МБОУ «Тотемская СОШ №3»

Ф.И.О. учителя: Старовская Ольга Игоревна
Предмет: литература родного края
Класс: 3«А»

Тема урока: В. И. Белов « Когда я быду большая»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель:

Познакомиться с творчеством В. И. Белова на примере рассказов «Катюшин дождик» и «Мамина дочка».

Задачи:

Образовательные:
 

Развивающие:


Воспитательные:

-узнать биографию В. И. Белова и прочитать его произведения ; .

-развитие интереса к творчеству писателя;

- учиться правильно оценивать поступки героев литературных произведений, а также свои поступки;

-обогащать словарный запас;

-развивать позитивную самооценку учащихся;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость на события рассказа;

- воспитание навыка самостоятельности, умение выслушивать другое мнение;

- совершенствовать умение общаться в устной форме, делать её более точной и богатой.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

- пересказывать прочитанное, читать вслух выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

Метапредметные:

познавательные

регулятивные:

коммуникативные:

-определяют основную идею произведения, понимают, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявляют отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;

-осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;

оценивают свои достижения при работе в паре по выбранным критериям и выбранным формам оценивания;

-осознают цель своего высказывания;

-строят рассуждение доказательство своей точки зрения, проявляют активность и стремление высказаться, задавать вопросы

Образовательные ресурсы

-портрет В. И. Белова, выставка книг писателя, презентация.

Ход урока:

Дидактическая
структура
урока

(этапы урока)

Деятельность учителя, задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Деятельность
учеников

1.Организационный момент

+Чтение стихотворения:

Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем!

Готовность к уроку.

2.Актуализация знаний и целеполагание.

+Николай Михайлович Рубцов, Ольга Александровна Фокина, Александр Яковлевич Яшин – это наши ………(вологодские писатели).


+Речь на уроке пойдёт о друге А. Я. Яшина, с творчеством которого вы познакомились на уроке литература родного края. Знаете ли вы это имя?

+ Удивительны люди нашего вологодского края: замечательные, сильные, благородные и талантливые.
Тема урока : В. И. Белов «Когда я буду большая»

+Значит цель нашего урока- это…?
 

+Что бы вы хотели узнать на уроке об этом писателе?

Р. самостоятельно формулировать тему и цель урока


 

-Знакомство с творчеством В. И. Белова и его произведениями по данной теме, а с какими, вы скажите мне позже.

- Его биографию, какие произведения писал, для кого писал…..

3.Изучение нового материала

Знакомство с творчеством писателя В. И. Белова.


+ Это портрет В. И. Белова. Что означает дата?

+Вглядитесь в портрет писателя и скажите, какой перед вами человек?

+Итак, о чём рассказал вам портрет?

+Что ещё вы заметили на портрете?

-Как вы думаете, почему?


+ Здесь на русском севере затерялась в лесах Вологодской области деревня Тимониха. В ней родился писатель Василий Иванович Белов.

+Что вы узнали о Василии Ивановиче Белове? Кто желает рассказать?

+Спасибо…

(дополнить рассказ детей)

Родился писатель в Вологодской области, в деревне в крестьянской семье. Все работали на земле.
Когда началась Великая Отечественная война, Василий Белов учился во 2классе. У отца имелась небольшая библиотечка. Все книги из домашней библиотечки Вася изучил во время войны от корки до корки. Любимой книжкой была книга А.П.Гайдара "Дальние страны".
Отца Ивана Белова убили на фронте в 1943 году, и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей.
После школы получил профессию столяра и работал на заводе. В это время писал заметки в районную газету. Эти заметки так понравились редакторам газеты, что те посоветовали Василию Ивановичу стать писателем. Тогда он поступил в Литературный институт, и с тех пор стал делиться с читателями своими мыслями с помощью романов, повестей, рассказов, стихов. Василий Иванович стал не только писателем, но и драматургом, так как по некоторым произведениям сняты фильмы.
Музей-квартира Василия Белова торжественно открыт в Вологде 21 октября 2015 года.
Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успенья. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трёх лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. А сейчас в церкви открыт приход.
«Да всё изменится: дома и дороги, поля и речки. И если будет лучше старого, я не о чём не стану жалеть. Но почему-то мне хочется, чтобы мой дом и моя деревня не исчезали совсем, чтобы они остались в этом бесконечно меняющемся мире…» В. И. Белов

+Обратимся к плану нашего урока…


 


 

-Писатель добрый, умный, интеллигентный

-За портретом изображена деревня

-Писатель родился в деревне и очень часто приезжал туда.

Рассказывает 1ученик.

-Мы. узнали о жизни и творчестве В. И. Белова.

Знакомство с выставкой книг.

+ Внимательно рассмотрите выставку. В каких книгах автор обращается к взрослым, а в каких - к детям? Почему вы так думаете?

+ Вот на этом слайде представлены произведения для взрослых. + А на следующем слайде произведения для детей .

+Мы познакомились с выставкой книг писателя.

Рассматривают выставку книг и отвечают на поставленные вопросы.

Предугадывание содержания текста.

Тема урока: «Когда я буду большая»

+Как вы думаете, кто герой этих произведений ?

+Какие произведения вы читали?

+Можно ли по названию произведения судит о том, как сам автор относится к девочке?

+ Мы познакомимся с этими произведениями. Для детей В. И. Белов писал рассказы.

-Герои этих произведений дети?

- В. Белов. Мамина дочка. Катюшин дождик.

