Рабочая программа по математике (6 класс, УМК А. Г. Мерзляка)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПАВЛОВСКАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике
Уровень общего образования (класс): основное общее, 6 класс
Количество часов: 173 ч Уровень базовый
Учитель: Друшляк Галина Викторовна
Программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования по математике, авторской программы «Математика: программы: 5-11 классы»/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2017г./
2019 – 2020 уч.г.
Раздел 1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана в рамках УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, который входит в систему учебников «Алгоритм успеха», ориентирована на учащихся 6 классов и реализуется на основе следующих документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» ( с изменениями и дополнениями);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного стандарта основного общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 « О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 « Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 08.05.2019г. №233 « О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», утверждённый приказом Министерства просвещения РФ от 28.12.2018г. № 345;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Письмо отдела образования Администрации Чертковского района РО от 25.06.2019 г. № 1067 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях на 2019-2020 учебный год»;
- Образовательная программа ООШ, утвержденная приказом директора ОУ № 79 от 30.08.2019 г.;
- Учебный план ОУ на 2019- 2020 учебный год;
- авторской программы «Математика: программы: 5-11 классы»/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2014;
- фундаментального ядра содержания общего образования;
- требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном стандарте основного общего образования с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике;
- Математика, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир / М.: «Вентана-Граф», 2017.
- Математика, 6 класс: дидактические материалы: сборник заданий и контрольных работ/А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир/ М.: «Вентана-Граф», 2017.
- Математика, 6 класс: рабочая тетрадь №1 и №2/ А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир – 14-е изд. – М.: «Вентана-Граф», 2017.
- Математика, 6 класс: методическое пособие/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир/ М.: «Вентана-Граф», 2017.
В ней так же учитываются доминирующие идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Цели и задачи программы
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющиеся в определенных умственных навыках. Роль математической подготовки в общем образовании современного человека ставит следующие цели обучения математики в школе: содействовать формированию культурного человека, умеющего мыслить, понимающего идеологию математического моделирования реальных процессов, владеющего математическим языком не как языком общения, а как языком, организующем деятельность, умеющего самостоятельно добывать информацию и пользоваться ею на практике, владеющего литературной речью и умеющего в случае необходимости построить ее по законам математической речи.
Целью изучения курса математики в 5–6классах является: систематическое развитие понятий числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Задачи курса:
- развивать представление о месте и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- научить владеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- развивать пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
- дать представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
- развивать логическое мышление и речь – умение логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- формировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета
Содержание математического образования в 5–6классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Арифметика», «Числовые и буквенные выражения. Уравнения», «Наглядная геометрия», «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи», «Математика в историческом развитии».
Содержание раздела «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и смежных дисциплин, способствует развитию вычислительной культуры и логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а так же приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни. Развитие понятия о числе связано с изучением рациональных чисел: натуральных чисел, обыкновенных и десятичных дробей, положительных и отрицательных чисел.
Содержание раздела «Числовые и буквенные выражения. Уравнения» формирует знания о математическом языке. Существенная роль при этом отводится овладению формальным аппаратом буквенного исчисления. Изучение материала способствует формированию у учащихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений.
Содержание раздела «Наглядная геометрия» формирует у учащихся понятия геометрических фигур на плоскости и в пространстве, закладывает основы формирования геометрической «речи», развивает пространственное воображение и логическое мышление.
Содержание раздела «Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи» — обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования у учащихся функциональной грамотности, умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
Раздел «Математика в историческом развитии» предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
Курс математики 5–6классов является фундаментом для математического образования и развития школьников, доминирующей функцией при его изучении в этом возрасте является интеллектуальное развитие учащихся. Курс построен на взвешенном соотношении новых и ранее усвоенных знаний, обязательных и дополнительных тем для изучения, а так же учитывает возрастные и индивидуальные особенности усвоения знаний учащимися.
Практическая значимость школьного курса математики 5–6классов состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Математика является одним из опорных школьных предметов. Математические знания и умения необходимы для изучения алгебры и геометрии в 7–9 классах, а так же для изучения смежных дисциплин.
Одной из основных целей изучения математики является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. С точки зрения воспитания творческой личности особенно важно, чтобы в структуру мышления учащихся, кроме алгоритмических умений и навыков, которые сформулированы в стандартных правилах, формулах и алгоритмах действий, вошли эвристические приемы, как общего, так и конкретного характера. Эти приёмы, в частности, формируются при поиске решения задач высших уровней сложности. В процессе изучения математики также формируются и такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающее в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение математике даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения математики школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития математики как науки формирует у учащихся представления о математике как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения задач прикладного характера, на пример решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, под хода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего образования на всех ступенях школы. Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный и деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: освоение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций.
