Урок русского языка в 3 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №2 г. Камешково Владимирской области
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 3 КЛАССЕ
ТЕМА: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Подготовил: учитель начальных классов
Мартьянова Алиса Валентиновна
УМК: «Школа России»
Авторы учебника: Канакина, Горецкий и др.
Тема урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Тип урока: урок повторения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.
Цель: закреплять умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные в зависимости от их лексического значения.
Задачи:
1. Вспомнить правило различия неодушевленных и одушевленных имен существительных по вопросам КТО? ЧТО?
2. Учить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности, развивать внимание, речь, мышление.
3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, эстетические чувства.
Планируемые результаты:
- предметные:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с одушевленными и неодушевленными именами существительными, используя составленный алгоритм действий;
- метапредметные:
познавательные: уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные;
регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы и работы своих товарищей на уроке; обнаруживать и исправлять ошибки;
коммуникативные: развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах, в группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;
- личностные: формирование положительного отношения к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, содействие развитию у учащихся осознания практической и личностной значимости изучаемого учебного материала.
Тип урока:
Оборудование:
1) общеклассное – компьютер, проектор, экран, презентация, карточки со словами;
2) для каждого ученика – учебник, рабочая тетрадь, учебные принадлежности, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки, листы самооценки;
3) для работы в группе – карточки с заданием.
Технологическая карта урока | ||||
Этап | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1.Организационный | 1. Энергезирующая разминка. Знакомство с детьми. 2. Прием «Отсроченная загадка». - Ребята, я принесла к вам на урок шкатулку. Но она не простая, а с секретом. Хотите узнать, в чем заключается этот секрет? Я вам его открою. Но не сейчас, а в конце урока. Возможно, вы сами сможете его открыть. Для этого вы должны быть активными и внимательными на уроке. В добрый путь за новыми знаниями! | Организация учащихся, включение в деловой ритм. | Подготовка к восприятию нового материала. | Личностные : самоопределение. Регулятивные : организация своей деятельности. Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли. Познавательные : поиск и выделение информации. |
2.Подготовка к работе на основном этапе. Актуализация знаний учащихся. | 1.Чистописание 1) Работа в парах -Внимательно посмотрите на данную запись: Старость – молодость Глубина – мель Плюс - … Война - … Твердость - … - Если вы догадаетесь и правильно выполните задание, то узнаете, какую букву мы будем сегодня писать на минутке чистописания. (Необходимо подобрать слова с противоположным значением - антонимы) - Верно, подберите слова-антонимы, но одно условие, эти слова, должны начинаться с одинаковой буквы. - Догадались, какую букву будем писать на минутке чистописания? (буква м) 2) Письмо букв М м мм 3) Письмо слов с удвоенной буквой мм: килограмм, грамм, сумма. 4)Самооценка. - Оцените свою работу, подчеркните самое красивое буквосочетание. 2. Словарная работа. Мальчик, молоток, малина, медведь, мартышка, морковь. Взаимопроверка (обменяться тетрадями) - Что объединяет эти слова? (Имена существительные) - Что такое имя существительное? Докажите. 3. Разделить слова на группы по определенному признаку. На какие группы разделили? (Кто? что?) - Какие слова отвечают на вопрос кто? - Какие слова отвечают на вопрос что? Определите тему нашего урока. (Одушевленные и неодушевлённые имена существительные) Давайте проверим нашу догадку по учебнику. - А какую цель мы перед собой поставим на уроке? (Учиться различать одушевленные и неодушевленные имена существительные). | Актуализация знаний учащихся: определение уровня знаний. Мотивирование учащихся на решение учебных задач. Подведение к озвучиванию темы урока. Читает загадки, после ответов детей вывешивает на доску картинки-отгадки. | Выполнение игрового задания, фиксация знаний и незнаний, затруднений. Самооценка. Взаимопроверка Классификация слов по определенному признаку. | Коммуникативные : умение с точностью выражать свои мысли, владение речью в соответствии с нормами русского языка. Общеучебные универсальные действия: умение внимательно слушать. Логические универсальные действия: анализ материала; вывод-ответ. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы и желания ее решить. |
3.Этап усвоения знаний и способов действий. 4. Этап создания проблемной ситуации и выхода из нее. | 1. Чтение правила из учебника, с. 12. 2. Работа с упражнением учебника (с.12, у. 15 – по вариантам). Фронтальная проверка. Самооценка. Проблемная ситуация. - Как вы думаете, может ли одно и то же имя существительное быть и одушевленным и неодушевленным. Давайте проверим вашу догадку. 2. Игра «Наборщики» - Даны цепочки слов, у каждого слова вам необходимо выделить первые слоги, из них составить новое слово. гиря+тапочки+ракета=….(гитара) мышцы+катер=….