12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Татьяна Петровна19418
Я - учитель маленькой сельской школы.
Россия, Воронежская обл., х. Хвощеватое
Материал размещён в группе «Математическая мозаика»

Пояснительная записка к ресурсу

Автор (ФИО, должность): Медведева Татьяна Петровна, учитель математики.

Название ресурсаАдаптированная рабочая программа.

Вид ресурса: Программа.

Предмет: Геометрия.

Класс: 9.

Учебник: «Геометрия : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2020»

Цель ресурса: Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по  основным общеобразовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка.

Предназначение ресурса: Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на методобъединении

учителей математики и

информатики

Руководитель МО

Левченко В. В.

Протокол №1 от 26.08.2021 г

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Наветняя Л.Я.

27.08.2021 г

Утверждаю:

И.о.директора

МБОУ Новомеловатская СОШ

Нерушев А. Н.

Приказ № 120 от 30.08.2021 г






Адаптированная рабочая программа

по геометрии

9 г класс

Срок освоения 1 год








Учитель: Медведева Т.П.




2021 - 2022 учебный год

Данная рабочая программа предназначена для обучающихся с нарушениями зрения, которые осваивают адаптированную основную общеобразовательную программу, учитывающую особые образовательные потребности обучающихся с ОВЗ.

При разработке адаптированной рабочей программы по геометрии для 9 класса были использованы следующие документы:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (29.12.2012 № 273-ФР);

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17.12.2010 г. №1897;

3. Адаптированная основная общеобразовательная программа основного общего образования для обучающихся с нарушениями зрения МБОУ Новомеловатской СОШ;

4. Математика: программы для 5 – 11 классов, разработанные коллективом авторов: А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др., 2016 г.

5. Учебный план МБОУ Новомеловатской СОШ на 2021 - 2022 учебный год;

6. Федеральный перечень учебников на 2021-2022 учебный год.

Рабочая программа направлена на преодоление несоответствия между процессом обучения ребенка с ОВЗ по образовательным программам определенной ступени образования и реальными возможностями ребенка. Поскольку в программе образовательного учреждения нельзя в полной мере учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, основная задача программы заключается в создании условий для индивидуализации содержания образования для конкретного ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено тем, что обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы. Кроме того, в ходе изучения математики для данной категории детей предусмотрено формирование отсутствующих из-за зрительных дефектов образов предметов и представлений о процессах, имеющих место в окружающем человека мире, либо коррекция уже имеющихся представлений. Также, должна вестись целенаправленная работа по развитию внимания, памяти и мышления – основных составляющих познавательной деятельности, так как познавательная деятельность у детей с нарушениями зрения имеет свои особенности и тоже нуждается в коррекции.

При организации учебного процесса необходимо также учитывать гигиенические требования, направленные на сокращение зрительной нагрузки, охрану остаточного зрения. Имея одинаковое содержание и задачи обучения, адаптированная рабочая программа по математике, тем не менее, отличается от программы массовой школы. Эти отличия заключаются в:

частичном перераспределении учебных часов между темами, так как обучающиеся с нарушениями зрения медленнее воспринимают наглядный материал (рисунки, графики, таблицы, текст), медленнее ведут запись и выполняют графические работы;

методических приёмах, используемых на уроках:

-сложные рисунки, таблицы и большие тексты предъявляются учащимся на карточках, выполненных с учетом требований к наглядным пособиям для данной категории детей;

- постоянно уделяется внимание зрительному анализу графическими объектами: при работе с рисунками и графиками учителем используется специальный алгоритм подетального рассматривания, который постепенно усваивается обучающимися;

-оказывается индивидуальная помощь при ориентировке обучающихся в учебнике;

-при решении текстовых задач подбираются разнообразные сюжеты, которые используются для формирования и уточнения представлений об окружающей действительности, коррекции зрительных образов, расширения кругозора учащихся, ограниченного вследствие нарушения зрения.

коррекционной направленности каждого урока;

отборе материала для урока и домашних заданий: уменьшение объёма аналогичных заданий и подбор разноплановых заданий;

в использовании большого количества индивидуальных раздаточных материалов для наиболее удобного зрительного восприятия учащимися графической и текстовой информации.

При организации учебного процесса необходимо учитывать гигиенические требования. Из-за быстрой утомляемости зрения возникает особая необходимость в уменьшении зрительной нагрузки.

В целях охраны зрения детей и обеспечения работоспособности необходимо:

соблюдение оптимальной зрительной нагрузки на уроках и при выполнении домашних заданий (уменьшенный объём заданий);

рассадка учащихся за партами в соответствии с характером нарушения зрения;

соблюдение повышенных требований к освещённости классного помещения;

соблюдение требований к изготовлению раздаточных материалов и при использовании технических средств.

При работе с иллюстрациями, макетами и натуральными объектами следует:

избегать объектов с большим количеством мелких деталей;

сопровождать осмотр объектов словесным описанием, помогая подетально формировать у обучающихся целостный образ.