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
● Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
● Развитие логического , алгоритмического и критического мышления, культуры математической речи, способности к умственному эксперименту;
● Формирование объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
● Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
● Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
2) в метапредметном направлении:
● Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
● Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимых для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
● Овладения математическими знаниями умениями, необходимыми для продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
● Создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Преобладающие формы организации учебной работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная, реже групповая. В данных классах ведущими методами обучения предмету являются: поисковый, объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. На уроках используются элементы следующих технологий: внутри классной дифференциации, ИКТ, здоровье сберегающие, обучение в сотрудничестве.
Текущий контроль осуществляется с помощью взаимоконтроля, опросов, самостоятельных, тестовых и контрольных работ, устных и письменных математических диктантов, практических работ.
Изучение математики в 6 классе направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в Государственном стандарте общего образования по математике. Целью изучения курса математики в 6 классе являются систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над натуральными и дробными числами, умение переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению курса алгебры и геометрии.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составления уравнений, продолжают знакомиться с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин.
Требования к уровню подготовки также установлены Государственным стандартом основного общего образования в соответствии с обязательным минимумом содержания.
В результате изучения курса математики в 6 классе учащиеся должны
знать/понимать:
существо понятия алгоритма;
как используются математические формулы и уравнения при решении математических и практических задач;
как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;
уметь:
выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления с рациональными числами, возводить рациональное число в квадрат, в куб;
переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную в виде десятичной, проценты в виде дроби и дробь в виде процентов;
находить значение числовых выражений;
решать задачи на проценты с помощью пропорций; применять прямо и обратно пропорциональные величины при решении практических задач; решать задачи на масштаб;
распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые с помощью линейки и угольника; определять координаты точки на координатной плоскости, отмечать точки по заданным координатам;
решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью уравнений, включая задачи, связанные с дробями и процентами.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для решения несложных практических задач, в том числе с использованием справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результатов вычислений; проверки результатов вычислений с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Раздел 3. Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Программа по математике в 6 классе рассчитана на 173 часа.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на уровне основного общего образования в 6 классе отводится 175часов (5 ч в неделю за 35 учебных недель). Так как 9 марта, 1-3 мая являются выходными государственными праздниками, то рабочая программа по математике для 6 класса будет выполнена полностью и освоена обучающимися в полном объёме за 173 часа за счёт уплотнения учебного материала.
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на уровне основного общего образования в 6 классе отводится
всего – 173 ч;
в неделю – 5 ч;
входная контрольная работа – 1ч;
тематические контрольные работы – 11 ч;
итоговая контрольная работа – 1ч.
На вводное повторение в 6 классе отводится 5 часов и на итоговое повторение в конце года 18 часов, остальные часы распределены по всем темам.
В настоящей рабочей программе не изменено соотношение часов на изучение тем.
В зависимости от динамики и качества усвоения материала в течение учебного года может быть произведено перераспределение часов / тем.
Для реализации программы используется:
- Математика, 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир / М.: «Вентана-Граф», 2017.
- Математика, 6 класс: рабочая тетрадь №1 и №2/ А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир – 14-е изд. – М.: «Вентана-Граф», 2017.
- Математика, 6 класс: дидактические материалы: сборник заданий и контрольных работ/А.Г. Мерзляка, В.Б. Полонского, М.С. Якир/ М.: «Вентана-Граф», 2017.
- «Математика: программы: 5-11 классы»/А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М.: Вентана – Граф, 2017г./
Раздел 4. Содержание предмета
Вводное повторение (5 ч)
Глава 1. Делимость натуральных чисел (14 ч)
Делители и кратные. Общий делитель и общее кратное. Признаки делимости на 2, 3, 5, 9 и 10. Простые и составные числа. Разложение натурального числа на простые множители.
Основная цель – завершить изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с обыкновенными дробями.
В данной теме завершается изучение вопросов, связанных с натуральными числами. Основное внимание должно быть уделено знакомству с понятиями «делитель» и «кратное», которые находят применение при сокращении дробей и при приведении к НОЗ.
Упражнения полезно выполнять с опорой на таблицу умножения прямым подбором. Понятия «наибольший общий делитель» и «наименьшее общее кратное» вместе с алгоритмами их нахождения можно не рассматривать.
Определенное внимание уделяется знакомству с признаками делимости, понятиям простого и составного чисел. При их изучении целесообразно формировать умения проводить простейшие умозаключения, обосновывая свои действия ссылками на определение, правило.
Учащиеся должны уметь разложить число на множители. Например, они должны понимать, что 36 = 6 · 6 = 4 · 9. Вопрос о разложении числа на простые множители не относится к числу обязательных.
Глава 2. Обыкновенные дроби (36 ч)
Основное свойство дроби. Сокращение дробей. Приведение дробей к общему знаменателю. Понятие о наименьшем общем знаменателе нескольких дробей. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей. Умножение и деление обыкновенных дробей. Основные задачи на дроби. Решение текстовых задач.
