Формирование навыков социализации на занятиях внеурочной деятельности у детей с ОВЗ
Злобина Галина Евстафьевна,
учитель начальных классов
“ Формирование навыков социализации на занятиях внеурочной деятельности у детей с ОВЗ”.
«Дело воспитания ребенка есть дело
величайшей сложности и трудности.
Воспитывает не учитель, а все общество
в целом, вся атмосфера и вся обстановка
нашей культуры и быта, вся живая
повседневность, в которой нет мелочей».
В.Л. Кащенко
Социализация и интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой актуальную проблему коррекционной педагогики. И это является конечной целью обучения.
Однако социально-психологические качества ребенок приобретает только через свой опыт, общение, через непосредственный контакт со сверстниками и взрослыми в семье, в детском саду, школе, на улице.
Значимость проблемы обусловлена тем, что такие дети, окончив образовательные учреждения, испытывают трудности в выборе профессии, в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе. Специфика социализации детей с нарушением интеллекта затрудняет формирование навыка общения в социуме.
Одним из эффективных способов этого процесса является создание в образовательном учреждении условий, позволяющих обеспечить их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Я работаю учителем начальных классов, моими учениками являются дети с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями. Для них я разработала курс внеурочной деятельности «Город мастеров», который включает в себя два раздела:
1.Изобразительная деятельность. Рисование одно из самых любимых детских занятий, а рисование нетрадиционными способами позволяет формировать положительные эмоции, что ведет к развитию мышления, фантазии, вызывает у ребенка желание узнавать что-то новое, еще неизвестное ему, появляется желание творить.
В этом разделе дети знакомятся с разными техниками рисования, всего их насчитывается около 20 видов.
На своих занятиях я знакомлю детейс такими техниками: рисование ватными палочками, рисование ладонями, ватными дисками, отпечатками каких-либо предметов (половинкой яблока: на срез яблока наносится краска и делается отпечаток, листа дерева), кляксография (капля краски раздувается через трубочку), рисование губкой (поролоном), рисование вилкой, рисование смятым кусочком бумаги, пальчиковое рисование, набрызг, рисование расческой и через расческу.
Познакомив учеников с 2-3техниками рисования, я провожу итоговое занятие, на котором позволяю каждому ученику выбрать и выполнить работу именно в той технике, которая понравилась ему больше других. Этот прием позволяет мне вносить корректировку в рабочую программу.
Знание разных техник рисования и практические навыки их применения дают возможность моим ученикам возможность принимать участие в конкурсах рисунков на разных уровнях, как на уровне школы, так и на муниципальном.
2. Работа с бумагой.В этом разделе дети знакомятся с историей появления бумаги, ее видами, свойствами, а также с разными техниками работы, которых тоже существует множество.
На кружке «Город мастеров» я знакомлю детей с такими видами работы как аппликация объемная и плоская, оригами, бумагопластика, квилинг, торцевание. Но большую радость и удовольствие приносит ребятам работа в технике «Бумажный комочек» и «Жгутирование».
Эти техники позволяют ученикам «играть» с размерами, текстурами, формами, способами работы в этих техниках.
Так, например, жгутирование бумаги можно выполнять тремя способами: 1- прокручивание полосок бумаги между пальцами, 2 – прокатывание через ладони, 3 способжгутирования, это когда полоска бумаги прокатывается ладонью по столу. Такая вариативность дает возможность ребенку сделать выбор более удобного для него самого способа работы с бумагой.
На занятиях я учу своих учеников общаться: уметь попросить помощи, приходитьна помощь самим, работать в парах, группах. Это формирует коммуникативные компетенции, а также помогает формировать навыки социализации, которые в дальнейшем и помогают детям с ОВЗ успешно адаптироваться в обществе.
Помимо этого при работе с бумагой также развивается моторика рук, что в дальнейшем окажет значительное влияние на формирование трудовых навыков. Всем известно, что в организации трудового обучения заложены большиевозможностидля социальной детей с ОВЗ. Трудовая деятельность обучающихся с умственной отсталостью и интеллектуальными нарушениями является естественным средством их воспитания. И конечно, трудовые навыки, сформированные в школьные годы, в дальнейшем помогают в выборе профессии таким учащимся.
По- моему мнению,изобразительная деятельность и работа с бумагой, помогают в большей мере заинтересовать детей, позволяют им раскрыть свой потенциал, дают быстрый результат, который они могут увидеть и это дает возможность, учащимся с ОВЗ, осознать свою значимость,почувствовать веру в свои силы и нужность.
