12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Злобина Галина Евстафьевна112
2

“ Формирование навыков социализации на занятиях внеурочной деятельности кружка «Город мастеров» у детей с ОВЗ”.

Формирование навыков социализации на занятиях внеурочной деятельности у детей с ОВЗ”.


«Дело воспитания ребенка есть дело

величайшей сложности и трудности.

Воспитывает не учитель, а все общество

в целом, вся атмосфера и вся обстановка

нашей культуры и быта, вся живая 

 повседневность, в которой нет мелочей». 

В.Л. Кащенко


Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является очень важной для общества. Социализация таких детей это основная задача, это конечная цель специального обучения.

Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных коррекционных школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика первичной социализации воспитанников с нарушением интеллекта затрудняет формирование навыков общения в социуме. Одним из эффективных способов социализации обучающихся является создание в образовательном учреждении условий, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.

Однако социально-психо­логические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстни­ками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице благодаря собственной активности.

Трудовая деятельность учащихся с ОВЗ является естественным средством их воспитания, используемым в тех или иных конкретных жизненных условиях. Любой отрыв деятельности учащихся от естественных условий её протекания существенно снижает и даже исключает её воспитательную эффективность.

Всем известно, что в организации трудового обучения заложены большие возможности для социальной реабилитации. Трудовая деятельность учащихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями является естественным средством их воспитания, используемым в тех или иных жизненных условиях.

Целью занятий ВД является способствование духовно-нравственному, социальному развитию обучающихся, создание условий для приобретения социального опыта в образовательном учреждении и за его пределами, проявления инициативы, самостоятельности, ответственности, применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.

Главными задачами занятий являются:

овладение учащимися знаний, умений и навыков;

воспитание готовности к труду;

формирование творческой активности;

формирование коммуникативной активности;



При организации внеурочной работы необходимо соблюдать следующие принципы:

- выдержанность общих целей и задач работы;

- массовость, т.е. вовлечение в нее большинства учащихся;

- её общественно – полезная направленность;

- личностная ориентация педагогического процесса: обеспечение благоприятного морально-психологического климата, добровольности выбора учащихся видов внеурочной деятельности, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании

Например, в экскурсии, трудовые десанты, обязательно вовлекаются все учащиеся. Стараюсь организовать коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы они испытывали потребность и в дальнейшем принимать участие в данном виде внеурочной деятельности.

Я работаю учителем начальных классов, моими учениками являются дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями. Для них я разработала курс внеурочной деятельности «Город мастеров», который включает в себя изобразительную деятельность и декоративно-прикладное творчество. По- моему мнению эти виды деятельности могут в большей мере заинтересовать детей, позволяют им раскрыть свои потенциал, дают быстрый результат, который они смогут сами увидеть и почувствовать свою значимость, смогут поверить в свои силы.

В процессе творческих занятий дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается тревожность. Развивая ребенка творчески, мы можем помочь ему адаптироваться в обществе.

Также мои ученики принимают участие в различных конкурсах, концертах и др. мероприятиях на уровне школы. Это конкурсы рисунков:к Новому году, 23 февраля, 8 марта, 9 мая и др. Конкурсы поделок: кормушек, елочных игрушек, широкая Масленица. Принимаем участие в школьных концертах: ко Дню матери, 9 мая, акциях «Покормите птиц», «Твори добро», ко Дню пожилого человека.



Мои ученики ежегодно занимают призовые места в выставках, конкурсах муниципального и регионального уровня: 2017/2018/2019/2022г - 1место на муниципальных выставках декоративно- прикладного творчества, Конкурс плакатов и рисунков «Наш выбор – будущее России» 18 марта 2018г.1 место, Всероссийский конкурс поделок «Радуга творчества», 2016 г.- призеры, Муниципальный конкурс «Мир глазами детей» 2018г-1, 2 место.


Участие в этих мероприятиях создают творческую атмосферу, которая является важнейшим условием воспитательной деятельности и способствует установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми, а также придают каждому ребенку уверенности в своих силах, способностях и имеют значение для осознания ребенком своей нужности, важности не только дома, в классе, но и для школы!

Через участие в конкурсах различного уровня повышается самооценка воспитанников. Все эти навыки, пригодятся детям в самостоятельной жизни, умея, что - то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего наши дети после школы идут в профессиональные училища.

В течение года в мероприятиях принимает участие каждый обучающийся класса.

Процесс социализации ребенка является непрерывным. Поэтому, школа и педагоги обязаны способствовать успешной социализации школьников не только на уроках, но и во внеурочное время. Я считаю, что каждый учитель должен создавать на своих занятиях для каждого ребенка ситуацию успеха, учитывать его желания, склонности, интересы.

Правильно поставленное социальное воспитание готовит человека к активной социальной жизни, к широкому сотрудничеству с людьми, воспитывает ответственность.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.