"Плюсы" и "минусы" советской школы.
Чему должна поучиться современная российская школа у старой советской? Приглашаю вас к дискуссии на эту тему
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Информационно-коммуникационные технологии в образовании
2 КПК и 15 вебинаров
Медиация в школе. Работа с конфликтами
12 вебинаров
Организация работы с детьми с ОВЗ
5 вебинаров
Современный детский сад
4 вебинара
Организация проектной деятельности в школе
4 вебинара
Профориентация в школе
3 вебинара
 
Ботнева Мария Юрьевна
#1, 31.07.2018
Отношением к учителю. Прежде всего.
Медведева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
#2, 31.07.2018
Ответ на сообщение #1 пользователя Ботнева Мария Юрьевна
::smile7::::smile7::::smile7::
Нигириш Светлана Владимировна
#3, 31.07.2018
Да, Мария Юрьевна. Полностью с Вами согласна! ::smile0::Уважать нужно учителя.
Нигириш Светлана Владимировна
#4, 31.07.2018
У моей коллеги директор в школе говорит, что всегда будет стоять на стороне родителя и ученика. Учитель пришел работать, а ребенок в школе по принуждению. И защищает всегда именно ученика... Может боится жалоб родителей в гороно. Уж очень часто у нас родители пишут жалобы в гороно...по пустякам ...Заставили ребенка кушать в столовой- жалоба или звонок в гороно; попросили иметь платочек ( у ребенка был насморк)- звонок в гороно...и т.д.Родители мотивируют тем, что учитель на это не имеет права...
Седлова Ольга
#7, 31.07.2018
Ответ на сообщение #4 пользователя Нигириш Светлана Владимировна
Когда от голода погибла 14 -летняя девочка, виноватой оказалась школа, заставляют есть в столовой-снова плохо!::smile15::
Нигириш Светлана Владимировна
#8, 31.07.2018
Ответ на сообщение #7 пользователя Седлова Ольга
Везде вина учителя...родители постоянно выражают недовольство...
Панкова Татьяна Владимировна(эксперт сообщества)
#5, 31.07.2018
В 1983 году пошла работать в школу г. Дальнереченск. В классе 42 ученика. Не знаю, как 19 девушка справлялась с ними. Родители учеников поддерживали меня. А так мне кажется, нет разницы в какое время работать, главное с душой, чтобы детям было интересно!
Седлова Ольга
#6, 31.07.2018
Ответ на сообщение #5 пользователя Панкова Татьяна Владимировна
Татьяна Владимировна, да ведь речь идёт не об отношении к работе, а об установках, которые давало общество и государство школе.
Панкова Татьяна Владимировна(эксперт сообщества)
#16, 31.07.2018
Ответ на сообщение #6 пользователя Седлова Ольга
Установки всегда были на развитие ребёнка. Раньше на техникучтения, теперь на функциональность чтения. На урок проверяющий приходил с секундомером, и за 45 минут урока - 35 минут дети должны были читать!
Седлова Ольга
#19, 31.07.2018
Ответ на сообщение #16 пользователя Панкова Татьяна Владимировна
Да, количественный показатель считался тогда самым правильным и объективным. И никому не было дела, а понимает ли прочитанное ребенок.
Кузнецова Алина Валентиновна(эксперт сообщества)
#9, 31.07.2018
Теоретическую базу, как раз, советская школа давала очень хорошо, а вот с практическим применением знаний были определённые проблемы. Как человек, получивший советское образование, могу сказать, что рабами мы не стали. К этому нас подталкивают, как ни странно, именно современные реалии. Творчество педагога, действительно, советская система ограничивала, но не запрещала, и в определённых направлениях можно было самосовершенствоваться.
Фокина Лидия Петровна(эксперт сообщества)
#10, 31.07.2018
А мне нравилось, что раньше меньше было бумажной волокиты. КТП у меня помещалось по всем предметам в тетради 12 листов и место ещё оставалось. Отчёты были простыми и не столько сколько сейчас.
Нигириш Светлана Владимировна
#12, 31.07.2018
Ответ на сообщение #10 пользователя Фокина Лидия Петровна
Точно! КТП было кратким, бумаг писали меньше... Краткость- сестра таланта!
