12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Алымова Нелля Ивановна220

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс 3-В

Учитель-Алымова Н.И.

УМК: « Начальная школа 21 века» ( авт. Виноградова Наталья Фёдоровна)

Тема урока

Заповедники России

Тип урока

Решение частных задач; урок – путешествие (защита мини- проекта)

Цели педагогической деятельности

Создать условия для формирования представлений о заповедниках России

Планируемые образовательные результаты

Предметные: научатся пользоваться дополнительными источниками информации; получат возможность научиться: используя дополнительные источники информации, готовить сообщения о заповедниках России и их особенностях.

Метапредметные:

Познавательные - добывают новые знания: находят ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях, дополнительной литературе; осознанно и произвольно строят речевые высказывания.

Коммуникативные - слушает и слышит собе­седника, ведет и поддер­живает диалог, аргумен­тированно отстаивает собственное мнение.

Регулятивные - ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение; умеет доводить дело до конца; принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

Личностные - стремление иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации, самоконтроля и самооценки.

Методы и формы обучения

частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая

Ведущая педагогическая методология:

реализация системно-деятельностного подхода.

Используемая технология:

технология проблемно–диалогического обучения

Информационно-технологические ресурсы

компьютер, проектор, фото животных, карточки для групповой работы


 

Организационная структура урока


 

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы совзаимо-

действия

Универсальные учебные действия

1.Мотивация к учебной деятельности.

 

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Организует беседу по вопросам.


 


 

Урок начинается со слов учителя:

- У нас сегодня необычный урок.

Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.

Улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте друг другу удачи.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно
Чтобы все было понятно.


 

Приветствуют учителя, гостей и друг друга.

Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и формулируют их.

Фрон-тальная работа

Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации, самоконтроля и самооценки.

2.Этап актуализации и пробного учебного действия

Беседа.

Приём «Вводный вопрос».

Сегодня наш урок мне хочется начать словами: (слайд №1)

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя,

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя!

Е. Евтушенко

- О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы).

- Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (открываем заповедники)

- Что такое «заповедники»?

-Где можно взять эту информацию?

Давайте обратимся к словарям. (Слайд №)

Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам.

- Ребята, как вы понимаете, что такое заповедник?

- Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать?

- Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам. А поможет нам передача «Клуб путешественников», участниками которой будете вы.

 

предлагают свои версии

Фронталь-

ная

Предметные:

Объясняет, что такое «заповедник».

Обсужда­ет информацию, отвеча­ет на проблемные вопро­сы.

3.Поиск решения проблемы (откры-

тие нового знания)

Презентация.

Игра.

Передача

«Клуб путешест-венников»

 

Формулируют и озвучивают поставленные цели урока

Ведущий передачи «Клуб путешественников»

- Добрый день, уважаемые гости и коллеги!

Сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие по заповедникам, находящимся в различных уголках нашей необъятной страны.

Увидим естественную красоту природных зон, не тронутых рукой человека. Познакомимся с редкими видами животных и растений, и даже составим свой «журнал путешественника»

Основными целями нашего путешествия являются:

 

1.Изучить историю возникновения заповедников в России.

2.Посетить Воронежский заповедник, определить причину его создания,

выяснить, какие задачи решают сегодня ученые этого заповедника.

3.Ознакомиться с многообразием флоры и фауны Уссурийского заповедника. Определить его географические особенности.


 


 


 


 


 


 

 

Р. Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

П.:

приводят примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей

4.Этап построения и реализации построенного проекта .

Весь класс делится на 4 группы:

Историки

Специалисты по: Воронежскому заповедник у; Уссурийскому заповеднику; Приокско –Террасному заповеднику.

 

Готовятся к групповой работе, осознают свою задачу

Рассказывают об основных заповедниках нашей страны, называют охраняемые растения и животные

 

Р.: различает способ деятельности и результат; адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности; составляет план и последовательность действий.

 

Виртуальное путешествие по заповедникам


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Физкультминутка

Выполнить задание в «журнале путешественника»

Проводит виртуальную экскурсию при помощи слайдов, видеофильма.