На своих занятиях я соблюдаю следующие принципы:
-каждое занятие должно быть интересно каждому ребенку;
- на каждом занятии ученик должен «вырасти» в своих глазах, и в глазах окружающих, узнать, научиться новому;
- массовость, т.е. вовлечение в нее всех учащихся;
- их общественно – полезная направленность;
- ориентация на каждого ученика, обеспечение благоприятного морально-психологического климата, учёт их пожеланий и опора на самостоятельную творческую инициативу, создание «ситуации успеха» в каждом их начинании.
В рамках курса «Город мастеров» мы с ребятами ходим на экскурсии, участвуем в трудовых десантах (сбор семян на пришкольном участке, уборка мусора и тд.), при этом в данные мероприятия обязательно вовлекаются всеучащиеся класса.Стараюсь организовать коллективные дела таким образом, чтобы всем ребятам было интересно, чтобы каждый смог проявить активность в ходе их реализации, продемонстрировать или развить личностные способности, чтобы ребенок испытывал потребность в дальнейшем принимать участие в данном виде внеурочной деятельности.
Также в своей работе я применяю элементы проектной деятельности. Это позволяет развить личностные качества ребенка, повышает познавательный интерес, ученики учатся искать нужную информацию.
Работая над проектом, я учу детей ставить цель, подбирать средства для ее достижения, взаимодействовать друг с другом. Конечно, мы берем мини- проекты, такие как «Подарок учителю». В рамках данного проекта ученики делают поздравительные открытки учителям; «Игрушка для елки», здесь ребенок может принести елочную игрушку из дома или сделать игрушку на занятиях кружка ВД «Веселый художник».
В процессе творческих занятий дети осваивают навыки межличностного взаимодействия, происходит эффективное формирование коммуникативных умений и навыков. У детей улучшается психологическое самочувствие, повышается самооценка, снижается уровень тревожности.
Развивая ребенка творчески, мы помогаем ему адаптироваться в обществе. Формировать навыки социализации помогает и участие детей с ОВЗв различных общешкольных мероприятиях.
Традиционно, мы с учениками нашего класса участвуем в концертах ко Дню матери, к празднику великой Победы, акциях «Покормите птиц», «Твори добро» и др. Участвуем в читательских конференциях по произведениям разных авторов, готовим сценки, разучиваем стихи, рисуем иллюстрации. Вовлечение детей в такие мероприятия учат детей с ОВЗ выступать перед публикой, зрителями, что в дальнейшем позволит им комфортно чувствовать себя в общественных местах, учат общаться с детьми с нормой интеллекта, перенимать нормы, правила поведения, находить новых друзей, а главное- развивать свои способности, поверить в то, что они такие же полноправные члены нашего общества.
Ежедневная работа по формированию социальных навыков у учащихся с ОВЗ дает хорошие результаты. Мои ученики ежегодно занимают призовые места в выставках, конкурсах муниципального и регионального уровня: 2017/2018/2019/2022г - 1место на муниципальных выставках декоративно- прикладного творчества, Конкурс плакатов и рисунков «Наш выбор – будущее России», 2018г.1 место, Всероссийский конкурс поделок «Радуга творчества», 2016 г.- призеры, Муниципальный конкурс «Мир глазами детей» 2018г-1, 2 место.
Через участие в конкурсах различного уровня повышается самооценка ребенка, у детей возникает желание заниматься, участвовать, ведь перед ними наглядный пример успеха своего товарища. В течение года в мероприятиях принимает участие каждый обучающийся класса.
Все навыки, полученные и сформированные в школе, пригождаются детям в самостоятельной жизни, умея, что - то делать руками, можно найти работу, сделать правильный выбор профессии, ведь чаще всего наши дети после школы идут в профессиональные училища. Так, большинство выпускников нашей школы, учащихся с ОВЗ, успешно обучаются в учреждениях профессионального образования г. Черногорска и Абакана. У многих из них успешно складывается жизнь, получив образование они находят работу по специальности, что дает им возможность достойно жить.
Процесс социализации ребенка является непрерывным. Поэтому, каждый учитель обязан способствовать социализации школьников накаждом своем уроке, на каждом мероприятии.
Для ребенкадолжна быть создана ситуация успеха, чтобы у каждого из них была вера в себя, в свои силы
Правильная социализация учащихся с ОВЗ готовит их к активной жизни в социуме, к взаимодействию с людьми, воспитывает ответственность, а главное, помогает найти свой путь, свою дорогу во взрослую жизнь. А задача учителя, воспитателя сделать этот процесс интересным, эффективным и результативным.