12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Болтова Елена Ильинична2850
Россия, Ростовская обл., Вешенская
22

Доклад «Творческий отчёт работы по программе Т.П.Трясоруковой «Эффективное развитие: мышление, движение, речь»

МБДОУ «ВЦРР – д/с №1»

«Творческий отчёт

работы по программе Т.П.Трясоруковой

«Эффективное развитие: мышление,

движение, речь».

Педагог – психолог

МБДОУ «ВЦРР – д/с №1»

Болтова Е.И.

Апрель 2017года.

1

27 ноября 2014 года я приняла участие в работе областной научно-практической конференции для педагогов-психологов образовательных учреждений области по теме «Сопровождение детей с особенностями в поведении (гиперактивных, агрессивных, тревожных) в условиях образовательной организации: проблемы и возможности». Благодаря этому, мне удалось посетить мастер-класс по теме «Профилактика и коррекция недостатков психомоторного развития детей дошкольного возраста. Презентация программы, коррекция и развитие ребёнка в игре». Там я узнала о современных методах работы с детьми и познакомилась с автором программ и тренингов – Татьяной Петровной Трясоруковой – специалистом в области детской психологии, автором книг и статей, посвящённых проблемам развития детей дошкольного возраста.

В начале 2016-2017 учебного года, проведя психолого-педагогическое обследование в средних группах, появилась необходимость в коррекционно – развивающей работе с детьми. Я сразу выбрала программу Т.П.Трясоруковой «Эффективное развитие: мышление, движение, речь».

В настоящее время в дошкольных учреждениях широко используются различные виды психологической работы с детьми. Психопрофилактика – наиболее доступный вид работы с детьми, так как в основе её лежит игра, являющаяся основным видом деятельности дошкольников. Данная программа является обобщённым опытом работы с детьми. Одна из целей создания программы – это желание автора поделиться опытом работы с педагогами, психологами, уже имеющими опыт практической работы, а также с молодыми специалистами, работающими в области психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста.

У детей 4-5 лет закладывается осознание своего поведения. Так поведение ребёнка из непосредственного становится опосредованным нормам и правилами и появляются росточки саморегуляции и самоконтроля за своими действиями. Занятия по оптимизации психомоторной сферы помогают детям создать фундамент для развития внутренней регуляции поведения.

Данная программа рекомендована для работы с детьми с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, импульсивностью, медлительностью, невнимательностью, лёгкими задержками психоречевого и сенсомоторного развития.

Задачи программы:

- профилактика сенсомоторной недостаточности;

- развитие общей и мелкой моторики, отдельных двигательных навыков;

- активизация речедвигательной сферы;

- снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения;

- расширение игрового и поведенческого репертуара.

2

Научно – методологическую основу программы составляют:

- Личностно – ориентированный подход (К. Роджерс, И.С, Якимовская, Н.Ю. Синягина), определяющий приоритетность потребностей, целей и ценностей, развития личности ребёнка, максимальный учёт индивидуальных, субъективных особенностей детей.

- Антропологическая парадигма в психологии и педагогике (В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев, Б.С.Брутась), предполагающая целостный подход к человеку, смещение анализа отдельных функций и свойств (внимание, память, мышление, восприятие, произвольность и другие) на рассмотрение целостной ситуации развития ребёнка в контексте его связей и отношений с другими.

- Концепция психического и психологического здоровья детей (И.В.Дубровина), рассматривающая проблемы развития личности в условиях конкретного образовательного пространства, влияющие на состояние её психологического здоровья.

- Положение Л.С.Выготского, о ведущей роли обучения и воспитания в психологическом развитии ребёнка, которое нашло подтверждение в нейрофизиологических исследованиях и выражается в том, чем более интенсивный и разнообразный поток информации поступает в мозг ребёнка, тем быстрее происходит функциональное и анатомическое созревание нервной системы.

Понятие «психомоторика» в науке связано с именами:

- Н.М.Сеченова, рассматривающего психомоторику как неповторимую индивидуальность человека, выполняющую функцию интегратора всех анализаторных систем.

- Н.А.Бернштейна, выделившего уровни организации движений.

- Б.Г.Ананьева, выделившего уровни моторной активности человека как субъекта деятельности.

В основе программы лежит понимание того, что дети проводят в детском саду значительную часть дня, соответственно сохранение и укрепление их физического и психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов.

Психическое здоровье – один из важнейших критериев оценки психологического статуса ребёнка-дошкольника.

Своевременная профилактика негативных тенденций в развитии психомоторной сферы детей дошкольного возраста создаёт фундамент для успешного психофизического развития детей на последующих возрастных этапах. Главный акцент в программе поставлен на профилактику негативных тенденций в развитии психомоторной сферы детей.

3

Психомоторика – это совокупность психических процессов: памяти, восприятия, внимания, мышления, речи, воображения и моторных особенностей ребёнка.

Основа психомоторного развития – это согласование межполушарного взаимодействия, создание оптимальных условий функционального созревания структур головного мозга, ответственных за развитие высших психических функций.

Для решения этой проблемы в программе на занятиях предусмотрено использование кинезиологических и речевых упражнений.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Всех людей по соотношению активности полушарий можно разделить на 3 типа: право-, лево- и равнополушарные. Более активное полушарие определяет уровень развития мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности. Считается, что правое полушарие ( гуманитарное, образное, творческое) отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие.

