Урок русского языка во 2 классе «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Сортавальского муниципального района
Республики Карелия
Средняя общеобразовательная школа № 6
Урок по русскому языку
во 2 «В» классе
«Одушевленные и неодушевленные
имена существительные».
Подготовила и провела:
учитель начальных классов
Андреенко Ирина Григорьевна
г. Сортавала, 2020 г.
Урок русского языка во 2 «В» классе
Тема урока: Одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Задачи:
Образовательная – познакомить с понятием неодушевлённые существительные; учить распознать одушевленные и неодушевленные существительные;
Развивающая – развивать познавательный интерес, устную и письменную речь, операции мышления: анализ, сравнение, обобщение;
Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.
Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.
Оборудование: учебник «Русский язык» Канакиной, наглядность, карточки со словами.
Тип урока: урок «открытие» нового знания
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- активное использование речевых средств, для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- первичному умению выражать собственное мнение, обосновывать его;
-распознавать одушевленные и неодушевленные существительные;
- находить грамматическую группу слов – имена существительные, отличать от других частей речи;
- определять у имени существительного значение.
Ход урока
1.Организационный момент
«Круг радости»
УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи. Тихо, красиво сели. Я желаю вам успехов и удачи на уроке, постарайтесь отвечать правильно, работать быстро и, конечно, я просто уверена, что вы умницы и будете стараться.
Разминка для рук:
УЧИТЕЛЬ:
-Перед нами здесь замок. (Пальцы рук соединены в замок)
Кто его открыть бы смог?
Потянули, (Тянем, не размыкая пальцев)
Покрутили. (Крутим ладошки туда-сюда, не размыкая пальцев)
Постучали (Стучим ладонями друг о друга, не размыкая пальцев)
И открыли! (пальцы размыкаются)
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
2. Актуализация знаний
УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке мы продолжим изучение имени существительного, познакомимся с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными, будем учиться их распознать и правильно ставить вопросы.
УЧИТЕЛЬ: Послушайте загадку.
УЧИТЕЛЬ: Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …(Солнце)
УЧИТЕЛЬ: А какое бывает солнце?
( Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: Сегодня, ребята, у нас урок – сказка. Вместе с вами и нашими героями мы побываем в гостях у солнышка.
УЧИТЕЛЬ: «Однажды большая туча закрыла небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята и решили солнышко найти».(На доску вывешиваются картинки солнца, тучи, цыплят).
УЧИТЕЛЬ: Для того, чтобы отправится в гости к солнышку и нам вместе с цыплятами, мы должны провести минутку чистописания.
3. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи
Минутка чистописания.
УЧИТЕЛЬ: Послушайте и скажите, какую букву мы будем писать.
УЧИТЕЛЬ:
- В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
(Показ образца буквыОо. Ученики дают характеристику звука[o], обозначенного буквой «Оо»).
УЧИТЕЛЬ:
-Я тетрадь свою открою
И наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою:
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
УЧИТЕЛЬ:
Заглавная буква «О» - один элемент - овал.
- Начинаем писать от середины межстрочной строки. Закругляя влево, ведём вниз до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо и ведём к началу написания буквы.
Пишется под такт: и-раз-и.
Строчная буква «о» - один элемент - овал
-Начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Закругляя влево, касаясь верхней линии, продолжаем закруглять влево вниз до нижней линии рабочей строки и ведём к началу написания буквы.
Пишется под такт: и-раз-и.
Справа налево, вниз, вправо, вверх.
Словарная работа.
УЧИТЕЛЬ: Потренируемся в написании буквы «о» в словах. Проведем орфографическую пятиминутку, вспомним написание словарных слов.
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, записанные на доске. Вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(Учащиеся выходят к доске, вставляют пропущенные буквы, обозначают ударение и орфограммы. Один ученик записывает на доске, остальные – в своих тетрадях)
Слова записаны на доске: «Дев..чка, яг..да, п..суда, с..рока, м..роз, в..робей».
(Запись слов).
УЧИТЕЛЬ: Можно ли проверить написание этих слов?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: Как узнать, что вы правильно написали эти слова?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: «Отправились цыплята в путь. Увидела их сорока: она тоже захотела отыскать солнышко, но для этого мы должны помочь ей выполнить задание».(На доску вывешивается картинка сороки)
4. «Открытие нового знания»
УЧИТЕЛЬ: К какой части речи относятся эти словарные слова? Почему?
