Рабочая программа по физической культуре для обучающихся 8 класса
Рабочая программа 8 класс 2017-2018 год.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к рабочей программе по физической культуре для обучающихся 8 класса
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» для 8 класса разработана на основе Примерной государственной программы по физической культуре и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (В.И.Лях, А.А.Зданевич.- Москва.: Просвещение, 2008). Данная программа допущена Министерством образования Российской Федерации, соответствует федеральному компоненту стандарта образования.
Данная рабочая программа предназначена для обучающихся основной и подготовительной медицинских групп. Обучающиеся, освобождённые от уроков физической культуры, присутствуют на уроках в сменной обуви и выполняют отдельные поручения учителя.
Обучающимся подготовительной группы по физкультуре разрешается заниматься вместе с классом с учётом ограничений в интенсивности и объёме нагрузок. Подготовительная группа по физкультуре предполагает недопущение учащихся, которые находятся в её составе, к интенсивным физическим нагрузкам, а также упражнениям состязательного характера. Раздел плавание изучается в теоретическом виде, в связи с отсутствием возможности организации практической подготовки.
Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической куль туры в организации здорового образа жизни.
Образовательная область «Физическая культура» имеет своим учебным предметом один из видов культуры человека и общества, в системном основании которого лежит физкультурная деятельность. Данная деятельность характеризуется целенаправленным развитием и совершенствованием духовных и природных сил человека и выступает как цель и условие развития физической культуры личности.
Учебный предмет физической культуры является ведущим, но не единственным основанием образовательной области «Физическая культура» в основной школе. Его освоение обучающимися осуществляется в единстве с содержанием таких важных организационных форм целостного педагогического процесса и самодеятельности обучающихся, как физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных кружках и секциях.
Цели рабочей программы
. Целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха
Задачи рабочей программы
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
содействие гармоничному физическому развитию, за крепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
обучение основам базовых видов двигательных действий;
дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
формирование адекватной оценки собственных физических возможностей; воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с ФБУПП учебный предмет «Физическая культура» вводится как обязательный предмет в средней школе, на его преподавание отводится 102 часа в год.
УМК
1.Программа: «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов», В.И.Лях, А.А.Зданевич; Москва: «Просвещение», 2008.
2.Учебник: Виленский М.Я. Физическая культура. 5-7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / М.Я. Виленский, Т.Ю. Торочкова, И.М. Туревский; под общ. ред. М.Я. Виленского. – М.: Просвещение, 2011.
Содержание рабочей программы
В программе В.И. Ляха, А.А. Зданевича программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральный компонентом учебного плана региональный компонент (лыжная подготовка заменяет кроссовой). Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть включает в себя программный материал по баскетболу. Программный материал усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе уже ранее пройденных. В 7-9 классах единоборства заменяются легкой атлетикой и кроссовой подготовкой. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе уроков, так и отдельно один час в четверти.
Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание обучающихся. Оценивание обучающихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы обучающийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе «Демонстрировать», что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы обучающийся сдает дифференцированный зачет.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (5-9 классы)
Годовой план-график прохождения программного материала.
№ п/п |
Вид программного материала |
Количество часов (уроков) |
|||||
Класс |
|||||||
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
|||
1 |
Базовая часть |
75 |
75 |
75 |
63 |
75 |
|
1.1 |
Основы знаний о физической культуре |
В процессе урока |
|||||
1.2 |
Спортивные игры (баскетбол) |
15 |
|||||
1.3 |
Гимнастика с элементами акробатики |
12 |
|||||
1.4 |
Легкая атлетика |
20 |
|||||
1.5 |
Лыжная подготовка |
10 |
|||||
1.6 |
Футбол. |
6 |
|||||
2 |
Вариативная часть |
27 |
27 |
27 |
39 |
27 |
|
2.1 |
Волейбол |
12 |
|||||
2.2 |
Кроссовая подготовка |
12 |
|||||
2.3 |
Плавание |
4 |
|||||
2.4 |
Самбо |
5 |
|||||
2.5 |
Русская лапта |
6 |
|||||
Итого |
102 |
102 |
102 |
102 |
102 |
Основы знаний о физической культуре, умения и навыки; приемы закаливания, способы саморегуляции и самоконтроля.
Естественные основы.
5-6 классы. Влияние возрастных особенностей организма и его двигательной функции на физическое развитие и физическую подготовленность школьников. Защитные свойства организма и профилактика средствами физической культуры.