Основная цель – выработать прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей. Выработать прочные навыки арифметических действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Одним из важнейших результатов обучения является усвоение основного свойства дроби, применяемого для преобразования дробей: сокращения, приведения к новому знаменателю. При этом рекомендуется излагать материал без опоры на понятия НОД и НОК. Умение приводить дроби к общему знаменателю используется для сравнения дробей.
При рассмотрении действий с дробями используются правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, понятие смешанного числа. Важно обратить внимание на случай вычитания дроби из целого числа. Что касается сложения и вычитания смешанных чисел, которые не находят активного применения в последующем изучении курса, то учащиеся должны лишь получить представление о принципиальной возможности выполнения таких действий.
В этой теме завершается работа над формированием навыков арифметических действий с обыкновенными дробями. Навыки должны быть достаточно прочными, чтобы учащиеся не испытывали затруднений в вычислениях с рациональными числами, чтобы алгоритмы действий с обыкновенными дробями могли стать в дальнейшем опорой для формирования умений выполнять действия с алгебраическими дробями.
Расширение аппарата действий с дробями позволяет решать текстовые задачи, в которых требуется найти дробь от числа или число по данному значению его дроби, выполняя соответственно умножение или деление на дробь.
Глава 3.Отношения и пропорции (28 ч)
Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Понятие о прямой и обратной пропорциональности величин. Задачи на пропорцию. Масштаб. Формулы длины окружности и площади круга. Шар.
Основная цель – сформировать понятия пропорции, прямой и обратной пропорциональности величин.
Необходимо, чтобы учащиеся усвоили основное свойство пропорции, так как оно находит применение на уроках математики, химии, физики. В частности, достаточное внимание должно быть уделено решению с помощью пропорции задач на проценты.
Понятия о прямой и обратной пропорциональностях величин можно сформировать как обобщение нескольких конкретных примеров, подчеркнув при этом практическую значимость этих понятий, возможность их применения для упрощения решения соответствующих задач.
В данной теме даются представления о длине окружности и площади круга. Соответствующие формулы к обязательному материалу не относятся. Рассмотрение геометрических фигур завершается знакомством с шаром.
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними (72 ч)
Положительные и отрицательные числа. Противоположные числа. Модуль числа и его геометрический смысл. Сравнение чисел. Целые числа. Изображение чисел на координатной прямой. Координаты точки. Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел. Умножение и деление положительных и отрицательных чисел. Понятие о рациональном числе. Десятичное приближение обыкновенной дроби. Применение законов арифметических действий для рационализации вычислений.
Простейшие преобразования выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых. Решение линейных уравнений. Примеры решения текстовых задач с помощью линейных уравнений. Построение перпендикуляра к прямой и параллельных прямых с помощью чертёжного треугольника и линейки. Прямоугольная система координат на плоскости, абсцисса и ордината точки. Примеры графиков, диаграмм.
Основная цель – расширить представления учащихся о числе путём введения отрицательных чисел. Выработать прочные навыки сложения и вычитания положительных и отрицательных чисел. Выработать прочные навыки умножения и деления с положительными и отрицательными числами. Подготовить учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений. Познакомить учащихся с прямоугольной системой координат на плоскости.
Целесообразность введения отрицательных чисел показывается на содержательных примерах. Учащиеся должны научиться изображать положительные и отрицательные числа на координатной прямой, с тем чтобы она могла служить наглядной основой для правил сравнения чисел, сложения и вычитания чисел, рассматриваемых в следующей теме.
Специальное внимание должно быть уделено усвоению вводимого здесь понятия модуля числа, прочное знание которого необходимо для формирования умения сравнивать отрицательные числа, а в дальнейшем для овладения и алгоритмами арифметических действий с положительными и отрицательными числами.
Действия с отрицательными числами вводятся на основе представлений об изменении величин: сложение и вычитание чисел иллюстрируется соответствующими перемещениями точек числовой оси. При изучении данной темы целенаправленно отрабатываются алгоритмы сложения и вычитания при выполнении действий с целыми и дробными числами.
Навыки умножения и деления положительных и отрицательных чисел отрабатываются сначала при выполнении отдельных действий, а затем в сочетании с навыками сложения и вычитания при вычислении значений числовых выражений.
При изучении данной темы учащиеся должны усвоить, что для обращения обыкновенной дроби в десятичную достаточно разделить числитель на знаменатель. В каждом конкретном случае они должны знать, в какую десятичную дробь обращается данная обыкновенная дробь — конечную или бесконечную. При этом необязательно акцентировать внимание на том, что бесконечная десятичная дробь оказывается периодической. Учащиеся должны знать представление в виде десятичной дроби таких дробей, как , , , .