(Ответы детей)
(Подготовленные ученики встают и возле своих мест читают стихи)
1.Существительных в природе
При любой найдёшь погоде.
Кто? и Что? – вопрос задай
И спокойно отвечай.
Это кукла, это книжка,
Это кошка, это мышка.
Всё так просто и понятно,
Увлекательно, занятно.
На вопросы Кто? и Что?
Отвечать оно должно.
2.Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты –
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
3.Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
4.Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
5.Мухи, комары, сверчки,
Мотыльки и светлячки,
Книжки, письма и газеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Да, давно сказать пора:
Доктора и повара,
Журналисты и поэты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
УЧИТЕЛЬ: Что такое имя существительное?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: На какие группы их можно разделить словарные слова, записанные на доске?
(Ответы детей:Их можно разделить на слова, которые отвечают на вопрос кто? и что?)
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос кто?
(Ответы детей: девочка, сорока, воробей)
УЧИТЕЛЬ: Что вы можете о них сказать?
(Ответы детей:Это живые предметы, обозначают животных и людей).
УЧИТЕЛЬ: Прочитайте слова, которые отвечают на вопрос что?
(Ответы детей: ягода, посуда, мороз).
УЧИТЕЛЬ: Что они обозначают?
(Ответы детей:Обозначают неживые предметы).
УЧИТЕЛЬ: Почему слова –девочка, сорока, воробей- отвечают на вопрос – КТО?
(Ответы детей:Это живые предметы, обозначающие животных и людей).
УЧИТЕЛЬ: Почему слова –ягода, посуда, мороз- отвечают на вопрос - ЧТО?
(Ответы детей:Обозначают неживые предметы).
УЧИТЕЛЬ: Как бы вы назвали каждую группу слов?
(Ответы детей).
Сведения из истории.
УЧИТЕЛЬ: Слова – существительные делятся на два больших разряда: одушевленные и неодушевленные (Учитель вывешивает на доску названия групп имён существительных).
УЧИТЕЛЬ: Почему одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО?
(Ответы детей:Обозначают живых существ).
УЧИТЕЛЬ: Но почему все слова, обозначающие растения, отвечают на вопрос ЧТО? ведь из курса окружающего мира мы знаем, что это – живая природа?!
Ответ на этот вопрос следует искать в глубокой древности.
Наши далекие предки считали живым только то, что бегает, летает, плавает, хватает пищу, а растения месяцами и годами стояли на одном месте, не передвигались, не поедали себе подобных или что-то другое. В это время не было научного знания о живом, поэтому весь растительный мир (живой с точки зрения биологии- науки о живом) оказался в языке неодушевленным.
Вывод (Учитель начинает предложение, а дети заканчивают его):
В русском языке все имена существительные делятся на ……... .
Существительные, которые отвечают на вопрос кто?, называются …….. .
УЧИТЕЛЬ: Например,… (учащиеся приводят примеры одушевлённых имён существительных).
Существительные, которые отвечают на вопрос что?, называются…….. . УЧИТЕЛЬ: Например,… (учащиеся приводят примеры неодушевлённых имён существительных).
УЧИТЕЛЬ: Давайте убедимся в правильности нашего вывода и обратимся к учебнику, где на страницах 48, 50 находятся правила.
(Работа с учебником. Чтение правил. Убеждаемся, что вывод сделали верный).
УЧИТЕЛЬ: Как определить одушевлённое это имя существительное или неодушевлённое?
(Ответы детей: Задать вопрос. Учитель на доску вывешивает карточки с вопросами КТО? ЧТО?)
5. Работа по теме урока
УЧИТЕЛЬ: «Сорока с цыплятами пошли дальше. По дороге им встретился заяц, который сидел под деревом».(На доску вывешивается картинки зайца и яблони)
УЧИТЕЛЬ: Нам нужно помочь зайцу собрать яблоки в корзинки. (На доску вывешиваются две корзинки с вопросами КТО? и ЧТО?)
УЧИТЕЛЬ: На обратной стороне яблок написаны имена существительные: одушевленные и неодушевленные. Корзинки необычные, с вопросами кто? и что? Вы читаете слово, записанное на обратной стороне яблока, задаете вопрос и записываете его на доске в столбики, под вопросами кто? и что?.
