12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андреенко Ирина Григорьевна20

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Сортавальского муниципального района

Республики Карелия

Средняя общеобразовательная школа № 6





Урок по русскому языку

во 2 «В» классе

«Одушевленные и неодушевленные

имена существительные».















Подготовила и провела:

учитель начальных классов

Андреенко Ирина Григорьевна















г. Сортавала, 2020 г.







Урок русского языка во 2 «В» классе

Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

Задачи:

Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;

Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;

Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование:  учебник «Русский язык» Канакиной, наглядность, карточки со словами.

Тип урока: урок «открытие» нового знания

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;

-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;

- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;

- определять у имени существительного значение.










































Ход урока 

1.Организационный момент

«Круг радости»

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Тихо, красиво сели. Я желаю вам успехов и удачи на уроке, постарайтесь отвечать правильно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.

Разминка для рук:

УЧИТЕЛЬ:

-Перед нами здесь замок. (Пальцы рук соединены в замок)

Кто его открыть бы смог?

Потянули, (Тянем, не размыкая пальцев)

Покрутили. (Крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)

Постучали (Стучим ладонями друг о друга, не размыкая пальцев)

И открыли! (пальцы размыкаются)


- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

2. Актуализация знаний

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного, познакомимся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, будем учиться их распознать и правильно ставить вопросы.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте загадку.

УЧИТЕЛЬ: Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …(Солнце)

УЧИТЕЛЬ: А какое бывает солнце?

( Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: Сегодня, ребята, у нас урок – сказка. Вместе с вами и нашими героями мы побываем в гостях у солнышка.

УЧИТЕЛЬ: «Однажды большая туча закрыла небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята и решили солнышко найти».(На доску вывешиваются картинки солнца, тучи, цыплят).

УЧИТЕЛЬ: Для того, чтобы отправится в гости к солнышку и нам вместе с цыплятами, мы должны провести минутку чистописания.

3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи

Минутка чистописания.

УЧИТЕЛЬ: Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать.

УЧИТЕЛЬ:

- В этой букве нет угла,

Оттого она кругла.

До того она кругла,

Покатиться бы могла.

t1594399164aa.jpg

(Показ образца буквыОо. Ученики дают характеристику звука[o], обозначенного буквой  «Оо»).

УЧИТЕЛЬ:

-Я тетрадь свою открою

И наклонно положу,

Я, друзья, от вас не скрою:

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.


УЧИТЕЛЬ:

Заглавная буква «О» - один элемент - овал.

- Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Строчная буква «о» - один элемент - овал

-Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.

Пишется под такт: и-раз-и.

Справа налево, вниз, вправо, вверх.


Словарная работа.

УЧИТЕЛЬ: Потренируемся в написании буквы «о» в словах. Проведем орфографическую пятиминутку, вспомним написание словарных слов.


УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, записанные на доске. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

 (Учащиеся выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, обозначают ударение и орфограммы. Один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях) 

Слова записаны на доске: «Дев..чка, яг..да, п..суда, с..рока, м..роз, в..робей».

(Запись слов).


УЧИТЕЛЬ: Можно ли проверить написание этих слов?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: Как узнать, что вы правильно написали эти слова?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: «Отправились цыплята в путь. Увидела их сорока: она тоже захотела отыскать солнышко, но  для этого мы должны помочь ей выполнить задание».(На доску вывешивается картинка сороки)

4. «Открытие нового знания»

УЧИТЕЛЬ: К какой части речи относятся эти словарные слова? Почему?

(Ответы детей)


(Подготовленные ученики встают и возле своих мест читают стихи)

1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.

2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!


3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!

5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты – 
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!


УЧИТЕЛЬ: Что такое имя существительное?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: На какие группы их можно разделить словарные слова, записанные на доске?  

(Ответы детей:Их можно разделить на слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?)


УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?

(Ответы детей: девочка, сорока, воробей)


УЧИТЕЛЬ: Что вы можете о них сказать? 

(Ответы детей:Это живые предметы, обозначают животных и людей).


УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?

(Ответы детей: ягода, посуда, мороз).


УЧИТЕЛЬ: Что они обозначают?

(Ответы детей:Обозначают неживые предметы).


УЧИТЕЛЬ: Почему слова –девочка, сорока, воробей- отвечают на вопрос – КТО?

(Ответы детей:Это живые предметы, обозначающие животных и людей).


УЧИТЕЛЬ: Почему слова –ягода, посуда, мороз- отвечают на вопрос - ЧТО?

(Ответы детей:Обозначают неживые предметы).


УЧИТЕЛЬ: Как бы вы назвали каждую группу слов?

(Ответы детей).


Сведения из истории.

УЧИТЕЛЬ: Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные (Учитель вывешивает на доску названия групп имён существительных).


УЧИТЕЛЬ: Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?

(Ответы детей:Обозначают живых существ).


 УЧИТЕЛЬ: Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!

Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.

Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.

Вывод (Учитель начинает предложение, а дети заканчивают его):

 В русском языке все имена существительные делятся на ……... .

Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются …….. .

УЧИТЕЛЬ: Например,… (учащиеся приводят примеры одушевлённых имён существительных).


Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются…….. .   УЧИТЕЛЬ: Например,… (учащиеся приводят примеры неодушевлённых имён существительных).

УЧИТЕЛЬ: Давайте убедимся в правильности нашего вывода и обратимся к учебнику, где на страницах 48, 50 находятся правила.

