Профессиональное выгорание
Как учителю не сгореть на работе? Как побороть усталость и стресс?
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Калинина Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#1, 18.11.2017
Домашнее задание: порадовать себя
Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви-
зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:
— чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;
— долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
— не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
— отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
— искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
— умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
— заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;
— занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
— опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
— развлечения (поход в кино, в кафе…);
— любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
— общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
— установление простого человеческого контакта с учениками;
— позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
— человеческая поддержка со стороны начальства;
— отдых после работы в тишине;
— умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
— общение с близкими и друзьями;
— общение с любимым человеком;
— профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
— выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.
Суксова Виктория
Налаженной системы профессиональной поддержки учителя в массовой школе практически нет. Значит, сопротивляться возможному выгоранию приходится самостоятельно. Хорошим способом может стать работа в паре с тем коллегой, которому вы доверяете. Это и поочередное заполнение документов, и совместные обсуждения профессиональных проблем, и взаимопомощь во всех организационных делах. Такая кооперация существенно облегчает жизнь и дает ощущение защищенности. Близки к этому методы супервизии и интервизии, которые зачастую используют сами психологи, тоже подверженные выгоранию. Супервизор — это опытный, авторитетный коллега, к которому можно обратиться за помощью и советом. А интерви-
зия — обсуждение в группе единомышленников, помогающих вам увидеть проблему с разных сторон, предлагающих разные пути ее решения.
Можно взять листок бумаги и написать: что меня не устраивает в моей жизни, что я хочу изменить, как я могу это сделать. Понятно, что с заоблачных целей начинать сложновато, пока можно ограничиться чем-нибудь скромным, зато вполне достижимым. Можно, конечно, руководствоваться психологическими советами из соответствующих книжек, но поверьте, пожалуй, самые лучшие реабилитационные способы очень индивидуальны. Кто-то сбрасывает напряжение, когда громко поет, кто-то предпочитает полежать в ванне или просто посидеть в одиночестве с закрытыми глазами. Поэкспериментируйте, попробуйте разные варианты. Только дайте себе слово делать это обязательно: завтра я пойду пешком через парк, вместо того чтобы ехать на автобусе, а послезавтра каждые полтора часа буду делать перерыв и десять минут слушать музыку. И сообщите о своем решении близким: пусть их напоминание и заинтересованное внимание помогут вам не отступать от вашего плана.
Возможно, вы захотите попробовать средства, предложенные вашими коллегами во время тренингов:
— чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации;
— долгий и крепкий сон, возможность выспаться;
— не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален;
— отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять;
— искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных;
— умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь);
— заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу;
— занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна);
— опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать;
— развлечения (поход в кино, в кафе…);
— любимые занятия (чтение, пение, садоводство…);
— общение с природой (прогулки в парке и по лесу);
— установление простого человеческого контакта с учениками;
— позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами;
— человеческая поддержка со стороны начальства;
— отдых после работы в тишине;
— умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы;
— общение с близкими и друзьями;
— общение с любимым человеком;
— профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений;
— выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.
Суксова Виктория
Кадилина Янина Александровна
#2, 18.11.2017
Ответ на сообщение #1 пользователя Калинина Галина Николаевна
::smile2::
Бурых Елена Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 18.11.2017
Не искать лёгких путей , и, тогда, Вы будете молоды , полны сил, активны.
Елена Вениаминовна Чурина(эксперт сообщества)
#6, 18.11.2017
Тому, кто любит свою работу профессиональное выгорание, не грозит. После 25 лет стажа, любовь к профессии увеличивается, это я теперь точно знаю.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#7, 19.11.2017
Ответ на сообщение #6 пользователя Елена Вениаминовна Чурина
Абсолютно с Вами согласна, Елена Вениаминовна! Занятие любимым делом позволяет даже время где-то брать! Выгораешь, если заставляешь себя что-то делать. А к бумагам надо относиться как к мухам и комарам летом...
Елена Вениаминовна Чурина(эксперт сообщества)
#10, 19.11.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Лихина Елена Викторовна
А про комаров и мух, Елена Викторовна, красиво сказано. Спасибо за сравнение. Восторг и восхищение.
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#11, 19.11.2017
Ответ на сообщение #10 пользователя Елена Вениаминовна Чурина
::smile3::::smile3::::smile3::
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#13, 19.11.2017
Ответ на сообщение #7 пользователя Лихина Елена Викторовна
Елена Викторовна, браво (про комаров и мух)!
Авхадеева Раиса Ивановна
#8, 19.11.2017
Превратить работу в хобби::smile4::
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
#9, 19.11.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Или в увлекательную жизнь.::smile3::
Елена Вениаминовна Чурина(эксперт сообщества)
#12, 19.11.2017
Ответ на сообщение #8 пользователя Авхадеева Раиса Ивановна
Хо́бби (от англ. hobby — увлечение, любимое дело) или увлечение — вид человеческой деятельности, некое занятие, которым занимаются на досуге, для наслаждения. Увлечение — то, чем человек любит и с радостью готов заниматься в своё свободное время. Увлечение является хорошим способом борьбы со стрессом, гневом. Кроме того, увлечения зачастую помогают развить кругозор. Основная цель увлечений — помочь самореализоваться. ВикипедиЯНа работе мы, конечно, самореализовываемся, но не в свободное время.
Сысоев Александр Викторович
#14, 21.11.2017
Мне термин "профессиональное выгорание" кажется несколько абстрактным. Скорее приходится говорить о проблемах личного характера или со здоровьем. Да и вообще мы очень разные. Так, некоторые и с 5 годами стажа "выгорают".
Елена Иванова
#15, 21.11.2017
Ходите в баню, кино, театр.
Кадилина Янина Александровна
#16, 22.11.2017
Ответ на сообщение #15 пользователя Елена Иванова
::smile2::
Кияйкина Наталья Федоровна(эксперт сообщества)
#17, 18.01.2018
Самое прекрасное средство от эмоционального выгорания - саморегуляция! Проанализировав свое состояние и выработав план самопомощи, человек способен устранить причины и гармонизировать свой эмоциональный фон!
Кадилина Янина Александровна
#18, 19.01.2018
Ответ на сообщение #17 пользователя Кияйкина Наталья Федоровна
::smile1::
Похожие дискуссии:
- «Портрет учителя в зеркале портрета ученика»:каким школьники видят идеального учителя?
- "Троечники" против "отличников": кто из них по-настоящему "крут"?
- И всё-таки ко всем надо обращаться на "ТЫ"
- Как привить у детей любовь к чтению книг
- Каникулы!!!!!!!!
- Министр образования РФ хочет перестать выращивать в школах «потребителей»
- Мотиваторы к учёбе.
- Проблемы образования глазами родителей, учителей и школьников
- Учительница провела эксперимент в классе ...
- Эхо событий октября 2017 года в ярославской школы ...