Урок русского языка в 3 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

2
0
Материал опубликован 13 July 2018 в группе

Технологическая карта урока с использованием ЭОР

Учитель: Летуновская Светлана Александровна Класс: 3 «В» Дата: 19.01.2016 Предмет: русский язык. Программа: «Перспектива» Тема: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» Тип урока: Урок «открытия нового знания» на основе системно-деятельностного подхода

Цель: сформировать представление об одушевленных и неодушевленных именах существительных

Задачи:

Образовательные: научить различать одушевленные и неодушевленные имена существительные

Развивающие: развивать орфографическую зоркость, обогащать словарный запас, развивать внешнюю и внутреннюю речь, память, внимание.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, чувство товарищества, уважение к собеседнику.

Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, учебник «Русский язык. 3 класс» Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина с приложением на электронном носителе.

Оборудование для учащихся: учебник «Русский язык. 3 класс», тетрадь, карточки для домашней работы.


 


 


 


 

Название этапа, цель

Содержание учебного материала

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности

- Здравствуйте, начинаем урок русского языка.

Проверьте готовность к уроку. Нам понадобятся учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки.

- Урок начнем с высказывания А.Куприна.

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.

А.Куприн

- Прочитайте. Объясните, как понимаете высказывание.

- Чтобы овладеть языком в совершенстве, сегодня мы продолжим открывать его тайны.

Проверяет готовность к уроку.


 


 

Создает эмоциональный настрой, условия включения в активную познавательную деятельность, стимулирует к открытию «тайн языка»

Занимают свои рабочие места.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Читают и объясняют высказывание.

Регулятивные (Р): мотивационная и эмоциональная готовность к учебной деятельности.

Личностные (Л)

Проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка

2. Актуализация знаний и пробное учебное действие.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность, актуализация опорных знаний

- Какую часть речи изучали на прошлом уроке?

- Что уже знаете о существительном?

- Найдите в высказывании все сущ.

- Какие из них собственные? Нарицательные?

Предлагает вспомнить все, что уже изучили об имени существительном. Найти в высказывании нарицательные и собственные имена существительные.

Выполняют задания учителя

Дополняют фразу:

«Я знаю, что …

Познавательные (П):

работать с информацией, представленной в разных формах, умение анализировать, языковой материал

Регулятивные (Р):

волевая саморегуляция,

умение принимать и сохранять учебную задачу.

Личностные (Л): установление связи между учебной деятельностью и ее мотивом

Коммуникативные (К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

3.Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения

Цель: сформулировать тему и цель урока

- Прочитайте слова, записанные на доске. Какие это слова? Какой частью речи являются?

Запишите, вставляя пропущенные буквы.

- По какому принципу они распределены на группы?

- Тема нашего урока: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

- Поставьте цель урока: определить …, научиться …

Дает задание вставить пропущенные буквы в группы словарных слов.

Предлагает выявить признак деления слов на группы

Сообщает тему урока, предлагает поставить цель.

Выполняют задание учителя.

Определяют принцип деления существительных на группы.

Формулируют цель урока

(Р) Волевая саморегуляция, в ситуации затруднения учатся работать по предложенному учителем плану; определить и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

4. Реализация построенного проекта и первичное закрепление во внешней речи

Цель: определить, какие существительные относят к одушевленным, какие – к неодушевленным

- Отгадайте загадки, и вы узнаете новые словарные слова.

Я зашел в зеленый дом

И недолго пробыл в нем.

Оказался этот дом

По рельсам в городе другом.

Они бывают разные –

Зелёные и красные,

За паровозом вдаль бегут.

Везде встречают их и ждут. (Вагон)

В этом чудном магазине

Не продукты на витрине,

Не мячи и не ракетки,

А микстуры и таблетки,

Продает нам их не лекарь,

Продает нам их … (аптекарь)

- В какую группу запишем? Как определили?

- Сделаем вывод. Какие же существительные относятся к одушевленным, какие – к неодушевленным, на какие вопросы они отвечают?


 

Знакомит с новыми словарными словами: «вагон», «аптекарь».


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Предлагает определить, в какую группу можно записать данные слова.

Предлагает вспомнить, какие существительные относятся к одушевленным, какие – к неодушевленным, на какие вопросы они отвечают.

