Технологическая карта урока окружающего мира «Заповедники России» (3 класс)
Технологическая карта урока окружающего мира
Класс 3-В
Учитель-Алымова Н.И.
УМК: « Начальная школа 21 века» ( авт. Виноградова Наталья Фёдоровна)
Тема урока |
Заповедники России |
Тип урока |
Решение частных задач; урок – путешествие (защита мини- проекта) |
Цели педагогической деятельности |
Создать условия для формирования представлений о заповедниках России |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные: научатся пользоваться дополнительными источниками информации; получат возможность научиться: используя дополнительные источники информации, готовить сообщения о заповедниках России и их особенностях. Метапредметные: Познавательные - добывают новые знания: находят ответы на вопросы в тексте и иллюстрациях, дополнительной литературе; осознанно и произвольно строят речевые высказывания. Коммуникативные - слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. Регулятивные - ставит учебную задачу и контролирует её выполнение; умеет доводить дело до конца; принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Личностные - стремление иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
Методы и формы обучения |
частично-поисковый; фронтальная, индивидуальная, групповая |
Ведущая педагогическая методология: |
реализация системно-деятельностного подхода. |
Используемая технология: |
технология проблемно–диалогического обучения |
Информационно-технологические ресурсы |
компьютер, проектор, фото животных, карточки для групповой работы |
Организационная структура урока
Этапы урока |
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формы совзаимо- действия |
Универсальные учебные действия |
1.Мотивация к учебной деятельности.
|
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала |
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися. Организует беседу по вопросам.
Урок начинается со слов учителя: - У нас сегодня необычный урок. Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями. Улыбнитесь друг другу и глазками пожелайте друг другу удачи. На уроке будь старательным, |
Приветствуют учителя, гостей и друг друга. Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и формулируют их. |
Фрон-тальная работа |
Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |
2.Этап актуализации и пробного учебного действия |
Беседа. Приём «Вводный вопрос». |
– Сегодня наш урок мне хочется начать словами: (слайд №1) Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя! Е. Евтушенко - О чём говорится в этом стихотворении? (Об охране природы). - Что мы делаем для того, чтобы сберечь природу? (открываем заповедники) - Что такое «заповедники»? -Где можно взять эту информацию? Давайте обратимся к словарям. (Слайд №) Заповедники - это место, где всё находится под строгой охраной, где запрещена любая хозяйственная деятельность человека, а вход разрешён только его сотрудникам или научным работникам. - Ребята, как вы понимаете, что такое заповедник? - Кто из вас догадался, над какой темой урока мы сегодня будем работать? - Для того, чтобы пополнить свой багаж знаний - мы с вами отправляемся в экспедицию по заповедным местам. А поможет нам передача «Клуб путешественников», участниками которой будете вы.
|
предлагают свои версии |
Фронталь- ная |
Предметные: Объясняет, что такое «заповедник». Обсуждает информацию, отвечает на проблемные вопросы. |
3.Поиск решения проблемы (откры- тие нового знания) |
Презентация. Игра. Передача «Клуб путешест-венников» |
Формулируют и озвучивают поставленные цели урока Ведущий передачи «Клуб путешественников» - Добрый день, уважаемые гости и коллеги! Сегодня мы с Вами совершим удивительное путешествие по заповедникам, находящимся в различных уголках нашей необъятной страны. Увидим естественную красоту природных зон, не тронутых рукой человека. Познакомимся с редкими видами животных и растений, и даже составим свой «журнал путешественника» Основными целями нашего путешествия являются:
1.Изучить историю возникновения заповедников в России. 2.Посетить Воронежский заповедник, определить причину его создания, выяснить, какие задачи решают сегодня ученые этого заповедника. 3.Ознакомиться с многообразием флоры и фауны Уссурийского заповедника. Определить его географические особенности.
