12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бережная Елена Анатольевна35
учитель
Украина, Донецкая область, г.Донецк

ВВЕДЕНИЕ

Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел выстоять в борьбе с нацистской Германией и спасти мир от «коричневой чумы». Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой беспрецедентные в истории человечества разрушения и жертвы, и став временем героизма и самоотверженности, которые спасли мир от фашистского нового порядка, жертвами которого стали десятки миллионов человек. Формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории, чувства ответственности за сохранение исторической памяти, расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней - основная цель уроков данного спецкурса.

Урок гражданственности и духовности Донбасса(УГДД) (Урок Памяти и Славы, №16)

Класс: 6-7

Тема урока: 1418 дней - путь к Великой Победе

Тип урока: интегрированный (комбинированный)

Цели урока:

Образовательные

Расширить и систематизировать знания учащихся о событиях ВОВ, синтезировать материал по теме с помощью учебного материала двух предметов-УГДД и и музыкального искусства, научить находить и объяснять связь между событиями.

Развивающие

Развивать умение систематизировать теоретический материал, работать с традиционными и электронными источниками информации , в группах, аргументированно вести дискуссию, приводить примеры и быть активным участником обсуждений. Развивать познавательный интерес, критическое мышление, творческие и коммуникативные способности.

Воспитательные

Воспитывать интерес к изучению истории страны, законов и норм общества, читательскую активность, гражданскую позицию.


Оборудование: слайды, магнитофон, проектор, карточки учащихся для таблицы «Они приближали Победу» , раздаточный материал (тексты песен), видеоматериал ( кадры к/ф «Офицеры»,видеоролик на песню "Алеша").

ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент: слушание песни, краткая информация о ней(ИКТ).

II. Актуализация знаний:

1.Рассказ учителя.

2.Упражнение по ПОПС-формуле: вопросы, дискуссия (личностно-ориентированные технологии ).

III. Основной этап урока :

1.Литературно-музыкальная гостиная: чтение стихотворения, рассказ учащегося, слушание песни (ИКТ)

2.Викторина в парах «Вопрос-ответ»: придумать вопрос, оценить и дополнить ответ на него(дидактические и игровые технологии, технология самоорганизации).

3.Беседа «Круглый стол»: рассказ, вопросы(дидактические технологии)

4. Выступление творческих групп: заполнение и обсуждение тематической таблицы (учебно-исследовательские технологии, творческих мастерских и ситуации успеха; рефлексия учебного материала).

5. Презентация учащегося: демонстрация материала (ИКТ, проектная деятельность).

IV. Подведение итогов урока: прием неоконченных предложений, дискуссия, подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание, оценивание (развивающие технологии).



Требования к результатам обучения :

- предметные : формировать систему знаний по истории своего государства, обеспечивать понимание изучаемого материала и умение использовать его в повседневной жизни, формировать навыки ведения аргументированной дискуссии с использованием фактического материала и гражданской позиции;

метапредметные: понимать учебные цели и задачи, работать в группах по их решению, применять различные способы решения проблем творческого и поискового характера, владеть информационно- коммуникационными технологиями получения и обработки информации;

- личностные: развивать навыки самообразования, саморазвития; историческое мировоззрение, воспитывать патриотизм, целеустремленность.



Ход урока

I.Организационный момент

( Звучит фрагмент песни А.В.Александрова «Священная война»)

https://youtu.be/QwurfAMD7dQ


Добрый день, дети!

Наш урок спецкурса «Уроки Победы» начался с песни «Священная война», как вы думаете почему?

(Он проходит накануне великой даты в истории нашего народа - 75-летия Победы).

Кто из вас помнит с уроков музыки историю написания этой песни, расскажите классу (24 июня 1941г газеты «Красная звезда» и «Известия» напечатали стихотворение Лебедева–Кумача, а на следующий день композитор А.В. Александров сочинил музыку. Еще через день Ансамбль песни и пляски Красной Армии исполнил ее на Белорусском вокзале Москвы, провожая добровольцев на фронт).

