Технологическая карта урока русского языка в 3 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
МБОУ «ООШ с. Середниково»
Московской области
Технологическая карта урока русского языка
в 3 классе.
Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Учитель начальных классов
Филатова Ирина Николаевна
2016 – 2017 учебный год
Тема |
Одушевленные и неодушевленные имена существительные |
Педагогические |
Способствование формированию у учащихся умения выделять среди имен существительных одушевленные и неодушевленные имена существительные (по вопросу и по значению) |
Тип урока |
Урок «открытия» новых знаний |
Планируемые |
Проявляют позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; понимают, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознают значение русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения |
Личностные |
Осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей; выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, активность, удивление, желание получить новые знания |
Универсальные учебные действия |
Познавательные: общеучебные – самостоятельно выделят и формулируют познавательную цель; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – осуществляют анализ слова; выделяют существенные признаки частей речи; устанавливают аналогии. Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; осуществляют взаимный контроль; оказывают в сотрудничестве взаимопомощь. |
Формы обучения |
Фронтальная, индивидуальная, коллективная, работа в парах |
Методы обучения |
Словесные, наглядные, практические. |
Основное содержание темы, понятия |
Имя существительное Одушевленные и неодушевленные имена существительные
|
Оборудование |
Ноутбук, интерактивная доска, документ-камера. Электронное приложение к учебнику; карточки с буквами е, и, а, о, я: магниты по количеству карточек; карточки с заданием для работы в парах; выполненное задание к упр. 18; конверт с картинками: бабочка, цветок, солнышко |
Ход урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Приемы |
|||||||
осуществляемые |
формируемые умения |
||||||||||
Мотивирование к учебной Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к усвоению изученного материала |
Приветствует учащихся. Громко прозвенел звонок, Начинается урок. Наши ушки на макушке, Глазки широко открыты, Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. – Проверим готовность к уроку |
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе |
Проявляют эмоциональную отзывчивость |
Наблюдение |
||||||
Актуализация опорных знаний Цель: актуализация опорных знаний и умений. |
Чистописание Словарная работа |
Учитель показывает на доске правильное соединение букв ое ви ще ст льн су те - Выберите самое красивое соединение, которое у вас получилось, обведите его простым карандашом. - Попробуйте образовать слово из данных букв. - Что вы знаете об имени существительном? - На доске слова. На моем столе карточки с буквами, выберите нужную букву и вставьте ее на свое место. Учит . ль, газ . та, за . ц, м . рковь, в . рона, б . рёза, р . бята, ин . й, к . рова, м . шина, п . тух, с . пог |
Пишут соединения букв по образцу всю строку Оценивают свою работу - Существительное. - Это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? обозначает предмет. Дети по очереди подходят к доске, выбирают карточку с буквой и с помощью магнита прикрепляют ее к доске. Остальные учащиеся выполняют проверку. |
Вырабатывают каллиграфичесий почерк Развивают орфографическую зоркость |
Правильное написание |
||||||
Повторение знаний об имени существительном, подготовка к изучению нового материала |
- К какой части речи относятся эти слова? - Докажите, что это имена существительные. - Я вам предлагаю разделить эти слова на две группы. Как это можно сделать? |
- Имя существительное. - Отвечают на вопросы кто? что? Обозначают предметы. - Группы: живое, неживое; слова, отвечающие на вопросы кто? и что?; одушевленные и неодушевленные имена существительные. |
Проявляют интерес к новому учебному материалу, высказывают свою точку зрения, стремятся к достижению успехов в учебной деятельности |
Ответы на вопросы |
|||||||
Целеполагание Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Работа с учебником Определение темы урока Постановка учебных задач Орфографическая минутка Взаимопроверка |
- А как связаны между собой все понятия, которые вы назвали? - Откройте учебник на с. 12, прочитайте правило, сравните с тем, что сказали вы. В чем вы ошиблись? Что назвали не так? - О чем мы будем говорить сегодня на уроке? - Что мы должны вспомнить для изучения нового материала? - Чему планируем научиться на уроке? - Закройте глаза, опустите голову на парту, а я в это время уберу карточки с доски. Сейчас вы будете работать самостоятельно. - Сформулируйте задание. - Кто выполнил задание, встанет, поменяется тетрадями, выполним взаимопроверку работ. |
Называют правило. - Правило сформулировано правильно. - Одушевленные и неодушевленные имена существительные. - Какие имена существительные являются одушевленными и неодушевленные. - Научиться находить эти имена существительные в тексте, различать и распределять их на группы, подбирать свои примеры, задавать вопросы. - Списать слова в два столбика, вставить букву, подчеркнуть ее. Самостоятельно работают, выполняют |
Извлекают необходимую информацию Выделяют и формулируют то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить. Формулируют, принимают и удерживают учебную задачу. Осуществляют взаимный контроль |
Самостоятельная работа Правило |
||||||
Ответы на вопросы Списывание слов, упражнение Взаимопроверка |
|||||||||||
Усвоение новых знаний и способов действий Цель: -обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения. Создание проблемной ситуации Цель: осознание и разрешение проблемной ситуации в ходе совместной деятельности |
Работа в парах Проблемная ситуация, деление слов на группы |
- На ваших столах лежат карточки, прочитайте задание и выполните его, работая в паре.
