И вот вам итог урока - созрел мой "сад" или нет по итогам урока. Может быть как индексатор настроения детей в начале урока и в конце. Можно добавить еще и лимончиков-это будут опасения ребят от данного урока . Вот и личностно-ориентированный подход...
власова Наталья Николаевна
#13, 07.07.2016
Ответ на сообщение #12 пользователя Орещенко Елена Александровна
Можно расшифровать, что такое ОРКСЭ?
Орещенко Елена Александровна
#14, 07.07.2016
Ответ на сообщение #13 пользователя власова Наталья Николаевна
Основы религиозной культуры и светской этики, модуль Основы православной культуры. В 4 классах по 1 часу.
bhbyf
#15, 17.07.2016
Я учитель физической культуры. Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:
развитие «ведущих» физических качеств, равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.Из активных форм я использую:
1. Проблемные диспуты и беседы.
2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.
3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке.
4. Урок-встреча.
5. Урок-экскурсия.
Спасибо всем участникам этой дискуссии. Просмотрев Ваши ссылки, я нашла много интересного для себя.
развитие «ведущих» физических качеств, равномерно-пропорциональное развитие двигательных качеств.Из активных форм я использую:
1. Проблемные диспуты и беседы.
2. Урок-собеседование. Это также теоретический урок, на котором происходит защита сообщений или индивидуальных домашних заданий по определенным вопросам.
3. Урок-консультация. Это в основном урок, на котором учитель отвечает на вопросы учащихся по самоподготовке.
4. Урок-встреча.
5. Урок-экскурсия.
Спасибо всем участникам этой дискуссии. Просмотрев Ваши ссылки, я нашла много интересного для себя.
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#16, 18.07.2016
Спасибо, Ирина Сергеевна!
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#20, 31.07.2016
Ирина Сергеевна, я разместила новые материалы (универсальные) для учителей-предметников и классного руководителя. Приглашаю к просмотру. Спасибо!
Фурлова Ольга Ивановна
#22, 04.08.2016
Елена Викторовна!Ё Спасибо за приглашение к дискуссии. Нетрадиционную практико-ориентированную методику пропагандирую уже лет 35, еще работая преподавателем методики обучения истории на родном истфаке. Училась в аспирантуре у Горы и Боголюбова. Мои наработки по практико-ориентированной технологии (ИКТ, критическое мышление, проектная деятельность, проблемное обучение и др.) есть в статье нашего сайта (ссылка http://урок.рф/library/praktikoorientirovannie_tehnologii_na_urokah_istor_110304.html). Мне близки идеи педагогики сотрудничества и практико-ориентированного обучения, где сочетается учебная деятельность и внеурочная работа. Практико-ориентированные технологии обучения позволяют мне связать воедино весь учебный процесс: от первого моего слова на уроке до последнего слова ученика на экзамене, но не через бездумное заучивание дат, событий и имен, а через призму обычной жизненной логики, через собственные эмоции. В этом заключается актуальность избранной технологии.В своей деятельности я использую элементы многих технологий, но главными являются:
- проектная деятельность – цель которой – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока). Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке у меня – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки. Во внеурочной деятельности - это исследовательская практика, НОУ «Наследники», факультативы, элективные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции и т д.
- информационно-коммуникационные технологии.
Марк Михайлович Поташник в своей книге «Требования к современному уроку» отметил, что ПК должен быть включен в процесс обучения органично. ПК может способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Поэтому Конгресс ЮНЕСКО подтвердил это положение и предложил рассмотреть различные модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях и способы организации работы учащихся.
- технология критического мышления. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление.
На уроках истории вышеперечисленные технологии помогают мне решать такие задачи как:
- формирование нового стиля мышления у детей;
-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- развитие исследовательских способностей и умения работать в команде.
Таким образом, практико-ориентированные технологии объединяют наиболее прогрессивные технологии обучения, они являются тем связующим, «цементирующим» звеном, которое помогает мне обеспечить более высокую эффективность учебного процесса и сформировать культурные основы личности ребенка.
- проектная деятельность – цель которой – способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока). Организация проектной и исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности может быть разной. На уроке у меня – это исследовательский или проектный метод обучения, учебный эксперимент, нетрадиционные уроки. Во внеурочной деятельности - это исследовательская практика, НОУ «Наследники», факультативы, элективные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции и т д.