Да, именно с этой песни начался долгий путь к Победе каждого человека, который не хотел, чтобы враг топтал его землю.


t1588870237aa.jpg

II. Актуализация знаний.

1.Расказ учителя

1418 дней продолжалась битва за родную землю с фашистской агрессией, выпавшая на долю старших поколений. В сражениях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, Прибалтике и странах Европы советские солдаты ценой героизма, мужества, собственной жизни одержали победу.

Война… Она всегда несет горе и страдания людям: рвущиеся снаряды, стоны раненых, искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Можно ли и чем измерить путь нашего народа к Великой Победе. Битвами, человеческими страданиями, миллионами жизней, переломанными судьбами? И на линии фронта, и в тылу кипела круглосуточная борьба за жизнь и победу. Мысль о ней двигала бойцами, вынесшими на своих плечах весь ужас войны. И каждый из них герой - пожизненно или посмертно. Спустя 75 лет в живых осталось мало участников тех событий и наши ветераны, наблюдая за военным парадом 9 Мая, со слезами на глазах вспоминают какой ценой была завоевана Победа.

2.Упражнение-дискуссия по ПОПС-формуле

Используя ПОПС-формулу (Позиция-Обоснование-Пример-Следствие: я считаю…потому что… факты…вывод) обоснуйте или опровергните следующие тезисы:

- зачем через такой большой промежуток времени после окончания войны нужно изучать и вспоминать те грозные годы?

- может вашему поколению лучше изучать настоящее и планировать будущее, чем вникать в историю? (ответы, дискуссия, вывод).


III. Основной этап урока

1.Литературно-музыкальная гостиная (Ученик, подготовивший к уроку фрагмент стихотворения Т. Старицевой, читает его классу:)

Уходят наши старики,

Уходят просто – умирают.

Уходят те, кто вопреки

Годам войну не забывают…

Кто бился насмерть под Москвой,

Кто умирал под Сталинградом,

Кто жизнь отдал за нас с тобой,

Хотели жить, но как награду

Отдали жизнь тебе и мне!

За что? За нашу с тобой память.

Не забывайте о войне,

Чтоб не смогла опять нагрянуть!

(Звучит фрагмент песни из фильма «Офицеры» - «От героев былых времён…») Рассказ ученика: в 1971 году режиссер Владимир Роговой снимает фильм «Офицеры», главной песней которого стала «От героев былых времён…».Песня писалась творческим дуэтом в составе Рафаила Хозака (музыка) и Евгения Аграновича (текст). Сюжетная линия фильма охватывает период 1920-60 гг. и повествует о дружбе и судьбах офицеров в Гражданскую, Великую Отечественную войны и послевоенный период. Фильм очень любят люди старшего поколения. А в песне звучат важные слова (звучит последний куплет песни):

https://youtu.be/JNakGejCxBo

Нет в России семьи такой,

Где не памятен был свой герой.

И глаза молодых солдат

С фотографий увядших глядят...

Этот взгляд, словно высший суд,

Для ребят, что сейчас растут.

И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть. Ни с пути свернуть!


2.Викторина в парах «Вопрос-ответ» . Предлагаю вспомнить интересные факты о войне и задать ваши вопросы друг другу с помощью нашей любимой игры «Сороконожка» (40 ног - это класс, каждый по очереди задает вопрос соседу вслух, тот отвечает и задает свой вопрос следующему учащемуся. Если ученик не знает ответ-выслушиваем того, кто знает и он после ответа задает свой вопрос учащемуся, не давшему ответ).

Примерные варианты вопросов с ответами:

- Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар немецких захватчиков? (Брестская крепость-герой)

- Какой город в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких оккупантов?  (г. Ленинград). 

- Какая битва Великой Отечественной войны была раньше - Курская или Сталинградская и ее хронологические рамки? (Сталинградская 17.07.1942-02.02.1943 ).