- Давайте проверим, что у вас получилось? Какая возникла проблема? - Как мы называем такие слова, как слово «мышка»? - А как же тогда не запутаться в таких словах и правильно определить одушевленное слово или неодушевленное? - Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было одушевленным. - Составьте предложение, чтобы слово «мышка» было неодушевленным. |
Работают на карточках в паре. Объясняют, как распределили слова. - Слово «мышка» может отвечать на вопрос что?, если это компьютерная мышка, и на вопрос кто?, если это зверек. - Многозначные. - Необходимо прочитать предложение с этим словом. - Мышка живет в норке. Кошка поймала мышку и т.д. - Мы купили коврик для компьютерной мышки. У нас сломалась компьютерная мышка и т.д. |
Договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Формулируют проблему, находят и объясняют решение проблемы |
Упражнение |
||||||
Физкультминутка Цель: изменение деятельности учащихся, ослабление наступающего утомления |
Игра «Одушевленные и неодушевленные имена существительные» |
- Если я называю одушевленное имя существительное – хлопайте в ладоши, если неодушевленное – прыгайте. Ключ, малыш, тигр, тетрадь, дочь, скрипач, учебник, учитель, девочка, квартира, солнце, кошка, двадцать. - Какая проблема возникла с последним словом? |
Выполняют задание учителя, определяя, какое действие необходимо выполнить - Это не имя существительное, это имя числительное. |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение движений |
||||||
Первичная проверка понимания Цель: установление правильности и осознанности изучаемого материала, выявление пробелов первичного осмысления изучаемого материала
|
Одушевленные и неодушевленные имена существительные, с. 12, упр. 15 (Приложение 1) Работа с орфографическим словарем Фронтальная работа |
- Прочитайте задание к упражнению 15. - Кто не понял задание? - Если вопросов нет, приступайте к выполнению задания. Если возникли вопросы, спросите у учителя или посоветуйтесь с соседом по парте. - Если вы выполнили задание, откройте в конце учебника орфографический словарик и проверьте написание слов. - Прочитайте одушевленные имена существительные с вопросом, неодушевленные. |
Читают задание, задают вопросы (если они возникли), выполняют задание. По орфографическому словарю выполняют проверку написания слов. - Одушевленные имена существительные: кто? учительница, кто? ребята, кто? ученик, … - Неодушевленные имена существительные: что? Родина, что? берег, что? горох, … |
Различают одушевленные и неодушевленные имена существительные. Осуществляют самопроверку выполненного задания. Осуществляют фронтальную проверку выполнения задания |
Упражнение |
||||||
Звуко-буквенный разбор слова «горох» |
- Какое еще задание надо выполнить в этом упражнении? |
- Цифра «1» - звуко-буквенный разбор слова. |
Осознают свои возможности в учении; развивают навыки сотрудничества |
Выполняют разбор по алгоритму |
|||||||
Закрепление знаний и способов действий. Цель: формирование умения применять полученные знания на практике.
