Рабочая программа по русскому языку для 5 класса по УМК Т.А. Ладыженской
Планируемые предметные результаты освоения русского языка в 5 классе
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:
Личностные
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих и моральных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
4) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
Метапредметные
1) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне;
2) коммуникативно целесообразное взаимодействие с другими людьми в процессе речевого общения;
3) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
Предметные
1. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
2. К концу 5 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический;
- определять стиль и тип текста;
- соблюдать все основные нормы литературного языка.
По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5 классе пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.
По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.
Речь и речевое общение | |
Ученик научится: • использовать различные виды монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) в различных ситуациях общения; • использовать различные виды диалога в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения; • соблюдать нормы речевого поведения в типичных ситуациях общения; • оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия ситуации речевого общения, достижения коммуникативных целей речевого взаимодействия, уместности использованных языковых средств; • предупреждать коммуникативные неудачи в процессе речевого общения. | Ученик получит возможность научиться: • выступать перед аудиторией; публично представлять проект; публично защищать свою позицию; • участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать; • понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их. |
Речевая деятельность. Аудирование | |
Ученик научится: • передавать содержание художественного аудиотекста в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого). | Ученик получит возможность научиться: • понимать явную и скрытую (подтекстовую) информацию текста, анализировать и комментировать её в устной форме. |
Речевая деятельность. Чтение | |
Ученик научится: • понимать содержание прочитанных учебно-научных, художественных текстов и воспроизводить их в устной форме в соответствии с ситуацией общения, а также в форме ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого), в форме плана, тезисов (в устной и письменной форме); • использовать практические умения ознакомительного, изучающего, просмотрового способов (видов) чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; • передавать схематически представленную информацию в виде связного текста; • использовать приёмы работы с учебной книгой, справочниками и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. | Ученик получит возможность научиться: • извлекать информацию по заданной проблеме, высказывать собственную точку зрения на решение проблемы. |
Речевая деятельность. Говорение | |
Ученик научится: • создавать устные монологические и диалогические высказывания (в том числе оценочного характера) на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, бытовые, учебные темы (в том числе лингвистические, а также темы, связанные с содержанием других изучаемых учебных предметов) разной коммуникативной направленности в соответствии с целями и ситуацией общения (сообщение, небольшой доклад в ситуации учебно-научного общения, бытовой рассказ о событии, история, участие в беседе, споре); • обсуждать и чётко формулировать цели, план совместной групповой учебной деятельности, распределение частей работы; • соблюдать в практике устного речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию, правила речевого этикета. | Ученик получит возможность научиться: • создавать устные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения; • выступать перед аудиторией с докладом; публично защищать проект; • участвовать в дискуссии на учебно-научные темы, соблюдая нормы учебно-научного общения; • анализировать и оценивать речевые высказывания с точки зрения их успешности в достижении прогнозируемого результата. |
Речевая деятельность. Письмо | |
Ученик научится: • излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана; • соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию. | Ученик получит возможность научиться: • составлять аннотации, тезисы выступления. |
Текст | |
Ученик научится: • осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п. | Ученик получит возможность научиться: • создавать в устной и письменной форме учебно-научные тексты (аннотация, рецензия, реферат, участие в беседе, дискуссии) с учётом внеязыковых требований, предъявляемых к ним, и в соответствии со спецификой употребления в них языковых средств. |
Функциональные разновидности языка | |
Ученик научится: • владеть практическими умениями различать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы; • оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими информационными сообщениями. | Ученик получит возможность научиться: • различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, тексты художественной литературы с точки зрения специфики использования в них лексических, морфологических, синтаксических средств; • выступать перед аудиторией сверстников с небольшой протокольно-этикетной, развлекательной, убеждающей речью. |
Общие сведения о языке | |
Ученик научится: • характеризовать основные социальные функции русского языка в России и мире; • оценивать использование основных изобразительных средств языка. | Ученик получит возможность научиться: • характеризовать вклад выдающихся лингвистов в развитие русистики. |
Фонетика и орфоэпия. Графика | |
Ученик научится: • проводить фонетический анализ слова; • соблюдать основные орфоэпические правила современного русского литературного языка; • извлекать необходимую информацию из орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. | Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства фонетики (звукопись); • выразительно читать прозаические и поэтические тексты; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфоэпических словарей и справочников; использовать её в различных видах деятельности. |
Морфемика и словообразование | |
Ученик научится: • делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; • применять знания и умения по морфемике и словообразованию в практике правописания, а также при проведении грамматического и лексического анализа слов. | Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства словообразования в художественной речи и оценивать их; |
Лексикология | |
Ученик научится: • проводить лексический анализ слова, характеризуя лексическое значение, принадлежность слова к группе однозначных или многозначных слов, указывая прямое и переносное значение слова; • подбирать к словам синонимы, антонимы; • соблюдать лексические нормы в устных и письменных высказываниях; • использовать лексическую синонимию как средство исправления неоправданного повтора в речи и как средство связи предложений в тексте; • опознавать основные виды тропов, построенных на переносном значении слова (метафора, эпитет, олицетворение); • пользоваться различными видами лексических словарей (толковым словарём, словарём синонимов, антонимов, фразеологическим словарём и др.) и использовать полученную информацию в различных видах деятельности. | Ученик получит возможность научиться: • объяснять общие принципы классификации словарного состава русского языка; • аргументировать различие лексического и грамматического значений слова; • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; • извлекать необходимую информацию из лексических словарей разного типа (толкового словаря, словарей синонимов, антонимов, устаревших слов, иностранных слов, фразеологического словаря и др.) и справочников, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Морфология | |
Ученик научится: • опознавать самостоятельные (знаменательные) части речи и их формы, служебные части речи; • анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи; • употреблять формы слов различных частей речи в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять морфологические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа; | Ученик получит возможность научиться: • анализировать синонимические средства морфологии; • опознавать основные выразительные средства морфологии в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления морфологических средств в текстах научного и официально-делового стилей речи; • извлекать необходимую информацию из словарей грамматических трудностей, в том числе мультимедийных; использовать эту информацию в различных видах деятельности. |
Синтаксис | |
Ученик научится: • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды; • употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка; • применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа. | Ученик получит возможность научиться: • опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и художественной речи и оценивать их; объяснять особенности употребления синтаксических конструкций в текстах научного и официально-делового стилей речи; |
Правописание: орфография и пунктуация | |
Ученик научится: • соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объёме содержания курса); • объяснять выбор написания в устной форме (рассуждение) и письменной форме (с помощью графических символов); • обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; • извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников; использовать её в процессе письма. | Ученик получит возможность научиться: • демонстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи; • извлекать необходимую информацию из мультимедийных орфографических словарей и справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма. |
Язык и культура | |
Ученик научится: • приводить примеры, которые доказывают, что изучение языка позволяет лучше узнать историю и культуру страны; • уместно использовать правила русского речевого этикета в учебной деятельности и повседневной жизни. | Ученик получит возможность научиться: • характеризовать на отдельных примерах взаимосвязь языка, культуры и истории народа — носителя языка; • анализировать и сравнивать русский речевой этикет с речевым этикетом отдельных народов России и мира. |
2. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Язык и речь Язык и человек. Общение устное и письменное. Чтение и его виды. Слушание и его приёмы. Научный, художественный, разговорный стили речи. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Владеть основными нормами русского литературного языка, уметь корректировать с этой позиции собственную речь. Различать образцы устной и письменной речи, их особенности. Иметь представление о нормах речевого поведения в типичных ситуациях общения, выбирать языковые средства в зависимости от цели, темы, основной мысли высказывания |
Повторение I. Части слова. Орфограмма. Место орфограмм в словах. Правописание проверяемых и непроверяемых гласных и согласных в корне слова. Правописание букв и, у, а после шипящих. Разделительные ъ и ь. II. Части речи. Глагол: время, лицо, число, род (в прошедшем времени). Правописание гласных в личных окончаниях наиболее употребительных глаголов I и II спряжения; буква ь во 2-м лице единственного числа глаголов. Правописание -тся и -ться в глаголах; раздельное написание не с глаголами. Имя существительное: три склонения, род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях существительных. Буква ь на конце существительных после шипящих. Имя прилагательное: род, падеж, число. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных. Местоимения 1, 2 и 3-го лица. Наречие (ознакомление). Раздельное написание предлогов с другими словами. III. Текст. Тема текста, его основная мысль. Изложение подробное, по плану. Правка текста. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Осознавать смыслоразличительную функцию звука. Распознавать гласные и согласные звуки, уметь находить ударные и безударные гласные звуки, характеризовать согласные звуки как шумные и сонорные, глухие и звонкие, мягкие и твердые. Иметь представление об орфографии как о системе правил, формировать орфографическую зоркость. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ слова при выборе правильного написании. |
Синтаксис и пунктуация I. Основные синтаксические понятия (единицы): словосочетание, предложение, текст. Пунктуация как раздел науки о языке. Словосочетание: главное и зависимое слово в словосочетании. Предложение. Простое предложение; виды простых предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные. Восклицательные и невосклицательные предложения. Знаки препинания: знаки завершения (в конце предложения), выделения, разделения (повторение). Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения, второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Нераспространённые и распространённые предложения (с двумя главными членами). Предложения с однородными членами, не связанными союзами, а также связанными союзами а, но и одиночным союзом и; запятая между однородными членами без союзов и c союзами а, но, и. Обращение, знаки препинания при обращении. Синтаксический разбор словосочетания и предложения. Сложное предложение. Наличие двух и более грамматических основ как признак сложного предложения. Сложные предложения с союзами (с двумя главными членами в каждом простом предложении). Запятая между простыми предложениями в сложном перед и, а, но, чтобы, потому что, хотя, когда, который, что, если. Прямая речь после слов автора и перед ними; знаки препинания при прямой речи. Тире в начале реплик диалога. Пунктуационный разбор простого предложения. II. Умение соблюдать правила пунктуации в рамках изученного материала. Умение интонационно правильно произносить повествовательные, вопросительные, побудительные и восклицательные предложения, а также предложения с обобщающим словом. III. Диалог, этикетные диалоги. Письмо как одна из разновидностей текста. Устное и письменное сжатое изложение. Сочинение-повествование. Отзыв о сочинении товарища. Сочинение по картине. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Осознавать роль синтаксиса в формировании и выражении своей мысли, различие словосочетания и предложения. Определять границы предложений и способы их передачи в устной и письменной речи. Распознавать виды предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске. Различать интонационные и смысловые особенности повествовательных, побудительных, вопросительных, восклицательных предложений. употреблять их в речевой практике. Уметь различать главные и второстепенные члены предложения. Уметь выполнять синтаксический разбор предложения. Уметь находить однородные члены предложения, обращения. Формировать пунктуационную зоркость, освоить содержание изученных пунктуационных правил и алгоритм их использования, соблюдать основные пунктуационные нормы в письменной речи. |
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография. Культура речи I. Фонетика как раздел науки о языке. Звук как единица языка. Звуки речи; гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные. Твёрдые и мягкие согласные, не имеющие парных звуков. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Звонкие и глухие согласные, не имеющие парных звуков. Гласные и согласные в речи. Фонетический разбор слова. Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка. Орфоэпические словари. Графика как раздел науки о языке. Обозначение звуков речи на письме; алфавит. Печатные и рукописные буквы; прописные и строчные. Обозначение мягкости согласных. Мягкий знак для обозначения мягкости согласных. Звуковое значение букв е, ё, ю, я. Орфографический разбор. Орфографические словари. II. Умение соблюдать основные правила литературного произношения в рамках требований учебника; произносить гласные и согласные перед гласным е. Умение находить справки о произношении слов в различных словарях (в том числе орфоэпических). III. Описание предмета, картины (натюрморта). Отбор языковых средств в зависимости от темы, задачи, адресата высказывания. Подробное изложение повествовательного текста с описанием. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Осознавать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные звуки. Уметь находить ударные и безударные гласные звуки, характеризовать согласные звуки как шумные и сонорные, глухие и звонкие. мягкие и твердые. Иметь представление об орфографии как о системе правил, формировать орфографическую зоркость. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ слова при выборе правильного написания |
Лексика I. Лексика как раздел науки о языке. Слово как единица языка. Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Толковые словари. II. Умение пользоваться толковым словарём, словарём антонимов и др. Умение употреблять слова в свойственном им значении. III. Сочинение-рассуждение. Подробное изложение от 3-го лица. Описание изображённого на картине. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Понимать роль слова в понимании и выражении мыслей, чувств, эмоций; расширять свой лексический запас, различать однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова, опознавать омонимы, синонимы, антонимы. Опознавать фразеологические обороты, умело использовать их в своей речи; извлекать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов |
Морфемика. Орфография I. Морфемика как раздел науки о языке. Морфема как наименьшая значимая часть слов. Изменение и образование слов. Основа и окончание в самостоятельных словах. Нулевое окончание. Роль окончаний в словах. Корень, суффикс, приставка; их назначение в слове. Чередование гласных и согласных в слове. Беглые гласные. Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Правописание гласных и согласных в приставках; буквы з и с на конце приставок. Правописание чередующихся гласных а и о в корнях -лаг- — -лож-, -раст- — -рос-. Буквы ё — о после шипящих в корне. Буквы и и ы после ц. II. Умение соблюдать правила орфографии в рамках изученного материала. Умение пользоваться орфографическими словарями. III. Рассуждение, его структура и разновидности. Рассуждение в повествовании. Письмо-повествование. Описание картины с элементами рассуждения. Выборочное изложение. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Осознавать морфему как значимую единицу языка, роль морфем в в процессах формо- и словообразования. Опознавать морфемы и членить слово на морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова. Сопоставлять морфемную структуру слова и способ его образования, анализировать словообразовательную структуру слова. Уметь производить морфемный разбор слова |
Морфология. Правописание I. Имя существительное как часть речи. Синтаксическая роль имени существительного в предложении. Существительные одушевлённые и неодушевлённые (повторение). Существительные собственные и нарицательные. Большая буква в географических названиях, в названиях улиц и площадей, в названиях исторических событий. Большая буква в названиях книг, картин и кинофильмов, спектаклей, литературных и музыкальных произведений; выделение этих названий кавычками. Род существительных. Существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа. Три склонения имён существительных. Падеж имён существительных. Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных. Склонение существительных на -ия, -ий, -ие. Буквы о — е после шипящих и ц в окончаниях существительных. Морфологический разбор имён существительных. II. Умение согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с существительными, род которых может быть определён неверно (например, фамилия, яблоко). Умение правильно образовывать у имён существительных формы именительного (инженеры, выборы) и родительного падежа множественного числа (чулок, мест и т. д.). Умение использовать в речи существительные-синонимы для более точного выражения мыслей и устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Доказательства и объяснения в рассуждении. Сжатое изложение-повествование. Подробное изложение с изменением лица рассказчика. I. Имя прилагательное как часть речи. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных с основой на шипящую. Полные и краткие прилагательные. Морфологический разбор имён прилагательных. II. Умение правильно ставить ударение в краткой форме прилагательных (труден, трудна, трудно). Умение пользоваться в речи прилагательными-синонимами для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданных повторений одних и тех же слов. III. Описание животного. Структура данного жанра, его стилистические разновидности. Сочинение с описанием животного в рассказе (по плану). I. Глагол как часть речи. Синтаксическая роль глагола в предложении. Не с глаголами. Неопределённая форма глагола (инфинитив на –ть (-ться), -ти (-тись), -чь (-чься). Правописание –ться и -чь (-чься) в неопределённой форме (повторение). Совершенный и несовершенный вид глагола. Правописание чередующихся гласных е — и в корнях глаголов -бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- —-пир-, -тер- — -тир-, -стел- — -стил-. Время глагола: прошедшее, настоящее, будущее. Спряжение глагола. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов. Морфологический разбор глагола. II. Соблюдение правильного ударения в глаголах, при произношении которых допускаются ошибки (начать, понять; начал, понял; начала, поняла; повторит и др.). Умение согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. Умение употреблять при глаголах существительные в нужном падеже. Умение использовать в речи глаголы-синонимы (например, со значением высказывания, перемещения, нахождения) для более точного выражения мыслей, для устранения неоправданного повторения слов. III. Понятие о рассказе, особенностях его структуры и стиля. Рассказ на тему пословицы. Невыдуманный рассказ о себе. Рассказы по сюжетным картинкам. Репортаж. Устный рассказ по рисунку. Сжатое изложение рассказа. Изложение лингвистического текста. |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Анализировать и характеризовать морфологические признаки глагола, его синтаксическую роль, различать глаголы переходные и непереходные, возвратные и невозвратные, время, лицо и число глагола, уметь определить спряжение глагола. Уметь производить морфологический разбор глагола как части речи. Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени существительного, его синтаксическую роль, распознавать одушевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные существительные, определять род имен существительных, число и падеж. Уметь производить морфологический разбор имени существительного. Анализировать и характеризовать морфологические признаки имени прилагательного, его синтаксическую роль, различать имена прилагательные по значению, образовывать разные степени сравнения, правильно употреблять их в речи, уметь производить морфологический разбор имени прилагательного. |
Повторение и систематизация изученного в 5 классе |
Форма организации учебных занятий Уроки открытия нового знания; рефлексии; общеметодологической направленности; развивающего контроля. Основные виды учебной деятельности Осознавать смыслоразличительную функцию звука, распознавать гласные и согласные звуки, уметь находить ударные и безударные гласные звуки, характеризовать согласные звуки как шумные и сонорные, глухие и звонкие, мягкие и твердые. Иметь представление об орфографии как о системе правил, формировать орфографическую зоркость. Опираться на фонетический, морфемно-словообразовательный и морфологический анализ слова при выборе правильного написании |
Календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Кол-во часов | Тема урока | Планируемая дата проведения урока |
1 | 1 | Вводный урок | 1 неделя |
2 | 1 | Язык и речь | 1 неделя |
3 | 1 | Общение устное и письменное | 1 неделя |
4 | 1 | Читаем учебник | 2 неделя |
5 | 1 | Слушаем на уроке | 2 неделя |
6 | 1 | Стили речи | 2 неделя |
7 | 1 | Входной контрольный диктант | 2 неделя |
8 | 1 | Работа над ошибками | 2 неделя |
9 | 1 | Звуки и буквы. Произношение и правописание | 2 неделя |
10 | 1 | Орфограмма | 3 неделя |
11 | 1 | Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова | 3 неделя |
12 | 1 | Правописание проверяемых согласных в корне слова | 3 неделя |
13 | 1 | Правописание непроизносимых согласных в корне слова | 3 неделя |
14 | 1 | Буквы И, У, А после шипящих | 3 неделя |
15 | 1 | Разделительные Ъ и Ь | 3 неделя |
16 | 1 | Раздельное написание предлогов с другими словами | 4 неделя |
17 | 1 | Что мы знаем о тексте | 4 неделя |
18 | 1 | Части речи | 4 неделя |
19 | 1 | Глагол | 4 неделя |
20 | 1 | -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 4 неделя |
21 | 1 | Тема текста | 4 неделя |
22 | 1 | Личные окончания глаголов | 5 неделя |
23 | 1 | Имя существительное | 5 неделя |
24 | 1 | Имя прилагательное | 5 неделя |
25 | 1 | Местоимение | 5 неделя |
26 | 1 | Основная мысль текста | 5 неделя |
27 | 1 | Работа со словами | 5 неделя |
28 | 1 | Контрольный диктант по теме «Повторение изученного материала в начальной школе» | 6 неделя |
29 | 1 | Синтаксис | 6 неделя |
30 | 1 | Пунктуация | 6 неделя |
31–33 | 3 | Словосочетание | 6 неделя |
34 | 1 | Разбор словосочетания | 7 неделя |
35 | 1 | Предложение | 7 неделя |
36 | 1 | Виды предложений по цели высказывания | 7 неделя |
37 | 1 | Восклицательные предложения | 7 неделя |
38, 39 | 2 | Изложение | 7 неделя |
40 | 1 | Члены предложения | 8 неделя |
41 | 1 | Сказуемое | 8 неделя |
42 | 1 | Тире между подлежащим и сказуемым | 8 неделя |
43 | 1 | Нераспространённые и распространённые предложения | 8 неделя |
44 | 1 | Второстепенные члены предложения | 8 неделя |
45 | 1 | Подведение итогов I четверти | 8 неделя |
46 | 1 | Определение | 9 неделя |
47 | 1 | Обстоятельство | 9 неделя |
48 | 1 | Предложения с однородными членами | 9 неделя |
49 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 9 неделя |
50 | 1 | Речевой практикум | 9 неделя |
51–53 | 3 | Знаки препинания в предложениях с однородными членами | 10 неделя |
54 | 1 | Предложения с обращениями | 10 неделя |
55 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 10 неделя |
56 | 1 | Речевой практикум | 10 неделя |
57 | 1 | Письмо | 11 неделя |
58 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложения | 11 неделя |
59, 60 | 2 | Простые и сложные предложения | 11 неделя |
61 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 11 неделя |
62 | 1 | Речевой практикум | 11 неделя |
63 | 1 | Синтаксический разбор сложного предложения | 12 неделя |
64, 65 | 2 | Прямая речь | 12 неделя |
66 | 1 | Диалог | 12 неделя |
67 | 1 | Изложения | 12 неделя |
68 | 1 | Написание изложения | 12 неделя |
69 | 1 | Фонетика. Гласные звуки | 13 неделя |
70 | 1 | Согласные звуки | 13 неделя |
71 | 1 | Изменение звуков в потоке речи | 13 неделя |
72 | 1 | Повествование | 13 неделя |
73 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 13 неделя |
74 | 1 | Речевой практикум | 13 неделя |
75 | 1 | Согласные звонкие и глухие | 14 неделя |
76 | 1 | Алфавит | 14 неделя |
77 | 1 | Описание предмета | 14 неделя |
78 | 1 | Обозначение мягкости с помощью Ь | 14 неделя |
79 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 14 неделя |
80 | 1 | Речевой практикум | 14 неделя |
81 | 1 | Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я | 15 неделя |
82 | 1 | Орфоэпия | 15 неделя |
83 | 1 | Работа со словами | 15 неделя |
84 | 1 | Контрольный диктант по теме «Синтаксис. Фонетика» | 15 неделя |
85 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 15 неделя |
86 | 1 | Речевой практикум | 15 неделя |
87 | 1 | Слово и его лексическое значение | 16 неделя |
88 | 1 | Однозначные и многозначные слова | 16 неделя |
89 | 1 | Подведение итогов II четверти | 16 неделя |
90 | 1 | Прямое и переносное значение слов | 17 неделя |
91 | 1 | Омонимы | 17 неделя |
92 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 17 неделя |
93 | 1 | Речевой практикум | 17 неделя |
94 | 1 | Синонимы | 18 неделя |
95 | 1 | Антонимы | 18 неделя |
96 | 1 | Работа со словами | 18 неделя |
97 | 1 | Контрольный диктант по теме «Лексика» | 18 неделя |
98 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 18 неделя |
99 | 1 | Речевой практикум | 18 неделя |
100 | 1 | Морфема. Изменение и образование слов | 19 неделя |
101 | 1 | Окончание | 19 неделя |
102 | 1 | Основа слова | 19 неделя |
103 | 1 | Корень слова | 19 неделя |
104 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 19 неделя |
105 | 1 | Речевой практикум | 19 неделя |
106 | 1 | Рассуждение | 20 неделя |
107 | 1 | Суффикс | 20 неделя |
108 | 1 | Приставка | 20 неделя |
109 | 1 | Чередование звуков | 20 неделя |
110 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 20 неделя |
111 | 1 | Речевой практикум | 20 неделя |
112 | 1 | Беглые гласные | 21 неделя |
113 | 1 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова | 21 неделя |
114 | 1 | Правописание гласных и согласных в приставках | 21 неделя |
115 | 1 | Буквы З и С на конце приставок | 21 неделя |
116 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 21 неделя |
117 | 1 | Речевой практикум | 21 неделя |
118 | 1 | Буквы З и С на конце приставок | 22 неделя |
119 | 1 | Буквы А-О в корне ЛАГ//ЛОЖ | 22 неделя |
120 | 1 | Буквы А-О в корне РАСТ//РОС | 22 неделя |
121 | 1 | Буквы Ё-О после шипящих в корне слова | 22 неделя |
122 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 22 неделя |
123 | 1 | Речевой практикум | 22 неделя |
124 | 1 | Буквы И-Ы после Ц | 23 неделя |
125 | 1 | Контрольная работа по теме «Морфемика» | 23 неделя |
126– 127 | 2 | Имя существительное | 23 неделя |
128 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 23 неделя |
129 | 1 | Речевой практикум | 23 неделя |
130 | 1 | Доказательства в рассуждении | 24 неделя |
131 | 1 | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 24 неделя |
132 | 1 | Имена существительные собственные и нарицательные | 24 неделя |
133 | 1 | Род имён существительных | 24 неделя |
134 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 24 неделя |
135 | 1 | Речевой практикум | 24 неделя |
136 | 1 | Имена существительные множественного числа | 25 неделя |
137 | 1 | Имена существительные единственного числа | 25 неделя |
138 | 1 | Три склонения имён существительных. Падеж | 25 неделя |
139 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе | 25 неделя |
140 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 25 неделя |
141 | 1 | Речевой практикум | 25 неделя |
142 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён существительных в единственном числе | 26 неделя |
143 | 1 | Множественное число имён существительных | 26 неделя |
144 | 1 | Правописание О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных | 26 неделя |
145 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 26 неделя |
146 | 1 | Повторение темы «Имя существительное» | 26 неделя |
147 | 1 | Повторение темы «Имя существительное» | 27 неделя |
148 | 1 | Морфологический разбор имени существительного | 27 неделя |
149 | 1 | Работа со словами | 27 неделя |
150 | 1 | Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | 27 неделя |
151 | 1 | Речевой практикум | 27 неделя |
152 | 1 | Подведение итогов III четверти | 27 неделя |
153, 154 | 2 | Имя прилагательное | 28 неделя |
155 | 1 | Правописание гласных в падежных окончаниях имён прилагательных | 28 неделя |
156 | 1 | Описание животного | 28 неделя |
157 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 28 неделя |
158 | 1 | Речевой практикум | 28 неделя |
159 | 1 | Прилагательные полные и краткие | 29 неделя |
160 | 1 | Морфологический разбор имени прилагательного | 29 неделя |
161 | 1 | Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 29 неделя |
162 | 1 | Глагол | 29 неделя |
163 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 29 неделя |
164 | 1 | Речевой практикум | 29 неделя |
165 | 1 | НЕ с глаголами | 30 неделя |
166 | 1 | Рассказ | 30 неделя |
167 | 1 | Неопределённая форма глагола | 30 неделя |
168 | 1 | Правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах | 30 неделя |
169, 170 | 2 | Изложение | 30 неделя |
171 | 1 | Виды глагола | 31 неделя |
172 | 1 | Буквы Е-И в корнях с чередованием | 31 неделя |
173 | 1 | Невыдуманный рассказ (о себе) | 31 неделя |
174 | 1 | Время глагола | 31 неделя |
175 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 31 неделя |
176 | 1 | Речевой практикум | 31 неделя |
177 | 1 | Прошедшее время | 32 неделя |
178 | 1 | Настоящее время | 32 неделя |
179 | 1 | Будущее время | 32 неделя |
180 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 32 неделя |
181 | 1 | Речевой практикум | 32 неделя |
182 | 1 | Спряжение глаголов | 33 неделя |
183 | 1 | Как определить спряжение | 33 неделя |
184 | 1 | Морфологический разбор глагола | 33 неделя |
185 | 1 | Ь после шипящих в глаголах | 33 неделя |
186 | 1 | Употребление времён | 34 неделя |
187 | 1 | Повторение. Разделы науки о языке | 34 неделя |
188 | 1 | Повторение. Орфограммы в приставках и корнях слов | 34 неделя |
189 | 1 | Повторение. Орфограммы в окончаниях слов | 34 неделя |
190 | 1 | Развитие орфографической зоркости | 34 неделя |
191 | 1 | Речевой практикум | 34 неделя |
192 | 1 | Повторение. Употребление букв Ъ и Ь | 35 неделя |
193 | 1 | Повторение. Знаки препинания в простых и сложных предложениях | 35 неделя |
194 | 1 | Работа со словами | 35 неделя |
195 | 1 | Итоговый контрольный диктант | 35 неделя |
196 | 1 | Повторение | 35 неделя |
197 | 1 | Подведение итогов IV четверти и года | 35 неделя |
198 – 210 | 13 | Резервные уроки | |
Количество контрольных работ по четвертям
| I | II | III | IV |
Диктанты | 2 | 1 | 2 | 1 |
Контрольные работы | | | 1 | 1 |
Изложения | 1 | 1 | | 1 |