- Какая высота Саур- могилы?(278м)

- Где состоялся первый парад Победы? ( 24.06.1945 в Москве на Красной площади). 

-Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»? (Жукову Г. К.). 

- В чем суть Плана Барбаросса? (План Германии о нападении на Советский Союз).

- Летом 1942 г. Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чём в нем шла речь? (Ни шагу назад!»).

-Сколько людей погибло за время блокады Ленинграда (около 1млн.чел)

-Назовите имя советского лётчика, который во время войны после ампутации ног продолжал летать и сбил 7 вражеских самолётов? (Алексей Маресьев).

- Кто принимал парад Победы в 1945 году? (Г. К. Жуков).

- Мемориальный комплекс в Донецке возле шурфа шахты 4/4-бис открыт в память о каких событиях? (Создан в 1983 году. Это место гибели более 75 тысяч наших соотечественников, которые были расстреляны и сброшены в шурф шахты в годы оккупации Донбасса).

-В 2019 г в Кировском районе Донецка был открыт памятник советскому полководцу - кому? (Герой СССР Сергей Бирюзов)

Подведение итогов викторины


3. Беседа-«Круглый стол»

Грозное дыхание войны коснулось практически всех жителей нашей страны. Она разбила семьи, лишила близких, разрушила мечты…

Старшее поколение испытало на себе все тяготы военных лет, выстояло и одержало победу. Их заслуга перед Родиной равна подвигу. -Как вы думаете, что мотивировало и поддерживало солдат в боях и в перерывах между ними, помогало пережить боль и страдания раненым в госпиталях? (желание быстрее прогнать врага, освободить города и села, вернуться домой; письма родных, помощь санитарок и медперсонала, стихи, песни).

-Да, все верно: желание жить на свободной от врага земле, с семьей в родном городе или селе, воспитывать детей и любить жизнь!


4. Выступление творческих групп

В группах вы получали творческие задания на тему: «Они приближали Победу». Вы сами выбирали тему для работы группы, предлагаю спикерам озвучить ее и представить классу собранные факты(заполнение таблицы на доске подготовленными карточками с фактами)

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Женщины на войне

Песни на войне

Животные на войне

Среди добровольцев, подавших заявления в армию в начале войны-до 50 % от женщин

Концертные бригады и фронтовые театры на передовой и в госпиталях. В них «воевала песней» К. Шульженко

В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около 60 тысяч собак. Из них сформировали 168 отрядов.

На фронте в разные периоды сражались от 600 тысяч до 1 миллиона женщин.

80 тысяч из них-офицеры.


"В лесу прифронтовом" (сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера) “ Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”).

Собаки, обвешанные взрывчаткой, кидались под вражеские танки.

Под Сталинградом немецкие танкисты, заметив выскочивших им навстречу из окопов собак-камикадзе, повернули назад.

Из женщин-добровольцев было сформировано 3 авиационных полка .

В Особой Московской армии ПВО служили 20 000 женщин.


"Жди меня" (сл. К. Симонова, муз. М.Блантера) В июле 1941 года поэт вернулся в Москву, пробыв неделю на Западном фронте. За 7 дней, – вспоминал он, – я вдруг за один присест написал «Жди меня»

За годы войны, пожертвовав собой, собаки взорвали более 300немецких танков.

Собаки-саперы разминировали свыше 300 крупных городов


В промышленности было занято 5 млн. женщин

Катюша-боевое орудие и песня.

"Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)– песня-ветеран. Особую популярность она получила в дни войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

Около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов.

90-летняя колхозница отдала сбережения-30тысяч рублей на танк

Роза Шанина уничтожила 54 противника

Благодаря творческому союзу Фатьянова и Соловьева-Седого на свет в 1945г появились песни «Потому что мы пилоты», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?»

Одна из собак пустила под откос вражеский бронепоезд, причем, сама осталась жива. Звали ее Дина. Она выскочила на рельсы перед поездом, положила мину и в последний момент броском кинулась в сторону.