|
Р. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. П.: приводят примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей |
||
4.Этап построения и реализации построенного проекта . |
Весь класс делится на 4 группы: Историки Специалисты по: Воронежскому заповедник у; Уссурийскому заповеднику; Приокско –Террасному заповеднику. |
Готовятся к групповой работе, осознают свою задачу Рассказывают об основных заповедниках нашей страны, называют охраняемые растения и животные |
Р.: различает способ деятельности и результат; адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности; составляет план и последовательность действий. |
||
Виртуальное путешествие по заповедникам
Физкультминутка Выполнить задание в «журнале путешественника» |
Проводит виртуальную экскурсию при помощи слайдов, видеофильма. |
Распределяют роли в группе, обсуждают и отбирают материал для выступления в соответствии со своей ролью, готовят выступление Материалы для выступления «специалистов» Историки. Давайте же начнем наше увлекательное путешествие с экскурсии в глубину веков. В этом нам помогут наши специалисты по истории Первые сведения о частичной охране природных территорий государством относятся к временам правления на Киевской Руси великого князя Всеволода и Владимира Мономаха (конец IX – начало XII века). В период царствования царя Алексея Михайловича Романова, к западу от Москвы в районе Звенигорода существовала «Кунцевская местность» - заповедная сторона, строго охраняемая для царских охот. Особое место в организации охраны природы принадлежит Петру I. Именно тогда государственные мероприятия стали целенаправленными и систематическими. Указаниями царя были определены водоохранные леса, запрещалась вырубка деревьев в 30 верстах от больших рек и в 20 – от малых, в этих лесах нельзя было даже пасти скот. Была ограничена или полностью запрещена рубка корабельных сосновых лесов в окрестностях Санкт-Петербурга, в Поволжье, на Южном Урале. Для охраны лесов Петр I создал специальную лесную стражу и установил за нарушения весьма суровые наказания. Он также начал регулировать рыболовство и охоту. Однако все эти меры еще не являлись охраной дикой природы в том смысле, в котором мы ее понимаем сейчас. Представители флоры и фауны в то время охранялись не потому, что находились под угрозой исчезновения, а для того, чтобы использовать их только для строго определенной цели (царской охоты или постройки флота). Первый в России заповедник, Баргузинский, был создан 11 января 1916 года в Бурятии для защиты, сохранения и увеличения численности соболя. На момент создания насчитывалось всего 20—30 особей соболя, в настоящее время — 1—2 особи на 1 км². А сейчас я приглашаю вас посетить его вместе с нами. Внимание на экран!(слайд) Сейчас в России 11 января – день основания Баргузинского заповедника - считается Днем заповедников и национальных парков. В нашей стране этот день стал отмечаться с 1997 года по инициативе международных организаций: Центра охраны дикой природы и Всемирного фонда дикой природы. Благодарим Вас за внимание! Воронежский заповедник
- Уважаемые коллеги и гости! Мы с вами отправляемся в уникальный край, где смешанные леса переходят в лесостепи и степи, а потому лесные и степные животные и растения соседствуют друг с другом. Во многом поэтому в Центрально-Черноземном районе находятся два крупных заповедника нашей страны – Воронежский государственный биосферный заповедник и Центрально-Черноземный заповедник имени Алехина. Сначала мы совершим путешествие в первый из них, который находится в соседней с нами Воронежской области, в 40 километрах к северу от города Воронежа. Все готовы? Внимание на экран! Воронежский государственный биосферный заповедник был основан почти сто лет назад, в 1923 году на севере Воронежской области в местности по берегам рек Воронеж, Усмань и Ивница. Его площадь составляет чуть более 31 тысячи гектаров. Наша научно-исследовательская группа получила официальное приглашение посетить Центрально-Черноземный заповедник имени В.В. Алехина весной для детального изучения природы Курской области. Этому путешествию будет посвящен отдельный проект, на презентацию которого мы приглашаем всех желающих. Заповедник находится в лесостепной зоне, поэтому в нем обитают звери как лесов (белка, лесной хорек, дятел, лось, кабан), так и степей (степной хорек, большой тушканчик). В заповедных лесах обитают также норка, горностай, ласка. Из крупных хищников в заповеднике обитает волк (зимой их количество доходит до 20) Самым многочисленным видом хищников является обыкновенная лисица. Большинство ее нор, используемых для вывода потомства, располагаются недалеко от лесных опушек. В Красную книгу России из обитающих в заповеднике занесены выхухоль, змееяд, орёл-могильник, беркут, орлан-белохвост и другие. Богат и растительный мир заповедника – на его территории отмечено 1007 видов высших растений. Леса заповедника преимущественно сосновые с примесью дуба, но встречаются также и чистые дубравы. Здесь также можно полакомиться брусникой и черникой и даже обнаружить исчезающий вид папоротника – страусник обыкновенный.
