Урок гражданственности и духовности для 6-7 классов «1418 дней –путь к Великой Победе»
ВВЕДЕНИЕ
Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов - важнейшее событие отечественной истории с точки зрения формирования у подрастающего поколения чувства патриотизма, гражданской идентичности, в основе которой — гордость за принадлежность к народу-победителю, осознание сопричастности подвигам героев фронта и тыла. Именно наш народ ценой неимоверных усилий и огромных потерь сумел выстоять в борьбе с нацистской Германией и спасти мир от «коричневой чумы». Война пришла в каждый дом и каждую семью, принеся с собой беспрецедентные в истории человечества разрушения и жертвы, и став временем героизма и самоотверженности, которые спасли мир от фашистского нового порядка, жертвами которого стали десятки миллионов человек. Формирование у школьников уважительного отношения к отечественной истории, чувства ответственности за сохранение исторической памяти, расширение и углубление знаний об истории Великой Отечественной войны, сохранение и укрепление памяти о ней - основная цель уроков данного спецкурса.
Урок гражданственности и духовности Донбасса(УГДД) (Урок Памяти и Славы, №16)
Класс: 6-7
Тема урока: 1418 дней - путь к Великой Победе
Тип урока: интегрированный (комбинированный)
Цели урока:
Образовательные
Расширить и систематизировать знания учащихся о событиях ВОВ, синтезировать материал по теме с помощью учебного материала двух предметов-УГДД и и музыкального искусства, научить находить и объяснять связь между событиями.
Развивающие
Развивать умение систематизировать теоретический материал, работать с традиционными и электронными источниками информации , в группах, аргументированно вести дискуссию, приводить примеры и быть активным участником обсуждений. Развивать познавательный интерес, критическое мышление, творческие и коммуникативные способности.
Воспитательные
Воспитывать интерес к изучению истории страны, законов и норм общества, читательскую активность, гражданскую позицию.
Оборудование: слайды, магнитофон, проектор, карточки учащихся для таблицы «Они приближали Победу» , раздаточный материал (тексты песен), видеоматериал ( кадры к/ф «Офицеры»,видеоролик на песню "Алеша").
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент: слушание песни, краткая информация о ней(ИКТ).
II. Актуализация знаний:
1.Рассказ учителя.
2.Упражнение по ПОПС-формуле: вопросы, дискуссия (личностно-ориентированные технологии ).
III. Основной этап урока :
1.Литературно-музыкальная гостиная: чтение стихотворения, рассказ учащегося, слушание песни (ИКТ)
2.Викторина в парах «Вопрос-ответ»: придумать вопрос, оценить и дополнить ответ на него(дидактические и игровые технологии, технология самоорганизации).
3.Беседа «Круглый стол»: рассказ, вопросы(дидактические технологии)
4. Выступление творческих групп: заполнение и обсуждение тематической таблицы (учебно-исследовательские технологии, творческих мастерских и ситуации успеха; рефлексия учебного материала).
5. Презентация учащегося: демонстрация материала (ИКТ, проектная деятельность).
IV. Подведение итогов урока: прием неоконченных предложений, дискуссия, подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание, оценивание (развивающие технологии).
Требования к результатам обучения :
- предметные : формировать систему знаний по истории своего государства, обеспечивать понимание изучаемого материала и умение использовать его в повседневной жизни, формировать навыки ведения аргументированной дискуссии с использованием фактического материала и гражданской позиции;
метапредметные: понимать учебные цели и задачи, работать в группах по их решению, применять различные способы решения проблем творческого и поискового характера, владеть информационно- коммуникационными технологиями получения и обработки информации;
- личностные: развивать навыки самообразования, саморазвития; историческое мировоззрение, воспитывать патриотизм, целеустремленность.
Ход урока
I.Организационный момент
( Звучит фрагмент песни А.В.Александрова «Священная война»)
Добрый день, дети!
Наш урок спецкурса «Уроки Победы» начался с песни «Священная война», как вы думаете почему?
(Он проходит накануне великой даты в истории нашего народа - 75-летия Победы).
Кто из вас помнит с уроков музыки историю написания этой песни, расскажите классу (24 июня 1941г газеты «Красная звезда» и «Известия» напечатали стихотворение Лебедева–Кумача, а на следующий день композитор А.В. Александров сочинил музыку. Еще через день Ансамбль песни и пляски Красной Армии исполнил ее на Белорусском вокзале Москвы, провожая добровольцев на фронт).