Седлова Ольга
#11, 31.07.2018
Безусловно, в советской школе были перегибы. Как, например,построить урок математики с требованием показать "патриотическое воспитание" или провести урок химии по теме "По ленинским заветам". А ведь это невыдуманные истории! Представляете, какие творческие муки испытывали советские педагоги, а тут пишут, что были "не творческими личностями"::smile4::
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#14, 31.07.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Седлова Ольга
Каждый урок географии мы начинали с гимна. Плохо ли это? Думаю, что нет. НО новый гимн никак выучить не могу, прежний слышу и все тут! ::smile4::
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#15, 31.07.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Седлова Ольга
Каждый урок географии мы начинали с гимна. Плохо ли это? Думаю, что нет. НО новый гимн никак выучить не могу, прежний слышу и все тут! ::smile4::
Панкова Татьяна Владимировна(эксперт сообщества)
#17, 31.07.2018
Ответ на сообщение #11 пользователя Седлова Ольга
Ну и сейчас в урок вводим то о семье, то о Родине. Так было и будет всегда!
Седлова Ольга
#18, 31.07.2018
Ответ на сообщение #15 пользователя Ирина Анатольевна
А это было личной инициативой учителя или требование администрации. Просто, у нас в школе рабочий день начинался с общешкольной линейки.Там от каждого класса выходил староста и сообщал сколько двоек и у кого. Стыдобища попасть в этот отчёт старосты, но более эффективной работы по профилактике "двоек" не припоминаю.::smile8::
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#20, 31.07.2018
Ответ на сообщение #18 пользователя Седлова Ольга
Это была личная инициатива учителя, члена партии. В четвертом классе наша классная была в шоке от класса, который она получила. И нашла себе подружку по несчастью. И придумали они соревнование. В каждом классе был заведен отдельный дневник, в котором каждый учитель в конце каждого урока ставил оценку за поведение всему классу. На классном часе, который проводился каждый вторник староста одного класса приходил в другой класс и озвучивал количество и качество оценок. И вот однажды, когда были озвучены, казалось, бы все оценки, включая единицы, староста 4 "Г" лихо и одновременно нервно крикнула:" НОЛЬ! Одна штука!" Оказалось, что на истории вели себя так, что даже единицы было много. ::smile5::::smile5::
Ирина Анатольевна
Комментарий был удалён пользователем 31 июл 2018 в 11:46
Седлова Ольга
#22, 31.07.2018
Ответ на сообщение #20 пользователя Ирина Анатольевна
Интересная история.
Седлова Ольга
Комментарий был удалён пользователем 01 авг 2018 в 08:07
Синяк Татьяна Ивановна(эксперт сообщества)
#24, 31.07.2018
Бумажной волокиты было меньше, нам разрешали пользоваться КТП из журналов, только числа проставляли. Уроки были тоже разные, придумывали много чего, и нестандартные уроки проводили и интегрированные, раньше для меня посмотреть открытые уроки было интересно. За последние годы на тех открытых уроках, которые я посетила, мало, что для себя взяла.
Седлова Ольга
#25, 31.07.2018
Сейчас родители считают нормальным подойти к учителю и попросить его позаниматься с ребёнком дополнительно после уроков, причём бесплатно, аргументируя это тем, что с ними-то учителя сидели после уроков. А вот я не припоминаю, что бы с нами "сидели после уроков" в советской школе. А как это было в вашем детстве или в начале профессиональной деятельности?
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#30, 31.07.2018
Ответ на сообщение #25 пользователя Седлова Ольга
А я вот в ВУЗЕ подошла к преподавателю практической математики спросила, можно ли после лекций минут на 15 его время занять. Он встал, осмотрел меня со всех сторон и сказал, что ему мама запретила со студентками наедине оставаться. ::smile5::::smile13:: Итог-трояк на экзамене по практической части. ::smile21::
Седлова Ольга
#32, 31.07.2018
Ответ на сообщение #30 пользователя Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна, что же вы тогда растерялись, надо было предложить где-нибудь в сквере позаниматься.
