Адаптированная рабочая программа по геометрии, 9 класс (УМК А. Г. Мерзляка)
Пояснительная записка к ресурсу
Автор (ФИО, должность): Медведева Татьяна Петровна, учитель математики.
Название ресурса: Адаптированная рабочая программа.
Вид ресурса: Программа.
Предмет: Геометрия.
Класс: 9.
Учебник: «Геометрия : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2020»
Цель ресурса: Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по основным общеобразовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка.
Предназначение ресурса: Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики Руководитель МО Левченко В. В. Протокол №1 от 26.08.2021 г | Согласовано: Заместитель директора по УВР Наветняя Л.Я. 27.08.2021 г | Утверждаю: И.о.директора МБОУ Новомеловатская СОШ Нерушев А. Н. Приказ № 120 от 30.08.2021 г |
Адаптированная рабочая программа
по геометрии
9 г класс
Срок освоения 1 год
Учитель: Медведева Т.П.
2021 - 2022 учебный год
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.
При разработке адаптированной рабочей программы по геометрии для 9 класса были использованы следующие документы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФР);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897;
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения МБОУ Новомеловатской СОШ;
4. Математика: программы для 5 – 11 классов, разработанные коллективом авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др., 2016 г.
5. Учебный план МБОУ Новомеловатской СОШ на 2021 - 2022 учебный год;
6. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.
Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка. Поскольку в программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, основная задача программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики для данной категории детей предусмотрено формирование отсутствующих из-за зрительных дефектов образов предметов и представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире, либо коррекция уже имеющихся представлений. Также, должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции.
При организации учебного процесса необходимо также учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану остаточного зрения. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по математике, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:
• частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы;
• методических приёмах, используемых на уроках:
-сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для данной категории детей;
- постоянно уделяется внимание зрительному анализу графическими объектами: при работе с рисунками и графиками учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися;
-оказывается индивидуальная помощь при ориентировке обучающихся в учебнике;
-при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, коррекции зрительных образов, расширения кругозора учащихся, ограниченного вследствие нарушения зрения.
• коррекционной направленности каждого урока;
• отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;
• в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов для наиболее удобного зрительного восприятия учащимися графической и текстовой информации.
При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.
В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:
• соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);
• рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;
• соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;
• соблюдение требований к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.
При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:
• избегать объектов с большим количеством мелких деталей;
• сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать у обучающихся целостный образ.
Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, адаптированная программа составлена в расчете на обучение детей с нарушениями зрения в основной школе.
Программа ориентирована на учебник «Геометрия : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2020»
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
• ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
• умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;
• первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
• критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
• креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;
• умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
• формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Метапредметные результаты:
• способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
• способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
• умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
• умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
• развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
• формирование учебной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
• первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;
• развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;
• умение применять и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:
пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
существо понятия алгоритма;
измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур
распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)
для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);
для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.
2. Содержание адаптированной программы
В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в 5-7 классах, соответствие обязательному минимуму содержания образования в основной школе, усиление общекультурной направленности материала, учёт психолого-педагогических особенностей, актуальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе геометрии выделяются несколько разделов.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе
Повторение и систематизация учебного материала за курс 8 класса. Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.
Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию изученного в 8 классе, провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях.
Технологии обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.
Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, творческая работа, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал.
1. Решение треугольников. 16 часов
Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0 до 180; теорема синусов, теорема косинусов; решение треугольников; формулы для вычисления площади треугольника.
2. Правильные многоугольники. 11 часов.
Правильные многоугольники и их свойства; Длина окружности ; площадь круга.
3. Декартовы координаты на плоскости. 14 часов
Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка; уравнение фигуры; уравнение окружности; уравнение прямой; угловой коэффициент прямой.
4. Векторы. 10 часов.
Понятие вектора; координаты вектора; сложение и вычитание векторов; умножение вектора на число; скалярное произведение векторов.
5. Геометрические преобразования. 7 часов
Движение (перемещение) фигуры; параллельный перенос; осевая и центральная симметрия; поворот; гомотетия; подобие фигур.
6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов.
3. Тематическое планирование
Содержание учебного материала | Количество часов | |
Основная общеобразовательная программа | Адаптированная рабочая программа | |
Повторение и систематизация учебного материала 8 класса | 0 | 4 |
Решение треугольников | 15 | 16 |
Правильные многоугольники | 10 | 11 |
Декартовы координаты на плоскости | 13 | 14 |
Векторы | 13 | 10 |
Геометрические преобразования | 6 | 7 |
Повторение и систематизация учебного материала | 11 | 6 |
Итого | 68 | 68 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новомеловатская средняя общеобразовательная школа
Калачеевского муниципального района Воронежской области
Рассмотрено на методобъединении учителей математики и информатики руководитель МО Левченко В. В. Протокол № 1 от 26.08.2021 г | Согласовано: Заместитель директора по УВР Наветняя Л.Я. 27.08.2021 г | Утверждаю: И.о.директора МБОУ Новомеловатская СОШ Нерушева А. Н. Приказ № 120 от 30.08.2021 г |
Календарно - тематическое планирование
уроков геометрии
в 9 г классе
Учитель: Медведева Т.П.
