Образ ведьмы в русском фольклоре и в творчестве русских писателей
Автор работы:
Николаева Анастасия,
9 класс
Место выполнения работы:
МКОУ СОШ №3 с.Камбулат,
Туркменского района,
Ставропольского края
XVII – районная конференция
членов школьных научных обществ муниципальных общеобразовательных школ
Туркменского района Ставропольского края
Научный руководитель:
Грибанова Ирина Эдуардовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ №3
Цели и задачи проекта
1)проследить за системой работы
писателей над образом ведьмы;
2)выявить фольклорные мотивы в анализируемых произведениях;
3)раскрыть связь мотивов добра и зла в художественном воссоздании образа ведьмы в каждом произведении;
4)рассмотреть авторские концепции в раскрытии образа ведьмы;
5)объяснить взаимосвязь традиционных и новаторских черт в создании образа ведьмы.
Слово «ВЕДЬМА» имеет древнерусский корень «вЪдъ»,
что связан со значениями «ведать», «знать».
В санскрите «ВЕДА» означает «священное знание»,
«Ведающая Мать».
«ВЕДЬМА» сначала употреблялось в значении «та, что всё
знает», откуда возникло дальнейшее «ворожея».
Знаете ли вы, что обозначает слово «ВЕДЬМА»?
Образ ведьмы в русском фольклоре
Верите ли вы, что ведьмы существуют в реальной жизни?
Баба-Яга
в русских
народных
сказках
Ведьма
в русской
былине
Любите ли вы читать книги о колдовстве и ведьмах?
Образ ведьмы в произведениях русских писателей
Николай Васильевич Гоголь
«Майская ночь, или Утопленница»,
«Вий», «Ночь перед Рождеством»
Антоний Погорельский
«Лафертовская маковница»
Образ ведьмы в произведениях русских писателей
Орест Михайлович Сомов
«Киевские ведьмы»
Михаил Афанасьевич Булгаков
«Мастер и Маргарита»
Какие из перечисленных книг
о ведьмах вы читали?
Образ ведьмы в произведениях русских писателей
Какие чувства вы испытываете, когда говорите или читаете о ведьмах или колдуньях?
Портретные особенности изображения ведьм.
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм
Портретные особенности изображения ведьм
В создании образа Маргариты за основу
берется немецкая языческая королева
сатанинского бала:
«На тридцатилетнюю Маргариту из зеркала
глядела от природы кудрявая
черноволосая женщина лет двадцати,
безудержно хохочущая, скалящая зубы».
Какие качества вы считаете присущими образу ведьмы?
Поведение и поступки ведьм
Образ ведьмы, как и любой другой мифологический образ,
ассоциируется с определенными атрибутами. Метлы и щетки для полетов, котлы для приготовления зелий и снадобий, черные птицы, коты, свиньи и собаки, а также черный и кроваво-красный цвета являются постоянными спутниками как славянских и готических ведьм из легенд, так и литературных героинь.
Поведение и поступки ведьм
ЛЫСАЯ ГОРА В КИЕВЕ
По народным поверьям киевские ведьмы
самые сильные, и одним из мест празднования ведьм
была вершина Лысой горы близ Киева.
Встреча с ведьмой, а тем более общение с ней сулило
простому, незащищенному от колдовских чар заговорами
или оберегами человеку болезнь, несчастье в семье или смерть.
КАПИЩЕ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
С виду безобидную старушку Маковницу сторонились соседи, знавшие о ее способности к колдовству.
Солоху боялись женщины, а мужчины уважали.
В панночку был влюблен конюх, а на Хому Брута даже мысль о ней наводила ужас.
Катрусю побаивались все, она привлекала и отталкивала своей красотой.
Маргариту испугался не только Николай Иванович, но и ругающиеся женщины,
и швейцар в Доме Драмлита.