Подводит обучающихся к выводу.

Отгадывают и записывают новые словарные слова

Делают вывод о принципе деления существительных на одушевленные и неодушевленные.

Записывают в тетради вопросы этих групп существительных.

(П): умение работать с информацией, представленной в разных формах, умение анализировать, языковой материал

(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.

(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

5. Самостоятельная работа с проверкой по образцу

Цель: создание условий для применения новых знаний, индивидуальная рефлексия достижения цели

- Выполните задание с экрана (тема №18 «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», упр.№3)

- Прочитайте существительные, распределите слова на две группы: одушевленные, неодушевленные.

- Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу с опорой на экран.

Формулирует задание.

Организует проверку на интерактивной доске (приложение к учебнику на электронном носителе тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные», упражнение №3)

Выполняют деление существительных на группы самостоятельно.

Осуществляют взаимопроверку с интерактивной доски.

(П): контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): планирование учебного сотрудничества с товарищем; управление поведением партнера

(Л): умение оценивать себя на основе критерия успешности

6. Включение в систему знаний и повторение

Цель: закрепление новых знаний, упражнения в определении одущевленности-неодушевленности имен существительных

Откройте учебник на с. 141, выполним №246 в тетрадях и на доске с комментированием

Прочитайте слова, одушевленные или неодушевленные? Докажите. Запишите вопрос.

- Образуйте от данных слов однокоренные одушевленные имена существительные. Суффиксы выделите.

Что? Кто?

Волгоград –

Москва –

Гардероб –

Бокс –

Футбол –

Камень -

- С помощью каких суффиксов, образуются слова, которые называют род деятельности человека? Какие указывают на проживание человека в том или ином городе?

Дает задание из учебника с.141 №246


 

Дает задание: определить одущевленность-неодушевленность имен существительных, образовать от данных слов одушевленные имена существительные, выделить суффиксы.

Предлагает сделать вывод: с помощью каких суффиксов, образуются слова, которые называют род деятельности человека, указывают на проживание человека в том или ином городе

Выполняют упражнение

 

Записывают одушевленные имена существительные, выделяют суффиксы, делают вывод: с помощью каких суффиксов, образуются слова, которые называют род деятельности человека, указывают на проживание человека в том или ином городе

(П): анализ объектов, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других

7. Рефлексия. Итог урока.

Цель: соотнести результаты урока с целью урока, самооценка деятельности

- Урок подошел к концу. Достигли ли мы целей урока?

- Продолжите предложения:

 

Я узнал …

Я повторил …

У меня хорошо получалось …

Мне нужно потренироваться

Д/3 выберите сами:

- Кто испытывал затруднения, выполняет задание 1 уровня с. 140 №245.

- Кто хорошо усвоил материал урока, выполняет задание

2 уровня по карточке (Приложение 1)

Организует беседу, связывая результаты урока с целью урока.

Комментирует дифференцированноедом.задание (с.140 №245, карточка)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Выбирают уровень дом.задания

(Р): выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что нужно еще усвоить, осознание качества и уровня усвоения

(К): умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью

(Л): самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности


 


 


 


 

Приложение 1

1. Прочитай стихотворение. Спиши, указывая к существительным вопрос.

Норка (________?) вылезла из норки (________?) и пошла к знакомой  норке (________?).

В норку норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки (_______?) ?

Нет нигде. Пропал и след. Норка (________?) – здесь, а норки (________?) – нет.

1. Прочитайте стихотворение. Спиши, указывая к словам вопрос.

Норка (________?) вылезла из норки (________?) и пошла к знакомой  норке (________?).

В норку норкину  вошла, норку (_______?) в норке (_______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки (______?) ? 

Нет нигде. Пропал и след. Норка (________?) – здесь, а норки (________?) – нет.

1. Прочитайте стихотворение. Спиши, указывая к словам вопрос.

Норка (________?) вылезла из норки (________?) и пошла к знакомой  норке (________?).

В норку норкину  вошла, норку (_______?) в норке (______?) не нашла. Если в норке нету норки (_______?), может, норка (_____?) возле норки (_______?) ?

Нет нигде. Пропал и след. Норка (________?) – здесь, а норки (________?) – нет.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации