Рабочая программа по физической культуре для 8 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе примерной программы по физической культуре, авторской программы: 5-9 классы Т. В Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, учебника Т.В. Петрова, Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская, С.С. Петров. Учебник для учащихся общеобразовательных организаций. – М: «Вентана – Граф», 2015
Цель школьного образования по физической культуре – формирование физически разносторонне развитой личности средствами и методами физической культуры, способной активно и целенаправленно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, овладения универсальными жизненно важными двигательными действиями и навыками, познания окружающего мира, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха. В стремлении к этой цели учебный процесс в основной школе направлен на углубление знаний в области физической культуры, развитие физических и психических качеств, формирование устойчивых мотивов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом, бережное отношение к своему здоровью, формирование навыков организации здорового образа жизни.
В соответствии с целями учебного предмета «Физическая культура» формулируются его задачи:
· формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих её культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
· формирование знаний о терминологии, средствах и методах физической культуры;
· формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, их вариативное использование в учебной деятельности и в процессе самостоятельных занятий;
· расширение двигательного опыта посредством усложнения раннее освоенных двигательных действий и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
· расширение функциональных возможностей разных систем организма, повышение его адаптивных свойств за счёт направленного развития социально значимых качеств личности, основных физических качеств и способностей;
· формирование навыков и умений, необходимых для выполнения физических упражнений, связанных с укреплением здоровья, коррекцией телосложения, правильной осанки и культурой движения;
· формирование умений выбирать средства физической культуры в соответствии с различными целями, задачами и условиями, пользоваться этими умениями и навыками для составления комплексов физических упражнений, для организации и проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями в оздоровительных целях, при планировании и контроле физических нагрузок, для профилактики травматизма и оказания доврачебной помощи;
· формирование позитивного отношения к занятиям физической культурой и спортом, достижение осознания красоты и эстетической ценности физической культуры;
· воспитание положительных черт характера и поведения в процессе занятий физическими упражнениями и соревновательной деятельности.
Внесенные изменения в программу и их обоснование: уроки баскетбола уменьшены и заменены на уроки «русской лапты»в связи с отсутствием спортивного зала
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
В результате освоения предлагаемой программы учебного предмета «Физическая культура» учащиеся научатся:
называть, описывать, раскрывать, объяснять:
■ роль физической культуры в истории человечества и в современном обществе;
■ связь между спортом и военной деятельностью;
■ краткую мировую историю Олимпийских игр и олимпийского движения, историю развития олимпизма в России;
■ олимпийские виды спорта, виды соревнований, проводимых в нашей стране, спортивные традиции, поддерживаемые в России, имена выдающихся отечественных спортсменов;
■ значение физического воспитания для современного человека;
■ принципы и значение здорового образа жизни и активного отдыха для подростка;
■ технику выполнения двигательных действий и приёмы, изучаемые в соответствии с учебной программой (организационные команды и приёмы, техника ходьбы, бега, прыжков, метаний, лазания, передвижения на лыжах);
■ способы выбора упражнений для развития тех или иных двигательных качеств;
■ способы регулирования физической нагрузки;
■ способы оценки физической подготовленности, типа телосложения;
■ признаки крепкого здоровья, правильной осанки;
■ правила техники безопасности во время занятий физическими упражнениями;
■ основные меры профилактики травматизма;
■ приёмы оказания доврачебной помощи при травмах;
■ правила закаливания организма и основные способы массажа;
■ способы организации досуга в закрытых помещениях и на открытом воздухе средствами физической культуры;
■ значение физической подготовки с прикладной направленностью в обычной жизни;
Учащиеся получат возможность научиться:
■ выполнять упражнения для профилактики и коррекций нарушений осанки, плоскостопия, зрения;
■ выполнять упражнения утренней гигиенической гимнастики;
■ выполнять упражнения физкультминуток;
■ выполнять упражнения дыхательной гимнастики, для концентрации внимания, психорегуляции;
■ составлять и варьировать комплексы упражнений для утренней гигиенической гимнастики, физкультминуток с учётом индивидуальных особенностей и потребностей для развития двигательных качеств;
■ выполнять основные акробатические, гимнастические и легкоатлетические упражнения и их комбинации;
■ выполнять упражнения на лыжах (при наличии снежного покрова в зимний период в месте проживания);
■ выполнять игровые действия в футболе, баскетболе и волейболе;
■ оказывать доврачебную помощь при травмах;
■ оценивать развитие и состояние организма по основным физическим показателям здоровья (масса и длина тела, окружность грудной клетки, осанка, частота сердечных сокращений, частота дыхательных движений) и с помощью функциональных проб;
■ оценивать собственную физическую подготовку с помощью двигательных тестов;
■ пользоваться приёмами самонаблюдения, самоконтроля для мониторинга развития основных двигательных качеств;
■ организовывать досуг средствами физической культуры;
■ организовывать и проводить спортивные соревнования по футболу, волейболу, баскетболу среди школьников.
