Рабочая программа внеурочной деятельности по развитию психомоторики «Чувствуем, познаём и размышляем»
Государственное образовательное казённое учреждение Иркутской области
« Специальная (коррекционная) школа – интернат №28 г. Тулуна»
Рабочая программа внеурочной деятельности
по развитию психомоторики
для 9 класса специальной (коррекционной) образовательной
школы VIII вида
Составитель программы:
Светлана Валерьевна Богданова.
г. Тулун 2016
Пояснительная записка
1.1. Назначение программы: Данная программа предназначена для решения проблемы низкого уровня сформированности коммуникативных способностей обучающихся.
1.2. Актуальность и востребованость программы:
Радикальные изменения, происходящие в последние годы в общей системе школьного образования, их демократичность и гуманистическая направленность в полной мере затрагивает и школу для детей с нарушениями интеллекта.
Жизнь ставит нас в сложные критические ситуации, требующие взаимодействия с окружающими людьми. С этим многие не справляются, испытывая страх, раздражение, тревогу, неумение вступать в контакты, застенчивость и конфликтность
На этой основе заметно выявились тенденции к творческому объединению учителей, воспитателей, медиков, психологов и других специалистов в преобразовании школьной среды, которая бы наилучшим образом учитывала специфику развития ребёнка, способствовала его успешной интеграции в современное общество.
Именно поэтому ключевой тенденцией обновления образования в настоящее время является создание условий для социально-эмоционального развития детей. Социально - эмоциональный опыт современного ребёнка, т.е. опыт его взаимоотношений с окружающими людьми и опыт его переживаний может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает самое непосредственное влияние на его настоящую и будущую жизнь. Л.С Выгодский писал, что « жизненный путь личности- это история её переживаний».
Учитывая, что главной задачей С(К) школы является формирование личности ребёнка, в учебный план был включён курс (блок коррекционных технологий) " ЧУВСТВУЕМ, ПОЗНАЁМ И РАЗМЫШЛЯЕМ " для обучающихся 5-9 кл. Это обязательный курс, является логическим продолжением другого коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов " для обучающихся 1 - 4 кл. Воспитательная работа в учреждениях данного типа направлена на формирование коммуникативных навыков у обучающихся, но возможности её ограничены. Именно поэтому возникла потребность в сообщении специальных знаний, формировании и развитии умений и навыков, необходимых для успешной реализации процесса общения. Их воспитанники могут получить, изучая курс
" ЧУВСТВУЕМ, ПОЗНАЁМ И РАЗМЫШЛЯЕМ ".
Подростковый возраст - последний период пребывания детей, лишённых родительского попечительства, в учреждении интернатного типа. В дальнейшем они вступают в самостоятельную жизнь. Воспитанники часто не готовы к лишению привычных опеки и образа жизни, поэтому вопросы личностной и социальной зрелости выпускников имеют первостепенное значение.
В подростковом возрасте особенности психического развития воспитанников проявляются, в первую очередь, их взаимоотношений с окружающими людьми. Уже к 10 - 11 годам у подростков устанавливается моральное иждивенчество (привычка жить по указке), поверхностность чувств, осложнения в становлении самосознания.
Для всех воспитанников характерны искажения в общении со взрослыми. С одной стороны, у детей обострена потребность во внимании и доброжелательности взрослого, в человеческом тепле, ласке, положительных эмоциональных контактах. С другой -неудовлетворённость этой потребности: малое количество обращений взрослого к ребёнку. В этих контактах взрослого с ребёнком, как правило, в меньшей степени проявляется их эмоциональная заинтересованность, стремление к установлению близких личностных связей. В основном они направлены на регламентацию поведения.
1.3. Методологические и теоретические обоснования программы:
Курс " ЧУВСТВУЕМ, ПОЗНАЁМ И РАЗМЫШЛЯЕМ " направлен на социализацию личности подростка, его реабилитацию средствами образования с целью профилактики, преодоления отклонения в аномальном развитии, а также расширении границ образования за счёт социально - ориентированных программ, доступных для усвоения школьнику.
