Урок по обществознанию «Федеративное устройство России»
Пояснительная записка к презентации
Цель урока : воодушевить в изучении Федеративного устройства в России |
|||||
Задачи
|
|||||
Этап урока |
Кол-во минут |
Содержание |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД и предметные действия |
Организационный |
1 минута |
Обеспечить нормальную психическую обстановку |
Приветствие. Создание доброжелательной обстановки учащихся в классе, готовность рабочего места ученика . |
Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на рабочую обстановку
|
Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися |
Проверка Д/з |
2-3 минуты |
Проверка как поняли учащиеся предыдущую тему |
Что мы изучали на прошлом уроке? |
Размышляют и предлагают свои варианты ответа и срисовать схему принципы Конституционного строя 5. Познакомьтесь с Уставом вашего учебного заведения. В чём состоит отличие такого вида документов, как уставы, от конституций? |
Регулятивные: Учиться работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Коммуникативные: Умение отвечать за себя и других участников учебного проц |
Мотивационно-целевой |
5 |
Сообщение темы урока и постановка проблемных вопросов для его начала, |
Статья 66 Вспомните из курса 7 класса, что такое федерация. Что такое референдум? (слайд 1) |
Отвечают на вопрос |
Личностные: |
Актуализация |
5 |
Развитие навыков представления |
Актуализация знаний |
1. высказывают мнения с аргументацией. |
Понимание, хода |
Формирование новых знаний (Изучение нового материала) |
20 |
Формирование представлений |
Вводное слово учителя по новой теме: мира. В нём проживают множество народов, обладающих самобытной культурой. Наше государство расположено в нескольких природно- климатических зонах, что определяет развитие разных отраслей экономики Таким государством очень сложно управлять. Все эти особенности ni лают вполне естественной для России федеративную форму государственного устройства. Согласно ст. 5 Конституции Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Глава 3 Конституции РФ посвящена федеративному устройству и раскрывает эту основу конституционного строя более Подробно.(слайд 2) Россия — прежде всего единое государство, на территории которого не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов, препятствий для перемещения людей, товаров, услуг. Вам может показаться странным, что в Конституции различается, с одной стороны, равноправие народов, с другой — равноправие субъектов множество народов и их равноправие тоже должно обеспечиваться. ты преобладают в Российской Федерации? Найдите на карте субъект Федерации, в ко- тором вы живёте. конституционно-правового статуса. Статус субъекта РФ может быть измени н но взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Ь 'де рации в соответствии с Федеральным конституционным законом. • 7 марта 2003 года был проведён референдум нению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года. • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года. • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года. • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года. • Референдум об объединении Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край состоялся 11 марта 2007 года. Край считается образованным с 1 марта 2008 года. • Начата предварительная работа по объединению Архангельской области и Ненецкого АО. Возможное название — Поморский край. 2 свое законодательство Прочтите выдержки из Конституции РФ и ответьте на вопросы. По какому принципу разграничиваются полномочия центра и субъектов Федерации? В чьих полномочиях находится решение вопроса, если он не обозначен в статьях 71-72? В чём состоит равенство субъектов РФ? В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов; б) федеративное устройство и территория РФ; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство РФ; г) установление системы федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность; е) установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ; ж) установление правовых основ единого рынка; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; и) федеральные энергетические системы, федеральные транспорт, информация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения РФ, вопросы войны и мира; м) оборона и безопасность; н) определение статуса и защита государственной границы; с) государственные награды и почётные звания РФ. Статья 72 (в сокращении) 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия нормативных правовых актов субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам; б) обеспечение правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; д) обеспечение экологической безопасности; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, социальная защита; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления; 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Статья 73 Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты обладают всей полнотой государственной власти.
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическими районами, но не совпадали с их количеством и составом (за исключением совпадения состава и названия Дальневосточного федерального округа с одноимённым экономическим районом).
|
-
|
Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона Познавательные: выбор оснований и критериев для сравнения, подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация |
|
|||||
Закрепление знаний |
10 |
Формирование собственного отношения к изучаемому материалу |
Работа с текстом учебника на стр 67 учебника нет, то определите субъект, в который Сергей поехал отдыхать. На каникулах Сергей поехал в гости к своей тёте, которая жила на другом конце страны. Однако поездка не задалась. На первой границе их продержали несколько часов — проверяли документы. На второй границе работники таможни долго осматривали багаж. Сергею показалось странным, что они знали русский язык, но предпочитали говорить на английском.
Такое устройство не только облегчает управление государством, но и служит источником его развития. Многообразие субъектов не нарушает целостности и единства нашей страны. Мы можем спокойно перемещаться по всей её территории, говорить на едином языке, следовать одним правовым нормам. |
Скорее всего, документы должны были у него проверить только в поезде или самолете. |
Личностные: учимся мыслить Коммуникативные: умение выражать свои мыслить6 |
Домашнее задание |
2 |
Проконтролировать. чтобы все записали указанное домашнее задание |
Д/з §11. Федеративное устройство России |
Записывают домашнее задание в свои тетради и дневники |