Вводный урок русского языка в 5 классе «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»
Пояснительная записка к презентации
Технологическая карта урока
Автор карты |
Осипова Кристина Викторовна |
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Автор УМК |
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова |
Тема урока |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные |
Тип урока |
Вводный урок по теме «Имена существительные одушевленные и неодушевленные» |
Цели урока: Содержательные – Деятельностные – |
содействовать отработке умения правильно определять принадлежность имени существительного к категориям одушевленности/неодушевленности; развивать схематичное мышление; создать условия для усвоения темы; развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности. |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||||||||||||||
1) Этап мотивации к учебной деятельности |
Прием «Ассоциативный ряд». Учитель предлагает ассоциативный ряд, по которому учащиеся должны определить о какой части речи идет речь. Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Слова этой части речи могут относиться к мужскому, женскому и среднему роду, могут изменяться по числам и падежам. Как вы думаете, можем ли мы узнать еще что-нибудь новое об этой части речи? |
Учащиеся по ассоциативному ряду определяют, о какой части речи идет речь. Приходят к выводу, что обладают неполными знаниями об имени существительном. |
||||||||||||||||||||||||
2) Этап актуализации и пробного учебного действия |
Прочитайте слова. варенье заяц холод Маша овощ собачка автобус девочка По какому принципу слова объединены в первом столбике, а по какому во втором? Кого обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос кто? А как назвать имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? |
Читают слова. Приводят свои мнения. Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? называют одушевленными. Вывод: Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? называют неодушевленными. |
||||||||||||||||||||||||
3) Этап выявления места и причины затруднения |
Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. Одушевленное или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Попробуем это выяснить. |
Учащиеся анализируют поставленный перед ними вопрос. |
||||||||||||||||||||||||
4) Этап построения проекта выхода из затруднения |
Для этого попробуем сформулировать цель нашего урока. Исходя из цели нашего урока, определите тему урока. Запишем тему урока в тетради. |
Примерный ответ: Цель – узнать как определить принадлежность того или иного существительного к категории одушевленности/неодушевленности. Тема урока: Одушевленные и неодушевленные существительные. Записывают тему урока в тетради. |
||||||||||||||||||||||||
5) Этап реализации построенного проекта |
Прием «Слепая таблица». Выяснить принадлежность существительного к категории одушевленности/неодушевленности поможет изменение слова по падежам. Перед вами частично заполненная таблица. Наша задача заполнить ее до конца.
В какой форме стоят имена существительные в И.п.? Какие формы мн.ч. совпадают у одушевленных существительных? Какие формы мн.ч. совпадают у неодушевленных существительных? Делаем вывод: Если у существительных во множественном числе совпадают формы Р. и В.п., значит это одушевленные имена существительные. Если у существительных во множественном числе совпадают формы И. и В.п., значит это неодушевленные существительные. Попробуем, пользуясь данным принципом, выяснить к какой категории относится слово «толпа». |
Вид заполненной таблицы:
Во множественном числе. Формы Р.и В.п. Формы И. и В.п. Пользуясь таблицей, приходят к выводу, что слово «толпа» относится к неодушевленным существительным, т.к. у него совпадают формы мн.ч. в И. и В.п. |
||||||||||||||||||||||||
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи |
Прием «Третий лишний». Перед вами цепочки слов. Ваша задача определить, к какой категории относятся имена существительные, и выяснить, какое слово в цепочке является «лишним». 1) стол, яблоня, котенок, линейка, ягода; 2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка; 3) дом, береза, машина, мальчик, цветок; 4) друг, приятель, сосед, подруга, дружба; 5) поход, турист, дорога, костер, палатка; 6) ученик, ученица, школа, директор, школьник. |
Выполняют предложенное задание (можно вызывать учащихся к доске и разбирать с ними по одной цепочке; либо работать по принципу комментированное письмо) |
||||||||||||||||||||||||
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону |
Прием «Мини-исследование». Пользуясь полученными на уроке знаниями, ваша задача доказать к какой категории относятся имена существительные. Образец. Слова: дрова, сугроб, снеговик. Слово «дрова» - это неодушевленное имя существительное, потому что обозначает неодушевленный предмет во мн.ч. и отвечает на вопрос что? Слово «сугроб» - это неодушевленное имя существительное, потому что обозначает неодушевленный предмет и отвечает на вопрос что? Слово «снеговик» - это одушевленное имя существительное, т.к. у него совпадают формы мн.ч. в Р. и В.п. (снеговиков) 1 ряд – дети, стол, санки; 2 ряд – зима, кукла, лиса; 3 ряд – барсук, дятел, снежинки. |
Работают в группах над предложенным заданием. Затем происходит проверка. |
||||||||||||||||||||||||
8) Этап включения в систему знаний и повторений |
Послушайте сказку. По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот. Плот спрашивает у кота: - Ты живой: - Живой. - А чем докажешь? - Я двигаюсь. - Я плыву, а ты сидишь, - возразил плот. - Захочу – буду шевелиться, - ответил кот. - Я великий плот, а коты – неодушевленные. Ты вещь, а я существо. Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав. |
Учащиеся с помощью таблицы, доказывают, что кот – одушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы Р. и В.п. А плот – неодушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы И. и В.п. |
||||||||||||||||||||||||
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке |
Прием «Незаконченные предложения». На экране текст с пропусками: «__________ имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос _____ . Если у существительного совпадает форма мн.ч в И. и В. П., то это _________ имя существительное, е если совпадет форма мн.ч в _________, то это одушевленное существительное.» Учитель комментирует домашнее задание. Д/з: На оценку «3» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные; На оценку «4» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные + в выписанных словах выделить окончания; На оценку «5» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные + в выписанных словах выделить окончания; упр. 487. |
Учащиеся устно заполняют пропуски в тексте. |