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Отношение к героиням-ведьмам у других персонажей произведений
Цели ведьм
Ведьма в современном массовом искусстве и фольклоре
Художественные произведения (фантастические романы)
Живопись и графика
Кинофильмы и популярные сериалы
Литература для детей
Ведьма в массовом искусстве и литературе
"Сожжение"
Гравюра 16 века, Ян Люйкен
http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
"Испытание огнем"
Картина 15 века, Дирик Боутс.
http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
"Сожжение"
Картина современного художника
http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
"Ведьма деревни Салем"
Картина 19 века, художник Joseph E. Baker.
"Пострадавший" упал на пол, будто под воздействием чар.
http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в массовом искусстве и литературе
"Испытание ведьмы"
Картина 19 века, художник Thompkins H. Matteson.
Чтобы получить обвинение в колдовстве достаточно было крупной родинки на теле.
http://yablor.ru/blogs/ohota-na-vedm/2547549
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
"Духовник"
Николай Бессонов
Охота на ведьм коснулась не только Старого Света. В 17 веке в деревне Салем (штат Массачусетс) прошел громкий процесс над ведьмами. 19 человек было казнено, 175 заключено в тюрьму.
"Ведьм" обвиняли в неурожаях, падеже скота и болезнях детей.
"Ведьма Салема".
Картина 19 века,
художник Thomas Slatterwhite
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
"Костёр"
Николай Бессонов
"Узница"
Николай Бессонов
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
Ведьма в современном массовом искусстве и литературе
В современном кинематографе, как и в литературе, ведьмам присущи ещё и такие черты, как чувство юмора, доброта, милосердие, умение пожертвовать собой ради любимого человека.
Выводы
фольклорными мотивами пронизаны все произведения
существенное сходство наблюдается в изображении демонической ипостаси: нечистая сила либо наказывает пороки (Гоголь, Булгаков, Сомов), либо обличает их (Погорельский, Гоголь).
использование Булгаковым гоголевских приемов сочетания фантастики и реальности доказывает, что Гоголь был учителем Булгакова.
Как в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в «Вие», так и в романе «Мастер и Маргарита» ведьмами становятся обычные женщины.
Выводы
наряду с коварством и хитростью классического образа ведьмы у Погорельского и Гоголя, в чертах вначале рассерженной и мстительной булгаковской Маргариты есть и милосердие, и сострадание, и главное в ее жизни – любовь к отвергнутому всеми Мастеру.
некоторые моменты в жизни Мастера в романе созвучны конкретным эпизодам жизни Гоголя (уничтожение романа в огне, мистика в творчестве, поиски истины в жизни и литературе).
Выводы
обличение пороков: жадности, глупости, лживости, злобы, трусости – главная цель авторов, прибегающих к включению фантастических образов ведьм и колдуний в реалистическое повествование.
Список литературы
1.Булгаков, М.А. Мастер и Маргарита / М.А. Булгаков. // – М.: Высш.шк., 1989.- 570 с.
2.Гоголь, Н.В. Вечера на хуторе близ Диканьки / Н.В. Гоголь. // Миргород: повести. – М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2010. -150 с.
3. Погорельский А. Черная курица, или Подземные жители. Лафертовская Маковница.- Детская литература, 2012 г.-
4. Сомов О.М. Киевские ведьмы.-"Русская романтическая повесть", изд-во Советская Россия, Москва, 1980 г.
5.Красовский, В.Е. Справочник абитуриента по литературе. / В.Е. Красовский. - М.:АСТ, 1998 – С. 549 – 564.
6.Лакшин, В.Я. Закон палаты: Повесть. Рассказы. / В.Я. Лакшин. – М.: Советский писатель, 1989. -50 с.
7.Манн, Ю.В. Поэтика Гоголя. / Ю.В. Манн - М.:Наука, 1988. – 187 с.
8.Машинский, С.И. Художественный мир Гоголя. / М.: Просвещение,1971. -123 с.
9.Смирнова, Л.А. Русская литература. XX век. Справочные материалы. / Л.А. Смирнова. – М.:Просвещение: «Учеб лит.», 1995
Горбачёва Марина Юрьевна