Распределяют роли в группе, обсуждают и отбирают материал для выступления в соответствии со своей ролью, готовят выступление

Материалы для выступления «специалистов»

Историки.

Давайте же начнем наше увлекательное путешествие с экскурсии в глубину веков.

В этом нам помогут наши специалисты по истории

Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец IX – начало XII века).

В период царствования царя Алексея Михайловича Романова, к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала «Кунцевская местность» - заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот.

Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 – от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот.

Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Санкт-Петербурга, в Поволжье, на Южном Урале.

Для охраны лесов Петр I создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания.

Он также начал регулировать рыболовство и охоту.

Однако все эти меры еще не являлись охраной дикой природы в том смысле, в котором мы ее понимаем сейчас. Представители флоры и фауны в то время охранялись не потому, что находились под угрозой исчезновения, а для того, чтобы использовать их только для строго определенной цели (царской охоты или постройки флота).

Первый в России заповедник, Баргузинский, был создан 11 января 1916 года в Бурятии для защиты, сохранения и увеличения численности соболя. На момент создания насчитывалось всего 20—30 особей соболя, в настоящее время — 1—2 особи на 1 км². А сейчас я приглашаю вас посетить его вместе с нами. Внимание на экран!(слайд)

Сейчас в России 11 января – день основания Баргузинского заповедника - считается Днем заповедников и национальных парков. В нашей стране этот день стал отмечаться с 1997 года по инициативе международных организаций: Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. Благодарим Вас за внимание!

Воронежский заповедник


 

- Уважаемые коллеги и гости! Мы с вами отправляемся в уникальный край, где смешанные леса переходят в лесостепи и степи, а потому лесные и степные животные и растения соседствуют друг с другом.

Во многом поэтому в Центрально-Черноземном районе находятся два крупных заповедника нашей страны – Воронежский государственный биосферный заповедник и Центрально-Черноземный заповедник имени Алехина.

Сначала мы совершим путешествие в первый из них, который находится в соседней с нами Воронежской области, в 40 километрах к северу от города Воронежа. Все готовы? Внимание на экран!

Воронежский государственный биосферный заповедник был основан почти сто лет назад, в 1923 году на севере Воронежской области в местности по берегам рек Воронеж, Усмань и Ивница.

Его площадь составляет чуть более 31 тысячи гектаров.

Наша научно-исследовательская группа получила официальное приглашение посетить Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина весной для детального изучения природы Курской области. Этому путешествию будет посвящен отдельный проект, на презентацию которого мы приглашаем всех желающих.

Заповедник находится в лесостепной зоне, поэтому в нем обитают звери как лесов (белка, лесной хорек, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорек, большой тушканчик). В заповедных лесах обитают также норка, горностай, ласка. Из крупных хищников в заповеднике обитает волк (зимой их количество доходит до 20)

Самым многочисленным видом хищников является обыкновенная лисица. Большинство ее нор, используемых для вывода потомства, располагаются недалеко от лесных опушек.

В Красную книгу России из обитающих в заповеднике занесены выхухоль, змееяд, орёл-могильник, беркут, орлан-белохвост и другие.

Богат и растительный мир заповедника – на его территории отмечено 1007 видов высших растений. Леса заповедника преимущественно сосновые с примесью дуба, но встречаются также и чистые дубравы. Здесь также можно полакомиться брусникой и черникой и даже обнаружить исчезающий вид папоротника – страусник обыкновенный.

 

Однако главным объектом охраны являются бобры. В заповеднике был создан первый в мире экспериментальный бобровый питомник для размножения и изучения бобра. В настоящий момент ученые заповедника изучают особенности жизни бобров, а также вывозят их для разведения в другие районы России.

-Теперь мы совершим экспедицию по Уссурийскому заповеднику вместе со следующей группой.

«Уссурийский заповедник»

На востоке нашей страны, в Приморском крае, находится один из старейших заповедников Дальнего Востока – Уссурийский.

Его территория невелика, удалена от моря; здесь нет высоких гор, стремительных рек, водопадов. Однако, занимая такое “укромное” местоположение, он вносит весомый вклад в дело охраны природы, поскольку обладает своим, только ему присущим богатством.