-Ласково, слюбовью.

Знакомство с рассказом В. И. Белова «Мамина дочка»

-Мама, а я твоя дочка? 

- Конечно, Катюша мамина дочка. А мама бабушкина дочка. 

 -Нет, мама, ты не дочка. Ты мама. 

 - Ну, хорошо, Катюша. Только ты бабушку тоже слушайся.

+Из какого произведения этот отрывок?

+Значит, мы работаем над содержанием произведения «Мамина дочка».

Словарная работа.

Паровозик- машина движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов с паровым двигателем.

Мотовозик- машина движущаяся по рельсам и предназначенная для передвижения поездов с бензиновым или дизельным двигателем.

Пересказ произведения.

Беседа по содержанию текста.

-+Понравилось ли вам произведение?

+Что вам особенно понравилось в этой истории?

+ От чьего лица ведётся рассказ?

+Назовите героев произведения.

Лист оценки. Умение составить родословную Кати.

+Составьте родословную Кати. Оцените вашу работу.

+Проверим, верно ли вы выполнили задание.

+Почему так назван рассказ?

+Мы закончили работать над произведением «Мамина дочка»

Разыгрывают диалог.

В. . Белова «Мамина дочка»

Объясняют значение слов.

1 ученик пересказывает.

-От лица автора.

-Бабушка, дедушка, мама, Антон, дедушка.

Составляют родословную и оценивают себя.

Проверяют, верно ли составили.

-Катя- мамина дочка, а бабушка-мамина мама.

Физминутка.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До неба дотянусь.

Приседают.

Обнимают колени руками.

Встают.

Поднимают руки вверх и встают на носочки.

Работа по рассказу В. И. Белова «Катюшин дождик»

+Объясните значение слов.

Словарная работа

Сенокос-косьба травы на сено.

Самовар - металлический сосуд для кипечения воды с краном и внутренней топкой, наполняемой древесными углями.

Крылечко - наружный настил перед входной дверью, обычно под навесом, со ступеньками или лесенкой.

Передник-одежда, защищающая перёд платья от загрязнения.

+В каком произведении вам встретились эти слова?

+Значит мы работаем по рассказу В. И. Белова «Катюшин дождик».

Чтение рассказа В. И. Белова «Катюшин дождик» вслух.

+Послушаем чтение рассказа. Кто желает?

Беседа по содержанию произведения.

+Какие чувства вы испытываете после чтения данного произведения? Почему? (словарь чувств)

Словарь чувств

восторг патриотизм вину сострадание восхищение печаль справедливость красота страх любовь равнодушие стыд обида радость тревога огорчение разочарование уважение ожидание сомнение уверенность ответственность сопереживание злость юмор уверенность ожидание стыдливость жалость сомнение досада

+Какое чувство возникло у Кати, когда Шарик без неё бегал под дождём? Прочитайте предложения из текста, для подтверждения своих мыслей.(обида, сердилась на Шарика, чуть не заплакала, чувство досады, злилась, жалости)

+Зачитайте, что чувствовал Шарик?

+Собаки чувствуют, что хозяин недоволен. Но в данном произведении Шарик не понимал, в чём он провинился.

(слайд 29) Лист оценки: умение восстанавливать последовательность текста (работа в парах).

Задание: «Пронумеруйте части плана по порядку»

Цитатный план:

«Теперь Шарик быстрее меня вырастет…» (2)

«Дождик, лей, Дождик, лей…»(3)

«Надо ехать в город…» (4)

«Вот и дождик пошел…" (1)

+Оцените себя.

+Чему научила Катюшу мама?

+Прочитайте песенку.

Дождик, лей, Дождик, лей

На меня и на людей,

На зеленую пшеничку,

На густой ячмень.

Поливай весь день

+Какой приём использует автор?

+Какие песенки про дождик знаете вы?

(слайд 31)

+Рассказ называется «Катюшин дождик». Как вы думаете, почему?

+Чему учит рассказ?

+Что вы взяли для себя, познакомившись с рассказом?.

+Над каким произведением мы работали?

Объясняют значение слов.

-В рассказе В. И. Белова «Катюшин дождик»

Чтение рассказа.

- У Кати возникло чувство обиды. Она сердилась на Шарика, чуть не заплакала...

- Шарик вилял хвостом. Он чувствовал свою вину, моргал глазами.

Восстанавливают последовательность. Работают в паре.

Оценивают себя.

-Петь песенку про дождик.

Чтение песенки.

-Приём олицетворения.

Отвечают на вопросы.

-Нельзя обижаться на животных, они это чувствуют

-Мы работали над произведением В. И. Белова «Катюшин дождик».

Итог урока

+Продолжите фразу…

Сегодня я узнала…

Мне понравился….

Я для себя открыла….

Хочу узнать…

+ В. И. Белов умел видеть в простых людях их душевность, жалостливость, доброту, любовь к тем, кто рядом и рассказать о них своим читателям с интересом.

Ученики продолжают фразу.

Рефлексия.

Выставление оценок.

+Оцените себя. Приклейте кружок на соответствующую ступеньку.

Узнал(а) много нового, могу поделиться впечатлениями.

Хорошо работал, но не всегда получалось

Трудно было, но буду стараться

+ Благодарю всех за хорошую плодотворную работу. Урок окончен.

Самооценка детей.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Нет презентации!

4 January 2018

Отсутствует презентация.

5 January 2018

Похожие публикации