12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурых Елена Владимировна14961
Россия, Липецкая обл.

ГБОУ «Специальная школа-интернат г. Усмань»

Программа

внеурочной деятельности

по общекультурному развитию

«Разноцветный мир»

Автор программы:

Бурых Елена Владимировна

Усмань 2016г.

 

Пояснительная записка.

Программа «Разноцветный мир» построена на принципах интеграции трех видов искусства – изобразительного, декоративного и конструктивного, выступающих средством формирования эстетического отношения ребенка к окружающему миру. В настоящее время синтез различных видов искусства приобретает особое значение в коррекционной педагогике, так как способствует возникновению новых возможностей и путей художественного освоения действительности, раскрытию способностей личности ребенка.

Необходимость обращения к синтезу искусств обусловлена психическими и физиологическими возрастными особенностями детей с нарушением интеллекта.

Цель программы – способствовать формированию культурно-нравственных и эстетических качеств личности обучающихся, воспитанников с нарушением интеллекта.

Задачи программы:

способствовать формированию у обучающихся, воспитанников эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру через освоение художественно-культурных ценностей;

корректировать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественно-образное мышление на основе развития зрительных и слуховых представлений;

развивать художественный вкус, умение видеть и понимать красивое;

воспитывать интерес к искусству.

Содержание программы строится на принципах:

культуросообразности – содержание программы выстраивается как последовательное освоение общечеловеческих ценностей культуры, где ведущей ценностью является человек, его неповторимый эмоциональный мир;

интегративности – определяется взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельностью;

взаимосвязи обучения и творчества как важного фактора развития личности воспитанника с нарушением интеллекта.

адаптивности – предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития воспитанников в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребенка.

Содержание программы раскрывает эстетические, нравственные и культурно-познавательные ценности окружающего мира, выраженные через художественный образ языком искусства. Оно ориентировано на воспитание эмоционального и осознанного отношения к изобразительному искусству, художественному труду, на умение слушать, видеть, чувствовать и сопереживать различным эмоциональным состояниям, переданным в произведениях искусства.

Занятия по программе «Разноцветный мир» могут быть плодотворными лишь при полном контакте педагога с детьми, знания взрослыми индивидуальных особенностей каждого воспитанника, при гибком планировании педагогом системы своей работы с группой воспитанников. Система занятий по программе «Разноцветный мир» рассчитана на одно занятие в неделю. Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование занятия при разнообразии практической деятельности.

Весь курс представляет собой единую систему последовательно развивающихся, взаимосвязанных тем, которые раскрывают связь изобразительного, декоративного и конструктивного видов искусства с жизнью человека и общества.

1 (подготовительный) класс (33ч)

Введение: правила техники безопасности (1ч)

Рисование (8ч)

1. Вводное занятие «Все дети любят рисовать» (1ч)

2.«В гостях у Солнышка». Работа с акварелью (1ч)

3.«Мы рисуем листопад». Работа с акварелью или гуашью (1ч)

4.«Плывут по небу тучки». Работа с акварелью или гуашью (1ч)

5.«Разноцветный коврик». Работа с гуашью (1ч)

6.«Путаница». Работа с фломастерами (1ч)

7.«Волшебные цветы». Работа цветными карандашами, акварелью или гуашью (2ч)

Работа с пластилином (8ч)

1. Вводное занятие «Путешествие в Пластилинию» (1ч)

2. «Яблочко наливное» (1ч)

         3. «Кактус в горшке» (1ч)

         4. «Чья лесенка длиннее?» (1ч)

         5. «Танец снежинок» (1ч)

         6. «В гостях у Самовара» (2ч)

         7. «Одуванчиковая сказка» (1ч)

Работа с бумагой (8ч)

1. Вводное занятие «Волшебные комочки» (бумагопластика) (1ч)

2.«Фрукты» (1ч)

3.«Чудо-дерево» (1ч)

4.«Новогодняя игрушка» (1ч)

5.«Украшаем ёлку» (1ч)

6.«Букет для мамы» (2ч)

7.«Праздничный салют» (1ч)

Работа с природным и другим материалом (8ч)

1. Вводное занятие «Мастерская фантазии» (1ч)

2. «Гусеничка». Работа с природным материалом (1ч)

3. «Осенний букет». Составление композиции (1ч)

4. «Вот она, ёлочка наша». Работа с природным материалом (1ч)

5.«Весёлые снеговички». Поделка из ватных дисков(1ч)

6. «Бабочки кружатся, бабочки…» Аппликация из конфетных обёрток (1ч)

7. «Парад игрушек». Свободный выбор материала (2ч)

 

 

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года в 1 (подготовительном) классе обучающиеся, воспитанники должны знать:

- названия основных цветов;

- название и назначение средств изобразительной деятельности: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, пластилин, цветная бумага и картон;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными средствами и инструментами.

К концу учебного года в 1 (подготовительном) классе обучающиеся, воспитанники должны уметь:

- правильно сидеть за столом, правильно держать лист бумаги, карандаш, кисточку;

- самостоятельно работать карандашом, кистью;

- ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу, справа, слева, в центре;

- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены.