Левое полушарие ( математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое) – за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения.

Между полушариями находится мозолистое тело ( интенсивно развивающееся до 7-8 лет) – толстый пучок нервных волокон, через который происходит взаимодействие между двумя полушариями. Благодаря этому процессу осуществляется передача информации из одного полушария в другое, обеспечивается целостность и координация работы мозга. Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

Использование кинезиологических упражнений позволит синхронизировать работу полушарий. Кроме того, применение этих упражнений способствует улучшению памяти и внимания, облегчает процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка.

В старшем возрасте можно использовать широко известные кинезиологические упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Кольцо»,

«Ладошка – кулачок».

Инструкция:

Прежде, чем выполнить задание, необходимо усвоить следующую технику. Все участники делают хлопок – потом кулачком левой руки стучат по ладони правой руки. Снова хлопок. Затем стучат кулачком правой руки по ладони левой руки. Движения чередуются.

Когда техника выполнения упражнения будет усвоена, участникам предлагается применить её с опорой на ритм скороговорки:

4

«Боря Ире дал ириску, Ира Боре – барбариску».

Для воспитанников средней группы Т.П.Трясорукова предлагает упражнения в стихах. Например, «Лягушата»:

Лягушата в лодке плыли

(ладошки сложены «Лодочкой»)

И комариков ловили

(хлопать в ладоши по 2-м сторонам)

Лапкой,

(по очереди чередуем левую и правую руки)

Шапкой

(гладим по голове)

И сачком

(переплетаем пальцы правой и левой руки в «замок»)

Самый ловкий – язычком!

(показать язычок).

С.Буланова

Упражнение «Пейзаж»

Нарисую я сейчас

Вам, друзья, такой пейзаж

(обвести рукой перед собой)

Луг, на нём растут цветы

Небывалой красоты.

(Кисти рук подняты вверх, ладони вместе, пальцы медленно расходятся в стороны – цветок распускается)

В небе бледно – голубом

Светит солнышко

(пальцы собраны в кулак, ритмично сжимать – разжимать)

Потом

Прилетели облака,

Вдалеке течёт река

(выполняем плавные движения пальцами, изображая облака, в другую сторону – течение реки)

По тропинке не спеша,

Бежит рыжая лиса.

(мизинец и указательный пальцы выпрямить – это «ушки». Средний, безымянный и большой пальцы соединить и вытянуть вперёд – «мордочка»).

Для развития речи, координированности, согласованности, точности и развития умения действовать по правилам в программе Т.П.Трясоруковой используется много игр с наличием стихотворных форм. Это помогает

5

расширению словарного запаса, выразительности, плавности речи, развитию ритмико-интонационной структуры речи.

Например, игра «Крокодил».

Для игры выбирается один из детей – «Крокодил». Он берёт игрушку крокодила и садится в условленном месте – «спит».

Остальные дети, рассказывая стихотворение, медленно подходят к нему. На последнюю строчку «Крокодил просыпается» и пытается поймать детей, кто не успел спрятаться в «домик».

Он – зелёный.

Он – зубастый,

Он – огромный,

Он – клыкастый!

Притворился, будто спит,

И на нас он не глядит.

Потихоньку мы пойдём,

И его мы позовём:

- Хватит, хватит тебе спать,

Ты попробуй нас поймать!

В программе предоставлено большое количество разнообразной пальчиковой гимнастики. Например, «Зайка»:

Зайка по тропинке шёл,

На тропинке он нашёл:

(изобразить 2-мя пальцами шагание по столу, затем собрать пальцы кисти руки в кулак и раскрывать пальцы по одному.)

Верёвку,

(большой палец вверх)

Морковку,

(указательный палец)

Клубочек,

(средний палец вверх)

Носочек

(безымянный палец)

И шоколадной конфеты кусочек!

(мизинец вверх)

Совместно с речевым развитием в тесной связи в программе согласовано развитие неречевых процессов: слухового и зрительного восприятия, внимания, аудиальной, визуальной, моторной памяти, пространственного мышления.

Например, игровая ситуация «Смешная свинка».

Нарисую я картинку,

А на ней – смешную свинку.

6

Под дождём она гуляет,

В лужи смело наступает,

Где поглубже выбирает:

- Эта лужа просто смех –

Не утонет в ней орех.

Эта лужа хороша

Для лягушки малыша.

В эту лужу можно сесть

И мороженое съесть.

Эта лужа – просто чудо,

Здесь купаться я и буду!

Буду весело купаться,

Хрюкать, прыгать и смеяться!

Воспитанникам раздаются листочки с заданием, где необходимо по пунктирам обвести свинку.

Затем воспитанникам предлагается нарисовать большую лужу, чтобы свинка могла в неё сесть, потом – тучу и дождик.

Используемая литература:

1. Т.П.Трясорукова «Эффективное развитие: мышление,

движение, речь».

Опубликовано в группе «Психологи дошкольных образовательных организаций»


Комментарии (2)

Скрипникова Валентина Михайловна, 19.05.17 в 08:47 2 Ответить Пожаловаться
зАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ! ЗАХОДИТЕ В ГОСТИ!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.