Таким образом, полностью сохраняя структуру документа, поставленные цели и задачи, а также содержание, адаптированная программа составлена в расчете на обучение детей с нарушениями зрения в основной школе.

Программа ориентирована на учебник «Геометрия : 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф. 2020»

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Геометрия»

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты:

ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контр примеры;

первоначальное представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении арифметических задач;

умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;

формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

Метапредметные результаты:

способность самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

способность адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;

умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

развитие способности организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, взаимодействовать и находить общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, слушать партнера.формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

формирование учебной компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;

первоначальное представление об идеях и методах математики как об универсальном языке науки и техники;

развитие способности видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной информации;

умение применять и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимание необходимости их проверки;

понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

способность планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;

распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;

изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;

проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;

каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;

существо понятия алгоритма;

измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур

распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;

использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;

 читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой), в графическом виде;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

описания реальных ситуаций на языке геометрии;

решения геометрических задач с использованием тригонометрии;

построений с помощью геометрических инструментов (линейка, угольник, циркуль, транспортир)

для решения несложных практических задач (например: размечать грядки различной формы);

для решения практических задач, связанных с нахождением периметра треугольника, измерением отрезков и углов, построением перпендикулярных и параллельных прямых

интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.

исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур.

2. Содержание адаптированной программы

В соответствии с задачами программы направления коррекционной работы обозначаются с четким описанием методов и приемов, обеспечивающих взаимодействие всех участников сопровождения ребенка. Отбор содержания обучения осуществляется на основе следующих дидактических принципов: систематизация знаний, полученных учащимися в 5-7 классах, соответст­вие обязательному минимуму содержания образования в основной школе, усиление обще­культурной направленности материала, учёт психолого-педагогических особенностей, ак­туальных для этого возрастного периода; создание условий для понимания и осознания воспринимаемого материала. В предлагаемом курсе геометрии выделяются несколько разделов.

Повторение и систематизация изученного в 8 классе

Повторение и систематизация учебного материала за курс 8 класса. Треугольник, виды треугольников, признаки равенства треугольников. Параллельные прямые. Окружность и касательная. Признаки и свойства. Вписанная, описанная окружности треугольника, некоторые свойства.

Цель: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию изученного в 8 классе, провести коррекционную работу по устранению пробелов в знаниях.

Технологии обучения и развития, приемы, методы, формы работы: технология дифференцированного обучения, релаксационная пауза, физкультурно-оздоровительные технологии.

Деятельность учащегося в образовательном пространстве: самостоятельная работа с самопроверкой, творческая работа, работа с алгоритмами, самостоятельная работа с опорой на раздаточный материал.

1. Решение треугольников. 16 часов

Синус, косинус , тангенс и котангенс угла от 0t1658654789aa.gif до 180t1658654789aa.gif; теорема синусов, теорема косинусов; решение треугольников; формулы для вычисления площади треугольника.

2. Правильные многоугольники. 11 часов.

Правильные многоугольники и их свойства; Длина окружности ; площадь круга.

3. Декартовы координаты на плоскости. 14 часов

Расстояние между точками с заданными координатами; координаты середины отрезка; уравнение фигуры; уравнение окружности; уравнение прямой; угловой коэффициент прямой.

4. Векторы. 10 часов.

Понятие вектора; координаты вектора; сложение и вычитание векторов; умножение вектора на число; скалярное произведение векторов.

5. Геометрические преобразования. 7 часов

Движение (перемещение) фигуры; параллельный перенос; осевая и центральная симметрия; поворот; гомотетия; подобие фигур.

6. Повторение и систематизация учебного материала. 6 часов.

3. Тематическое планирование

Содержание учебного материала

Количество часов

Основная общеобразовательная программа

Адаптированная

рабочая программа

Повторение и систематизация учебного материала 8 класса

0

4

Решение треугольников

15

16

Правильные многоугольники

10

11

Декартовы координаты на плоскости

13

14

Векторы

13

10

Геометрические преобразования

6

7

Повторение и систематизация учебного материала

11

6

Итого

68

68


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Новомеловатская средняя общеобразовательная школа

Калачеевского муниципального района Воронежской области

Рассмотрено

на методобъединении

учителей математики

и информатики

руководитель МО

Левченко В. В.

Протокол № 1 от 26.08.2021 г

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

Наветняя Л.Я.

27.08.2021 г

Утверждаю:

И.о.директора

МБОУ Новомеловатская СОШ

Нерушева А. Н.

Приказ № 120 от 30.08.2021 г






Календарно - тематическое планирование

уроков геометрии

в 9 г классе








Учитель: Медведева Т.П.




2021 - 2022 учебный год

Календарно-тематическое планирование


урока

Дата

Тема урока


план

факт

Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4 ч)

4.09


Четырехугольники. Виды, свойства, признаки.

7.09


Подобные треугольники.

11.09


Решение прямоугольных треугольников.