Преобразования буквенных выражений путем раскрытия скобок, и приведения подобных слагаемых отрабатываются в той степени, в которой они необходимы для решения несложных уравнений:
Введение арифметических действий над отрицательными числами позволяет ознакомить учащихся с общими приёмами решения линейных уравнений с одним неизвестным.
Учащиеся должны научиться распознавать и изображать перпендикулярные и параллельные прямые. Основное внимание следует уделить отработке навыков их построения с помощью линейки и угольника, не требуя точных определений.
Основным результатом знакомства учащихся с координатной плоскостью должны явиться знания порядка записи координат точек плоскости и их названий, умения построить координатные оси, отметить точку по заданным ее координатам, определить координаты точки, отмеченной на координатной плоскости.
Формированию вычислительных и графических умений способствует построение столбчатых диаграмм. При выполнении соответствующих упражнений найдут применение изученные ранее сведения о масштабе и округлении чисел.
10. Итоговое повторение курса математики 6 класса. (18 ч)
Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 6 класса.
Раздел 5. Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности |
1 | Повторение материала за курс 5 класса | 5 | |
2 | Делимость натуральных чисел | 14 | Формулировать определения понятий: делитель, кратное, простое число, составное число, общий делитель, наибольший общий делитель, взаимно простые числа, общее кратное, наименьшее общее кратное и признаки делимости на 2, на 3, на 5, на 9, на 10. Описывать правила нахождения наибольшего общего делителя (НОД), наименьшего общего кратного (НОК) нескольких чисел, разложения натурального числа на простые множители. Участие в мини проектной деятельности «Искусство счета». |
3 | Обыкновенные дроби | 36 | Формулировать определения понятий: несократимая дробь, общий знаменатель двух дробей, взаимно обратные числа. Применять основное свойство дроби для сокращения дробей. Приводить дроби к новому знаменателю. Сравнивать обыкновенные дроби. Выполнять арифметические действия над обыкновенными дробями. Находить дробь от числа и число по заданному значению его дроби. Преобразовывать обыкновенные дроби в десятичные. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби. Участие в мини проектной деятельности «История возникновения обыкновенных дробей». |
4 | Отношения и пропорции | 28 | Формулировать определения понятий: отношение, пропорция, процентное отношение двух чисел, прямо пропорциональные и обратно пропорциональные величины. Применять основное свойство отношения и основное свойство пропорции. Приводить примеры и описывать свойства величин, находящихся в прямой и обратной пропорциональных зависимостях. Находить процентное отношение двух чисел. Делить число на пропорциональные части. Записывать с помощью букв основные свойства дроби, отношения, пропорции. Анализировать информацию, представленную в виде столбчатых и круговых диаграмм. Представлять информацию в виде столбчатых и круговых диаграмм. |
Приводить примеры случайных событий. Находить вероятность случайного события в опытах с равновозможными исходами. Распознавать на чертежах и рисунках окружность, круг, цилиндр, конус, сферу, шар и их элементы. Распознавать в окружающем мире модели этих фигур. Строить с помощью циркуля окружность заданного радиуса. Изображать развёртки цилиндра и конуса. Называть приближённое значение числа. Находить с помощью формул длину окружности, площадь круга. Участие в мини проектной деятельности «Мой безопасный путь в школу», «Вероятность реальных событий» | |||
5 | Рациональные числа и действия над ними | 72 | Приводить примеры использования положительных и отрицательных чисел. Формулировать определение координатной прямой. Строить на координатной прямой точку с заданной координатой, определять координату точки. Характеризовать множество целых чисел. Объяснять понятие множества рациональных чисел. Формулировать определение модуля числа. |