1.4 . Принципы отбора содержания и его организация:
Принцип учёта возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.
Принцип комплексности методов психологического воздействия.
Принцип возрастания сложности.
Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала.
Принцип учёта эмоциональной сложности материала.
1.5. Цель программы: создание условий для коррекции коммуникативных способностей обучающихся.
1.6. Задачи программы:
- Формирование у старших школьников самосознания, представлений о себе как человеке.
- Расширение репертуара осознания себя как личности и способов самовыражения.
- Умение понимать собственные чувства, действия, правильно их оценивать и соотносить с поведением окружающих людей.
- Коррекция когнитивных и эмоциональных процессов, развитие приёмов саморегуляции в системе "Я - окружающая среда".
- Выработка у учащихся положительных черт характера, способствующих взаимопониманию в коммуникативной деятельности.
1.7. Тип программы: программа дополнительного образования, коррекционно – развивающая программа, составленная на основе учебного курса Каратаевой Е. «Общение: хочу, могу, умею».
1.8. Вид программы по времени реализации: один раз в неделю- 34 часа в год
1.9. Временные рамки продолжительности занятий: 40 минут.
1.10. Место данной программы в воспитательном и образовательном процессе. Её роль в решении задач стоящих перед учреждением определённого типа. Достижение общешкольной цели, поскольку гармоничность психоэмоционального состояния обучающихся способствует всестороннему развитию личности.
1.11. Ожидаемый результат:
Обучающие должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
-
правила эффективного общения;
проблемы межличностного взаимодействия;
коммуникативные барьеры.
рефлексировать свое поведение;
самовыражаться;
анализировать ситуации общения.
1.12. Оценка эффективности коррекционной программы:
диагностический мониторинг: карта наблюдений Скотта (5 кл.), Методика оценка коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявский, Б.А. Федоршин;
активное участие в ролевых, деловых играх;
определение и коррекция личностных проблем в общении.
II. Содержание программы
2.1 Реализуемые блоки и их цели:
Раздел 1 . Познай самого себя.
Раздел 2. Полюса человеческой личности.
Раздел 3.. Ценностные ориентиры личности
Раздел 4. Культура общения и культура речи
Раздел 1. Познай самого себя.
Изучение индивидуальных, особенностей личности. Образ своего "Я" – это сумма мыслей и чувств о самом себе. Позитивные и негативные мысли о своём "Я" и их участие в процессе общения. Взгляд на себя со стороны (свой внешний облик, особенности и манеры поведения, темперамента, черта характера). Воспитание чувства собственной индивидуальности и личной уникальности у каждого ребёнка.
Процесс познания самого себя формирует самооценку ребёнка. Важность адекватности самооценки, негативность или завышения самооценки личности. Чувство собственного достоинства, помогающее обрести уверенность в себе и своих силах.
Возможные типы заданий.
Игра "Что такое Я?", "Положи себя под микроскоп", "Вглядись в себя, сравни с другими", "Интервью", "Прокуроры, адвокаты".
2. Упражнения "Мои сильные стороны", "Автопортрет", "Мои слабые стороны", "Психологический автопортрет",
3. Ролевой тренинг "Три зеркала".
4. Обсуждение поступков героев книг, кинофильмов.
Тестовые задания на выявление способности понимать других, найти своё место в обществе, осознание своего "Я".
Выводы:
- Каждый человек индивидуален, познание себя - познание других.
- Если хочешь переделывать людей, начни с себя.
- Люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить.
- Разница в поведении девушек и юношей обусловлена особенностями их психологии.
- В каждом возрасте есть свои не только физиологические, но и психические особенности.
Понятия: жесты, мимика, взгляд и поза, подросток, женский и мужской пол, достоинства, недостатки.
Рекомендуемая литература.
Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
2. Юрина, А.А. Основы психологического общения в начальной школе /А.А.Юрина, К.В.Шевкуненко. М., 1996.
3. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
4. Кочетов, А.И. Воспитай себя – этика школьникам /А.И.Кочетов. – М., 1982.
Раздел 2. Ценностные ориентиры личности
Нравственные представления о добре и зле, жестокости и человечности, внимательности к окружающим. Воспитание ответственности за свои поступки, поведение в целом. Гуманность как проявление уважения и доброжелательного отношения к любому человеку. Честь как чувство собственного достоинства, основанного на уважении достоинства другого человека.
Возможные типы заданий
Психологические задачи-ситуации.
2. Тематическое рисование "Дом Добра", "Дом Зла", "Карикатура".
3. Игры "На кого я похож", "Ромашка", "Копилка добрых и злых слов", "Волшебное кресло".
4. Карусели общения "За что меня любят люди?", "Отчего бывает одиноко?"
Выводы:
- Индивидуальность - это личность в её своеобразии.
- Основная потребность человека -стремление к самовыражению.
- Личность обладает внутренним контролем.
- Темперамент влияет на формирование характера и поведение человека.
Понятия: личность, индивидуальность, самооценка и самоценность, индивидуальность, характер и темперамент, положительные и отрицательные качества характера, управление поведением.
Рекомендуемая литература:
1. Клюева, Н.В. Учим детей общению /Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина. – М.,1997.
2. Толстых, А.В. Наедине со всеми: о психологии общения. /А.В.Толстых.– М., 1990.
3. Сонин, В.А. Психологический практикум /В.А.Сонин. – Москва, 1998г.
Раздел 3. Культура общения и культура речи.
Культура общения основана на соблюдении определённых этических правил и норм. Эти правила называют этикетом. Этикет определяет форму, технику общения в различных жизненных ситуациях.
Важнейшая роль в процессе коммуникации принадлежит хорошо развитой речи – средству человеческого общения. Содержание раздела направлено на ознакомление детей с правилами, существующими в обществе, на выработку такой манеры поведения, без которой общение с окружающими будет затруднено.
Возможные типы заданий.
Игры-драматизации различных ситуаций "Гости", "День рождения", "Экскурсия в музей".
2. Игра "Слово веселит, огорчает, утешает", "Интервью".
3. Конкурс "Умеем ли мы говорить".
4. Праздник добрых слов.
Выводы:
- Конфликты возникают из - за разногласия вкусов, взглядов, убеждений, непонимания мыслей, чувств друг друга.
- Ни один не может выйти победителем в конфликте без того, чтобы его противник не оказался побеждённым.
- Существуют правила разрешения конфликтов, их нужно знать и выполнять.
- Конфликты могут возникать как между малознакомыми, так и между близкими людьми.
Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора.
Рекомендуемая литература
1. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости /Л.П.Васильева-Гангнус. – М, Педагогика, 1982.
2. Крыжан, Э. Как себя вести: о правилах приличия /Э.Крыжан, Ю.Орлик. – Братислава, 1970.
3. Формановская, Н.И. Вы сказали "Здравствуйте!": речевой этикет в нашем общении /Н.И.Формановская. – М., Знание, 1989.
Раздел4. Культура общения полов.
Различие между мальчиками и девочками проявляются ещё в дошкольном возрасте.
Формирование нормальных взаимоотношений мальчиков и девочек является одной из важнейших задач воспитания культуры общения, будущего счастья детей, их возможности полноценно "найти себя" в жизни и способности создать крепкую семью в будущем. В совместных играх и занятиях, в общем труде, выполняя "мужские и женские роли", наблюдая друг за другом, мальчики и девочки учатся общаться между собой.
Возможные типы заданий:
Игры на развитие основных эмоциональных состояний.
2. Анкетирование.
3. Тематическое рисование.
4. Беседы.
5. Упражнения подражательно-исполнительного и творческого характера.
6. Сочинения-миниатюры.
Выводы:
- В дружбе, в любви и просто в отношениях с людьми нужно следовать правилу: "Поступай по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы он поступал по отношению к тебе".
- Позитивность межличностных отношений зависит от личностных качеств человека.
- Существуют различия в психологии мужчин и женщин. Их необходимо учитывать, строя взаимоотношения.
- Человек может научиться строить позитивные межличностные отношения и преодолевать негативные.
Понятия: мимика, взгляд и поза, мужчина, женщина, друг и товарищ, достоинства, недостатки, одиночество, безразличие, отчуждение, вражда, ненависть, любовь и симпатия, влюбленность.
Рекомендуемая литература:
1. Азбука нравственности. – 2-е издание. – М., 1977.
2. Ковалёв, С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни – тесты, опросники, ролевые игры: книга для учителя /С.В.Ковалёв. М: Просвещение, 1991.
III. Описание условий реализации программы
3.1. Организационно-методические условия
Основные методы обучения
1. Наблюдение.
2. Ролевые игры (сюжетно-ролевые, драматизации, словесные, музыкальные, подвижные).
3. Групповые дискуссии.
4. Беседы.
5. Проигрывание и анализ жизненных ситуаций, моделирование ситуаций.
6. Анкетирование.
7. Тестирование.
8. Этюды и импровизации.
9. Упражнения подражательно-исполнительского и творческого характера.
10. Сочинения на этические темы.
11. Свободное и тематическое рисование.
При организации практикума следует опираться на житейский опыт обучающихся, на знания из таких предметных областей как этика, история, биология, домоводство и др. Опора на имеющиеся знания позволяют преодолевать трудности в понимании обучающимися сложных психологических явлений. Данный курс не является предметной дисциплиной, поэтому особенно важно создавать в общении с обучающимися атмосферу доверия, открытости, доброжелательности, так, чтобы каждое общение являлось уроком для жизни.
3.3. Материально технические условия
Магнитофон, компьютер и установка мультимедиа.
VI. Требования к исполнителю программы
При организации занятий следует избегать формы урока, оценок, принятых при обучении образовательным предметам. Практикум по учебному плану рассчитан на 1 час в неделю в 9 кл. и проводится в форме групповых занятий, количество участников не более 3-5 человек. Программа является примерной, педагог вправе дополнять темы, увеличивать или уменьшать количество часов на те или иные разделы. Следует помнить о том, что каждое занятие должно быть тщательно подготовлено и оборудовано в соответствии с основными принципами коррекционной работы во вспомогательной школе: наглядностью, образностью, доступностью и др.
Тематический планРазвитие психомоторики.
9 класс
( 1час в неделю. Всего 34 часа)
№ |
Тема занятия |
Цель занятия |
упражнения |
|
Раздел 1. Познай самого себя |
||||
1. |
Глаза- окно во внешний мир, сердце – во внутренний. |
Получить общее представление о том, как устроен человек. |
Упражнение на развитие навыков самооценки, навыков управления поведением, на формирование положительных личностных качеств, на выявление, осознание и преодоление отрицательных качеств. |
|
2. |
Сердце- магнит. |
Дать представление о природе любви и ненависти |
||
3. |
Богатства человеческого сердца. |
Убедить в необходимости воспитания в себе нравственных качеств. |
||
4. |
Эгоизм- испорченная любовь |
Дать понимание того, что является причиной зла и человеческих бед. |
||
5. |
Проявление любви. |
Сформировать представление о принципах, на которых основана любовь, познакомить с разными её проявлениями. |
||
6. |
Дружба – сестра любви |
Убедить, что дружба такое же высокое чувство, как и любовь. |
||
7. |
Мысль- начало всего. |
Убедить, что человек может и должен управлять своими мыслями, эмоциями , чувствами. |
||
Выводы: - Каждый человек индивидуален, познание себя - познание других. - Если хочешь переделывать людей, начни с себя. - Люди вовсе не обязаны быть такими, какими мы желаем их представить. - Разница в поведении девушек и юношей обусловлена особенностями их психологии. - В каждом возрасте есть свои не только физиологические, но и психические особенности. Понятия: жесты, мимика, взгляд и поза, подросток, женский и мужской пол, достоинства, недостатки. |
||||
Раздел 2. Ценностные ориентиры личности |
||||
8 |
Что посеет человек, то и пожнёт. |
Дать представление о причинно- следственном устройстве мира. |
Задания и упражнения на развитие положительных качеств личности, на выявление, осознание и преодолении отрицательных качеств, на формирование навыков самооценки: |