7-8 классы. Опорно-двигательный аппарат и мышечная система, их роль в осуществлении двигательных актов. Значение нервной системы в управлении движениями и регуляции систем дыхания, кровоснабжения. Роль психических процессов в обучении двигательным действиям и движениям.
9 класс. Выполнение основных движений и комплексов физических упражнений, учитывающих возрастно-половые особенности школьников и направленно действующих на совершенствование соответствующих физических функций организма. Планирование и контроль индивидуальных физических нагрузок в процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Социально-психологические основы
5-6 классы. Решение задач игровой и соревновательной деятельности с помощью двигательных действий. Гигиенические основы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, обеспечение их общеукрепляющей и оздоровительной направленности, предупреждение травматизма и оказание посильной помощи при травмах и ушибах. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма.
7-8 классы. Основы обучения и самообучения двигательным действиям, их роль в развитии внимания, памяти и мышления. Совершенствование и самосовершенствование физической способностей, влияние этих процессов на физические развитие, повышение учебно-трудовой активности и формирование личностно значимых свойств и качеств. Анализ техники упражнений, их освоение и выполнение по объяснению. . Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью.
9 класс. Анализ техники физических упражнений, их освоение и выполнение по показу, объяснению и описанию. Выполнение общеподготовительных и подводящих упражнений, двигательных действий в разнообразных игровых и соревновательных ситуациях. Ведение тетрадей самостоятельных занятий физическими упражнениями, контроля за функциональным состоянием организма и физической подготовленностью. Комплексы физических упражнений для развития физических способностей и тестирования уровня двигательной подготовленности.
Культурно-исторические основы.
5-6 классы. Основы истории возникновения и развития Олимпийского движения, физической культуры и отечественного спорта.
7-8 классы. Физическая культура и ее значение в формирование здорового образа жизни современного человека.
9 класс. Изложение взглядов и отношений к физической культуре, к ее материальным и духовным ценностям.
Приемы закаливания.
5-6 классы. Воздушные ванны (теплые, безразличные, прохладные, холодные, очень холодные). Солнечные ванны (правила, дозировка).
7-8 классы. Водные процедуры (обтирание, душ), купание в открытых водоемах.
9 класс. Пользование баней.
Спортивные игры (27ч).
Волейбол (11ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по волейболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками от груди в движении, в парах. Эстафеты. Передача мяча двумя руками сверху двумя руками в парах и тройках в одной зоне и через зону, над собой, через сетку. Прямой нападающий удар после подбрасывания мяча партнёром. Техника безопасности при игре в волейбол. Передача мяча двумя руками над собой и вперёд. Позиционное нападение (6-0). Комбинации из разученных элементов в парах. Передача мяча двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд. Приём мяча снизу двумя руками в парах в зоне и через зону, после подачи. Приём мяча снизу двумя руками в парах через зону и через сетку. Нижняя прямая подача мяча. Нижняя прямая подача мяча в заданную зону. Тактика свободного нападения. Игра в мини-волейбол.
Баскетбол (16ч).
5-9 классы. Терминология избранной игры. Правила и организация проведения соревнований по баскетболу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе. Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий.
Стойки и передвижения игрока. Ведение мяча в высокой стойке на месте. Передача мяча двумя руками от груди в движении. Сочетание приёмов ведения передачи, броска. Ведение мяча в средней стойке на месте. Остановка двумя шагами. Игра в мини-баскетбол. Развитие координационных способностей. Правила игры в баскетбол. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча в низкой стойке на месте. Передача мяча одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча с разной высотой отскока. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ловли мяча. Игра (2 на 2, 3 на 3). Терминология баскетбола. Передача мяча двумя руками от груди в парах с пассивным сопротивлением. Бросок мяча одной рукой от плеча в движении после ведения мяча. Передача мяча двумя руками от головы в парах. Передачи мяча двумя руками от груди в тройках в движении. Позиционное нападение 5 против 0. Ведение мяча с пассивным сопротивлением защитника. Перехват мяча. Бросок одной рукой от плеча после остановки. Передача мяча в тройках в движении со сменой места. Позиционное нападение через заслон. Нападение быстрым прорывом.
Гимнастика с элементами акробатики (18ч).
5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.
8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.
Висы. Строевые упражнения (6ч).
Строевой шаг, размыкание, смыкание на месте. Подъём переворотом в упор. Сед ноги врозь (м.). Вис лёжа. Вис присев (д.). ОРУ с гимнастической палкой, на месте без предметов. Выполнение подтягивания в висе. Развитие силовых способностей. ТБ.
Опорный прыжок. Строевые упражнения (6ч).
Прыжок ноги врозь (козёл в ширину, высота 100-110 см). ОРУ в движении. Эстафеты. Упражнения на гимнастической скамейке. ОРУ без предметов, с обручем. Выполнение комплекса упражнений с обручем. Развитие скоростно-силовых способностей.
Акробатика. Лазание (6ч).
Кувырки вперёд, назад, стойка на лопатках – выполнение комбинации. Два кувырка вперёд слитно. Лазание по гимнастической стенке в три приёма. Два кувырка вперёд слитно. Мост из положения стоя (с помощью). Комбинации из различных приёмов. ОРУ с мячом. Выполнение комбинаций из разученных элементов. ОРУ с мячом. Развитие координационных способностей.
Легкоатлетические упражнения (30ч).
5-9 классы. Терминология легкой атлетики. Правила и организация проведения соревнований по легкой атлетике. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Подготовка места занятий. Помощь в судействе.
Спринтерский бег, эстафетный бег (10ч)
Высокий старт (15-30 м), стартовый разгон. Бег с ускорением (40-50 м.). Бег с ускорением (40-50 м.). Линейная эстафета. ОРУ. Встречные эстафеты. Специальные беговые упражнения; развитие скоростных качеств. Подвижная игра. Высокий старт (15-30). Финиширование. Бег (3 по 50 м.). Старты из различных положений. Бег 60 метров на результат. Правила соревнований в спринтерском беге. Инструктаж по ТБ. Определение результатов в спринтерском беге.
Прыжок в длину способом «согнув ноги». Метание малого мяча (4ч).
Прыжок в длину с 7-9 шагов. Подбор разбега, отталкивание. Метание мяча в горизонтальную и вертикальную цель с 8-10 метров. Приземление. Метание теннисного мяча на заданное расстояние. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств. Терминология метания. Правила соревнований в прыжках. Правила соревнования в метании.
Бег на средние дистанции (2ч).
Бег (1000м.). Бег по дистанции. Подвижные игры. Развитие выносливости.
Прыжок в высоту. Метание малого мяча (5ч).
Прыжок в высоту с 7-9 шагов разбега способом «перешагивание». Подбор разбега и отталкивание. Метание теннисного мяча с 3-5 шагов на заданное расстояние. Переход через планку. Приземление. ОРУ. Специальные беговые упражнения. Развитие скоростно-силовых качеств.
Кроссовая подготовка (9ч).
5-9 классы. Правила и организация проведения соревнований по кроссу. Техника безопасности при проведении соревнований и занятий. Помощь в судействе.
Бег по пересечённой местности, преодоление препятствий ( ч).
Равномерный бег (12 минут, 14мин, 15мин, 16мин, 17мин, 18мин,19мин). Бег в гору. Бег под гору. Бег по пересечённой местности. Преодоление препятствий. ОРУ. Спортивная игра. Развитие выносливости. Терминология кроссового бега. Бег 2000 метров. Инструктаж по ТБ.
Демонстрировать.
Физические способности |
Физические упражнения |
Мальчики |
Девочки |
Скоростные |
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, сек |
9,2 |
10,2 |
Силовые |
Прыжок в длину с места, см |
195 |
185 |
Поднимание туловища, лежа на спине, руки за головой, количество раз |
- |
18 |
|
К выносливости |
Бег 2000 м, мин |
8,50 |
10,20 |
К координации |
Последовательное выполнение пяти кувырков, сек |
10,0 |
14,0 |
Броски малого мяча в стандартную мишень, м |
12,0 |
10,0 |
Уровень физической подготовленности учащихся 11 – 15 лет
п/п |
Физические Способности |
Контрольное упражнение (теcт) |
Возраст |
Уровень |
|||||
Мальчики |
девочки |
||||||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
1 |
Скоростные |
Бег 30 м, c |
11 12 13 14 15 |
6,3 и выше 6,0 5,9 5,8 5,5 |
6,1—5,5 5,8—5,4 5,6—5,2 5,5—5,1 5,3—4,9 |
5,0 и ниже 4,9 4,8 4,7 4,5 |
6,4 и выше 6,3 6,2 6,1 6,0 |
6,3—5,7 6,2—5,5 6,0—5,4 5,9—5,4 5,8—5,3 |
5,1 и ниже 5,0 5,0 4,9 4,9 |
2 |
Координацион Ные |
Челночный бег 3x10 м, с |
11 12 13 14 15 |
9,7 и выше 9,3 9,3 9,0 8,6 |
9,3—8,8 9,0—8,6 9,0—8,6 8,7—8,3 8,4—8,0 |
8,5 и ниже 8,3 8,3 8,0 7,7 |
10,1 и выше 10,0 10,0 9,9 9,7 |
9,7—9,3 9,6—9,1 9,5—9,0 9,4—9,0 9,3—8,8 |
8,9 и ниже 8,8 8,7 8,6 8,5 |
3 |
Скоростно-силовые |
Прыжок в длину с места, см |
11 12 13 14 15 |
140 и ниже 145 150 160 175 |
160—180 165—180 170—190 180—195 190—205 |
195 и выше 200 205 210 220 |
130 и ниже 135 140 145 155 |
150—175 155—175 160—180 160—180 165—185 |
185 и выше 190 200 200 205 |
4 |
Выносливость |
6-минутный бег, м |
11 12 13 14 15 |
900 и менее 950 1000 1050 1100 |
1000—1100 1100—1200 1150—1250 1200—1300 1250—1350 |
1300 и выше 1350 1400 1450 1500 |
700 и ниже 750 800 850 900 |
850—1000 900—1050 950—1100 1000—1150 1050—1200 |
1100 и выше 1150 1200 1250 1300 |
5 |
Гибкость |
Наклон вперед из положения сидя, см |
11 12 13 14 15 |
2 и ниже 2 2 3 4 |
6—8 6—8 5—7 7—9 8—10 |
10 и выше 10 9 11 12 |
4 и ниже 5 6 7 7 |
8—10 9—11 10—12 12—14 12—14 |
15 и выше 16 18 20 20 |
6 |
Силовые |
Подтягивание: на высокой перекладине из виса, кол-во раз (мальчики) |
11 12 13 14 15 |
1 1 1 2 3 |
4—5 4—6 5—6 6—7 7—8 |
6 и выше 7 8 9 10 |
|||
на низкой перекладине из виса лежа, кол-во раз (девочки) |
11 12 13 14 15 |
4 и ниже 4 5 5. 5 |
10—14 11—15 12—15 13—15 12—13 |
19 и выше 20 19 17 16 |
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. № 329-ФЗ (ред. От 21.04.2011 г.);
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. № 751;
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Приказ МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 (ред. От 30.08.2010 г.);
- Обязательный минимум содержания начального образования. Приказ МО РФ от 19.05.1998 г. № 1235;
- Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Распоряжение правительства РФ от 07.08.2009 г. № 1101-р;
- О проведении мониторинга физического развития обучающихся. Письмо Минобрнауки РФ от 29.03.2010 г. № 06-499;
- О Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 г. № 163-р.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса
В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» обучающиеся по окончании 6-го класса должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Знать:
• основы истории развития физической культуры в России ;
• особенности развития избранного вида спорта;
• педагогические, физиологические и психологические основы обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы построения занятий и систем занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью;
• биодинамические особенности и содержание физических упражнений общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в решении задач физического развития и укрепления здоровья;
• физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные периоды;
• возрастные особенности развития ведущих психических процессов и физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств личности посредством регулярных занятий физической культурой;
• психофункциональные особенности собственного организма;
• индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств организма, укрепления здоровья и повышения физической подготовленности;
• способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений и площадок;
• правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи при занятиях физическими упражнениями.
Уметь:
• технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
• проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических способностей, коррекции осанки и телосложения
• разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной работоспособности;
• контролировать и регулировать функциональное состояние организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного эффекта и совершенствования физических кондиций;
• управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, владеть культурой общения;
• соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных случаях;
• пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм занятий физической культурой.
Демонстрировать
Физические упражнения |
мальчики |
девочки |
|
Скоростные |
Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, с |
9,2 |
10,2 |
Силовые |
Лазанье по канату на расстояние 6 м, с Прыжок в длину с места, см Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, кол-во раз |
12 195 — |
— 185 18 |
К выносливости |
Кроссовый бег 2 км |
8 мин 50 с |
10 мин 20 с |
К координации |
Последовательное выполнение пяти кувырков, с Бросок малого мяча в стандартную мишень, м |
10,0 12,0 |
14,0 10,0 |
Двигательные умения, навыки и способности
В циклических и ациклических локомоциях: с максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после быстрого разбега с 9—13 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9—13 шагов разбега прыжок в высоту способом «перешагивание».