Да, именно с этой песни начался долгий путь к Победе каждого человека, который не хотел, чтобы враг топтал его землю.
II. Актуализация знаний.
1.Расказ учителя
1418 дней продолжалась битва за родную землю с фашистской агрессией, выпавшая на долю старших поколений. В сражениях под Москвой, Ленинградом, Сталинградом, на Курской дуге, на Днепре и в Белоруссии, Прибалтике и странах Европы советские солдаты ценой героизма, мужества, собственной жизни одержали победу.
Война… Она всегда несет горе и страдания людям: рвущиеся снаряды, стоны раненых, искаженные ужасом лица женщин, детей, стариков. Можно ли и чем измерить путь нашего народа к Великой Победе. Битвами, человеческими страданиями, миллионами жизней, переломанными судьбами? И на линии фронта, и в тылу кипела круглосуточная борьба за жизнь и победу. Мысль о ней двигала бойцами, вынесшими на своих плечах весь ужас войны. И каждый из них герой - пожизненно или посмертно. Спустя 75 лет в живых осталось мало участников тех событий и наши ветераны, наблюдая за военным парадом 9 Мая, со слезами на глазах вспоминают какой ценой была завоевана Победа.
2.Упражнение-дискуссия по ПОПС-формуле
Используя ПОПС-формулу (Позиция-Обоснование-Пример-Следствие: я считаю…потому что… факты…вывод) обоснуйте или опровергните следующие тезисы:
- зачем через такой большой промежуток времени после окончания войны нужно изучать и вспоминать те грозные годы?
- может вашему поколению лучше изучать настоящее и планировать будущее, чем вникать в историю? (ответы, дискуссия, вывод).
III. Основной этап урока
1.Литературно-музыкальная гостиная (Ученик, подготовивший к уроку фрагмент стихотворения Т. Старицевой, читает его классу:)
Уходят наши старики,
Уходят просто – умирают.
Уходят те, кто вопреки
Годам войну не забывают…
Кто бился насмерть под Москвой,
Кто умирал под Сталинградом,
Кто жизнь отдал за нас с тобой,
Хотели жить, но как награду
Отдали жизнь тебе и мне!
За что? За нашу с тобой память.
Не забывайте о войне,
Чтоб не смогла опять нагрянуть!
(Звучит фрагмент песни из фильма «Офицеры» - «От героев былых времён…») Рассказ ученика: в 1971 году режиссер Владимир Роговой снимает фильм «Офицеры», главной песней которого стала «От героев былых времён…».Песня писалась творческим дуэтом в составе Рафаила Хозака (музыка) и Евгения Аграновича (текст). Сюжетная линия фильма охватывает период 1920-60 гг. и повествует о дружбе и судьбах офицеров в Гражданскую, Великую Отечественную войны и послевоенный период. Фильм очень любят люди старшего поколения. А в песне звучат важные слова (звучит последний куплет песни):
Нет в России семьи такой,
Где не памятен был свой герой.
И глаза молодых солдат
С фотографий увядших глядят...
Этот взгляд, словно высший суд,
Для ребят, что сейчас растут.
И мальчишкам нельзя ни солгать, ни обмануть. Ни с пути свернуть!
2.Викторина в парах «Вопрос-ответ» . Предлагаю вспомнить интересные факты о войне и задать ваши вопросы друг другу с помощью нашей любимой игры «Сороконожка» (40 ног - это класс, каждый по очереди задает вопрос соседу вслух, тот отвечает и задает свой вопрос следующему учащемуся. Если ученик не знает ответ-выслушиваем того, кто знает и он после ответа задает свой вопрос учащемуся, не давшему ответ).
Примерные варианты вопросов с ответами:
- Как называлась пограничная застава, которая одной из первых приняла на себя удар немецких захватчиков? (Брестская крепость-герой)
- Какой город в годы Великой Отечественной войны выдержал 900-дневную осаду немецких оккупантов? (г. Ленинград).
- Какая битва Великой Отечественной войны была раньше - Курская или Сталинградская и ее хронологические рамки? (Сталинградская 17.07.1942-02.02.1943 ).
- Какая высота Саур- могилы?(278м)
- Где состоялся первый парад Победы? ( 24.06.1945 в Москве на Красной площади).
-Какому полководцу народ присвоил почётное звание «Маршала Победы»? (Жукову Г. К.).
- В чем суть Плана Барбаросса? (План Германии о нападении на Советский Союз).
