12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Верещагина Наталья Викторовна1820
учитель начальных классов
Россия, Красноярский край, Ачинск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Технологическая карта урока окружающего мира

Класс

3

Тема

Прогноз погоды

Цель

Создание условий для формирования представлений о способах прогноза погоды

Задачи

Сформировать представления о метеорологии, способах изучения погодных явлений.

Развивать умения работать с текстом, со схемой и рисунком , моделировать.

Развивать умение ставить цель урока, проводить итоговую и промежуточную рефлексию.

Развивать действия контроля и оценки

Планируемые результаты

Предметные:

- учащиеся дают определение, что такое прогноз погоды, метеорология;

- составляют модель изучения погоды;

- рассказывают по модели о системе работы современных ученых;

- называют приборы с помощью которых определяется состояние погоды;

- приводят пример народных примет прогноза погода.

УУД

Познавательные:

- моделируют;

- работают с информацией, понимают научный текст, отвечают на вопросы и строят свой текст на основе готового плана.

Коммуникативные:

-взаимодействуют в малой группе для работы с текстом, построении своего текста (модели) и презентации его классу;

- строят высказывания при ответе на вопрос, задают вопросы.

Регулятивные:

- оценивают результат работы другого ученика, сравнивают, дают рекомендации, что нужно повторить, что хорошо получается;

- определяют тему и цель урока с помощью учителя и опорных вопросов;

- проводят деятельностную и эмоциональную рефлексию во время урока и в конце урока.

Идея урока

Идея урока заключается в том, чтобы учащиеся ознакомившись с текстом про работу метеостанций, смоделировали систему современных способов прогноза погоды. В начале урока спланирован этап актуализации знаний – учащиеся проверяют, как умеет читать схему погоды ученик, работают с критериями. Отдельным этапом – работа с понятиями – через знание, как переводятся корни – осмыслить значение образованных от них слов.

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание

Деятельность учащихся

Актуализация знаний по теме «Погода»

Предлагает выполнить задание в паре

Ребята, 2 б класс вместе с нами изучают такую же тему по окружающему миру

Вите учительница дала задание – рассказать о погоде по схеме. Он просит помощи. Для это нужно ответить на вопросы «Верно ли выполнено домашнее задание? Что у Вити хорошо получается, а что нужно повторить»

Задние см. Приложение 1.

Какие критерии вы предлагаете взять для оценивания?

Выполняют задание учителя, оценивают результат работы Вити, предлагают для оценки приготовить шкалы, дать им название

- знает обозначения облачности;

- знает обозначения температуры;

- знает обозначения ветра;

- знает обозначения осадков

Делают вывод, что Витя хорошо знает, как читается осадки и облачность, но ему нужно повторить, что обозначают знаки про ветер и температуру.

Целеполагание

Организует целеполагание

На карточках небольшие тексты, разделите их на две группы.

Задание см. Приложение 2.

Кто может читать научные тексты о погоде?

Кто их составляет?

Сколько человек трудятся, чтобы мы узнали о том, какая погода будет?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Назовите задачи нашего урока?

Какая наука ……? Что такое ….?

Какие ученые …? Как научились …?

Учащиеся читают тексты и разделяют на группы: те, что написаны научным языком – прогнозы погоды, и художественные тексты.

Отвечают, что читают тексты дикторы, а составляют ученые

Формулируют тему урока «Прогноз погоды»

Определяют задачи урока, примерно:

Какая наука изучает прогнозы погоды?

Как называются ученые, которые этим занимаются?

Что такое прогноз погоды?

Моделирование деятельности службы прогноза погоды

Организует работу с понятиями

Ученые, которые изучают погоду, используют специальные слова. Давайте попробуем их объяснить.

У вас есть карточка – помощник, на которой написаны значения слов.

Гидро – вода

Метео – воздух

Центр – место, где все собирается в единое целое

Логия – наука

Проверьте, верно ли мы объясняли все слова

Учащиеся, с помощью карточек – помощников объясняют значение слова метеорология, гидрометцентр, метеоролог, метеостанция

Сверяют свои ответы с объяснениями учебного текста

Организует работу в группе изучения текста «Работа метеостанций», проверку понимания текста

Прочитайте текст о том, как в современном мире ученые узнают о погоде. Ответьте на вопросы текста.

См. Приложение 3.

Давайте проверим, как вы поняли текст, ответим на вопросы.

Читают текст, отвечают на вопросы в группе.

От группы выходит человек и вытягивает вопрос, группа отвечает, другие группы дополняют при необходимости.

Организует работу в группах по моделированию системы работы службы прогноза погоды

Давайте посмотрим на задачи урока, что мы уже узнали на уроке?

Давайте соберем модель, как мы узнаем о погоде. У вас есть необходимые картинки, расположите их правильно на листе бумаги, проведите нужные стрелочки.

У детей картинки наземной метеостанцией, морской метеостанцией, космической метеостанцией, воздушной метеостанцией, гидрометцентр, телестанция, радиостанция, телевизор, радио, смартфон

Учащиеся отвечают, что узнали, какая наука изучает погоду, ученые, которые этой наукой занимаются. Узнали о том, как работают метеостанции.

Учащиеся выполняют модель системы, полученную модель выносят на доску.

Сравнивают полученные модели, относятся к ним.

   

Сравните полученные модели на доске, отнеситесь к ним.

Кто сможет проговорить, как в современном мире узнают о погоде

Как раньше узнавали о погоде?