Это богатство – уникальный крупный массив лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, почти не сохранившихся на территории Дальнего Востока.

Основную часть территории заповедника покрывают леса.

Наиболее характерные породы деревьев — сосна кедровая корейская (кедр корейский), пихты цельнолистная и белокорая, береза жёлтая, липа амурская. В лесах можно встретить редкие виды растений, занесенные в «Красную книгу России», например женьшень.

В уссурийской тайге в больших количествах обитают такие животные, как кабан, изюбр, благородный олень, барсук, колонок, белка. К особо охраняемым животным относятся белогрудый медведь, дальневосточный лесной кот.

Амурский тигр – настоящий хозяин уссурийской тайги. Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает почти четырех метров, самки меньше. Высота в холке до 115 см, масса в отдельных случаях до 300 кг. Обычный взрослый самец в природе весит в пределах 180‒— 220 кг, в среднем около 200 кг. Самый крупный амурский тигр, при весе в 384 кг, имел длину тела 317 см, хвоста 114 см. Уши Амурского тигра очень короткие, так как он обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.


 

Приокско – террасный заповедник

Совершим небольшое путешествие на юг Московской области. Здесь на левобережье реки Оки находится Приокско-террасный заповедник, который был создан в июне 1945 года, сразу после окончания войны.

Среди более тысячи видов растений, которые растут в заповеднике, есть редкие, занесённые в Красную книгу. Например, венерин башмачок, рябчик русский. Особо охраняемыми участками являются островки степной растительности в окружении сосновых боров. Такую растительность называют «окская флора» Она уникальна для Подмосковья, так как подобные растения обычно встречаются южнее.

Основными видами деревьев являются: сосна, ель, липа, дуб, берёза, осина.

На болотах растут клюква, голубика, росянка, сабельник.

Фауна Приокско-Террасного заповедника в целом типична для центра Русской равнины. Тут отмечено 54 вида диких млекопитающих ,140 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб.

Особенно разнообразна в заповеднике фауна птиц. Кого тут только нет: зяблик, большая синица, лесной конек, горихвостка, пеночка-трещотка, поползень, дрозд, сойка, мухоловка-пеструшка и многие другие.

Леса заповедника отличаются обилием и разнообразием копытных животных. Здесь живут лоси и кабаны.

В 1964 году на территорию заповедника проникли из соседних охотничьих хозяйств пятнистые олени .

Разнообразна фауна и ночных обитателей – летучих мышей.

Самый многочисленный из относительно крупных хищников – лисица. Также в заповеднике представлены обычные обитатели лесов – куница, ласка, горностай.

С 2006 года по настоящее время постоянно обитает рысь. В речки заповедника регулярно заходит со стороны Оки выдра в поисках рыбы и лягушек.

И, конечно же, гордостью заповедника является зубр. В зубровом питомнике звери живут в условиях, приближенных к естественным.

В 1947 году на территории заповедника создан Центральный зубровый питомник .

Группо-

вая

работа

Группо-

вая

Индивиду-альная

К. Слушает и слышит собе­седника, ведет и поддер­живает диалог, аргумен­тированно отстаивает собственное мнение.

П.: успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информа­цию для решения учеб­ных и практических за­дач.

П.:

приводят примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей.

К.: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи.

5.Этап самостоятель-ной работы с самопровер-кой по эталону.

 

 Организует выполнение заданий


 

Викторина

Кроссворд


 

Группы самостоятельно с последующей демонстрацией заполняют журнал путешественника; разгадывают кроссворд.

Индивиду-альная работа

Р. Ставит учебную задачу и контролирует её выпол­нение. Умеет доводить дело до конца. Принима­ет и удерживает цель задания в процессе его выполнения.

6.Итог урока.

Рефлексия

Обобщить полученные на уроке знания

Музыкальный видеоролик.

Проводит беседу по вопросам:

-Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

-Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить?

-Нашей планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь?

-Спасибо за урок!

Самоопределяются

Поднимают цветные ладошки за сохранение природы.

Фронталь-ная

Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной моти­вации, самоконтроля и самооценки.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.