- информационно-коммуникационные технологии.
Марк Михайлович Поташник в своей книге «Требования к современному уроку» отметил, что ПК должен быть включен в процесс обучения органично. ПК может способствовать активному включению обучающегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала.
Проникновение компьютера во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с ним становится частью общей культуры человека. Поэтому Конгресс ЮНЕСКО подтвердил это положение и предложил рассмотреть различные модели использования информационных технологий в компьютерных приложениях и способы организации работы учащихся.
- технология критического мышления. Под критическим мышлением понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры ученика и преподавателя. Это аналитическое мышление.
На уроках истории вышеперечисленные технологии помогают мне решать такие задачи как:
- формирование нового стиля мышления у детей;
-стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности;
- развитие исследовательских способностей и умения работать в команде.
Таким образом, практико-ориентированные технологии объединяют наиболее прогрессивные технологии обучения, они являются тем связующим, «цементирующим» звеном, которое помогает мне обеспечить более высокую эффективность учебного процесса и сформировать культурные основы личности ребенка.
Фурлова Ольга Ивановна
#23, 04.08.2016
Каждый мой урок содержит то, что вызывает удивление, изумление, восторг учеников - одним словом, то, что они будут помнить, когда все остальное забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. При подготовке к уроку истории я продумываю несколько возможностей, способных превратить обычный урок в проблемный, вызвать интерес к теме.
Известно, каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного лучше, чем на самом деле! А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашивали того, кого изображали. Чем это объяснить? Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно передававших недостатки их внешности?
Ответ: если мумия погибнет, то душа вселится в статую, поэтому людей изображали такими, какими они были... Если человека сделать покрасивее, то душа подумает, что это не ее хозяин и не вселится в статую.
Надо преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»
Часто на своих уроках в дополнение к теме я с детьми придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока. Например…
- « Я не знаю зачем и кому это нужно»
или «Три цвета гражданской войны» - название урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция» .
- «Русь между Востоком и Западом» или «Цивилизационный выбор Александра Невского» - название урока по теме «Татаро-монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества. Это названия - ассоциации.
Решение творческих задач – помогает проанализировать проблему.
Например, по теме урока «Правовое государство» на экране появляется высказывание "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". (М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН) Ученикам предлагается ответить на вопрос: « Какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание?»
Я часто привлекаю на уроке вместо стандартного материала - афоризмы, эпиграммы, карикатуры и частушки, характеризующие личность. Например,
изучая историческую личность К. Победоносцева - государственного деятеля конца XIX в. – можно долго рассказывать о его политических убеждениях, характере, родителях. А можно просто прочитать эпиграмму, достаточно ярко отражающую его суть:
Победоносцев он для рода,
Обедоносцев – для двора.
Бедоносцев для народа.
И Доносцев – для царя.
4. Еще один интересный прием, способствующий активной работе детей - погружения в предмет.
Я сопровождаю лекцию видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.
Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют мне создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Кроме этого, на уроке необходимо осмысление материала, его анализ и выделение главного. Так, в старших классах часто использую прием выделения главного, существенного - «Сути дела», например,
- «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?
- «Суть дела» темы «Отечественная война 1812 года» - четверостишье А.С. Пушкина из 10-й главы «Евгения Онегина»
Война двенадцатого года
Настала – кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог…
Тема урока в 10 классе «Расцвет Древнерусского государства при Владимире», Учащимся даются два текста, содержание которых противоречат друг другу.
1. И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены.
2. Справочные сведения
1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко».
2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.
Ученики обнаруживают противоречия, сравнив летописные и справочные сведения. Формулируется проблема, из которой ставится учебная задача:
Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память
Для закрепления материала я люблю составлять с учениками синквейны, которые помогает развивать творческие способности обучающихся, закрепление новых знаний на уровне ассоциаций. Таким образом, подобно организованная работа создает условия для развития исторического мышления. Критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. В истории России есть ряд проблемных вопросов, которые являются ключевыми и сквозными для общества. Именно систематическое отслеживание развития проблемы формирует историческое мышление.
