12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Осипова Кристина Викторовна606
Россия, Саратовская обл., Саратов
3

Вводный урок русского языка в 5 классе «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»



Технологическая карта урока

Автор карты

Осипова Кристина Викторовна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова

Тема урока

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Тип урока

Вводный урок по теме «Имена существительные одушевленные и неодушевленные»

Цели урока:

Содержательные –

Деятельностные –

содействовать отработке умения правильно определять принадлежность имени существительного к категориям одушевленности/неодушевленности;

развивать схематичное мышление;

создать условия для усвоения темы;

развивать готовность мышления к осознанию и усвоению новых способов деятельности.


 


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1) Этап мотивации к учебной деятельности

Прием «Ассоциативный ряд».

Учитель предлагает ассоциативный ряд, по которому учащиеся должны определить о какой части речи идет речь.

Часть речи, обозначает предмет, отвечает на вопросы кто? что? Слова этой части речи могут относиться к мужскому, женскому и среднему роду, могут изменяться по числам и падежам.

Как вы думаете, можем ли мы узнать еще что-нибудь новое об этой части речи?

Учащиеся по ассоциативному ряду определяют, о какой части речи идет речь.

Приходят к выводу, что обладают неполными знаниями об имени существительном.

2) Этап актуализации и пробного учебного действия

Прочитайте слова.

варенье заяц

холод Маша

овощ собачка

автобус девочка

По какому принципу слова объединены в первом столбике, а по какому во втором?

Кого обозначают имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

А как назвать имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что?

Читают слова.

Приводят свои мнения.

Вывод: Имена существительные, которые обозначают людей и животных и отвечают на вопрос кто? называют одушевленными.

Вывод: Имена существительные, которые обозначают все остальные предметы и отвечают на вопрос что? называют неодушевленными.

3) Этап выявления места и причины затруднения

Но не всегда так просто бывает определить одушевленный или неодушевленный это предмет. Одушевленное или нет существительное толпа? Ведь толпа состоит из людей. Попробуем это выяснить.

Учащиеся анализируют поставленный перед ними вопрос.

4) Этап построения проекта выхода из затруднения

Для этого попробуем сформулировать цель нашего урока.

Исходя из цели нашего урока, определите тему урока.

Запишем тему урока в тетради.

Примерный ответ:

Цель – узнать как определить принадлежность того или иного существительного к категории одушевленности/неодушевленности.

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные существительные.

Записывают тему урока в тетради.

5) Этап реализации построенного проекта

Прием «Слепая таблица».

Выяснить принадлежность существительного к категории одушевленности/неодушевленности поможет изменение слова по падежам.

Перед вами частично заполненная таблица. Наша задача заполнить ее до конца.

Падеж

Одушевленные сущ.

Неодушевленные сущ.

И.п.

Люди

Тюльпаны

Р.п.

   

В.п.

   

В какой форме стоят имена существительные в И.п.?

Какие формы мн.ч. совпадают у одушевленных существительных?

Какие формы мн.ч. совпадают у неодушевленных существительных?

Делаем вывод:

Если у существительных во множественном числе совпадают формы Р. и В.п., значит это одушевленные имена существительные.

Если у существительных во множественном числе совпадают формы И. и В.п., значит это неодушевленные существительные.

Попробуем, пользуясь данным принципом, выяснить к какой категории относится слово «толпа».

Вид заполненной таблицы:

Падеж

Одушевленные сущ.

Неодушевленные сущ.

И.п.

Люди

Тюльпаны

Р.п.

Людей

Тюльпанов

В.п.

Людей

Тюльпаны

Во множественном числе.

Формы Р.и В.п.

Формы И. и В.п.

Пользуясь таблицей, приходят к выводу, что слово «толпа» относится к неодушевленным существительным, т.к. у него совпадают формы мн.ч. в И. и В.п.

6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Прием «Третий лишний».

Перед вами цепочки слов. Ваша задача определить, к какой категории относятся имена существительные, и выяснить, какое слово в цепочке является «лишним».

1) стол, яблоня, котенок, линейка, ягода;

2) гнездо, птица, комар, собака, бабочка;

3) дом, береза, машина, мальчик, цветок;

4) друг, приятель, сосед, подруга, дружба;

5) поход, турист, дорога, костер, палатка;

6) ученик, ученица, школа, директор, школьник.

Выполняют предложенное задание (можно вызывать учащихся к доске и разбирать с ними по одной цепочке; либо работать по принципу комментированное письмо)

7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Прием «Мини-исследование».

Пользуясь полученными на уроке знаниями, ваша задача доказать к какой категории относятся имена существительные.

Образец.

Слова: дрова, сугроб, снеговик.

Слово «дрова» - это неодушевленное имя существительное, потому что обозначает неодушевленный предмет во мн.ч. и отвечает на вопрос что?

Слово «сугроб» - это неодушевленное имя существительное, потому что обозначает неодушевленный предмет и отвечает на вопрос что?

Слово «снеговик» - это одушевленное имя существительное, т.к. у него совпадают формы мн.ч. в Р. и В.п. (снеговиков)

1 ряд – дети, стол, санки;

2 ряд – зима, кукла, лиса;

3 ряд – барсук, дятел, снежинки.

Работают в группах над предложенным заданием. Затем происходит проверка.

8) Этап включения в систему знаний и повторений

Послушайте сказку.

По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.

Плот спрашивает у кота:

- Ты живой:

- Живой.

- А чем докажешь?

- Я двигаюсь.

- Я плыву, а ты сидишь, - возразил плот.

- Захочу – буду шевелиться, - ответил кот.

- Я великий плот, а коты – неодушевленные. Ты вещь, а я существо.

Давайте поможем коту, докажем на деле, что он прав.

И.п.

Коты

Плоты

Р.п.

Котов

Плотов

В.п.

Котов

Плоты

Учащиеся с помощью таблицы, доказывают, что кот – одушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы Р. и В.п. А плот – неодушевленное существительное, т.к. во мн.ч. у этого слова совпадают формы И. и В.п.

9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Прием «Незаконченные предложения».

На экране текст с пропусками:

«__________ имена существительные отвечают на вопрос кто?, а неодушевленные – на вопрос _____ . Если у существительного совпадает форма мн.ч в И. и В. П., то это _________ имя существительное, е если совпадет форма мн.ч в _________, то это одушевленное существительное.»

Учитель комментирует домашнее задание.

Д/з:

На оценку «3» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные;

На оценку «4» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные + в выписанных словах выделить окончания;

На оценку «5» - упр. 485 выписать одушевленные и неодушевленные существительные + в выписанных словах выделить окончания; упр. 487.

Учащиеся устно заполняют пропуски в тексте.


Презентация к уроку
PPTX / 929.6 Кб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.