12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 

Введение специальных федеральных государственных стандартов для детей с умственной отсталостью

Уважаемые коллеги, с 1 сентября 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)”. Для ребят с тяжелой и глубокой степенью умственной отсталость предусмотрен, так называемый вариант 2, где центральное место отводится составлению на ребенка-инвалида специальной индивидуальной программы реабилитации (СИПР), в соответствии с которым и строится индивидуальное обучение ребенка. Хотелось бы узнать опыт коллег по работе в соответствии с рабочей программой по варианту 2 и СИПРАМ. А также каковы комплектации классов по возрасту и структуре дефекта?
Дискуссию начал(а) Пимонова Елена Владиславовна23.09.2016 3426

УРОК

Образовательные вебинары
для педагогов

Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058

Ответы
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#1, 26.09.2016
ОтветитьОцените ответ:5
В нашей школе в этом году один из первых классов работает по СИПР. Позднее на сайте школы будет эта программа. Знаю, что классы комплектуют в соответствии возрасту (приблизительно одинаковый) и с одним и тем же диагнозом.
Пимонова Елена Владиславовна
#2, 26.09.2016
ОтветитьОцените ответ:3
Ответ на сообщение #1 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
А какова структура дефекта у учащихся класса и количество детей в этом классе!
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#3, 26.09.2016
ОтветитьОцените ответ:5
Ответ на сообщение #2 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Точно не скажу про структуру дефекта, знаю, что имбицильность. Пока их 2 чел в 1 классе. В 2015-2016 учебном году в нашей школе началась апробация федерального государственного образовательного стандарта образования детей с ОВЗ. Под неё попал один первый класс. Сейчас он уже 2 класс. Там учатся дети с расстройствами аутистического спектра, их 5 человек. Учителю помогает тьютер.
Пимонова Елена Владиславовна
#4, 26.09.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
У нас с этого года открылся класс для "тяжеленьких" вот поэтому и интересуюсь. У нас их тоже пока 2 человека.
Пимонова Елена Владиславовна
#5, 27.09.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #3 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Спасибо, только начинаем работать в этом направлении поэтому любые сведения представляют очень большую ценность. С уважением Пимонова Е.В.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#6, 27.09.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #5 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Как только на сайте нашей школы появятся рабочие программы, то сообщу. Посмотрите!
Пимонова Елена Владиславовна
#7, 27.09.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #6 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Большое спасибо за внимание.
Мутагарова Наталья Александровна(эксперт сообщества)
#8, 22.10.2016
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #4 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
К сожалению ничем не могу помочь((( у нас детей с таким диагнозом нет.
Горелова Татьяна Петровна
#9, 19.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Наша школа 2й год работает по СИПР
Пимонова Елена Владиславовна
#10, 19.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #9 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Спасибо, что откликнулись. Если возможно, поделитесь опытом составления подобной программы. Заранее благодарна! С уважением Пимонова Е.В.
Горелова Татьяна Петровна
#11, 20.11.2016
ОтветитьОцените ответ:4
Ответ на сообщение #10 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
В моих публикация есть примерный СИПР,составляла для защиты на КПК.
Пимонова Елена Владиславовна
#12, 20.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #11 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Спасибо большое! С уважением Пимонова Е.В.
Пимонова Елена Владиславовна
#13, 20.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #11 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Татьяна Петровна, я не очень пока ориентируюсь в составлении СИПРов, заметила в Вашей разработке названия предметов не те, что рекомендованы ФГОСОМ для 2 варианта, Вы на основании индивидуальных образовательных потребностей ребенка заменили их названия? И еще, в СИПРах можно употреблять понятия ЗУНы? Пожалуйста, если Вас не затруднит, разъясните. С уважением Е.В.
Горелова Татьяна Петровна
#14, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #13 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Наших надомников пока сильно не трогали с названиями предметов по ФГОС. В этом СИПРе не было цели составить программу на конкретного ребенка и работать по ней- это был образец составления для массовых школ на курсах.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#15, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #14 пользователя Горелова Татьяна Петровна
А у нас строго! В этом году 1 класс, "надомники" перешли на ФГОС и названия предметов в соответствии.
Горелова Татьяна Петровна
#16, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #15 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
У нас пока так. Почему- не знаю. Думаю, что первоклассникам- надомникам по- новому уже предметы дали.
Пимонова Елена Владиславовна
#17, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #14 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Большое спасибо за внимание к вопросу. По всей вероятности во всех регионах по -разному. Да и надомники это отдельная категория. У меня все в классе инвалиды с ТМНР, все посещают занятия только индивидуально, поэтому только СИПРЫ, да и ПМПК рекомендовано составление индивидуальной программы развития на каждого. Думаю, необходимо четное соответствие с ФГОСасм и методическими рекомендациями. Еще раз большое спасибо за внимание к вопросу и разъяснения. С уважением Пимонова Е.В.
Горелова Татьяна Петровна
#18, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #17 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
У меня 4 девочки- надомницы, на каждую составляла СИПР по рекомендациям ПМПК. Одной рекомендованы логозанятия, другой занятия у психолога (приходят в школу в субботу индивидуально) . Родители еще не хотят 2 ч/нед. математики, а хотят гигиену и самообслуживание или ритмику- учитываю пожелания и составляю программу. Бывало, что доходило до абсурда- родители хотели чуть ли не химию и геометрию для умеренной степени. Но не у меня, да и образумили вовремя))
Пимонова Елена Владиславовна
#19, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #18 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Здравствуйте, а какой у Вас класс? Сколько часов по СИПРу ребятки посещают в школе? Находятся ли на занятиях с ними родители? И какова продолжительность одного индивидуального занятия у Вас? Заранее спасибо. С уважением Пимонова Е.В.
Горелова Татьяна Петровна
#20, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #19 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Здравствуйте! У меня 3 девочки из 2 класса, одна из 3 класса. Обучаются на дому, за исключением психолога- дети приезжают сами в хорошо оснащенный кабинет.Средняя недельная учебная нагрузка- 8 часов, у одной девочки 10 часов ПМПК решено.
Родители допускаются, но не для всех. Большинство без родителей лучше занимаются, а с мамами раскисают. А для аутистки нужна "фея"- тьютор за ее спиной. Все индивидуально.Урок 40 минут, перемена.
Пимонова Елена Владиславовна
#21, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #20 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Большое спасибо, очень Вам ответ, очень признательна за информацию. С уважением Пимонова Е.В.
Горелова Татьяна Петровна
#22, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #21 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Пожалуйста) Обращайтесь, если вопросы будут еще::smile7::
Борякова Юлия Андреевна
#36, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #11 пользователя Горелова Татьяна Петровна
Спасибо за Ваш материал!
Янченкова Наталья Александровна
#23, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Очень хочется узнать о работе с такими детьми, так как с 1 декабря ко мне в обычный 1 класс общеобразовательной школы прибывает такой ребёнок, а на курсах по обучению детей с ОВЗ материала было возможно недостаточно?! Заранее благодарна.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#24, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:3
Ответ на сообщение #23 пользователя Янченкова Наталья Александровна
Советую посмотреть вебинар http://www.inclusive-edu.ru/life_news/1/746/ Возможно что-то и узнаете для себя.