В метаниях на дальность и на меткость: метать малый мяч и мяч 150 г с места и с разбега (10—12 м) с использованием четырехшажного варианта бросковых шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 г с места и с трех шагов разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10—15 м, метать малый мяч и мяч 150 г с места по медленно и быстро движущейся цели с 10—12 м.
В гимнастическах и акробатическах упражнениях: выполнять акробатическую комбинацию из четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове и руках, длинный кувырок (мальчики), кувырок вперед и назад в полушпагат, мост и поворот в упор стоя на одном колене (девочки).
В спортивных играх: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным правилам).
Физическая подготовленность: должна соответствовать, как минимум, среднему уровню показателей развития основных физических способностей с учетом региональных условий и индивидуальных возможностей обучающихся.
Способы физкультурно-оздоровительной деятельности: самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации, выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во время выполнения упражнений.
Способы спортивной деятельности: участвовать в соревновании по легкоатлетическому четырехборью: бег 60 м, прыжок в длину или в высоту с разбега, метание, бег на выносливость; участвовать в соревнованиях по одному из видов спорта.
Правила поведения на занятиях физическими упражнениями: соблюдать нормы поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену; помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и самообладание.
Календарно-тематическое планирование
№п/п |
Дата: |
Тема урока и раздел |
Уметь знать |
Легкая атлетика (12ч.) |
|||
1 |
Легкая атлетика: Вводный урок. |
Знать историю олимпийских игр уметь выполнять высокий старт. |
|
2 |
Легкая атлетика: Т.Б на уроке л/а. низкий старт 30-40м. |
Уметь пробегать с максимальной скоростью. Соблюдать т.б. |
|
3 |
Легкая атлетика: Бег по дистанции 70-80м. |
Уметь бежать с максимальной скоростью. |
|
4 |
Легкая атлетика: Эстафетный бег, ОРУ, специальные беговые упражнения. |
Уметь бегать эстафеты с максимальной скоростью. |
|
5 |
Легкая атлетика: Правило использование л/а упр. Для развитие скоростных качеств. Бег 70-80м. |
Уметь пробегать с низкого старта. |
|
6 |
Легкая атлетика: Бег на результат 100м. |
Уметь пробегать 100м с максимальной скоростью. |
|
7 |
Легкая атлетика: Прыжок в длину с 11-13 беговых шагов. Отталкивание. |
Уметь прыгать с разбега в длину. |
|
8 |
Легкая атлетика: Метание теннисного мяча на дальность с 5-6 шагов. |
Знать технику метания теннисного мяча. |
|
9 |
Легкая атлетика: Метание мяча 150гр.на дальность с 5-6 шагов. |
Уметь метать на дальность. |
|
10 |
Легкая атлетика: Прыжок в длину на результат. Техника выполнения мяча на дальность. |
Уметь метать на дальность. |
|
11 |
Легкая атлетика: Челночный бег 3х9 |
Уметь быстро пробегать. |
|
12 |
Легкая атлетика: Прыжки в длину с места. |
Уметь отталкиваться и приземляться 2мя ногами. |
|
Кроссовая подготовка 6 часов |
|||
13 |
Кроссовая подготовка Вводный урок |
Знать что такое кросс. |
|
14 |
Кроссовая подготовка Т.Б. во время кросса. Бег 10мин. |
Техника правильного бега. |
|
15 |
Кроссовая подготовка бег 10 мин. Спортивные игры. Развитие выносливости. |
Уметь пробегать. 10мин. |
|
16 |
Кроссовая подготовка Бег 15 мин. Преодоление вертикальных препятствий. |
Уметь распределять силы во время длительного бега. |
|
17 |
Кроссовая подготовка Бег 17 мин. Преодоление вертикальных препятствий. |
Уметь пробегать дистанции с препятствиями. |
|
18 |
Кроссовая подготовка Бег 20 мин. С преодолением горизонтальными препятствиями. |
Уметь пробегать дистанции с препятствиями. |
|
Баскетбол 9ч |
|||
19 |
Баскетбол Вводный урок. |
Знать возникновение и зарождение баскетбола в России. |
|
20 |
Баскетбол Правило Т.Б. Сочетание приемов передвижений и остановок игрока. |
Знать т.б. и правило во время игры в баскетбол. |
|
21 |