 

1 класс (33ч)

 

  1. Введение: правила техники безопасности (1ч)

    Рисование (10ч)

1. Свободная тема «Вспоминаю лето» (1ч)

2. «Осенний лес». Работа с цветными мелками (1ч)

3. «Узоры паутины». Работа с одним цветом (1ч)

4. «Разноцветные мячики». Работа с акварелью или гуашью (1ч)

5. «Мороз-художник». Работа с белилами (1ч)

6. «Перо Жар-птицы». Работа с акварелью (1ч)

7. «Подводный мир. Обитатели подводного мира». Работа с аварелью или гуашью»      (2ч)

8. «Весна идёт!» Работа с акварелью; оттенки зелёного (2ч)

  1. Работа с пластилином (8ч)

1. «Строим город». Коллективная работа (2ч)

2. «Дары Осени» (1ч)

3. «Дождевые тучки». Аппликация (1ч)

4. «Грибная полянка» (1ч)

5. «Следы на снегу». Работа с трафаретом (1ч)

6. «Осьминожкина сказка» (1ч)

7. «Бабочки» (1ч)

  1. Работа с бумагой (8ч)

1. Вводное занятие «Волшебные полоски» (1ч)

2. «Грибной дождик» (1ч)

3. «Праздничная рубашка для кота Неумейки» (1ч)

4. «Снежинки» (1ч)

5. «Ёлочные шары» (1ч)

6. «Петушок с цыплятами» (2ч)

7. «Плетём венок» (1ч)

  1. Работа с природным и другим материалом (6ч)

 1. «Осенняя корзинка». Аппликация с использованием

              природного материала (1ч)

 2. «Черепашки». Работа с природным материалом (1ч)

 3. «Лоскутное одеяло». Аппликация из ткани (1ч)

 4. «Эти забавные насекомые». Работа с природным материалом (1ч)

 5. «Милой мамочке букет». Поделка из ватных дисков (1ч)

 6. «Дерево желаний». Аппликация с использованием пуговиц (1ч)

Ожидаемые результаты.

К концу учебного года в 1 классе обучающиеся, воспитанники должны знать:

- названия основных цветов и некоторых оттенков;

- название и назначение следующих средств изобразительной деятельности: простые и цветные карандаши, фломастеры, акварельные и гуашевые краски, восковые мелки, пластилин, цветная бумага и картон;

- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла;

- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными средствами и инструментами.

 

К концу учебного года в 1 классе обучающиеся, воспитанники

должны уметь:

 

- организовывать свое рабочее место, правильно сидеть за партой

(столом), правильно держать тетрадь для рисования и карандаш;

- выполняя рисунки, использовать только одну сторону листа бумаги;

- обводить карандашом шаблоны несложной формы, соединять точки,

проводить от руки вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые

(замкнутые) линии;

- ориентироваться на плоскости листа бумаги;

- различать и называть цвета;

- узнавать и показывать основные геометрические фигуры и тела;

- узнавать и различать в иллюстрациях изображения предметов,

животных, растений, известных детям из ближайшего окружения,

сравнивать их между собой;

- лепить несложные объекты;

- составлять простейшие аппликации из разных материалов.

Оценка планируемых результатов освоения программы

Система оценивания результатов обучения детей проходит через участие

обучающихся, воспитанников в выставках, конкурсах, фестивалях.

Выставки: однодневные, тематические, итоговые.


 


 

Литература.

Васина Н.С. Бумажная симфония / Надежда Васина. – М.: Айрис-пресс, 2009.

Гомозова Ю.Б., Гомозова С.А. Праздник своими руками. – Ярославль:Академия развития: Академия, К*. Академия Холдинг, 2009.

Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. – М.: Просвещение,2010.

Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учебное пособие для учителей специальных коррекционных школ и студентов дефектологических ф-тов педвузов. – М.: ООО «Институт общегуманитарных исследований», 2007.

Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. – М.: Просвещение,2011.

Иванченко В. Н. Занятия в системе дополнительного образованиядетей. Учебно – методическое пособие для руководителей ОУДОД,методистов, педагогов – организаторов, специалистов подополнительному образованию детей, руководителей образовательныхучреждений, учителей, студентов педагогических учебных заведений,слушателей ИПК. Ростов н/Д: Из-во “Учитель”, 2007.

Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности. – М.: Просвещение,2011.

Коротеева Е.И. Искусство и ты /под. Ред. Б.М.Неменского. – М.: просвещение, 2003.(серия «Школа России»).

Нетрадиционные методы в коррекционной педагогике /Сост. М.А.Поваляева. – Ростов н/Д: Феникс, 2010.

Парамонова Л.А. Бумажная пластика. Конструирование: Практическое пособие. – М.: «Истоки», 2013.

Полунина В.Н. Гербарий: Составление композиций и орнамента – М.: ООО «Издательство АСТ», 2009.

Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIIIвида», Москва. «Просвещение», 2012.

Уотт Ф. Я умею рисовать /Пер. с англ. О.Солодовниковой. – М.: ООО «Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2013.

Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б.Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.

Интернет – ресурсы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (5)

Трефилова Раиса Поликарповна, 02.03.19 в 22:26 6Ответить Пожаловаться
Программа очень интересная и научно обоснованная! Синтез различных видов деятельности несомненно приведёт к положительному результату!
Бурых Елена Владимировна, 02.03.19 в 22:28 6Ответить Пожаловаться
Спасибо! Детям нравится!
Горбачёва Марина Юрьевна, 18.03.19 в 11:27 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.