Содержание учебного предмета, курса
.
Знания о физической культуре
Физическая культура в современном обществе
Виды спорта зимних Олимпийских игр
Летние олимпийские виды спорта
Организация здорового образа жизни
Режим дня
Утренняя гигиеническая гимнастика
Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки
Режим питания
Домашнее задания и отдых в режиме дня
Закаливание организма
Наблюдение и контроль за состоянием организма
Показатели развития организма
Физкультурно-оздоровительная деятельность
Физические упражнения для утренней гимнастики
Физические упражнения для физкультминуток
Физические упражнения дыхательной гимнастики
Адаптивная и корригирующая физическая культура
Спортивно-оздоровительная деятельность
Гимнастика с основами акробатики. Кувырки, стойки, акробатические комбинации.
Легкая атлетика
Беговые упражнения (эстафетный бег, кроссовый бег, бег с препятствиями на короткие дистанции 60-100 м и на выносливость на дистанцию1-1.5км). прыжковые упражнения (прыжок с места, с разбега способом «согнув ноги»). Метание малого мяча (на дальность с разбега, в вертикальную и горизонтальную неподвижную мишени)
Лыжные гонки
Передвижение по пересеченной местности. Попеременный двухшажный ход. Переходы с ода на ход (переход без шага, переход через один шаг, прямой переход). Подъемы и спуски со склонов (повторение материала предыдущих лет обучения)
Спортивные игры
Футбол. Правила игры в футбол. Размеры футбольного поля и разметка. Размеры футбольных ворот. Техника игры в футбол: удары внешней и внутренней стороной стопы, серединой подъема стопы, внутренней частью подъема стопы, остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и передней подъема стопы, подошвой, ведение мяча носком ноги, остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы, остановка мяча грудью, удары по мячу серединой лба, отбор мяча подкатом. Волейбол. Правила игры в волейбол, размеры волейбольной площадки и разметка. Размеры волейбольной сетки. Техника игры в волейбол: прием мяча сверху двумя руками с перекатом на спине, прием мяча одной рукой с перекатом в сторону, прямой нападающий удар, блокирование мяча. Русская лапта. Совершенствование ранее изученного.
Тематическое планирование 8 класс
№ |
Дата |
Раздел программы Тема урока |
Кол-во часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности обучающихся |
||
п\п |
В теме |
По плану |
факт |
|||
Легкая атлетика |
||||||
1 |
1 |
|
|
Бег на дистанцию 60 метров |
1 |
Совершенствовать элементы и фазы техники спринтерского, эстафетного, челночного и кроссового бега в процессе самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Выполнять спринтерскийбег на максимально возможный индивидуальный результат в условиях соревновательной деятельности. Совершенствовать элементы и фазы техники бега на средние и длинные дистанции в процессе самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Выполнять бег на средние и длинные дистанции на максимально возможный индивидуальный результат в условиях соревновательной деятельности. Совершенствовать элементы и фазы прыжков в высоту и длину с разбега в процессе самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Выполнять прыжки в высоту и длину с разбега на максимально возможный индивидуальный результат в условиях соревновательной деятельности. Развивать прыгучесть с помощью специальных упражнений. Совершенствовать элементы и фазы техники метания мяча на дальность с разбега и в цель в процессе самостоятельных занятий. Планировать индивидуальные занятия по общей физической подготовке с учетом индивидуальных спортивных достижений. |
2 |
2 |
|
|
Бег на дистанцию 60 метров зачет |
1 |
|
3 |
3 |
|
|
Бег на дистанцию 100 метров |
1 |
|
4 |
4 |
|
|
Прыжки с места |
1 |
|
5 |
5 |
|
|
Прыжки с места зачет |
1 |
|
6 |
6 |
|
|
Бег на выносливость 1 км |
1 |
|
7 |
7 |
|
|
Прыжки с разбега |
1 |
|
8 |
8 |
|
|
Прыжки с разбега |
1 |
|
9 |
9 |
|
|
Прыжки с разбега зачет |
1 |
|
10 |