Однако главным объектом охраны являются бобры. В заповеднике был создан первый в мире экспериментальный бобровый питомник для размножения и изучения бобра. В настоящий момент ученые заповедника изучают особенности жизни бобров, а также вывозят их для разведения в другие районы России. -Теперь мы совершим экспедицию по Уссурийскому заповеднику вместе со следующей группой. «Уссурийский заповедник» На востоке нашей страны, в Приморском крае, находится один из старейших заповедников Дальнего Востока – Уссурийский. Его территория невелика, удалена от моря; здесь нет высоких гор, стремительных рек, водопадов. Однако, занимая такое “укромное” местоположение, он вносит весомый вклад в дело охраны природы, поскольку обладает своим, только ему присущим богатством. Это богатство – уникальный крупный массив лиановых хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, почти не сохранившихся на территории Дальнего Востока. Основную часть территории заповедника покрывают леса. Наиболее характерные породы деревьев — сосна кедровая корейская (кедр корейский), пихты цельнолистная и белокорая, береза жёлтая, липа амурская. В лесах можно встретить редкие виды растений, занесенные в «Красную книгу России», например женьшень. В уссурийской тайге в больших количествах обитают такие животные, как кабан, изюбр, благородный олень, барсук, колонок, белка. К особо охраняемым животным относятся белогрудый медведь, дальневосточный лесной кот. Амурский тигр – настоящий хозяин уссурийской тайги. Длина тела у самцов амурского тигра до кончика хвоста достигает почти четырех метров, самки меньше. Высота в холке до 115 см, масса в отдельных случаях до 300 кг. Обычный взрослый самец в природе весит в пределах 180‒— 220 кг, в среднем около 200 кг. Самый крупный амурский тигр, при весе в 384 кг, имел длину тела 317 см, хвоста 114 см. Уши Амурского тигра очень короткие, так как он обитает в холодной местности. Амурский тигр различает цвета. Ночью он видит в пять раз лучше, чем человек.
Приокско – террасный заповедник Совершим небольшое путешествие на юг Московской области. Здесь на левобережье реки Оки находится Приокско-террасный заповедник, который был создан в июне 1945 года, сразу после окончания войны. Среди более тысячи видов растений, которые растут в заповеднике, есть редкие, занесённые в Красную книгу. Например, венерин башмачок, рябчик русский. Особо охраняемыми участками являются островки степной растительности в окружении сосновых боров. Такую растительность называют «окская флора» Она уникальна для Подмосковья, так как подобные растения обычно встречаются южнее. Основными видами деревьев являются: сосна, ель, липа, дуб, берёза, осина. На болотах растут клюква, голубика, росянка, сабельник. Фауна Приокско-Террасного заповедника в целом типична для центра Русской равнины. Тут отмечено 54 вида диких млекопитающих ,140 видов птиц, 5 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных и 8 видов рыб. Особенно разнообразна в заповеднике фауна птиц. Кого тут только нет: зяблик, большая синица, лесной конек, горихвостка, пеночка-трещотка, поползень, дрозд, сойка, мухоловка-пеструшка и многие другие. Леса заповедника отличаются обилием и разнообразием копытных животных. Здесь живут лоси и кабаны. В 1964 году на территорию заповедника проникли из соседних охотничьих хозяйств пятнистые олени . Разнообразна фауна и ночных обитателей – летучих мышей. Самый многочисленный из относительно крупных хищников – лисица. Также в заповеднике представлены обычные обитатели лесов – куница, ласка, горностай. С 2006 года по настоящее время постоянно обитает рысь. В речки заповедника регулярно заходит со стороны Оки выдра в поисках рыбы и лягушек. И, конечно же, гордостью заповедника является зубр. В зубровом питомнике звери живут в условиях, приближенных к естественным. В 1947 году на территории заповедника создан Центральный зубровый питомник . |
Группо- вая работа Группо- вая Индивиду-альная |
К. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. П.: успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. П.: приводят примеры нескольких заповедников России и называет их обитателей. К.: доносят свою позицию до других, оформляют свои мысли в устной речи. |
|
5.Этап самостоятель-ной работы с самопровер-кой по эталону. |
Организует выполнение заданий
Викторина Кроссворд
|
Группы самостоятельно с последующей демонстрацией заполняют журнал путешественника; разгадывают кроссворд. |
Индивиду-альная работа |
Р. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. |
|
6.Итог урока. Рефлексия |
Обобщить полученные на уроке знания Музыкальный видеоролик. |
Проводит беседу по вопросам: -Как вы считаете, достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока? -Для чего вам понадобятся полученные знания и, как вы сможете их применить? -Нашей планете угрожает опасность. Когда вы станете взрослыми, то только вы сможете её защитить. Вы согласны её сберечь? -Спасибо за урок! |
Самоопределяются Поднимают цветные ладошки за сохранение природы. |
Фронталь-ная |
Л.: Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. |