|
9 |
Упрямство в плохом- глупое качество. |
Расширить представление об упрямстве и его последствиях. |
||
10 |
Препятствиями растём. |
Убедить в том, что трудности являются учителем человека. |
||
11 |
Доброжелательность и злонамеренность. |
Подвести к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием, уводящим его от зла. |
||
12 |
Терпимость- путь к миру. |
Дать понимание того, что только добрый взгляд на окружающий мир ведёт к взаимному уважению, дружбе и любви. |
||
13 |
Вежливость-важное средство примирения людей. |
Убедить, что вежливость неотемлемая часть сотрудничества и общения людей. |
||
14. |
Привычка- вторая природа. |
Обратить внимание на опасность плохих привычек. |
||
15. |
Хороший характер- богатство на всю жизнь. |
Убедить в необходимости формирования положительных черт характера. |
||
Выводы: - Индивидуальность - это личность в её своеобразии. - Основная потребность человека -стремление к самовыражению. - Личность обладает внутренним контролем. - Темперамент влияет на формирование характера и поведение человека. Понятия: личность, индивидуальность, самооценка и самоценность, индивидуальность, характер и темперамент, положительные и отрицательные качества характера, управление поведением. |
||||
Раздел 3. Культура общения и культура речи |
||||
16. |
Свобода мнения. |
Убедить, что каждый человек имеет право на свободу выбора. |
Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков, навыков самооценки и понимания других |
|
17. |
Мысль- начало всего. Мыслями можно управлять |
Убедить, что человек может и должен управлять своими мыслями, эмоциями и чувствами. |
||
18. |
Привычка- вторая природа. |
Убедить в опасности плохих привычек. |
||
19 |
Слово, определяет сознание. |
Дать понимание того, что человек воспринимает смысл слова в зависимости от своих мыслей. |
||
20 |
Не всё то годиться, что говориться. |
Убедить, что сквернословие и ругань вредят человеку. |
||
21 |
Слово – может обидеть. |
Расширить представление о вреде обиды и пользе прощения. |
||
22 |
Уныние, страшное слово. |
Сформировать понимание того, какой вред несёт уныние и какая польза от радости. |
||
23 |
Речь- средство общения. |
Расширить представление об особенностях и достоинствах речи. |
||
24 |
Что передаёт речь. |
Дать понимание того, что самое важное в речи, чтобы её поняли. |
||
25 |
Язык- душа нации. |
Помочь уяснить значение языка для жизни народа. |
||
26 |
Русский язык- язык великой РОССИИ. |
Познакомить с особенностями языка русского народа. |
||
27 |
Язык души и сердца. |
Дать понимание того, что язык является выразителем душевности и сердечности народа. |
||
Выводы: -Конфликты возникают из - за разногласия вкусов, взглядов, убеждений, непонимания мыслей, чувств друг друга. - Ни один не может выйти победителем в конфликте без того, чтобы его противник не оказался побеждённым. - Существуют правила разрешения конфликтов, их нужно знать и выполнять. - Конфликты могут возникать как между малознакомыми, так и между близкими людьми. Понятия: конфликт, конфликтная ситуация, конфликтный человек, решение конфликта, свое мнение, подчинение и власть, барьеры общения, спор, ссора. |
||||
Раздел4. Культура общения полов |
||||
28. |
Законы противоположностей. |
Дать представление, что любое явление в жизни имеет проявление в двух противоположных качествах. |
Упражнения на выявление межличностных отношений, их психологии, проблем и достоинств, на развитие навыков позитивных межличностных отношений. |
|
29. |
Проявление эгоизма. |
Убедить во вреде эгоизма. |
||
30 |
Высокомерие. |
Рассмотреть высокомерие, как проявление эгоизма. |
||
31 |
Искренность и лживость. |
Дать понимание, что искренность правильное направление в отношениях. |
||
32 |
Разные пути слова « хочу». |
Расширить представление о вреде повышенных запросов. |
||
33 |
Добро и зло. |
Расширить представление о понятиях «добро и зло» в общении полов. |
||
34 |
Правда-мать преданности. |
Дать понимание, что ложь разрушает отношения людей. |
||
Выводы: |
В результате обучающиеся учатся быть более коммуникабельными, решать конфликтные ситуации, оценивая чужие и свои поступки, считаясь с мнениями и взглядами окружающих. Как добиться желаемых результатов?
В результате обучения формируются следующие знания:
- о психических процессах: ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
- о пользе развития данных психологических процессов;
- об эмоциональных состояниях человека;
- о настроении человека и управлении им;
- о правилах общения между людьми;
- о волевых качествах человека;
- о способах проявления индивидуальных качеств характера человека;
- о влиянии отношения других людей на отношение человека к самому себе;
- о самооценке и уровне притязаний;
- о сходствах и различиях между людьми, о способах понимания, принятия других людей;
- о способах поведения в социальных ситуациях разного типа;
- о конфликтах и способах их разрешения;
- о социальных ролях и ролевых функциях человека;
- о социальных возможностях человека.
В результате обучения формируются следующие умения:
- умение анализировать особенности своего характера;
- умение характеризовать другого человека, его поступки;
- умение анализировать отношение других людей к самому себе;
- умение анализировать мотивы своего и чужого поведения;
- умение организовывать поведение в социальных ситуациях разного типа;
- умение предупреждать и разрешать конфликты;
- умение выявлять причины, управлять своим настроением;
- умение регулировать свое поведение и поступки;
- умение определять цель деятельности, планировать действия для достижения цели;
Список литературы
1. Анн Л. Психологический тренинг с подростками. Спб., 2004.
2. Бгажнокова И.М., Мусукаева Ф.В. Особенности понимания и использования норм поведения умственно отсталыми подростками. Дефектология № 5, 1998.
3. Бгажнокова И.М., Гамаюнова А.М. Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. Дефектология № 1, 1998.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитания. Московский Университет, 1989.
5. Валкер Д. Тренинг разрешения конфликтов. СПб., 2001.
6. Гиппенрейтор Ю.Б. Общаться с ребенком, как? Москва, 1997.
7. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Внутренний мир человека как предмет изучения в специальной школе. Дефектология № 3, 1998.
8. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. СПб., 2000.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения. Спб., 2000.
10. Кэдьюсон Х. и Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. СПб., 2000.
11. Кукушкина О.И., Барышникова Н.А. О чем заставляет размышлять первый опыт апробации «Дневника событий жизни». Дефектология №4, 2000.
12. Матвеева О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми. Педагогическое общество России. Москва, 2001.
13. Осипова Е. С. Основы психокоррекции. Ростов-на-Дону, 2000.
14. Пиз А. Язык телодвижений. Москва, 1995г.
15. Пономаренко Л. П., Белоусова Р. В. Психология для старшеклассников: в 2-х частях. Москва, 2003.
16. Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. Москва,2001.
17. Риердон Б. Толерантность – дорога к миру. Москва,2001.
18. Сатран Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. Москва, 1999.
19. Щербакова А.М., Москаленко Н.В. Формирование социальной компетентности у учащихся старших классов СОУ VIII вида. Дефектология № 3, 2001.
20. Щипицина Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями интеллекта. СПб, 2000.
21. Т. В. Волкова « Наука быть человеком: материалы для классных часов». Издательство « Учитель» 2008 г.
Понакшина Валентина Ивановна
Богданова Светлана Валерьевна