Баскетбол Введение мяча с сопротивлением на месте. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
22 |
Баскетбол Бросок 2мя руками от головы с места. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
23 |
Баскетбол Передача мяча различными способами на месте. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
24 |
Баскетбол Личная защита. Игра учебная. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
25 |
Баскетбол Совершенствование Введение мяча с сопротивлением на месте. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
26 |
Баскетбол Совершенствование броска одной рукой от плеча с места. Игра учебная. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
27 |
Баскетбол Игра учебная развитие координационными способностями. |
Уметь играть в баскетбол по упрощенным правилам. |
|
гимнастика с элементами акробатики. 12 ч |
|||
28 |
гимнастика Вводный урок. |
Знать Олимпийских чемпионов. |
|
29 |
гимнастика Т.Б. Правило страховки во время выполнение упражнений. |
Соблюдать технику т.б. |
|
30 |
гимнастика. Подъем переворотом в упор толчком 2мя руками (мальчики). Махом одной рукой, толчком другой подъем переворотом (девочки). |
Уметь выполнять комбинацию на перекладине. |
|
31 |
гимнастика Подтягивание в висе, упр. На гимнастической скамейке. |
Уметь выполнять упражнение на скамейке. |
|
32 |
гимнастика Подтягивание в висе. Развитие силовых способностей. |
Уметь выполнять подтягивание. |
|
33 |
гимнастика Выполнение подъема переворота на технику. |
Уметь выполнять подтягивание в висе |
|
34 |
гимнастика ОРУ с предметами на месте, переноска партнера в двоем на руках. |
Уметь выполнять равновесие. |
|
35 |
Гимнастика Упражнение совершенствование «Ласточка» |
Уметь держать равновесие на одной ноге. |
|
36 |
Гимнастика. Кувырок назад стойка ноги врозь (мальчики) Мост и поворот в упор на одном колене (девочки). |
Уметь выполнять комбинации из разученных элементов. |
|
37 |
гимнастика Длинный кувырок, стойка на голове (мальчики). Мост и поворот в упор на одном колене (девочки). |
Уметь выполнять комбинации из разученных элементов. |
|
38 |
гимнастика Кувырок в перед, прыжок на 360 градусов. |
Уметь выполнять комбинации из разученных элементов. |
|
39 |
гимнастика Прыжки через коня, козла. |
Соблюдать т.б. во время прыжков. |
|
Самбо 5ч |
|||
40 |
Самбо Вводный урок. |
Знать историю самбо. |
|
41 |
Самбо правило по т.б. Освоение группировки. Перекаты в группировке: вперёд-назад, влево-вправо, по кругу. |
Соблюдать т.б. |
|
42 |
Самбо само страховка на спину перекатом из седа (с помощью). |
Знать и уметь правильно выполнять основные технические элементы группировки, приемы самостраховки в различных вариантах. |
|
43 |
Самбо Выседы попеременно в одну и в другую сторону прыжком. Упор грудью в набивной мяч - перемещение ног по кругу. |
Знать и применять правила гигиены на занятиях. Уметь взаимодействовать с партнером, в команде. |
|
44 |
Самбо. С захватом друг друга за кисть или запястье - попеременно тянуть за руку, одной рукой преодолевая, другой, уступая партнеру. |
Уметь быстро координировать движения в соответствии с меняющейся ситуацией. |
|
Плавание (сухое) 4ч. |
|||
45 |
Плавание Вводный урок. |
Знать значение способов плавания. |
|
46 |
Плавание Т.Б. в бассейне. Имитация на гимнастической скамейке старт пловца. |
Знать правило личной гигиены и безопасности. |
|
47 |
Плавание Имитация сочетание работы рук и ног на матах |
Понимать как выполнять разные способы плавания |
|
48 |
Плавание ОРУ перед началом занятий на воде. |
Уметь самостоятельно выполнять разминку. |
|
Лыжная подготовка 10ч |
|||
49 |
Лыжная подготовка Вводный урок. |
Знать чемпионов по лыжному спорту. |
|
50 |
Лыжная подготовка Т.Б. Подготавливать лыжный инвентарь и экипировку. |
Соблюдать технику безопасности на уроках. |
|
51 |
Лыжная подготовка Выполнение команды «лыжи на плечо», «лыжи под руку», «лыжи к ноге», «на лыжи становись». |
Обеспечивать оптимальное развитиефизическихкачеств, необходимых человеку. |
|
52 |
Лыжная подготовка Техническая подготовка. Передвижение ступающим шагом. |