Находить модуль числа. Сравнивать рациональные числа. Выполнять арифметические действия над рациональными числами. Записывать свойства арифметических действий над рациональными числами в виде формул. Называть коэффициент буквенного выражения. Применять свойства при решении уравнений. Решать текстовые задачи с помощью уравнений. Распознавать на чертежах и рисунках перпендикулярные и параллельные прямые, фигуры, имеющие ось симметрии, центр симметрии. Указывать в окружающем мире модели этих фигур. Формулировать определение перпендикулярных прямых и параллельных прямых. Строить с помощью угольника перпендикулярные прямые и параллельные прямые. Объяснять и иллюстрировать понятие координатной плоскости. Строить на координатной плоскости точки с заданными координатами, определять координаты точек на плоскости. Строить отдельные графики зависимостей между величинами по точкам. Анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время, температура и т. п.). Участие в мини проектной деятельности «Появление отрицательных чисел и нуля», «Симметрия в природе». | |||
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 18 | |
Всего уроков | 173 |
Раздел 6. Календарно-тематическое планирование
№ п/п урока | § учебника | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения урока |
Повторение материала за курс 5 класса | 5 | |||
1 | Дроби. Арифметические действия с дробями. | 1 | 02.09.19 | |
2 | Повторение. Решение уравнений | 1 | 03.09 | |
3 | Повторение. Проценты | 1 | 04.09 | |
4 | Решение текстовых задач | 1 | 05.09 | |
5 | Входная контрольная работа. | 1 | 06.09 | |
Глава 1. Делимость натуральных чисел | 14 | |||
6 | § 1. | Делители и кратные | 2 | 09.09 |
7 | § 1. | Делители и кратные | 10.09 | |
8 | § 2. | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 2 | 11.09 |
9 | § 2. | Признаки делимости на 10, на 5 и на 2 | 12.09 | |
10 | § 3. | Признаки делимости на 9 и на 3 | 2 | 13.09 |
11 | § 3. | Признаки делимости на 9 и на 3 | 16.09 | |
12 | § 4. | Простые и составные числа | 1 | 17.09 |
13 | § 5. | Наибольший общий делитель | 3 | 18.09 |
14 | § 5. | Наибольший общий делитель | 19.09 | |
15 | § 5. | Наибольший общий делитель | 20.09 | |
16 | § 6. | Наименьшее общее кратное | 3 | 23.09 |
17 | § 6. | Наименьшее общее кратное | 24.09 | |
18 | § 6. | Наименьшее общее кратное | 25.09 | |
19 | §1-§6 | Контрольная работа № 1 по теме «Делимость натуральных чисел» | 1 | 26.09 |
Глава 2. Обыкновенные дроби | 36 | |||
20 | § 7. | Анализ контрольной работы. Основное свойство дроби | 2 | 27.09 |
21 | § 7. | Основное свойство дроби | 30.09 | |
22 | §8. | Сокращение дробей | 2 | 01.10 |
23 | §8. | Сокращение дробей | 02.10 | |
24 | § 9. | Приведение дробей к общему знаменателю. | 3 | 03.10 |
25 | § 9. | Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей | 04.10 | |
26 | § 9. | Сравнение дробей | 07.10 | |
27 | § 10. | Сложение и вычитание дробей | 3 | 08.10 |
28 | § 10. | Сложение и вычитание дробей | 09.10 | |
29 | § 10. | Сложение и вычитание дробей | 10.10 | |
30 | § 10. | Сложение и вычитание смешанных чисел | 2 | 11.10 |
31 | § 10. | Сложение и вычитание смешанных чисел | 14.10 | |
32 | §7-§10 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание дробей» | 1 | 15.10 |
33 | § 11. | Анализ контрольной работы. Умножение дробей | 3 | 16.10 |
34 | § 11. | Умножение дробей | 17.10 | |
35 | § 11. | Умножение дробей | 18.10 | |
36 | § 11. | Умножение смешанных чисел | 2 | 21.10 |
37 | § 11. | Умножение смешанных чисел | 22.10 | |
38 | § 12. | Нахождение дроби от числа | 3 | 23.10 |
39 | § 12. | Нахождение дроби от числа | 24.10 | |
40 | § 12. | Нахождение дроби от числа | 25.10 | |
41 | §11-§12 | Контрольная работа № 3 по теме «Умножение дробей» | 1 | 28.10 |
42 | § 13. | Взаимно обратные числа. Деление дробей. | 4 | 29.10 |
43 | § 14. | Деление дробей | 30.10 | |
44 | § 14. | Деление дробей | 31.10 | |
45 | § 14. | Деление дробей | 01.11 |
I I четверть |
46 | § 15. | Нахождение числа по значению его дроби | 4 | 11.11 |
| |
47 | § 15. | Нахождение числа по значению его дроби | 12.11 |
| ||
48 | § 15. | Нахождение числа по значению его дроби | 13.11 |
| ||
49 | § 15. | Нахождение числа по значению его дроби | 14.11 |
| ||