10 |
|
|
Метание мяча в горизонтальную мишень |
1 |
|
11 |
11 |
|
|
Метание мяча в вертикальную мишень |
1 |
|
12 |
12 |
|
|
Эстафетный бег |
1 |
|
Спортивные игры |
||||||
13 |
1 |
|
|
Футбол. Удары внешней и внутренней стороной стопы. |
1 |
Применять технические приемы игры в баскетбол, волейбол, футбол в условиях игровой деятельности. Описывать техническо-тактические действия, анализировать правильность их выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Выполнять упражнения для укрепления суставов и связок ног. Проявлять дисциплинированность на площадке, уважение к соперникам и игрокам своей команды. Взаимодействовать с игроками своей команды при атаке и защите в условиях игровой деятельности |
14 |
2 |
|
|
Удары серединой подъема стопы. Размеры футбольного поля и разметка |
1 |
|
15 |
3 |
|
|
Удары внутренней частью подъема стопы. Размеры футбольных ворот. |
1 |
|
16 |
4 |
|
|
Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и передней подъема стопы. |
1 |
|
17 |
5 |
|
|
Ведение мяча носком ноги. |
1 |
|
18 |
6 |
|
|
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы. |
1 |
|
19 |
7 |
|
|
Волейбол. Прием передачи мяча. Размеры волейбольной площадки и разметка |
1 |
|
20 |
8 |
|
|
Прием мяча сверху двумя руками с перекатом на спине. |
1 |
|
21 |
9 |
|
|
Прием мяча сверху двумя руками с перекатом на спине. |
1 |
|
22 |
10 |
|
|
Прием мяча одной рукой с перекатом в сторону. |
1 |
|
23 |
11 |
|
|
Прямой нападающий удар. Размеры волейбольной сетки. |
1 |
|
24 |
12 |
|
|
Прямой нападающий удар |
1 |
|
25 |
13 |
|
|
Нападающий удар зачет |
1 |
|
Знания о физической культуре |
||||||
26 |
1 |
|
|
Физическая культура в современном обществе |
1 |
|
27 |
2 |
|
|
Виды спорта зимних Олимпийских игр |
1 |
|
28 |
3 |
|
|
Летние олимпийские виды спорта |
1 |
|
Гимнастика с элементами акробатики |
||||||
29 |
1 |
|
|
Кувырок вперед |
1 |
Выполнять строевые приёмы и команды. Знать и соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений на спортивных снарядах. Совершенствовать самостоятельно и демонстрировать акробатические упражнения, упражнения в равновесии и комбинации из изученных элементов, висы и упоры на перекладине, лазанье по канату. Составлять индивидуальные комбинации, исходя из индивидуальных особенностей техники выполнения акробатических упражнений, упражнений в равновесии и уровня физической подготовленности. Демонстрировать способы самостраховки и предупреждения травматизма. Описывать технику выполнения упражнений, анализировать правильность их выполнения, находить ошибки и способы их устранения |
30 |
2 |
|
|
Кувырок вперед |
1 |
|
31 |
3 |
|
|
Кувырок назад |
1 |
|
32 |
4 |
|
|
Кувырок назад |
1 |
|
33 |
5 |
|
|
Длинный кувырок |
1 |
|
34 |
6 |
|
|
Стойка мост |
1 |
|
35 |
7 |
|
|
Стойка мост |
1 |
|
36 |
8 |
|
|
Стойка на лопатках |
1 |
|
37 |
9 |
|
|
Стойка на лопатках |
1 |
|
38 |
10 |
|
|
Стойка на руках |
1 |
|
39 |
11 |
|
|
Стойка на руках |
1 |
|
40 |
12 |
|
|
Стойка на руках |
1 |
|
41 |
13 |
|
|
Акробатические соединения 3-4 элемента |
1 |
|
42 |
14 |
|
|
Акробатические соединения 5-6 элементов |
1 |
|
43 |
15 |
|
|
Стойка на голове |
1 |
|
44 |
16 |
|
|
Стойка на голове |
1 |
|
45 |
17 |
|
|
Переворот боком |
1 |
|
46 |
18 |
|
|
Переворот боком |
1 |
|
Организация здорового образа жизни |
||||||
47 |
1 |
|
|
Режим дня Утренняя гигиеническая гимнастика |
1 |
|
48 |
2 |
|
|
Занятия физическими упражнениями на свежем воздухе и оздоровительные прогулки Режим питания |
1 |
|
49 |
3 |
|
|
Домашнее задания и отдых в режиме дня Закаливание организма |
1 |
|
Лыжные гонки |
||||||
50 |
1 |
|
|
Одновременный одношажный ход |
1 |
Совершенствовать технику лыжных ходов, перехода с одного хода на другой, подъемов, спусков, поворотов и торможений на лыжах в процессе самостоятельных занятий. Преодолевать соревновательные дистанции с использованием разных лыжных ходов и технических приемов на лыжах на максимально возможный высокий индивидуальный спортивный результат. Планировать индивидуальные занятия по общей физической и лыжной подготовке с учетом спортивных достижений. |