(Работа с учебником. Чтение правил. Убеждаемся, что вывод сделали верный).


УЧИТЕЛЬ: Как определить одушевлённое это имя существительное или неодушевлённое?

(Ответы детей: Задать вопрос. Учитель на доску вывешивает карточки с вопросами КТО? ЧТО?)


5. Работа по теме урока

УЧИТЕЛЬ: «Сорока с цыплятами пошли дальше. По дороге им встретился заяц, который сидел под деревом».(На доску вывешивается картинки зайца и яблони)

УЧИТЕЛЬ: Нам нужно помочь зайцу собрать яблоки в корзинки. (На доску вывешиваются две корзинки с вопросами КТО? и ЧТО?)

УЧИТЕЛЬ: На обратной стороне яблок написаны имена существительные: одушевленные и неодушевленные. Корзинки необычные, с вопросами кто? и что? Вы читаете слово, записанное на обратной стороне яблока, задаете вопрос и записываете его на доске в столбики, под вопросами кто? и что?.

(Ученики по одному выходят к доске.Остальные - работают в тетрадях).


УЧИТЕЛЬ: Молодцы!Все яблоки собраны, можно идти дальше в гости к солнышку. Но перед тем, как продолжить наш путь, мы с вами отдохнём.

Физминутка.

«Топай-хлопай»

(Дети под музыку повторяют движения за учителем.) 


УЧИТЕЛЬ: «За ручьем нашим героям встретился ежик, который хорошо знал дорогу к солнышку. Он пообещал помочь, если мы выполним следующее задание». (На доску вывешивается картинка ёжика)

6. Закрепление изученного материала

УЧИТЕЛЬ: Составьте и запишите предложение в тетрадь.

(На доску вывешиваются слова: птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.  

(Один ученик составляет предложение на доске:Ребята изготовили кормушку для зимующих птиц.)


УЧИТЕЛЬ: О чем речь в предложении? Почему ребята делали кормушки для птиц?

(Ответы детей).


УЧИТЕЛЬ: А как вы помогаете зимой птицам?

(Ответы детей).


УЧИТЕЛЬ: Найдите в предложении одушевленные и неодушевленные имена существительные.

(Ответы детей).



УЧИТЕЛЬ: «Отправились наши герои в путь. Подошли они к высокой горе. Сели на облако и полетели к месяцу. Месяц обещал показать дорогу к солнцу. Для этого выполним задание». (На доске вывешиваются картинки горы, облака, месяца).



7. Закрепление

Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам)

1 карточка – 1 ряд.

Слова: цветок, птичка, кольцо, мальчик, лиса, игрушка, зеленый.


2 карточка – 2 ряд.

Слова: снегирь, лист, лежит, рука, нос, мышка, мама.


3 карточка – 3 ряд

Слова: синица, обезьяна, платье, заяц, диван, дождь, белый.


Задание:  I  вариант – записать одушевленные имена существительные,  II вариант – неодушевленные имена существительные.

Взаимопроверка.

УЧИТЕЛЬ: Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Под правильно выбранным словом ставим простым карандашом +. Если слово не выполняет условие задания, то под ним ставим -.


УЧИТЕЛЬ: Первый ряд, назовите лишнее слово (зелёный). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: Второй ряд, назовите лишнее слово (лежит). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: Третий ряд, назовите лишнее слово (белый). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: «Месяц указал нашим героям дорогу. Подлетели они к солнышку, разбудили, умыли его. Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И сказало всем «Спасибо». (На доскеубираем тучку и крепим слово «Спасибо»)

8.Итог урока

УЧИТЕЛЬ: Что нового узнали на уроке?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: На какие группы делятся имена существительные?

(Ответы детей)


УЧИТЕЛЬ: На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные имена существительные?

(Ответы детей)



9. Самооценка деятельности на уроке

УЧИТЕЛЬ: Ребята, начертите в конце работы на полях две вертикальные линии: шкалу трудностей и шкалу интереса.

УЧИТЕЛЬ: Поставьте знак “плюс” на шкале трудностей:

-вверху, если вы хорошо поняли тему

-в середине линии, если есть вопросы по теме;

- внизу, если вопросов по теме много.


УЧИТЕЛЬ: Поставьте знак “плюс” на шкале интереса:

- вверху, если на уроке всё было интересно;

- в середине линии, если на уроке не всё понравилось;

- внизу, если урок был неинтересный.

(Дети работаю со шкалой трудностей и интереса)

УЧИТЕЛЬ: Кто хочет поделиться впечатлениями?

(Ответы детей).


УЧИТЕЛЬ: Поднимите руку, кто хорошо понял тему.

УЧИТЕЛЬ: Поднимите руку, кому сегодня на уроке было интересно?

УЧИТЕЛЬ: Я благодарю всех за работу на уроке.

10. Запись в дневниках домашнего задания

УЧИТЕЛЬ: Запишите в дневник домашнее задание – стр. 59 упр.85; выучить правила на стр. 48, 50.

УЧИТЕЛЬ: Урок окончен.

















·         ПРИЛОЖЕНИЕ

t1594399164ab.jpgt1594399164ac.jpg

t1594399164ad.gift1594399164ae.jpg

t1594399164af.jpgt1594399164ag.jpg



t1594399164ah.jpgt1594399164ai.jpg

t1594399164aj.jpgt1594399164ak.jpg



t1594399164al.jpgt1594399164am.jpg





t1594399164an.jpgt1594399164ao.jpg



t1594399164ap.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.