Прочитайте несколько народных примет?

Учащиеся проговаривают, как ученые узнают о погоде.

Отвечают на вопрос учителя, читают народные приметы

Итог урока

Подводит итог урока

Какая тема урока?

Что обозначают слова, которые узнали на уроке?

Метеостанция, метеорология, метеоролог, гидрометцентр?

Домашнее задание - на выбор, найти несколько народных примет о погоде

- рассказать об устройстве современной системы прогноза погоды

Дети восстанавливают тему урока.

Рефлексия

Организует итоговую рефлексию

Вернемся к задачам нашего урока, расскажите, какие задачи мы выполнили?

Расскажите о своих впечатлениях от урока

Учащиеся анализируют задачи урока, рассказывают о том, как они узнавали новый материал.

Делятся впечатлениями об уроке.

Приложение 1. Задания для работы в паре.

Ответ Вити: « На этой неделе кроме следующего понедельника не будет осадков, в понедельник будет дождь. В среду, и выходные дни будет ясная погода, в понедельник и вторник – пасмурно, в четверг и пятницу – переменная облачность.

Самый теплый день будет в понедельник, самый холодный в субботу, ночью возможны заморозки, температура будет ниже нуля. Ветер в большинстве дней дует на север с юга, значит несет теплую погоду».

Приложение 2. Тексты о погоде.

Текст № 1.

На улице стояла прекрасная погода-небо было ярко-голубое, по нему медленно плыли пушистые облачка, слегка дул прохладный ветерок, пуская едва заметную рябь на речку.
С утра погода не изменилась-всё так же шел проливной дождь, пахло прелыми листьями, а в лужах отражалось хмурое питерское небо.

Текст № 2.

На улице великолепная погода! свежий ветерок создает чувство прохлады в столь жаркую погоду

Текст № 3.

В Москве ожидается малооблачно, кучевые облака. Осадки – слабый дождь Атмосферное давление ниже нормы. Температура воздуха +10..+11°C. Ветер слабый, северный.

Текст № 4.

Стремительно и напористо из-за горизонта надвинулась темная туча и как-то разом заволокла небо. Накрепко заточила яркое солнце в свою темницу. Стало хмуро. На какой-то миг все притихло, но только на миг. Словно спохватившись, задул резкий холодный ветер и поднял на реке злые черные волны.

Текст № 5.

В области циклона погода неустойчива, облачные гряды, разрушающиеся в ночные часы, к полудню вновь восстанавливаются, так что вероятность скоротечных ливневых дождей здесь еще сохранится. А вот на востоке страны ситуация более стабильна, влагосодержание воздуха здесь существенно меньше, так что вероятность дождей минимальна, да и антициклон не даст образоваться мощным дождевым облакам.

Приложение 3. Тексты для изучения в группе « Как узнают о погоде» Источник – учебник «Окружающий мир» авт. Л.М. Цветова

Ученые – метеорологи ведут ежедненвные наблюдения за изменениями погоды по всему миру. Для ведения таких наблюдений строят специальные метеостанции. Четыре раза в день, а то и чаще, ученые записывают показания разных приборов, которые говорят им об изменениях направления и силы ветра, о температуре воздуха, влажности воздуха и других признаках погоды.

Однако такие метеостанции могут рассказать лишь о о том, что происходит на поверхностти Земли. А так как погода связана и с облаками, и с ветром, важно знать, какая погода высоко над поверхностью земли, как она меняется. Для этого ученые на специальных воздушных шарах поднимают специальные приборы, которые передают свли показания с помощью радиоволны. Эти сведения тоже поступают на метеостанцию.

На нашей планете большое пространство занимают моря и океаны. Там не построишь метеостанцию. Поэтому специальные морские суда отправляются в длительные плавания для того, чтобы наблюдатть за погодой. Эти суда можно назвать морскими метеостанциями.

Сведения с разных метеостанций собираются в гидрометеоцетре, и метеорологи наносят их на специальную метеокарту. ПО ней они анализируют движение х олодного и теплого воздуха в атмосфере и делают прогноз на ближайшие сутки. Затем готовый прогноз отправляют на рабло и телевидение и сообщают всем нам.

Во многих случая погоды на ближайшие сутки бывает недостаточно. Нужен точный прогноз погоды на неделю вперед или больше. Чтобы его сделать, нужно собрать сведения не только с близких метеостанций, но и очень удаленных мест. Собрать сведения об изменениях погоды можно с помощью искусственных спутников Земли. На них устанавливают специальные приборы, таеи спутник наваются космическими метостанциями.

Информация со спутников также поступает в гидрометеоцентр. Полученные данные обрабатывают с помощью компьютеров. Такими прогнозами пользуюся пилоты пассажирских и грузовыъ самолетов, капитаны морских и речных кораблей и люди многих других профессий.

Вопросы:

Какую работы выполняет метеостанция?

Какие бывают метеостанции?

Что такое гидрометеоцентр?

Почему погоду нужно наблдать с космоса?

Картинки для моделирования

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (2)

Проскурина Злата Александровна, 20.07.17 в 14:50 1 Ответить Пожаловаться
Очень интересная тема! Спасибо за разработку! Возьму на вооружение.
Татьяна Бернгардт, 03.08.17 в 19:36 0 Ответить Пожаловаться
Здорово!!! Впрочем - как всегда - на высоте! Когда будет издан Ваш методический сборник? С нетерпением ждем :)))
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.