Отредактировано 27-11-2016 17:28

Пимонова Елена Владиславовна
#25, 27.11.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #23 пользователя Янченкова Наталья Александровна
Доброго времени суток, а у Вас предусмотрен тьютор, который будет помогать ребенку осваивать программу по индивидуальному маршруту? Если нет, то это очень сложно. Какой диагноз у ребенка? Может чем-нибудь помогу. Работаю много лет с детьми с умственной отсталостью, правда в легкой степени УО. Только в этом году стала работать с детьми с ТМНР(тяжелая или глубокая степень УО). С уважением Пимонова Е.В.
Пестовская Елена Владимировна
#26, 06.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Добрый день,коллеги. Фгос для наших школ вступил только в этом году, а у нас в школе заставляют уже писать программы с 5 по 9 классы и причём оба варианта. Как у вас обстоят дела в школах? Мне кажется,когда ФГОС дойдёт до 5 класса, опять всё поменяется, как в общеобразовательных и требования будут другие.
Пимонова Елена Владиславовна
#27, 06.12.2016
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #26 пользователя Пестовская Елена Владимировна
Безусловно, Вы правы! Программы по ФГОСу для УО и ОВЗ только для первого класса. Дело в том, что многие школы объявляют себя экспериментальными площадками и примеряют ФГОС для всех классов, но на законодательном уровне, только первые классы и нулевики. Это абсолютно точно, все есть в ФГОСах. Сейчас стартовал первый год по новым требованиям, много будет в последствии доработок. У нас в школе это понимают и ФГОС для УО (1 и 2 вариант) только для первого класса (нулевиков нет). С уважением Пимонова Е.В.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#28, 06.12.2016
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #26 пользователя Пестовская Елена Владимировна
В нашей школе тоже пишут Рабочие программы по ФГОС только для 1 классов!
Дмитриева Оксана Леонидовна
#29, 21.01.2017
ОтветитьОцените ответ:3
Здравствуйте! У нас только в начальной школе есть одна надомница. Сегодня похоронили другую. А я в средних классах читаю, так что не могу поделиться опытом, к сожалению.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#30, 25.01.2017
ОтветитьОцените ответ:2
Хорошая новость!
Глава Минобрнауки Ольга Васильева поделилась планами работы министерства на 2017 год на конференции агентства ТАСС. Один из них — привлечь тьюторов, которые будут помогать учителям в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Мы хотим ввести помощников учителей, так называемых тьюторов, чтобы была помощь основному учителю как в школах, так и в учреждениях дошкольного образования», — рассказала Васильева. Она добавила, что к 2020 году все школы должны стать инклюзивными, то есть полностью доступными для детей с различными заболеваниями.