50 | § 16. | Преобразование обыкновенных дробей в десятичные | 4 | 15.11 |
| |
51 | § 17. | Бесконечные периодические десятичные дроби | 18.11 |
| ||
52 | § 18. | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 19.11 |
| ||
53 | § 18. | Десятичное приближение обыкновенной дроби | 20.11 |
| ||
54 | §13-§18 | Повторение по теме «Деление дробей» | 1 | 21.11 |
| |
55 | §13-§18 | Контрольная работа № 4 по теме «Деление дробей» | 1 | 22.11 |
| |
Глава 3. Отношения и пропорции | 28 |
| ||||
56 | § 19. | Анализ контрольной работы. Отношения | 2 | 25.11 |
| |
57 | § 19. | Отношения | 26.11 |
| ||
58 | § 20. | Пропорции | 3 | 27.11 |
| |
59 | § 20. | Пропорции | 28.11 |
| ||
60 | § 20. | Пропорции | 29.11 |
| ||
61 | § 20. | Решение задач с помощью пропорций | 1 | 02.12 |
| |
62 | § 21. | Процентное отношение двух чисел | 3 | 03.12 |
| |
63 | § 21. | Процентное отношение двух чисел | 04.12 |
| ||
64 | § 21. | Процентное отношение двух чисел | 05.12 |
| ||
65 | §19-§21 | Контрольная работа № 5 по теме «Отношения и пропорции» | 1 | 06.12 |
| |
66 | § 22. | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 3 | 09.12 |
| |
67 | § 22. | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 10.12 |
| ||
68 | § 22. | Прямая и обратная пропорциональные зависимости | 11.12 |
| ||
69 | § 23. | Деление числа в данном отношении | 2 | 12.12 |
| |
70 | § 23. | Деление числа в данном отношении | 13.12 |
| ||
71 | § 24. | Окружность и круг | 2 | 16.12 |
| |
72 | § 24. | Окружность и круг | 17.12 |
| ||
73 | § 25. | Длина окружности. Площадь круга | 2 | 18.12 |
| |
74 | § 25. | Длина окружности. Площадь круга | 19.12 |
| ||
75 | § 25. | Длина окружности. Площадь круга | 20.12 |
| ||
76 | § 26. | Цилиндр, конус, шар | 1 | 23.12 |
| |
77 | § 27. | Диаграммы | 2 | 24.12 |
| |
78 | § 27. | Диаграммы | 25.12 |
| ||
79 | § 28. | Случайные события. Вероятность случайного события | 2 | 26.12 |
| |
80 | § 28. | Случайные события. Вероятность случайного события | 27.12 |
| ||
I I I четверть |
| |||||
81 | § 28. | Случайные события. Вероятность случайного события | 1 | 13.01.2020 |
| |
82 | §22-§28 | Повторение по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» | 1 | 14.01 |
| |
83 | §22-§28 | Контрольная работа № 6 по теме «Прямая и обратная пропорциональные зависимости» | 1 | 15.01 | ||
Глава 4. Рациональные числа и действия над ними | 71 | |||||
84 | § 29. | Положительные и отрицательные числа | 2 | 16.01 | ||
85 | § 29. | Положительные и отрицательные числа | 17.01 | |||
86 | § 30. | Координатная прямая | 3 | 20.01 | ||
87 | § 30. | Координатная прямая | 21.01 | |||
88 | § 30. | Координатная прямая | 22.01 | |||
89 | § 31. | Целые числа. Рациональные числа | 2 | 23.01 | ||
90 | § 31. | Целые числа. Рациональные числа | 24.01 | |||
91 | § 32. | Модуль числа | 3 | 27.01 | ||
92 | § 32. | Модуль числа | 28.01 | |||
93 | § 32. | Модуль числа | 29.01 | |||
94 | § 33. | Сравнение чисел | 2 | 30.01 | ||
95 | § 33. | Сравнение чисел | 31.01 | |||
96 | § 33 | Сравнение рациональных чисел | 2 | 03.02 | ||
97 | § 33. | Сравнение рациональных чисел | 04.02 | |||
98 | §29-§33 | Контрольная работа № 7 по теме «Рациональные числа. Сравнение рациональных чисел» | 1 | 05.02 | ||
99 | § 34. | Сложение двух отрицательных чисел | 5 | 06.02 | ||
100 | § 34. | Сложение двух чисел с разными знаками | 07.02 | |||
101 | § 34. | Сложение двух чисел с разными знаками | 10.02 | |||
102 | § 34. | Сложение рациональных чисел | 11.02 | |||
103 | § 34. | Сложение рациональных чисел | 11.02 | |||
104 | § 35. | Свойства сложения рациональных чисел | 3 | 12.02 | ||
105 | § 35. | Свойства сложения рациональных чисел | 13.02 | |||
106 | § 35. | Свойства сложения рациональных чисел | 14.02 | |||
107 | § 36. | Вычитание рациональных чисел | 5 | 17.02 | ||
108 | § 36. | Вычитание рациональных чисел | 18.02 | |||
109 | § 36. | Вычитание рациональных чисел | 19.02 | |||
110 | § 36. | Выражения, содержащие сложение и вычитание | 20.02 | |||
111 | § 36. | Выражения, содержащие сложение и вычитание | 21.02 | |||
112 | §34-§36 | Контрольная работа № 8 по теме «Сложение и вычитание рациональных чисел» | 1 | 25.02 | ||