Научиться перекрестной координации в работе рук и ног; Овладеть навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую; Освоить положения туловища при передвижении на лыжах. |
|
53 |
Лыжная подготовка. Ходьба на неглубоком снегу; на глубоком; обходя различные препятствия по крутому склону. |
Овладеть навыком полного переноса веса тела с одной ноги на другую; Освоить положения туловища при передвижении на лыжах. |
|
54 |
Лыжная подготовка Овладение скользящего шага. Имитации отдельных фаз лыжника: посадка лыжника, имитация положения тела (поочередно на правой и левой ноге), скользящий шаг в движении. |
Научиться выполнять технику изученных ходов и применить ее на дистанции. |
|
55 |
Лыжная подготовка Обучение торможению «плугом», «упором», «поворотом», соскальзыванием, падением. |
Уметь внимательно слушать учителя. |
|
56 |
Лыжная подготовка Элементарные движения конькового хода. |
Уметь выполнять подводящие упражнение. |
|
57 |
Лыжная подготовка Движение на лыжах по дистанции 1000 Круговая эстафета с этапами по 150 м. Игры – задания: «удержание равновесия» |
Совершенствование ловкости, быстроты и выносливости. |
|
58 |
Лыжная подготовка Спортивные игры на свежем воздухе. |
Соблюдать тб. |
|
Футбол 6ч |
|||
59 |
Футбол Вводный урок. |
Знать возникновения и правило футбола. |
|
60 |
Футбол Т.Б. совершенствование Техники полевого игрока. Выполнение ударов по мячу ногой на точность и силу. |
Знать Т.Б. на уроках по футболу. |
|
61 |
Футбол Остановка мяча изученными способами катящегося или летящего с различной скоростью и траекторией. |
Раскрывать понятие техники двигательного действия. |
|
62 |
Футбол Ведение мяча всеми изученными способами с увеличением скорости, с выполнением рывков и одновременно контролируя мяч. |
Раскрывать понятие техники двигательного действия. |
|
63 |
Футбол обводка движущихся и противодействующих соперников. |
Раскрывать понятие техники двигательного действия. |
|
64 |
Футбол Игра в мини футбол по упрощенным правилам. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
Баскетбол 6 ч. |
|||
65 |
Баскетбол Т.Б. на баскетболе. |
Знать, соблюдать правило личной гигиены. |
|
66 |
Баскетбол Введение мяча с сопротивлением. Штрафной бросок. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
67 |
Баскетбол Быстрый прорыв 2х1, 3х2. Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
68 |
Баскетбол Взаимодействие двух игроков через заслон. Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
69 |
Баскетбол Совершенствование. Быстрый прорыв 2х1, 3х2. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
70 |
Баскетбол Учебная игра по упрощенным правилам. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
Волейбол 8ч |
|||
71 |
Волейбол Вводный урок. |
Знать возникновение волейбола историю. |
|
72 |
Волейбол Т.Б. на уроках волейбола. |
Уметь соблюдать правило Т.Б. |
|
73 |
Волейбол Стойки и передвижение игрока. Комбинации из разученных перемещений. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
74 |
Волейбол Передача над собой встречных колонах. Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
75 |
Волейбол Нижняя прямая подача, прием подачи. Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
76 |
Волейбол Верхняя передача в парах через сетку. Передача над собой во встречных колонах. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
77 |
Волейбол Прямой нападающий удар после подбрасывания партнером. Игра в волейбол. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
78 |
Волейбол Нападающий удар в тройках. Игра по упрощенным правилам. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
волейбол 4 часа |
|||
79 |
Волейбол совершенствование. Прямой нападающий удар после подбрасывания партнером. Игра в волейбол. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
80 |
Волейбол совершенствование. Нападающий удар в тройках. Игра по упрощенным правилам. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
81 |
Волейбол совершенствование. Передача над собой встречных колонах |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