- Летом 1942 г. Сталин издал знаменитый Приказ № 227. О чём в нем шла речь? (Ни шагу назад!»).
-Сколько людей погибло за время блокады Ленинграда (около 1млн.чел)
-Назовите имя советского лётчика, который во время войны после ампутации ног продолжал летать и сбил 7 вражеских самолётов? (Алексей Маресьев).
- Кто принимал парад Победы в 1945 году? (Г. К. Жуков).
- Мемориальный комплекс в Донецке возле шурфа шахты 4/4-бис открыт в память о каких событиях? (Создан в 1983 году. Это место гибели более 75 тысяч наших соотечественников, которые были расстреляны и сброшены в шурф шахты в годы оккупации Донбасса).
-В 2019 г в Кировском районе Донецка был открыт памятник советскому полководцу - кому? (Герой СССР Сергей Бирюзов)
Подведение итогов викторины
3. Беседа-«Круглый стол»
Грозное дыхание войны коснулось практически всех жителей нашей страны. Она разбила семьи, лишила близких, разрушила мечты…
Старшее поколение испытало на себе все тяготы военных лет, выстояло и одержало победу. Их заслуга перед Родиной равна подвигу. -Как вы думаете, что мотивировало и поддерживало солдат в боях и в перерывах между ними, помогало пережить боль и страдания раненым в госпиталях? (желание быстрее прогнать врага, освободить города и села, вернуться домой; письма родных, помощь санитарок и медперсонала, стихи, песни).
-Да, все верно: желание жить на свободной от врага земле, с семьей в родном городе или селе, воспитывать детей и любить жизнь!
4. Выступление творческих групп
В группах вы получали творческие задания на тему: «Они приближали Победу». Вы сами выбирали тему для работы группы, предлагаю спикерам озвучить ее и представить классу собранные факты(заполнение таблицы на доске подготовленными карточками с фактами)
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Женщины на войне | Песни на войне | Животные на войне |
Среди добровольцев, подавших заявления в армию в начале войны-до 50 % от женщин | Концертные бригады и фронтовые театры на передовой и в госпиталях. В них «воевала песней» К. Шульженко | В годы Великой Отечественной войны в армию были призваны около 60 тысяч собак. Из них сформировали 168 отрядов. |
На фронте в разные периоды сражались от 600 тысяч до 1 миллиона женщин. 80 тысяч из них-офицеры. | "В лесу прифронтовом" (сл. М.Исаковского, муз. М.Блантера) “ Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь. Послал стихи товарищу композитору Матвею Блантеру (с ним создавали “Катюшу”). | Собаки, обвешанные взрывчаткой, кидались под вражеские танки. Под Сталинградом немецкие танкисты, заметив выскочивших им навстречу из окопов собак-камикадзе, повернули назад. |
Из женщин-добровольцев было сформировано 3 авиационных полка . В Особой Московской армии ПВО служили 20 000 женщин. | "Жди меня" (сл. К. Симонова, муз. М.Блантера) В июле 1941 года поэт вернулся в Москву, пробыв неделю на Западном фронте. За 7 дней, – вспоминал он, – я вдруг за один присест написал «Жди меня» | За годы войны, пожертвовав собой, собаки взорвали более 300немецких танков. Собаки-саперы разминировали свыше 300 крупных городов
|
В промышленности было занято 5 млн. женщин | Катюша-боевое орудие и песня. "Катюша" (сл. М. Исаковский, муз. М.Блантера)– песня-ветеран. Особую популярность она получила в дни войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма. | Около 15 тысяч упряжек, зимой на нартах, летом на специальных тележках под огнем и взрывами вывезли с поля боя около 700 тысяч тяжелораненых, подвезли к боевым частям 3500 тонн боеприпасов. |
90-летняя колхозница отдала сбережения-30тысяч рублей на танк Роза Шанина уничтожила 54 противника | Благодаря творческому союзу Фатьянова и Соловьева-Седого на свет в 1945г появились песни «Потому что мы пилоты», «Давно мы дома не были», «Где же вы теперь, друзья-однополчане?» | Одна из собак пустила под откос вражеский бронепоезд, причем, сама осталась жива. Звали ее Дина. Она выскочила на рельсы перед поездом, положила мину и в последний момент броском кинулась в сторону. |