14.09


Многоугольники. Площади многоугольников.

Решение треугольников (16 часов)

16.09


Тригонометрические функции угла от 0 до 180.

21.09


Решение задач по теме «Тригонометрические функции угла от 0 до 180»

23.09


Теорема косинусов

28.09


Решение задач по теме «Теорема косинусов»

30.09


Систематизация знаний по теме «Теорема косинусов»

5.10


Теорема синусов

7.10


Решение задач по теме «Теорема синусов»

12.10


Систематизация знаний по теме «Теорема синусов»

14.10


Решение треугольников

19.10


Решение задач по теме «Решение треугольников»

21.10


Формулы для нахождения площади треугольника. Формула Герона.

26.10


Формулы для нахождения площади треугольника.

28.10


Решение задач по теме «Формулы для нахождения площади треугольника»

9.11


Систематизация знаний по теме «Формулы для нахождения площади треугольника»

13.11


Проверь знания, закрепи навыки по теме «Решение треугольников»

16.11


Контрольная работа №1 по теме «Решение треугольников»

Правильные многоугольники (11 ч)

20.11


Правильные многоугольники и их свойства

23.11


Решение задач по теме «Правильные многоугольники и их свойства»

27.11


Правильные многоугольники. Построение правильных многоугольников

30.11


Систематизация знаний по теме «Правильные многоугольники и их свойства»

4.12


Длина окружности. Площадь круга

7.12


Круговой сегмент, круговой сектор. Площадь кругового сектора.

11.12


Решение задач по теме «Длина окружности. Площадь круга»

14.12


Проверь знания, закрепи навыки по теме «Правильные многоугольники»

18.12


Контрольная работа № 2 по теме «Правильные многоугольники»

Декартовы координаты (14 ч)

21.12


Расстояние между точками с заданными координатами.

Координаты середины отрезка

25.12


Решение задач по теме «Расстояние между точками с заданными координатами. Координаты середины отрезка»

15.01


Уравнение фигуры. Уравнение окружности.

18.01


Решение задач по теме «Уравнение окружности»

22.01


Систематизация знаний по теме «Уравнение фигуры. Уравнение окружности»

25.01


Уравнение прямой.

29.01


Решение задач по теме «Уравнение прямой»

1.02


Угловой коэффициент прямой

5.02


Решение задач по теме «Угловой коэффициент прямой»

8.02


Проверь знания, закрепи навыки по теме «Декартовы координаты»

12.02


Контрольная работа №3 по теме «Декартовы координаты»

Векторы (10 ч)

15.02


Понятие вектора

19.02


Координаты вектора

22.02


Решение задач по теме «Координаты вектора»

26.02


Сложение векторов.

1.03


Вычитание векторов

5.03


Решение задач по теме «Сложение и вычитание векторов»

8.03


Умножение вектора на число.

12.03


Решение задач по теме «Умножение вектора на число»

15.03


Скалярное произведение векторов

19.03


Решение задач по теме «Скалярное произведение векторов»

29.03


Обобщение и систематизация знаний по теме «Скалярное произведение векторов»

2.04


Контрольная работа № 4 по теме «Векторы»

Геометрические преобразования (7 ч)

5.04


Движение (перемещение) фигуры. Параллельный перенос.

9.04


Решение задач по теме «Движение. Параллельный перенос»

12.04


Обобщение и систематизация знаний по теме «Движение. Параллельный перенос»

16.04


Осевая симметрия. Центральная симметрии.

19.04


Решение задач по теме «Осевая и центральная симметрии»

23.04


Поворот

26.04


Гомотетия. Подобие фигур.

30.04


Решение задач по теме «Гомотетия. Подобие фигур»

3.05


Проверь знания, закрепи навыки по теме «Геометрические преобразования»

7.05


Контрольная работа № 5 по теме «Геометрические преобразования»

Повторение и систематизация учебного материала (6 ч)

10.05


Итоговое повторение темы «Решение треугольников»

14.05


Итоговое повторение темы «Правильные многоугольники»

17.05


Итоговое повторение темы «Декартовые координаты. Векторы»

21.05


Итоговая контрольная работа.

24.05


Анализ ошибок. Решение задач

24.05


Итоговый урок



Учебно-методическое и информационное оснащение образовательного процесса

Нормативные документы

1.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

2. Примерные программы  основного общего образования. Математика.(Стандарты второго поколения.) – М.: Просвещение, 2010.

3. Математика: программы:5-9 классы/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Е.В.Буцко (Алгоритм успеха)М.:Вентана-Граф, 2013.

Учебно-методический комплект

Геометрия: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных школ/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.

Геометрия: 9 класс: дидактические материалы: сборник задач и контрольных работ/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.

Геометрия: 9 класс: рабочие тетради №1,2/ А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.

Геометрия: 9 класс: методическое пособие/Е.В.Буцко, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир.- М:Вентана-Граф,2020.


Опубликовано в группе «Математическая мозаика»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.