2021 - 2022 учебный год
Календарно-тематическое планирование | |||
№ урока | Дата | Тема урока | |
план | факт | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4 ч) | |||
4.09 | | Четырехугольники. Виды, свойства, признаки. | |
7.09 | | Подобные треугольники. | |
11.09 | | Решение прямоугольных треугольников. | |
14.09 | | Многоугольники. Площади многоугольников. | |
Решение треугольников (16 часов) | |||
16.09 | | Тригонометрические функции угла от 0 до 180. | |
21.09 | | Решение задач по теме «Тригонометрические функции угла от 0 до 180» | |
23.09 | | Теорема косинусов | |
28.09 | | Решение задач по теме «Теорема косинусов» | |
30.09 | | Систематизация знаний по теме «Теорема косинусов» | |
5.10 | | Теорема синусов | |
7.10 | | Решение задач по теме «Теорема синусов» | |
12.10 | | Систематизация знаний по теме «Теорема синусов» | |
14.10 | | Решение треугольников | |
19.10 | | Решение задач по теме «Решение треугольников» | |
21.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника. Формула Герона. | |
26.10 | | Формулы для нахождения площади треугольника. | |
28.10 | | Решение задач по теме «Формулы для нахождения площади треугольника» | |
9.11 | | Систематизация знаний по теме «Формулы для нахождения площади треугольника» | |
13.11 | | Проверь знания, закрепи навыки по теме «Решение треугольников» | |
16.11 | | Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников» | |
Правильные многоугольники (11 ч) | |||
20.11 | | Правильные многоугольники и их свойства | |
23.11 | | Решение задач по теме «Правильные многоугольники и их свойства» | |
27.11 | | Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников | |
30.11 | | Систематизация знаний по теме «Правильные многоугольники и их свойства» | |
4.12 | | Длина окружности. Площадь круга | |
7.12 | | Круговой сегмент, круговой сектор. Площадь кругового сектора. | |
11.12 | | Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга» | |
14.12 | | Проверь знания, закрепи навыки по теме «Правильные многоугольники» | |
18.12 | | Контрольная работа № 2 по теме «Правильные многоугольники» | |
Декартовы координаты (14 ч) | |||
21.12 | | Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка | |
25.12 | | Решение задач по теме «Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка» | |
15.01 | | Уравнение фигуры. Уравнение окружности. | |
18.01 | | Решение задач по теме «Уравнение окружности» | |
22.01 | | Систематизация знаний по теме «Уравнение фигуры. Уравнение окружности» | |
25.01 | | Уравнение прямой. | |
29.01 | | Решение задач по теме «Уравнение прямой» | |
1.02 | | Угловой коэффициент прямой | |
5.02 | | Решение задач по теме «Угловой коэффициент прямой» | |
8.02 | | Проверь знания, закрепи навыки по теме «Декартовы координаты» | |
12.02 | | Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты» | |
Векторы (10 ч) | |||
15.02 | | Понятие вектора | |
19.02 | | Координаты вектора | |
22.02 | | Решение задач по теме «Координаты вектора» | |
26.02 | | Сложение векторов. | |
1.03 | | Вычитание векторов | |
5.03 | | Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов» | |
8.03 | | Умножение вектора на число. | |
12.03 | | Решение задач по теме «Умножение вектора на число» | |
15.03 | | Скалярное произведение векторов | |
19.03 | | Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов» | |
29.03 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Скалярное произведение векторов» | |
2.04 | | Контрольная работа № 4 по теме «Векторы» | |
Геометрические преобразования (7 ч) | |||
5.04 | | Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос. | |
9.04 | | Решение задач по теме «Движение. Параллельный перенос» | |
12.04 | | Обобщение и систематизация знаний по теме «Движение. Параллельный перенос» | |
16.04 | | Осевая симметрия. Центральная симметрии. | |
19.04 | | Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрии» | |
23.04 | | Поворот | |
26.04 | | Гомотетия. Подобие фигур. | |
30.04 | | Решение задач по теме «Гомотетия. Подобие фигур» | |
3.05 | | Проверь знания, закрепи навыки по теме «Геометрические преобразования» | |
7.05 | | Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические преобразования» | |
Повторение и систематизация учебного материала (6 ч) | |||
10.05 | | Итоговое повторение темы «Решение треугольников» | |
14.05 | | Итоговое повторение темы «Правильные многоугольники» | |
17.05 | | Итоговое повторение темы «Декартовые координаты. Векторы» | |
21.05 | | Итоговая контрольная работа. | |
24.05 | | Анализ ошибок. Решение задач | |
24.05 | | Итоговый урок |
Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса
Нормативные документы
1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика.(Стандарты второго поколения.) – М.: Просвещение, 2010.
3. Математика: программы:5-9 классы/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко (Алгоритм успеха)М.:Вентана-Граф, 2013.
Учебно-методический комплект
Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.
Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.
Геометрия: 9 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.
Геометрия: 9 класс: методическое пособие/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.