Конспект урока литературы в 6 классе «Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг»»

2
1
Материал опубликован 30 January 2016 в группе

Пояснительная записка к презентации

Конспект урока литературы в 6 классе

учителя МБОУ СОШ № 8 г Лобни

Видмановой С.И.

«Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора.»

(УМК: учебник « Литература» для ОУ под редакцией Коровиной В.Я)

Цели урока: 1) деятельностная: развивать навык анализа произведения, развивать способности к мыслительной деятельности.

2) образовательная: сформировать представление о структурообразующих элементах и приемах создания художественного произведения.

3) воспитательная: воспитывать умение анализировать , сопоставлять, развивать навыки критического мышления при усвоении информации.

Тип урока: « открытие новых знаний»

Оборудование: доска, экран,проектор .презентация

Мотивация к деятельности. Подготовка класса к уроку

Лингвомотиватор.. Продолжите фразы ,подобрав однокоренные слова к выделенным.

Образованность-это обогащенность знанием. Мы..

Успех-удел трудолюбивых людей. Мы….

Счастье-это возможность открывать новое и созидать. Мы…

ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на….

Актуализация и пробное учебное действие.

- Вы в прошлом году пробовали себя в роли начинающих писателей и издателей собственных книг.. Этот год не станет исключением: по окончании его вам необходимо будет предложить новую книгу с собственными произведениями. Чтобы книг удалась, а произведения качественно стали лучше, начнем урок с краткого анализа рассказа «Как я провел лето»

1.Чтение рассказа.

2.Анализ

-Понравился ли вам текст?

-Каковы сильные и слабые стороны рассказа?

- Допускаете ли такие композиционные ошибки вы?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы научиться правильно строить произведение?

-….

- Правильно, нужно обратиться к мастерам слова.

Постановка учебной задачи. Определение темы, цели и этапов работы над темой.

1.Литературная загадка. Звучит стихотворение И.З Сурикова.

- Прослушайте стихотворение, определите, каким произведением и какого автора навеяно это стихотворение

Учитель: Летний вечер.
Ученик 1: За лесами
Солнышко уж село;
На краю далеком неба
Зорька заалела;
Но и та потухла. 
Ученик 2: Топот
В поле раздается.
То табун коней в ночное
По лугам несется.
Ухватя коней за гриву,
Скачут дети в поле.
То-то радость и веселье,
То-то детям воля!
Ученик 3: По траве высокой кони
На просторе бродят;
Собралися дети в кучку,
Разговор заводят…
И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несётся ведьма
На ночные пляски;
Ученик4:Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый;
И какие – то все в белом
Тени в поле ходят…
Учитель: Детям боязно – и дети 
Огонёк разводят.

2. Определение темы, цели урока и основных этапов изучения темы..

Подбор эпиграф к уроку.

4. Литературная биографическая эстафета. Учитель задает первый вопрос по биографии писателя, тот, кто правильно ответил, задает свой вопрос по биографии Тургенева другим учащимся.

-Назовите место и дату рождения И.С. Тургенева….

-Мы лишь набросали штрихи к портрету Тургенева. Сам же он говорил: «Вся моя биография в моих сочинениях». Потому продолжим знакомство с писателем через его творение.

Выявление места и причины затруднения.

«Бежин луг» –высочайший образец художественной прозы, горячо принятый читающей Россией. В чем причина такого успеха и долгожительства книги?

Справочник юного писателя. Повторение пройденного: сюжет и его основные единиц.

Выделение сюжетных составляющих в произведении «Бежин луг»

- Как вы думаете ,почему автором заложен в произведении такой простой сюжет?

..

-Верно, Тургенев ставил более сложные художественные задачи: создать широкую картину русской природы ,рассказать через образы детей о русской действительности.

3. Справочник юного писателя. Повторение пройденного: композиция и ее элементы

-Какие из элементов композиции стали украшением рассказа?

4. . Справочник юного писателя. Знакомство с композиционными приемами.

-Какие из композиционных приемов использовал автор?