87 женщин получили звание Героя Советского Союза 15 женщин-медиков удостоены звания Героя Советского Союза. | "Шумел сурово брянский лес".Осенью 1942 года в штаб Брянского фронта пришла необычная радиограммот партизан брянских лесов: «Оружие у нас есть, а вот песню, как трофей, не возьмешь. Пришлите нам песню». Политуправление фронта обратилось к поэту А.Софронову и композитору Сигизмунду Кацу с просьбой выполнить заказ. | Существует красивая легенда про Джульбарса. На историческом Параде Победы 1945г. были представлены все рода войск. Вслед за колоннами боевой техники по Красной площади шли ...собаки со своими проводниками. |
Из общего числа врачей женщин было 42%. | «Случайный вальс». Стихи поэт Долматовский написал в 1942 году, наблюдая за тем, как отдыхают солдаты и медсестры в прифронтовой полосе. Вних отразилась грусть этих недолгих встреч и тоска по дому и мирной жизни. После Сталинградской битвы поэт познакомился с композитором Фрадкиным и вместе они записали песню, которую впоследствии исполнял сам Леонид Утёсов. | На том историческом параде шел главный кинолог страны подполковник Мазовер. Ему было разрешено не чеканить шаг и не отдавать честь главнокомандующему, поскольку он нес на руках бойца 14-й бригады — собаку по кличке Джульбарс. Четвероногий боец принимал участие в боях и разминировании местности на территории многих стран и обнаружил 468 мин и 150 снарядов, за что был представлен к боевой награде — медали «За боевые заслуги». |
Лидия Овчаренко(учитель из Донецка)-«Хозяйка Бранденбургских ворот» | На параде Победы в 1945 играл оркестр из 1400 музыкантов | Ко дню парада Джульбарс еще не оправился после полученного ранения. Говорят, что его несли на кителе (шинели) самого Сталина. |
5.Презентация учащегося:«История «Алёши» — памятника и песни
Памятники советским воинам, героически сражавшимся в годы войны, есть не только на территории бывшего Советского Союза, но и далеко за его пределами.
В Болгарии есть небольшой старинный город Пловдив (более 1000 лет). Вот уже много лет каждое утро городская радиостанция начинает свои передачи с песни "АЛЁША"- официального гимна города. В 1962 году написали ее композитор Э. Колмановский на стихи поэта К.Ваншенкина. Ранее,в 1957 г, на Холме освободителей в городе был открыт памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма -18-тиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита. Автор его — болгарский скульптор Васил Радослов. Это символ памяти нашим солдатам, погибшим при освобождении Болгарии от нацистской оккупации. К постаменту ведут сто широких ступеней. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены. Место это священно и дорого для каждого болгарина. (звучит песня)
IV. Подведение итогов урока. Прием неоконченных предложений.
Я узнал…
Мне понравился такой вид работы…
Я хочу поблагодарить…
На уроке я работал…
Дискуссия. Подведение итогов урока.Рефлексия.
Домашнее задание: 1.Составить схему экскурсии «Памятники Донбасса воинам Великой отечественной…» 2.Послушать песни военных лет в исполнении детей. 3.Найти интересные факты о войне.
Список использованной литературы
1. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая и современная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.1 – Донецк: ГОУ ДПО «ДонРИДПО», 2019. –200 с.
2. Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса новейшая исовременная история (с 1939 года до современности). 11 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Пестрецов В. В. – В 2 ч. Ч.2 – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО»,2019. – 198 с.
3. История России. 10 класс. Учеб.для общеобразоват. Орг.в 3 ч. Ч.2 /[М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]: под ред. А.В. Торкунова. – М.:Просвещение, 2016. – 176 с.
4. История России, XX — начало XXI века. 11 класс : учеб. дляобщеобразоват. учреждений: профил. и базовый уровни / [А.О.Чубарьян, А.А.Данилов,Е.И. Пивовар и др.); под ред. А.О. Чубарьяна; Рос. акад. наук. Рос. акад. образования, издво «Просвещение». — 5-е изд, дораб. и доп.- М. : Просвещение. 2011. —302 с.: ил.,карт.— (Акад. школьный учебник)
5. Сборник материалов к курсу «История Отечества» (региональный компонент), «Уроки гражданственности Донбасса» (5-11 классы) / Сост.: аталах О.В. –Донецк: Истоки, 2017. – 60 с.
6.Великая Отечественная война 1941 - 1945 г. (173 видео). https://www.youtube.com/playlist?list=PLWDYuAk8Y2kvZmN6XntIsfMPTGXvYu98
7. Каталог военных художественных фильмов https://voenhronika.ru/news/
Аудио: Военные песни https://voenhronika.ru/blog/