(Ученики по одному выходят к доске.Остальные - работают в тетрадях).
УЧИТЕЛЬ: Молодцы!Все яблоки собраны, можно идти дальше в гости к солнышку. Но перед тем, как продолжить наш путь, мы с вами отдохнём.
Физминутка.
«Топай-хлопай»
(Дети под музыку повторяют движения за учителем.)
УЧИТЕЛЬ: «За ручьем нашим героям встретился ежик, который хорошо знал дорогу к солнышку. Он пообещал помочь, если мы выполним следующее задание». (На доску вывешивается картинка ёжика)
6. Закрепление изученного материала
УЧИТЕЛЬ: Составьте и запишите предложение в тетрадь.
(На доску вывешиваются слова: птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.
(Один ученик составляет предложение на доске:Ребята изготовили кормушку для зимующих птиц.)
УЧИТЕЛЬ: О чем речь в предложении? Почему ребята делали кормушки для птиц?
(Ответы детей).
УЧИТЕЛЬ: А как вы помогаете зимой птицам?
(Ответы детей).
УЧИТЕЛЬ: Найдите в предложении одушевленные и неодушевленные имена существительные.
(Ответы детей).
УЧИТЕЛЬ: «Отправились наши герои в путь. Подошли они к высокой горе. Сели на облако и полетели к месяцу. Месяц обещал показать дорогу к солнцу. Для этого выполним задание». (На доске вывешиваются картинки горы, облака, месяца).
7. Закрепление
Самостоятельная работа по карточкам (по вариантам)
1 карточка – 1 ряд.
Слова: цветок, птичка, кольцо, мальчик, лиса, игрушка, зеленый.
2 карточка – 2 ряд.
Слова: снегирь, лист, лежит, рука, нос, мышка, мама.
3 карточка – 3 ряд
Слова: синица, обезьяна, платье, заяц, диван, дождь, белый.
Задание: I вариант – записать одушевленные имена существительные, II вариант – неодушевленные имена существительные.
Взаимопроверка.
УЧИТЕЛЬ: Поменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку. Под правильно выбранным словом ставим простым карандашом +. Если слово не выполняет условие задания, то под ним ставим -.
УЧИТЕЛЬ: Первый ряд, назовите лишнее слово (зелёный). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: Второй ряд, назовите лишнее слово (лежит). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: Третий ряд, назовите лишнее слово (белый). Что оно обозначает? На какой вопрос отвечает?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: «Месяц указал нашим героям дорогу. Подлетели они к солнышку, разбудили, умыли его. Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И сказало всем «Спасибо». (На доскеубираем тучку и крепим слово «Спасибо»)
8.Итог урока
УЧИТЕЛЬ: Что нового узнали на уроке?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: На какие группы делятся имена существительные?
(Ответы детей)
УЧИТЕЛЬ: На какой вопрос отвечают одушевленные имена существительные? Неодушевленные имена существительные?
(Ответы детей)
9. Самооценка деятельности на уроке
УЧИТЕЛЬ: Ребята, начертите в конце работы на полях две вертикальные линии: шкалу трудностей и шкалу интереса.
УЧИТЕЛЬ: Поставьте знак “плюс” на шкале трудностей:
-вверху, если вы хорошо поняли тему
-в середине линии, если есть вопросы по теме;
- внизу, если вопросов по теме много.
УЧИТЕЛЬ: Поставьте знак “плюс” на шкале интереса:
- вверху, если на уроке всё было интересно;
- в середине линии, если на уроке не всё понравилось;
- внизу, если урок был неинтересный.
(Дети работаю со шкалой трудностей и интереса)
УЧИТЕЛЬ: Кто хочет поделиться впечатлениями?
(Ответы детей).
УЧИТЕЛЬ: Поднимите руку, кто хорошо понял тему.
УЧИТЕЛЬ: Поднимите руку, кому сегодня на уроке было интересно?
УЧИТЕЛЬ: Я благодарю всех за работу на уроке.
10. Запись в дневниках домашнего задания
УЧИТЕЛЬ: Запишите в дневник домашнее задание – стр. 59 упр.85; выучить правила на стр. 48, 50.
УЧИТЕЛЬ: Урок окончен.
· ПРИЛОЖЕНИЕ