113 | §37 | Расстояние между двумя точками координатной оси | 4 | 26.02 | ||
114 | §37 | Умножение рациональных чисел | 27.02 | |||
115 | §37 | Умножение рациональных чисел | 28.02 | |||
116 | §37 | Умножение рациональных чисел | 02.03 | |||
117 | §38 | Свойства умножения рациональных чисел | 3 | 03.03 | ||
118 | §38 | Свойства умножения рациональных чисел | 04.03 | |||
119 | §38 | Свойства умножения рациональных чисел | 05.03 | |||
120 | §39 | Коэффициент. | 1 | 06.03 | ||
121 | §39 | Распределительное свойство умножения | 4 | 10.03 | ||
122 | §39 | Распределительное свойство умножения | 11.03 | |||
123 | §39 | Раскрытие скобок | 12.03 | |||
124 | §39 | Раскрытие скобок | 13.03 | |||
125 | §40 | Деление рациональных чисел | 2 | 16.03 | ||
126 | §40 | Деление рациональных чисел | 17.03 | |||
127 | §37-§40 | Контрольная работа № 9 по теме «Умножение и деление рациональных чисел» | 1 | 18.03 | ||
128 | §41 | Анализ контрольной работы. Решение уравнений | 3 | 19.03 | ||
129 | §41 | Решение уравнений | 19.03 | |||
130 | §41 | Решение уравнений | 20.03 | |||
VI четверть |
| |||||
131 | §41 | Решение уравнений | 2 | 30.03 | ||
132 | §41 | Решение линейных уравнений | 31.03 | |||
133 | §41 | Решение дробных уравнений | 1 | 01.04 | ||
134 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 1 | 02.04 |
| |
135 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 5 | 03.04 |
| |
136 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 06.04 |
| ||
137 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 07.04 |
| ||
138 | §42 | Решение задач с помощью уравнений | 08.04 |
| ||
139 | §41-§42 | Контрольная работа № 10 по теме «Решение уравнений и задач с помощью уравнений» | 09.04 |
| ||
140 | §43 | Перпендикулярные прямые | 1 | 10.04 |
| |
141 | §43 | Перпендикулярные прямые | 2 | 13.04 |
| |
142 | §44 | Осевая и центральная симметрии | 14.04 |
| ||
143 | §44 | Осевая и центральная симметрии | 2 | 15.04 |
| |
144 | §45 | Параллельные прямые | 16.04 |
| ||
145 | §45 | Параллельные прямые | 2 | 17.04 |
| |
146 | §46 | Координатная плоскость | 20.04 |
| ||
147 | §46 | Координатная плоскость | 2 | 21.04 |
| |
148 | Всероссийская проверочная работа | 22.04 |
| |||
149 | §46 | Координатная плоскость | 1 | 23.04 |
| |
150 | §46 | Построение точки по её координатам | 2 | 24.04 |
| |
151 | §47 | Графики | 27.04 |
| ||
152 | §47 | Графики | 3 | 28.04 |
| |
153 | §47 | Графики | 29.04 |
| ||
154 | §43-§47 | Повторение по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые» | 29.04 |
| ||
155 | §43-§47 | Контрольная работа № 11 по теме «Перпендикулярные и параллельные прямые. Координатная плоскость» | 1 | 30.04 |
| |
Итоговое повторение курса математики 6 класса | 17 |
| ||||
156 | §1-§47 | Действия с десятичными дробями. | 1 | 06.05 |
| |
157 | §1-§47 | Действия с обыкновенными дробями. | 1 | 07.05 |
| |
158 | §1-§47 | Действия с положительными и отрицательными числами. | 1 | 08.05 |
| |
159 | §1-§47 | Упрощение выражений. Решение уравнений. | 1 | 08.05 |
| |
160 | §1-§47 | Административная контрольная работа | 1 | 12.05 |
| |
161 | §1-§47 | Решение задач на составление уравнения | 1 | 13.05 |
| |
162 | §1-§47 | Задачи на проценты | 1 | 14.05 |
| |
163 | §1-§47 | Итоговая контрольная работа. | 1 | 15.05 |
| |
164 | §1-§47 | Анализ контрольной работы. | 1 | 18.05 |
| |
165 | §1-§47 | Урок-игра «Математическое лото» | 1 | 19.05 |
| |
166 | §1-§47 | Урок-игра «Счастливый случай» | 1 | 20.05 |
| |
167 | §1-§47 | Урок-игра «Математический марафон». | 1 | 21.05 |
| |
168 | §1-§47 | Урок-игра «Лабиринт». | 1 | 22.05 |
| |
169 | §1-§47 | Общественный смотр знаний | 1 | 25.05 |
| |
170 | §1-§47 | Повторение и обобщение курса математики 5-6 класса. | 1 | 26.05 |
| |
171 | §1-§47 | Повторение и обобщение курса математики 5-6 класса. | 1 | 27.05 |
| |
172 | §1-§47 | Итоговое повторение за курс математики 5-6 класса. | 1 | 28.05 |
| |
173 | §1-§47 | Итоговое повторение за курс математики 5-6 класса. | 1 | 29.05 | |
Раздел 7. Результаты (в рамках ФГОС общего образования - личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета и система их оценки.
Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных и метапредметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
- умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- умение выдвигать гипотезы при решении задачи, понимать необходимость их проверки;
- понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты:
- осознание значения математики для повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- практически значимые математические умения и навыки, их применение к решению математических и не математических задач, предполагающее умения:
- выполнять вычисления с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью составления и решения уравнений;
- изображать фигуры на плоскости;
- использовать геометрический «язык» для описания предметов окружающего мира;
- измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади и объёмы фигур;
- распознавать и изображать равные и симметричные фигуры;
- проводить несложные практические вычисления с процентами, использовать прикидку и оценку; выполнять необходимые измерения;
- использовать буквенную символику для записи общих утверждений, формул, выражений, уравнений;
- строить на координатной плоскости точки по заданным координатам, определять координаты точек;
- читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или групповой), в графическом виде;
- решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов.
Арифметика
По окончании изучения курса учащийся научится:
• понимать особенности десятичной системы счисления;
• использовать понятия, связанные с делимостью натуральных чисел;
• выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
• сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
• выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
• использовать понятия и умения, связанные с процентами, в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять не сложные практические расчёты;
• анализировать графики зависимостей между величинами (расстояние, время; температура и т. п.).
Учащийся получит возможность:
• познакомиться с позиционными системами счисления и основаниями, отличными от 10;
•углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
• научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести навык контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
Числовые и буквенные выражения. Уравнения
По окончании изучения курса учащийся научится:
• выполнять операции с числовыми выражениями;
• выполнять преобразования буквенных выражений (раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых);
• решать линейные уравнения, решать текстовые задачи алгебраическим методом.
Учащийся получит возможность:
• развить представления о буквенных выражениях и их преобразованиях;
• овладеть специальными приёмами решения уравнений, применять аппарат уравнений для решения как текстовых, так и практических задач.
Наглядная геометрия
По окончании изучения курса учащийся научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
• строить углы, определять их градусную меру;
• распознавать и изображать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры, линейные размеры самой фигуры и наоборот;
•вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
• научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
• углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
• научиться применять развёртки для выполнения практических расчетов.
Элементы статистики, вероятности. Комбинаторные задачи
По окончании изучения курса учащийся научится:
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
• решать комбинаторные задачи на нахождение количества объектов или комбинаций.
Учащийся получит возможность:
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
• научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Система оценки индивидуальных достижений обучающихся
Система оценки результатов состоит из тематического (контрольные работы по темам) и текущего контроля (самостоятельные работы, устный опрос, математический диктант, тест, блиц-опрос), итогового контроля (май).
Программой предусмотрено проведение в течение учебного года:
- входная контрольная работа - 1
- тематических контрольных работ – 11
- итоговых контрольных работ - 1
Первая часть контрольной работы соответствует базовому и среднему уровням учебных достижений. Задания этой части обозначены символом n0 ( n – номер задачи). Вторая часть соответствует достаточному и высокому уровням. Задачи каждого из этих уровней обозначены символами ● и ●● соответственно.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по математике
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по математике.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившее математическое содержание ответа;
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании
математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Раздел 8. Учебно-методическое и материально-техническое
обеспечение учебного процесса
Список литературы
1. Математика: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
2. Математика: 6 класс: дидактический материал: сборник задач и контрольных работ / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
3. Математика: 6 класс: рабочая тетрадь / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
4. Математика: 6 класс: методическое пособие / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.: Вентана-Граф, 2017.
5. Дорофеев Г.В. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по математике. «Дрофа» 2002 г.
6. Задачи для внеклассной работы по математике (5-11 классы) / А.В. Мерлин, Н.И. Мерлина/ Учебное пособие, 2-е изд., испр. и доп. Чебоксары: Изд-во Чувашского университета, 2002.
Печатные пособия
1. Таблицы по математике для 5-6 классов.
Учебно- практическое и учебно-лабораторное оборудование
1. Доска магнитно-маркерная.
2. Наборы геометрических тел (демонстрационный).
3. Модель единицы объема.
4. Комплект чертёжных инструментов (классных): линейка, транспортир, угольник ( 30º, 60º), угольник ( 45º, 45º), циркуль.
Технические средства обучения
1. Компьютер.
2. Медиапроектор.
3. Экран (на штативе).
Цифровые образовательные ресурсы:
1.Презентации по темам курса.
2. Семейный наставник Математика 6 класс (Электронное пособие)
3. Учебное электронное издание. Математика. 5-11. Новые возможности для усвоения курса математики. Издательство « Дрофа». 2003
Интернет-ресурсы.
- http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://downloaedu.chat.ru/mathem.htm,
http://teacher.km.ru/matem.phtml - http://schools.techno.ru/sch1529/geometr/geom7.htm
- http://main.emc.spb.ru/staff/knv/otvet/drobi/math.htm
- http://main.emc.spb.ru/staff/knv/otvet/drobi/karti/introd.htm
- (http://www.school.edu.ru). Согласовано
Зам. директора по УВР
_______________
_______________ 2019г.