Ирина Анатольевна(эксперт сообщества)
#34, 31.07.2018
Ответ на сообщение #32 пользователя Седлова Ольга
Зима была это раз. А в самом деле растерялась-это два. Я на соревнованиях была, три дня пропустила. А накануне преподаватель по информатике запросто четверть часа мне уделил. Наверное, жена ему не запрещала доп. занятия. ::smile5::
Пушкарева Татьяна Васильевна
#36, 31.07.2018
Ответ на сообщение #25 пользователя Седлова Ольга
Я тоже училась в "советской" школе. И у меня только положительные воспоминания. Учителя были заинтересованы дать ученикам знания. Вспомните, была обязательная продлёнка, на которой мы и домашку делали, и на экскурсии ходили, и развивались, не хуже современных детей. И заметьте, всё правительство и чины, учились в советской школе!::smile2::
Седлова Ольга
#37, 31.07.2018
Ответ на сообщение #36 пользователя Пушкарева Татьяна Васильевна
Действительно, многое было по-уму, а сейчас зареформировали школу.Одни уроки по ФГОС чего стоят.
Нигириш Светлана Владимировна
#41, 01.08.2018
Ответ на сообщение #37 пользователя Седлова Ольга
Да, вы правы....Уроки по ФГОС отнимают столько времени при подготовке. Одни технологические карты чего стоят!!!
Седлова Ольга
#43, 01.08.2018
Ответ на сообщение #41 пользователя Нигириш Светлана Владимировна
А ведь до чего они не удобны. Чтобы посмотреть какую -нибудь цитату на уроке, надо листать этот многостраничный труд, наполненный описанием всяких УУД
Старшов Михаил Александрович
#26, 31.07.2018
Да ладно, девушки! не надо разводить ностальгию пополам с малиновым вареньем! Не было никакой советской школы, ага? за 10 лет поучился в семи школах, и не уверяйте меня, что любые две были похожи на третью и т.д. Правда, был у меня 1 (ОДИН) Учитель, которому я благодарен всю жизнь, и как же я жалею, что попал к нему на полгода всего. Но они были решающими в моей жизни, к счастью. Вы скажете, что это и был советский учитель? Да ерунда. Жёсткий, суровый мужик, прошедший всю войну, ничего общего с памятником советской учительнице возле министерства образования губернии.Но бумаг они, догадываюсь, столько не сочиняли, и попробовал бы чиновник из гороно посмотреть на Николая Ивановича сверху! Кстати, и директором этой школы был такой талантливый в своём роде мужик, вот и Школа была славная и не похожая ни на какую другую. Потом я туда водил студентов на практику лет 15. Ну, хорошая школа, но не та!
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#29, 31.07.2018
Ответ на сообщение #26 пользователя Старшов Михаил Александрович
Эта славная школа в Саратове?
Старшов Михаил Александрович
#33, 31.07.2018
Ответ на сообщение #29 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Да, Наталия Алексеевна, именно на саратовскую девятнадцатую мужскую школу и намекаю. очень жалею, что чиновники предпочитают менять названия, любимые простыми людьми, так что теперь это гимназия №1. Моя мама поняла, что школу-то я закончу и в маленьком северном городке, но аттестат ничего не будет стоить. Ей удалось меня впихнуть в "уходящий поезд", и в конце октября я узнал, что ничегошеньки не знаю - по математике, остальное чепуха! А какие в классе были мальчики! Было интересно гнаться за ними, к Новому Году почувствовал себя человеком. Никаких дополнительных занятий Н.И. со мной не проводил, но на уроках покоя не давал, а дома я сам работал много. Между прочим, тех знаний хватило для нескольких статей в Математике 1 сентября, Физике и даже в биологическом выпуске журнала ПОТЕНЦИАЛ, и Химия в школе! Спасибо девятнадцатой школе и Николаю Ивановичу Добрынченко! В нескольких публикациях удалось упомянуть это имя, дорогое мне.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#35, 31.07.2018
Ответ на сообщение #33 пользователя Старшов Михаил Александрович
Спасибо за подробный ответ. Очень даже согласна, что теперь девятнадцатая или гимназия №1 совсем не та!!!
Седлова Ольга
#44, 01.08.2018
Ответ на сообщение #26 пользователя Старшов Михаил Александрович
Михаил Александрович,ваши слова ещё раз подтверждают непреложную истину о том, что школа-это, прежде всего, ЛЮДИ, а потом уже система.А за "девушек" отдельное спасибо, лично меня так только в прошлом веке называли.::smile50::
Герасимова Наталья Сергеевна
#27, 31.07.2018
Не вижу ничего зазорного, что родитель попросил позаниматься или объяснил материал в присутствии родителя, чтобы тот смог дома позаниматься с ребёнком. А вот в советской школе не надо было просить педагога, он сам оставлял, если надо объяснял или заставлял выполнить задание, а сам в это время проверял тетради. А сейчас не понял, пусть родители нанимают репетитора. Но ладно если ребенок плохо ведёт себя на уроке, ну а если не дошло до ребёнка? Уважение всё же мы потеряли из-за нерадивых педагогов да и из-за "всё знающих" родителей.