Пимонова Елена Владиславовна
#31, 25.01.2017
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #30 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Новость, действительно, отличная. Только надо подготовить кадры, без специального образования это вряд ли получится. А задумка отличная.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#32, 25.01.2017
ОтветитьОцените ответ:2
Ответ на сообщение #31 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
::smile7::
Гузалия
#33, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #31 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Не первый раз сталкиваюсь с тем, что педагоги возлагают столько надежд на тьюторов. А чем он сможет помочь - это диспетчер, который сопровождает учебный процесс для особенного ученика. Его задача - составить индивидуальное расписание, например, весь класс пошел домой, а у "Васи" занятие с логопедом. Тьютор не будет водить ребенка в туалет, кормить его, не будет сидеть на уроках и дополнительно что-то объяснять (он может вообще не присутствовать на уроках).

Отредактировано 03-05-2017 20:06

Пимонова Елена Владиславовна
#35, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #33 пользователя Гузалия
Тьютор, как Вы заметили очень верно, сопровождает учебный процесс, а это значит все то, что не делает учитель делает тьютор, в том числе и водит в туалет, помогает одеться-раздеться, сопровождать ребенка на занятиях такова его должностная инструкция, это большая помощь в работе с такими детьми, я с этим работаю. Поверьте, для педагога-спецалиста и для ребенка это очень большая помощь.
Борякова Юлия Андреевна
#37, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:1
Ответ на сообщение #30 пользователя Ивлиева Наталия Алексеевна
Это все, конечно хорошо, но в тех классах, где учатся сильные и умные детки, трудно ужиться ученику, который имеет некоторые заболевания.
Ивлиева Наталия Алексеевна(эксперт сообщества)
#38, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #37 пользователя Борякова Юлия Андреевна
Согласна.
Гузалия
#39, 04.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #35 пользователя Пимонова Елена Владиславовна
Вполне возможно, что в некоторых школах на тьюторов возлагаются обязанности ассистента, но это совершенно разные специалисты. Тьютор сопровождает учебный процесс, а ассистент - сопровождает обучающегося в учебном процессе. За одним тьютором может быть закреплено несколько тьюторантов. Другими словами это - диспетчер, обеспечивающий индивидуализацию обучения, в том числе одаренных детей. Т.е. он корректирует расписание индивидуальное и общее, так чтобы и учителя и ученик могли полноценно работать. Я не настаиваю на этой точке зрения, просто меньше месяца назад нам очень подробно разъясняли эту разницу на курсах и очень ругали тех руководителей, которые смешивают эти понятия. ::smile10::
Пимонова Елена Владиславовна
#40, 04.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #37 пользователя Борякова Юлия Андреевна
Я, вероято, не совсем точно довела до участников дискуссии все объстоятельства. Дело в том, что я я имею ввиду тьюторов, которые работают в коррекционном учреждении. Ситуация такова: в классе 5 детей с умственной отсталостью разной степени тяжести и другие заболевания, которые усугубляют положение ребенка в социуме, за каждым закреплен тьютор (должностая инструкция типовая, она есть в Консультанте +) и работа ведется учителем во время учебного процесса фронтально, а тьюторы сидят с каждым ребенком и корректируют индивидуально для каждого работу по возможностям детей. На мой взгляд, это огромная помощь для учителя.
Гузалия
#34, 03.05.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Наша школа вошла во ФГОСы как экспериментальная площадка с осени 2014 года. Разрабатывали и апробировали программы сразу для всей начальной школы. В 2015-2016 учебном году на базе нашей школы несколько раз проходили курсы повышения квалификации, где мы делились опытом. У нас учатся детки с НОДА, НОДА и ЗПР, НОДА и УО (легкая и умеренная). В классах 4-5 человек, примерно одного уровня развития. У детей очень много внеурочной деятельности - иппотерапия, аквакоррекция, индивидуальные и групповые занятия с логопедом, дефектологом, психологом
Калинина Галина Николаевна(эксперт сообщества)
#41, 09.06.2017
ОтветитьОцените ответ:2
Елена Владиславовна, я работаю в специальной школе-интернат для детей с УО- воспитателем. А девочки учителя. всех классов. если есть ребёнок не успевающий по программе нашей школы, пишут специальные программы для ребёнка, как сейчас их стали называть СИПР.А для нормальной школы я считаю это большой........проблема.Не знаю. может быть я и неправа, но деткам с умственной отсталостью лучше в специализированных школах. И проблем с социализацией у наших деток нет. Инклюзивному образованию нужно большое финансирование, чего унас большой дефицит.

Отредактировано 09-06-2017 21:07

Пимонова Елена Владиславовна
#42, 22.08.2017
ОтветитьОцените ответ:0
Ответ на сообщение #41 пользователя Калинина Галина Николаевна
Я согласна с Вами целиком и полностью.