(мышка) рога+забор=…(роза) сова+баня+капуста=…(собака) коза+лето+сова=…(колесо) губа+север+нити+царевич= гусеница Получившиеся слова, записанные на карточках, фиксируются на доске. гитара, мышка, роза, собака, колесо, синица - А теперь сгруппируйте эти слова на одушевленные и неодушевленные. Работа выполняется самостоятельно. Двое учеников работают у доски. - Какие слова отнесли к одушевленным? Почему? - Какие слова отнесли к неодушевленным? Почему? - А теперь сверим ответы. - Что заметили? - Что не так по сравнению с вашими ответами? (Слова мышка, гусеница и роза записаны в 1 и во 2 столбиках) - Как вы думаете, почему? - В первом столбике, какое значение имеет слово мышка? А во втором? (в 1 столбике - животное, во 2 столбике - компьютерная мышка) - А слово роза? (в 1 столбике – девочка Роза, а во втором – цветок роза) - А гусеница? (животное и устройство для движения трактора) -Вывод: в русском языке много таких слов, которые бывают одушевлёнными и неодушевлёнными. Они меняют своё лексическое значение в зависимости от предложения, в котором употребляются. Такие слова имеют определённое название – многозначные. 3. Работа в парах. Алгоритм для отличия одушевленных и неодушевленных имен сущ-ных. Самооценка. | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. Создание проблемной ситуации. | Уточнение темы урока. Создание проблемной ситуации. Самостоятельная работа по вариантам Самоконтроль. | Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование (определение цели, функций, способов взаимодействия обучающихся с учителем и сверстниками). |
Физкультминутка | - А теперь я предлагаю немного отдохнуть. Поиграем в группы слов, Кто из вас играть готов? Называется игра: «Суета». - У каждого из вас на столе есть слово. Вы должны сгруппироваться так, чтобы у одной группы были только одушевленные существительные, у другой – неодушевленные. Окно, узор, снегирь, сугроб, олень, воробей, шуба, валенки, водитель, ласточка, стакан, морж, льдина. | Организация отдыха детей | Выполнение заданий. | Регулятивные: саморегуляция |
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий | 1. «Волшебные превращения». - А теперь я предлагаю вам побывать в роли волшебников, но не забывайте, что у нас урок русского языка, поэтому превращать мы будем...? Как вы думаете, что? (Слова) Найди слово в слове: шутка, удочка, тюлень, бабочка. Запишите пары слов, укажите, одушевленные и неодушевленные предметы. Оцените свою работу. 2. Самостоятельная работа (разноуровневое задание) -Я предлагается вам последнее задание, при помощи которого я смогу проверить насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. - У вас на столах карточки двух цветов, вам необходимо выбрать задание по силам. Карточка №1 Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы). Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, грибник, телевизор. Карточка №2 Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы). Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик, д…рога, п…нал, с…ница, ч…йник, к…тенок. - Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе. Проверка карточек осуществляется после урока. | Организация учащихся на изучение нового материала; построение проекта выхода из затруднений. | Выполнение заданий. Работа в группах. Дифференцированная работа | Регулятивные : прогнозирование, контроль в форме сличения, коррекция. Познавательные : логические универсальные действия: решение проблемы. Коммуникативные УУД: сотрудничество, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
6.Этап обобщения и систематизации знаний. Рефлексия. | Возьмите сигнальные карточки. Я буду читать высказывание. Если оно истинное, то покажите зелёный цвет, а если высказывание ложное, то красный цвет. Слова, отвечающие на вопросы кто? или что? обозначают признаки предметов. (красный цвет – ложное высказывание, обозначают предметы) Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто? или что? называются именами существительными. (зелёный цвет – истинное высказывание) Слова, отвечающие на вопрос кто? являются одушевлёнными существительными (зелёный цвет – истинное высказывание). Неодушевлённые существительные отвечают на вопрос кто? (красный цвет – ложное высказывание, отвечают на вопрос что?) В русском языке существуют слова, которые могут отвечать одновременно на вопросы кто? и что? (зелёный цвет – истинное высказывание). Приведите примеры таких слов. | Организация деятельности по применению новых знаний. Обобщение. Организация рефлексии. | Самостоятельная работа. Осуществление самопроверки. | Регулятивные : контроль, оценка, коррекция. Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные : общеучебные –логические (анализ, классификация, подведение под понятие, вывод.) |
7. Итог урока. | Все шаги нашего плана пройдены, остался последний – итог. -Какой была цель нашего урока? - Достигли мы ее? -Мы наградили себя новыми знаниями. Чтобы их осмыслить, предлагаю продолжить фразы: - Я узнал … - Я вспомнил… - Я тренировался … - Дома я поделюсь …
Раскрытие секрета «Волшебной шкатулки». - В ней хранится бесценное сокровище. Я думаю что вы догадались, какое именно. Правильно! Эти ваши знания. Ребята, у каждого из вас есть золотая и серебряная монетка. Если вы считаете. Что хорошо поработали на уроке, все поняли, то положите в шкатулку золотую монетку. Если вам есть еще над чем поработать, то положите серебряную монетку. Я надеюсь, что со временем, открыв свою шкатулку, я увижу в ней только золотые монетки. Значит, вы достигли цели и приобрели необходимые знания. | Прием «Отсроченная загадка» - результативность работы. | Осуществление самооценки собственной учебной деятельности, соотнесение цели и результатов, степени их соответствия. Высказывают свои догадки и предположения. | Коммуникативные : умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
8. Этап информации о домашнем задании. | 1.Учебник. Упр.18, с.13. Повторить правило, с.12. 2.Нарисуйте одушевленные и неодушевленные предметы. 3.Придумайте сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных. Спасибо за урок. Мне было очень приятно и интересно с вами работать. Успехов вам! | Организация деятельности по применению новых знаний. | | Регулятивные: умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы. |
Антропова Мария Александровна