82 |
Волейбол Игра по упрощенным правилам. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
Легкая атлетика 8ч. |
|||
83 |
Легкая атлетика Вводный урок. |
Знать возникновение легкой атлетики. |
|
84 |
Легкая атлетика Т.Б. Низкий старт 30-40м. |
Соблюдать правила личной гигиены. |
|
85 |
Легкая атлетика Бег по дистанции 70-80м. Эстафетный бег. |
Уметь пробегать с максимальной скоростью. |
|
86 |
Легкая атлетика Бег по дистанции 70-80м. Финиширование. |
Уметь пробегать 60м с максимальной скоростью. |
|
87 |
Легкая атлетика Бег на результат 100м. |
Уметь пробегать 100м с максимальной скоростью. |
|
88 |
Легкая атлетика Прыжок в высоту с 11-13 шагов. |
Уметь прыгать в высоту с 11-13 шагов. |
|
89 |
Легкая атлетика Метание теннисного мяча с 5-6 шагов. |
Уметь метать мяч на дальность. |
|
90 |
Легкая атлетика Метание 150г. на дальность с 5-6 шагов. |
Уметь метать на дальность с 5-6 шагов. |
|
Кроссовая подготовка 6ч. |
|||
91 |
Кроссовая подготовка Т.Б на кроссовой подготовке. |
Уметь соблюдать правила Т.Б. |
|
92 |
Кроссовая подготовка Бег 15 мин. Преодоление горизонтальных препятствий. |
Уметь бежать в равномерном темпе 15 мин. |
|
93 |
Кроссовая подготовка Бег 17 мин. Преодоление горизонтальных препятствий. |
Уметь преодолевать горизонтальные препятствия. |
|
94 |
Кроссовая подготовка Бег 20 мин . Преодоление вертикальных препятствий. |
Уметь бежать в равномерном темпе 20 мин. |
|
95 |
Кроссовая подготовка Бег по пересеченной местности. |
Соблюдать требования безопасности при беге. |
|
96 |
Кроссовая подготовка Бег с препятствиями. Эстафеты. |
Соблюдать Т.Б. |
|
Русская лапта 6ч. |
|||
97 |
Русская лапта Вводный урок. |
Знать историю народной игры «Русская лапта» |
|
98 |
Русская лапта Работа с теннисным мячом индивидуально, в парах, в тройках, в группах. |
Уметь метать в цель. |
|
99 |
Русская лапта - подбрасывание мяча вверх, ловля его правой, левой рукой и двумя руками одновременно. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
100 |
Русская лапта Имитация удара битой по мячу. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
101 |
Русская лапта Удар битой по мячу. Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
|
102 |
Русская лапта Учебная игра. |
Уметь играть по упрощенным правилам. |
Планирование8кл.
Литература для учащихся
Физическая культура. 5-11 классы / под ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
Литература для учителя
1.«Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» (В. И. Лях, А. А. Зданевич. – М.: Просвещение, 2011).
2.Физическая культура. 5–7 классы / под. ред. Г. И. Мейксона. – М.: Просвещение, 2005.
3.Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. - М., 2000.
4.Физкультура: методика преподавания. Спортивные игры / под ред. Э. Найминова. - М, 2001.
5.Методика преподавания гимнастики в школе. - М, 2000.
6.Макаров, А. Н. Лёгкая атлетика. - М., 1990.
7.Практикум по лёгкой атлетике / под ред. И. В. Лазарева, В. С. Кузнецова, Г. А. Орлова. - М., 1999.
8.Лёгкая атлетика в школе / под ред. Г. К. Холодова, В. С. Кузнецова, Г. А. Колодницкого. - М., 1998.
9.Спортивные игры на уроках физкультуры / ред. О. Листов. - М., 2001.
10.Кузнецов. В. С, Колодницкий, Г. А.Физкультурно-оздоровительная работа в школе. - М., 2003.
11.Урок в современной школе / ред. Г. А. Баландин, Н. Н. Назаров, Т. Н. Казаков. - М., 2004.
12.Спорт в школе / под ред. И. П. Космина, А. П. Паршикова, Ю. П. Пузыря. - М., 2003.
13.Журнал «Физическая культура в школе"
14. Методика физического воспитания / под.ред. В.И. Ляха.-2002г./
Электронные ресурсы
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: http://fcior.edu.ru
Сайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: http://katalog.iot.ru
Сайт «Сеть творческих учителей»: http://www.it-n.ru
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: http://standart.edu.ru
Сайт Министерства образования и науки РФ: http://mon.gov.ru
Сайт Учителей физкультуры : http://fizkultura-na5.ru/