51 |
2 |
|
|
Одновременный одношажный ход |
1 |
|
52 |
3 |
|
|
Одновременный двушажный ход |
1 |
|
53 |
4 |
|
|
Одновременный двушажный ход |
1 |
|
54 |
5 |
|
|
Попеременный двушажный ход |
1 |
|
55 |
6 |
|
|
Попеременный двушажный ход |
1 |
|
56 |
7 |
|
|
Попеременный двушажный ход |
1 |
|
57 |
8 |
|
|
Переходы с хода на ход |
1 |
|
58 |
9 |
|
|
Переход без шага |
1 |
|
59 |
10 |
|
|
Переход без шага |
1 |
|
60 |
11 |
|
|
Переход через шаг |
1 |
|
61 |
12 |
|
|
Переход через шаг |
1 |
|
62 |
13 |
|
|
Прямой переход |
1 |
|
63 |
14 |
|
|
Подъемы и спуски |
1 |
|
64 |
15 |
|
|
Подъемы и спуски |
1 |
|
65 |
16 |
|
|
Подъемы и спуски |
1 |
|
66 |
17 |
|
|
Коньковый ход |
1 |
|
67 |
18 |
|
|
Коньковый ход |
1 |
|
68 |
19 |
|
|
Коньковый ход |
|
|
Спортивные игры |
||||||
69 |
1 |
|
|
Волейбол. Прием передачи мяча |
1 |
Применять технические приемы игры в баскетбол, волейбол, футбол в условиях игровой деятельности. Описывать техническо-тактические действия, анализировать правильность их выполнения, находить ошибки и способы их исправления. Выполнять упражнения для укрепления суставов и связок ног. Проявлять дисциплинированность на площадке, уважение к соперникам и игрокам своей команды. Взаимодействовать с игроками своей команды при атаке и защите в условиях игровой деятельности |
70 |
2 |
|
|
Прием мяча сверху двумя руками с перекатом на спине. |
1 |
|
71 |
3 |
|
|
Прямой нападающий удар. |
1 |
|
72 |
4 |
|
|
Футбол. Удары внешней и внутренней стороной стопы. |
1 |
|
73 |
5 |
|
|
Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы. |
1 |
|
74 |
6 |
|
|
Ведение мяча носком ноги. |
1 |
|
Наблюдение и контроль за состоянием организма |
||||||
75 |
1 |
|
|
Показатели развития организма |
1 |
|
76 |
2 |
|
|
Показатели развития организма |
1 |
|
Спортивные игры (русская лапта) |
||||||
77 |
1 |
|
|
Техника игры в русскую лапту |
|
Совершенствование техники игры в русскую лапту. Совершенствование отдельных элементов.
|
78 |
2 |
|
|
Удары по мячу с боку |
|
|
79 |
3 |
|
|
Удары по мячу с боку |
|
|
80 |
4 |
|
|
Удары по мячу с боку |
|
|
81 |
5 |
|
|
Удары сверху |
|
|
82 |
6 |
|
|
Удары сверху |
|
|
83 |
7 |
|
|
Перебежки |
|
|
84 |
8 |
|
|
Перебежки |
|
|
85 |
9 |
|
|
Перебежки |
|
|
86 |
10 |
|
|
Передачи мяча |
|
|
87 |
11 |
|
|
Передачи мяча |
|
|
88 |
12 |
|
|
Передачи мяча |
|
|
89 |
13 |
|
|
Учебная игра |
|
|
90 |
14 |
|
|
Учебная игра |
|
|
91 |
15 |
|
|
Учебная игра |
|
|
Легкая атлетика |
||||||
92 |
1 |
|
|
Бег на дистанцию 60 метров |
|
Совершенствовать элементы и фазы техники спринтерского, эстафетного, челночного и кроссового бега в процессе самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Выполнять спринтерский бег на максимально возможный индивидуальный результат в условиях соревновательной деятельности. Совершенствовать элементы и фазы техники бега на средние и длинные дистанции в процессе самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Выполнять бег на средние и длинные дистанции на максимально возможный индивидуальный результат в условиях соревновательной деятельности. |
93 |
2 |
|
|
Бег на дистанцию 60 метров зачёт |
|
|
94 |
3 |
|
|
Прыжки с места |
|
|
95 |
4 |
|
|
Прыжки с места зачёт |
|
|
96 |
5 |
|
|
Бег на выносливость 1 км |
|
|
97 |
6 |
|
|
Прыжки с разбега |
|
|
98 |
7 |
|
|
Прыжки с разбега зачет |
|
|
99 |
8 |
|
|
Метание мяча в горизонтальную мишень |
|
|
100 |
9 |
|
|
Метание мяча в вертикальную мишень |
|
|
101 |
10 |
|
|
Эстафетный бег |
|
|
Физкультурно-оздоровительная деятельность |
||||||
102 |
1 |
|
|
Физические упражнения для утренней гимнастики |
|
|
103 |
2 |
|
|
Физические упражнения для физкультминуток |
|
|
104 |
3 |
|
|
Физические упражнения дыхательной гимнастики |
|
|
105 |
4 |
|
|
Адаптивная и корригирующая физическая культура |
|