|
1. Учебник, с. 13, упр. 18 (Приложение 2) Дополнительные вопросы и задание к упражнению Самоконтроль Электронное приложение к учебнику Занимательное задание «Помоги братьям лосям спуститься на землю». Тема «Одушевленные и неодушевленные имена существительные. (Приложение 3) |
- Прочитайте задание к упражнению 18. - Как вы понимаете лексическое значение каждого слова. - От какого слова образовалось каждое имя существительное. - Можем ли мы эти слова разделить на две группы? - Я предлагаю вам выполнить задание следующим образом: Ребята, которые сидят слева за партой (1 вариант), списывают одушевленные имена существительные, 2 вариант – неодушевленные. Но одно задание будет одинаковым для всех ребят. Какое это задание? - На экране вы видите уже выполненное задание, проверьте правильность своей работы |
Читают самостоятельно, затем ученик читает вслух вопросы, на которые дети коллективно отвечают. (Можно провести опрос «цепочкой») - Футболист – спортсмен, который играет в футбол, слово образовалось от слова «футбол» при помощи суффикса -ист. Кормушка – это место, где кормят птиц или животных, образовалось от слова «корм» при помощи суффикса -ушк. Цветник – это место (участок), где выращивают цветы, образовалось от слова «цветы» при помощи суффикса -ник и т.д. - Да, можем. Имена существительные одушевленные и неодушевленные. - Выделить в словах суффикс, при помощи которого образовалось имя существительное. Сверяют свою работу с образцом на экране. |
Высказывают свое мнение, прислушиваются Применяют установленные правила в планировании способа решения и выполнения предложенного задания Осуществляют |
Ответы на вопросы Самостоятельная работа |
||||||
Организует работу с электронным приложением к учебнику. (Данное задание выполняется на уроке, если позволяет время. Можно рекомендовать детям выполнить его дома.) |
Выполняют задание |
Обобщают, выделяют существенные признаки имен существительных |
Игровое упражнение |
||||||||
Физкультминутка для глаз Цель: предупреждение и снятие утомляемости глаз |
Игра «Поймай снежинку» |
- Посмотрите в окно, сегодня идет снег. Попробуйте поймать глазами снежинку и проследить за тем, как она кружится в воздухе и падает на землю. |
Выполняют упражнение |
Осуществляют профилактику утомления |
Правильное выполнение движений |
||||||
Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока Цель: развивать рефлексивные умения; создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке.
|
Задание «Закончи предложения» Самооценивание |
– Закончите предложения: Я сегодня узнал… Я научился… Мне было… Я рад… Самое интересное задание на уроке … Самое трудное задание на уроке … - Итак, обобщим наши знания. - Что нового и интересного вы узнали сегодня на уроке? - Почему имена существительные делятся на одушевленные и неодушевленные? - Пригодятся ли вам полученные знания в дальнейшем? - Оцените свою работу на уроке. Если вы были активными, выберите из конверта цветок, если вы были внимательными – солнышко, если вы были любознательными – бабочку. - Смотрите, какая цветочная солнечная полянка у нас получилась и это, несмотря на зимний денек за окном. Оказывается, погода – это наше настроение. Сегодня вы, действительно, были активными, внимательными, любознательными. Молодцы! Очень приятно было с вами работать. |
Заканчивают предло- Ответы учащихся Повторяют правило. Высказывают предположения. Из конверта выкладывают на стол картинку солнышка, цветка и бабочки. Выбирают подходящую картинку (по мнению ребенка) и показывают ее классу. |
Открыто осмысливают |
Беседа по вопросам. Саморегуляция |
||||||
Домашнее задание. Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания |
Учебник: с. 14, правило, упр. 20 (Приложение 4) |
Комментирует задание. Обеспечивает понимание |
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи |
Принимают учебное Понимают цели, содержание и способы выполнения задания |
Упражнение, правило |
Используемые материалы.
1. Учебник «Русский язык. 3 класс». Часть 2». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий – с. 12 – 14. М.: Просвещение, 2015 год
2. CD-диск. Русский язык. 3 класс. Рабочая программа. Технологические карты уроков. УМК «Школа России». Издательство Учитель, 2015
Приложение 1.
Приложение 2.
Приложение 3.
Приложение 4
13
Шестакова Айгуль Инсафовна
Филатова Ирина Николаевна
Верещагина Наталья Викторовна
Картунен Светлана Андреевна