Известно, каждому хочется выглядеть на фотографии хотя бы немного лучше, чем на самом деле! А вот скульпторы Древнего Египта обычно не приукрашивали того, кого изображали. Чем это объяснить? Почему египетские вельможи не гневались на мастеров, точно передававших недостатки их внешности?
Ответ: если мумия погибнет, то душа вселится в статую, поэтому людей изображали такими, какими они были... Если человека сделать покрасивее, то душа подумает, что это не ее хозяин и не вселится в статую.
Надо преподнести учебный материал, чтобы у ученика возник вопрос: «Как же так? Такого не может быть? Все должно быть по-другому!»
Часто на своих уроках в дополнение к теме я с детьми придумываю отдельное имя-название урока в виде афоризма, крылатой фразы, поговорки, выражающей в сжатом виде суть главной идеи урока. Например…
- « Я не знаю зачем и кому это нужно»
или «Три цвета гражданской войны» - название урока по теме «Гражданская война и иностранная интервенция» .
- «Русь между Востоком и Западом» или «Цивилизационный выбор Александра Невского» - название урока по теме «Татаро-монгольское нашествие и борьба русских княжеств с иноземными захватчиками в XIII веке» в курсе истории Отечества. Это названия - ассоциации.
Решение творческих задач – помогает проанализировать проблему.
Например, по теме урока «Правовое государство» на экране появляется высказывание "Чего-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать". (М.Е.САЛТЫКОВ – ЩЕДРИН) Ученикам предлагается ответить на вопрос: « Какое отношение к нашей теме имеет данное высказывание?»
Я часто привлекаю на уроке вместо стандартного материала - афоризмы, эпиграммы, карикатуры и частушки, характеризующие личность. Например,
изучая историческую личность К. Победоносцева - государственного деятеля конца XIX в. – можно долго рассказывать о его политических убеждениях, характере, родителях. А можно просто прочитать эпиграмму, достаточно ярко отражающую его суть:
Победоносцев он для рода,
Обедоносцев – для двора.
Бедоносцев для народа.
И Доносцев – для царя.
4. Еще один интересный прием, способствующий активной работе детей - погружения в предмет.
Я сопровождаю лекцию видеорядом, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами.
Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют мне создать на уроке атмосферу изучаемой эпохи, помочь учащимся ощутить реальность происходившего, это существенно влияет на их заинтересованность, повышает мотивацию к обучению. Кроме этого, на уроке необходимо осмысление материала, его анализ и выделение главного. Так, в старших классах часто использую прием выделения главного, существенного - «Сути дела», например,
- «Суть дела» темы «Возвышение Москвы» - слова русского летописца XVII века: «Кто думал-гадал, что Москве царством быти, и кто знал, что Москве государством слыти»?
- «Суть дела» темы «Отечественная война 1812 года» - четверостишье А.С. Пушкина из 10-й главы «Евгения Онегина»
Война двенадцатого года
Настала – кто нам тут помог?
Остервенение народа,
Барклай, зима иль русский Бог…
Тема урока в 10 классе «Расцвет Древнерусского государства при Владимире», Учащимся даются два текста, содержание которых противоречат друг другу.
1. И послал Владимир к Рогволду, князю полоцкому, говоря: «Хочу взять дочь твою себе в жены». Она же отвечала: «Не хочу разуть раба, а хочу мужа – Ярополка». Владимир же собрал воинов многих, пришел к Полоцку и убил Рогволда и сыновей его, а дочь его взял в жены.
2. Справочные сведения
1. В русских народных сказаниях (былинах) Владимир именуется «ласковый князь», «Красное Солнышко».
2. Русская православная церковь причислила князя Владимира Святославича к лику святых как равного апостолам Иисуса Христа.
Ученики обнаруживают противоречия, сравнив летописные и справочные сведения. Формулируется проблема, из которой ставится учебная задача:
Почему князь Владимир Святославович, несмотря на совершенные им низкие поступки, оставил о себе добрую память
Для закрепления материала я люблю составлять с учениками синквейны, которые помогает развивать творческие способности обучающихся, закрепление новых знаний на уровне ассоциаций. Таким образом, подобно организованная работа создает условия для развития исторического мышления. Критическое мышление возникает тогда, когда ученики начинают заниматься конкретной проблемой. В истории России есть ряд проблемных вопросов, которые являются ключевыми и сквозными для общества. Именно систематическое отслеживание развития проблемы формирует историческое мышление.