Пономарева Ирина Анатольевна
#28, 31.07.2018
Все учились по одной программе и одним учебникам. Не было борьбы за качество, оценки реально отражали уровень знаний. А сейчас отчёты не принимают, если у тебя качество по предмету стало ниже, чем в предыдущей четверти. Медалисты были редкостью, и это были такие РЕБЯТА, о которых говорили с гордостью одноклассники. Их знали в городе, районе, области.
УЧИТЕЛЬ - это звучало гордо! А сейчас - услуга...::smile11::
УЧИТЕЛЬ - это звучало гордо! А сейчас - услуга...::smile11::
Пушкарева Татьяна Васильевна
#38, 31.07.2018
Ответ на сообщение #28 пользователя Пономарева Ирина Анатольевна
Ирина Анатольевна, Вы правы. Гордились НАСТОЯЩИМИ медалистами, а не подтянутыми за "уши" учителями или купленными за родительские деньги (мы знаем есть и такие сейчас). УЧИТЕЛЬ - звучало не только гордо, учителя уважали, это была ещё и престижная профессия. Вспомните конкурсы на одно место при поступлении на обучение. А сейчас учителя перевели в ранг прислуги: командуют и родители и ученики, а педагог не имеет право голоса, всем и всё ОБЯЗАН! Грустно ... ::smile14::
Седлова Ольга
#31, 31.07.2018
А ещё в советской школе "от души" оставляли на второй год.Дети с ЗПР учились во "вспомогательных школах", где им помогали социализироваться , готовили к будущей трудовой деятельности. А сейчас, видите ли, инклюзия. Посадят обычных детей с вот такими , "с особыми образовательными потребностями", и попробуй найти время на уроке и для обычных детей, и для "особенных". Очередная профанация в образовании, от которой не выигрывает никто... кроме государства, существенно экономящего деньги за счёт закрытия специализированных учреждений.
Аникеенко Наталия Владимировна(эксперт сообщества)
#39, 31.07.2018
Я не думаю, что современной школе нужно чему-то учиться у старой советской. Для каждого времени - своя школа! А вспомнить есть что. И плюсов и минусов было достаточно. Английский язык все учили по учебнику Старкова. Помню, тема "Почта" начиналась следующей фразой (Цитирую на русском): Коммунистическая партия уделяет большое внимание развитию почты.
Губкина Светлана Анатольевна
#40, 01.08.2018
Хочу сказать словами В.А.Сухомлинского: "Важнейшее условие духовного роста педагога-свободное время учителя. Пора понять, что чем меньше у учителя свободного времени, чем больше он загружен всевозможными планами, отчетами, заседаниями, тем больше опустошается его духовный мир, тем скорее наступит та фаза его жизни, когда учителю уже нечего будет отдавать воспитанникам..." А система старой советской школы действительно была прекрасной!
Седлова Ольга
#42, 01.08.2018
Ответ на сообщение #40 пользователя Губкина Светлана Анатольевна
Какое верное высказывание. Действительно, за ворохом нескончаемых отчётов мы перестали видеть душу ребёнка.
Пономарева Ирина Анатольевна
#45, 01.08.2018
Ответ на сообщение #40 пользователя Губкина Светлана Анатольевна
::smile2::::smile2::::smile2::
Власова Ирина Викторовна
#46, 15.01.2019
Плюс - учитель знал все о своих учениках, был наставником и другом, авторитетом для родителей. Минус - всех учеников подгоняли под средний стандарт. К концу 9 класса лично у меня пропал интерес к отдельным предметам.
Похожие дискуссии:
- Адаптация ребенка к ДОУ - дело "тонкое"!
- Нецензурная брань на уроке...
- Патриотизм современного педагога
- Работа преподавателя. Довольны ли Вы своей работой и получаете ли удовлетворение?
- Разговоры о важном: Мы разные, мы вместе
- Родители устроили самосуд над пятиклассником в Приморье
- Сквернословие. Как бороться?
- Учительница провела эксперимент в классе ...
- Формы общения с родителями...
- Цель оправдывает средства.