-Является ли мастерское использование композиционных элементов и приемов залогом того, что произведение будет любимо читателями?

Первичное закрепление

Анализ пейзажной зарисовки

Анализ портретов

Запись вывода по вариантам. Чтение. Коррекция.

План:

Место композиционного элемента в произведении

Своеобразие

Значение элемента

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельный сопоставительный анализ портретов Вани( образ-загадка) и Павла(самый очерченный образ)

Рефлексия деятельности.

-Оцените свою работу на уроке по пятибалльной системе, поставив оценку карандашом в тетради. Поднимите руки те, кто оценил свою работу на отлично , на хорошо?

-Достиг ли мы цели-познание законов построение художественного произведения?

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

Дифференцированное домашнее задание:

1). Развернутое высказывание «Уроки построения композиции произведения от И.С. Тургенева»

2).Составление кроссворда «Композиционные приемы и элементы»


Здесь будет файл: /data/edu/files/n1454141247.pptx (презентация к уроку по рассказу Тургенева"Бежин луг" )


Предварительный просмотр презентации

Успех-удел трудолюбивых людей. Мы…. Счастье-это возможность открывать новое и созидать. Мы… Образованность-это обогащенность знанием. Мы.. ВЫВОД: мы ОБРЕЧЕНЫ на…. ЛиНгВомотиватор

Рассказ «Как я провел лето» Настало долгожданное лето. Мы нашли прекрасный уголок природы. Туда мы ездили на своей лодке, которую вёл наш дедушка Юра.  Вот мы подъехали к берегу, где обычно собирали ягоды. Спрыгнув на берег, бабушка и тетя Таня пошли искать ягоду. Оказалось, что её там очень много. Взяв кружки и ведёрко, мы все вместе пошли собирать ягоду..  Дедушка остался на берегу и начал разжигать костёр, чтобы сварить картошку и рыбу. Когда было всё готово, он позвал нас покушать. Сидя на берегу реки, мы любовались пролетавшими мимо птицами. Я долго буду вспоминать эти летние дни..

Литературная загадка

Иван Сергеевич Тургенев: штрихи к портрету. «Бежин луг»: композиционные приемы как средство воплощения художественного замысла автора. Вы — реалист, умеющий всё видеть, поэт, чтобы всё украсить, и великое сердце, чтобы всех пожалеть и всё понять … Учитель, все мы должны пройти Вашу школу. Ж.Санд   «Записки охотника” -“это часть твоей России, ее старина, прелесть, природа, очарования…” Б.К. Зайцев. “Записки охотника” – по- видимому, самое долговечное  из всего, что я написал. И.С. Тургенев «Вы воздвигли себе прочный памятник…- «Записки охотника». И.А. Гончаров Я рад, что эта книга вышла, мне кажется, что она останется моей лептой, внесенной в сокровищницу русской литературы. И Тургенев «Бежин луг» И.С.Тургенев

Композиция и ее основные элементы КОМПОЗИЦИЯ (от лат. Сompositio, составление) - построение, структура художественного произведения: отбор и последовательность элементов и изобразительных приемов произведения. Сюжет(от фр. sujet - предмет) - система событий художественного произведения. экспозиция  завязка кульминация развитие действия эпилог. развязка Сюжет .Основные элементы сюжета Пейзаж Портрет Авторская характеристика. Авторские отступления Вставные эпизоды Система образов Монолог Диалог сюжет описание повествование интерьер Справочник юного писателя

Справочник юного писателя Композиционные приемы Композиционные приемы –это принципы компоновки, «сборки» композиционных элементов. Разные виды композиции: 1.обратная (начинает повествование с конца) 2.кольцевая(начинается и заканчивается одинаково) 3. зеркальная(симметрия слов, образов) 4.рассказ в рассказе Повтор деталей, образов Антитеза(противопоставление образов) Ретроспекция( возвращение в прошлое к истокам событий) Усиление( включение однообразных образов и деталей) Монтаж( два образа рядом, рождают некоторый новый, третий смысл)

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо, очень интересная разработка

6 July 2016