87 женщин получили звание Героя Советского Союза

15 женщин-медиков удостоены звания Героя Советского Союза.

"Шумел сурово брянский лес".Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограммот партизан брянских лесов: «Оружие у нас есть, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить заказ.

Существует красивая легенда про Джульбарса. На историческом Параде Победы 1945г. были представлены все рода войск. Вслед за колоннами боевой техники по Красной площади шли ...собаки со своими проводниками.

Из общего числа врачей женщин было 42%.
- Средних и младших медработников на фронтах служило более 2 миллионов человек. Женщины составляли большинство — 80 %


«Случайный вальс».

Стихи поэт Долматовский написал в 1942 году, наблюдая за тем, как отдыхают солдаты и медсестры в прифронтовой полосе. Вних отразилась грусть этих недолгих встреч и тоска по дому и мирной жизни. После Сталинградской битвы поэт познакомился с композитором Фрадкиным и вместе они записали песню, которую впоследствии исполнял сам Леонид Утёсов.


На том историческом параде шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й бригады — собаку по кличке Джульбарс. Четвероногий боец принимал участие в боях и разминировании местности на территории многих стран и обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде — медали «За боевые заслуги». 

Лидия Овчаренко(учитель из Донецка)-«Хозяйка Бранденбургских ворот»

На параде Победы в 1945 играл оркестр из 1400 музыкантов

Ко дню парада Джульбарс еще не оправился после полученного ранения. Говорят, что его несли на кителе (шинели) самого Сталина.




t1588870237ab.jpg t1588870237ac.jpg t1588870237ad.jpg

t1588870237ae.jpg

5.Презентация учащегося:«История «Алёши» — памятника и песни

Памятники советским воинам, героически сражавшимся в годы войны, есть не только на территории бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами.

 В Болгарии есть небольшой старинный город Пловдив (более 1000 лет). Вот уже много лет каждое утро городская радиостанция начинает свои передачи с песни "АЛЁША"- официального гимна города. В 1962 году написали ее композитор Э. Колмановский на стихи поэта К.Ваншенкина. Ранее,в 1957 г, на Холме освободителей в городе был открыт памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма -18-тиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. Это символ памяти нашим солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации. К постаменту ведут сто широких ступеней. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены. Место это священно и дорого для каждого болгарина. (звучит песня)

https://youtu.be/3cIJ4R_cb4Q



t1588870237af.jpg

IV. Подведение итогов урока. Прием неоконченных предложений.

Я узнал…

Мне понравился такой вид работы…

Я хочу поблагодарить…

На уроке я работал…

Дискуссия. Подведение итогов урока.Рефлексия.

Домашнее задание: 1.Составить схему экскурсии «Памятники Донбасса воинам Великой отечественной…» 2.Послушать песни военных лет в исполнении детей. 3.Найти интересные факты о войне.



Список использованной литературы

1. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. –200 с.

2. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая исовременная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»,2019. – 198 с.

3. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. Орг.в 3 ч. Ч.2 /[М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]: под ред. А.В. Торкунова. – М.:Просвещение, 2016. – 176 с.

4. История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб. дляобщеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / [А.О.Чубарьян, А.А.Данилов,Е.И. Пивовар и др.); под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, издво «Просвещение». — 5-е изд, дораб. и доп.- М. : Просвещение. 2011. —302 с.: ил.,карт.— (Акад. школьный учебник)

5. Сборник материалов к курсу «История Отечества» (региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса» (5-11 классы) / Сост.: аталах О.В. –Донецк: Истоки, 2017. – 60 с.

6.Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. (173 видео). https://www.youtube.com/playlist?list=PLWDYuAk8Y2kvZmN6XntIsfMPTGXvYu98

7. Каталог военных художественных фильмов https://voenhronika.ru/news/

Аудио: Военные песни https://voenhronika.ru/blog/


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.