Кололеева Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#24, 04.08.2016
Спасибо, Ольга Ивановна! Все то, о чем Вы пишите в группе и в своей разработке, мне близко и понятно. Спасибо, что стали участником группы и обогатили нас своим опытом и видением уроков. В нашей группе есть участник Ольга (Ольга Николаевна), я знаю ее лично, и когда она прочитает Ваши ответы и публикации (после 15 августа), уверена - поймет, что нашла родную душу. Еще раз спасибо!Приглашаю Вас также поделиться своими мыслями в группе "МОЯ ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ".
Olga Kocherova
#25, 09.01.2017
Ответ на сообщение #24 пользователя Кололеева Елена Викторовна
Елена Викторовна, Вы правы- интересно и познавательно было прочесть посты Ольги Ивановны. Спасибо за "встречу". С уважением. О.Н.
Ирина Завражная
#26, 27.03.2017
На своих уроках чаще всего я использую работа в парах, малых группах, «микрофон», «мозговой штурм». Применение таких методов помогает достичь доброжелательной атмосферы в классе, которая способствует взаимопониманию, сотрудничеству, дает возможность действительно реализовать личностно ориентированное обучение.
За период своей педагогической деятельности я убедилась, что весомые результаты дает технология коллективно-группового обучения. Работая в группах, ученики делают первый шаг к толерантному общению, воспитывается уважение к личности, умение ценить мысли, потому что в условиях групповой работы мысли каждого выслушиваются и принимаются во внимания, что положительно влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Кроме того, указанная форма работы способствует развитию умений говорить кратко, но по существу. Поэтому на уроках использую такие формы работы, как: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая - учусь».
Например, при изучении темы «Формы глагола» в 7 классе целесообразно использовать технологию «Обучая - учусь», когда одновременно 3 группы знакомятся с отдельной информацией, а потом делятся своей информацией с другими группами. Это дает возможность учащимся почувствовать себя в роли учителя и повышает интерес к обучению.
За период своей педагогической деятельности я убедилась, что весомые результаты дает технология коллективно-группового обучения. Работая в группах, ученики делают первый шаг к толерантному общению, воспитывается уважение к личности, умение ценить мысли, потому что в условиях групповой работы мысли каждого выслушиваются и принимаются во внимания, что положительно влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Кроме того, указанная форма работы способствует развитию умений говорить кратко, но по существу. Поэтому на уроках использую такие формы работы, как: «Микрофон», «Незаконченные предложения», «Мозговой штурм», «Обучая - учусь».
Например, при изучении темы «Формы глагола» в 7 классе целесообразно использовать технологию «Обучая - учусь», когда одновременно 3 группы знакомятся с отдельной информацией, а потом делятся своей информацией с другими группами. Это дает возможность учащимся почувствовать себя в роли учителя и повышает интерес к обучению.
Егорова Галина Васильевна
#27, 30.03.2017
Здравствуйте! Я работаю в школе-интернат. Здесь все дети умственно отсталые. И надомники, и дети, которые посещают школу. Поэтому именно игровые методы вызывают особый отклик у ребят. Я сама придумываю игровые моменты. Например, буквенный диктант. Дети записывают только первую букву от ответа (15-4=11, пишут "о"). Это если математика. По разным предметам свои задания. Буквы получаются в разноброс. Далее задание - составить слово. То есть я беру слово, которое мне нужно, составляю на каждую букву задание. Эта игра может быть на любом этапе урока.
Похожие дискуссии:
- Длинная жизнь - не испортить настроение своему собеседнику.
- "Когда раннее развитие приводит к отставанию".
- «Это всё принадлежит школе!»
- За что я люблю А.П. Чехова?
- Киноуроки в школе (проект)
- Нецензурная брань на уроке...
- Памяти Деда Валерия посвящается...
- Почему дети в классе кричат?
- Сквернословие. Как бороться?
- Судьба русского писателя Александра Александровича Зиновьева как отражение трагедии русского народа