12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Базарова Анжелика Александровна53
В настоящее время имею высшую квалификационную категорию. Образование высшее, специальность –психология, квалификация- Психолог.
Россия, Московская обл., п.Старый городок

Внеклассный урок по литературе.


ТЕМА: « Город, который построил Маршак».


Цели: 1) Знакомство с произведениями С.Я.Маршака.

2) Дать представление о С.Я.Маршаке как о поэте,

переводчике, драматурге, сказочнике.


3) Работа с образами героев.


4) Учить выразительному чтению стихов, диалогов,

сцен.


5) Учить пользоваться справочными материалами.

6) Учить различать жанры произведений.





Учителя начальных классов

Старогородковской СОШ

Базаровой Анжелики Александровны

Посвящается 120-летию со дня рождения детского писателя С.Я. Маршака


Орг. момент.

Сегодня мы проводим урок не в классе, а в медиотеке.

Почему? (работа с книгами)

Вот сегодня у нас и будет необычный урок

Ваша задача: быть активными и внимательными.

Сегодня мы поговорим о творчестве С.Я. Маршака. А поможет нам наш библиотекарь Ирина Николаевна.


2. Вступительное слово библиотекаря.

жизнь и творчество С.Я. Маршака.

(презентация)



«Настежь дверь. Быстрый шаг –

Появляется Маршак

В круглых роговых очках,

У него портфель в руках,

Толстый, словно бочка, -

Не замкнуть замочка.

Он поэмами набит,

Он рассказами раздут.

Сел Маршак и говорит:

- Все ребята в сборе тут?»

К. Высоковский

t1571861162aa.jpgt1571861162ab.jpg


t1571861162ac.jpgt1571861162ad.jpg

















Учитель

- Что такое жанр? ( вид произведения )

А какие жанры вы можете назвать у С.Я. Маршака.(сказки пьесы, загадки, стихи .


t1571861162ae.jpg













Вот сегодня мы ещё раз вспомним практически все жанры этого писателя.

И сейчас отправляемся в город который построил С.Я.Маршак

t1571861162af.gif


Город, который построил Маршак















А куда мы можем пойти в городе?

( школа , театр, зоопарк, детская площадка.)

Да, куда - бы мы не пошли, везде встретим произведения Маршака.

Но чтобы успеть везде побывать, мы разделимся на 4 группы.(по цвету)

У каждой группы свой маршрут и свои интересные задания. А потом мы друг другу расскажем, кто где побывал и что видел.


Отчё групп


Дt1571861162ag.gif авайте отправимся в школу (Слайд)

В классе уютном, просторном

Утром стоит тишина.

Заняты школьники делом –

Пишут по белому чёрным,

Пишут по чёрному белым,

Перьями пишут и мелом...








Книги С. Маршака: «Про всё на свете»(Азбука в стихах и картинках), «От одного
до десяти» (Весёлый счёт), а также стихи «Урок родного языка», «Живые буквы»,
«Знаки препинания», «Друзья-товарищи», «Про одного ученика и шесть единиц»,
«Кот и лодыри», «Приметы», «Урок вежли­вости», «Мастер-ломастер» и др.


Кто знает стихотворение , где говорилось бы о школе, уроках, друзьях.

(Читают 1- 2 стих.)

Игра

1.Построиться по алфавиту своих имён.

Дом.Зад. 2. Составить «Маршак-азбуку» - мо­жет быть выполнено как домашнее зада­ние. На каждую букву алфавита вспом­нить одно или несколько стихотворений, сказок, пьес С. Маршака:

А — Азбука в стихах и картинках

Б — Багаж

В — Великан

Г - - Где обедал воробей

Д — Двенадцать месяцев

Е — Ежели вы вежливы

Ж — Живые буквы

3 — Знаки препинания

И — Июнь. Июль (из цикла «Круглый год»)

К — Книжка про книжки.

Л — Ландыш

М — Мяч

Н — Не так

О — От одного до десяти

П — Почта

Р — Разноцветная книга

С — Сказка о глупом мышонке

Т — Тихая сказка

У -- Угомон

Ф -- Фомка (из цикла «Детки в клет­ке»)

X — Хороший день

Ц — Цирк

4 — Часы (загадка)
Ш — Шалтай-болтай

Щ — Щетка (из «Азбуки в картинках») Э - - Эскимосская собака (из цикла «Детки в клетке»)

Ю —Юнга (из «Азбуки в картинках») Я — Январь (из цикла «Круглый год»)



А где в школе можно отыскать любую книжку? (библиотека)

Давайте отправимся в библиотеку Маршака.


Библиотекарь

1.«Человекрассеянный» в библиотеке.

-Человек рассеянный с улицы Бассейной пришёл в библиотеку и попросил дать ему такие книги:

«t1571861162ah.jpg Детки в зоопарке»

t1571861162ai.gif

Библиотека


«Почтальон»

«Где тут Вова? Где Андрей?

«Рассказ об известном герое»

«Королевский завтрак»

«Книжка про Гришку»

«Откуда стул пришёл?»

«Цветная книга»

«Семнадцать месяцев»

«Мельник, мальчик и собака»

«Дом, который построил Джон»

«Мышкин дом»

Конечно же, он перепутал все назва­ния. Помогите ему исправить ошибки.


Кто знает стихи об этих героях?


Книги: «Рассказ о неизвестном герое»,«Пожар», «Почта», «Почта военная»,


«ЗАДАНИЯ И ИГРЫ Викторина «Неизвестные герои». Из какого стихотворения эти строки: «Даром минуты одной Не теряя, Бросился парень С площадки трамвая -Автомобилю Наперерез -И по трубе Водосточной Полез»

(t1571861162aj.jpg «Рассказ о неизвестном герое»)















«В семь часов он начал дело, В десять сумка похудела, А к двенадцати часам Всё разнёс по адресам...»

(«Почтальон»)

«В любую погоду с утра до утра Повсюду — в горах, на равнинах -К постели больного спешат доктора В телегах, в санях, на машинах.


Но в мире таких не бывает чудес, Чтоб доктор на землю спускался с небес...»

(«Ледяной остров»)

Сунул голову в окошко, Поглядел... — Да это кошка! Пропадёшь ты здесь в огне. Полезай в карман ко мне!»

(«Пожар»)

«Давайте для разведки Разделим лес на клетки. А лучше цепью редкой Прочешем лес насквозь. Прочешем лес гребёнкой -Нельзя ж искать ребёнка, Как курица цыплёнка, Без плана, на авось!»

(«Как искали Наташу»)

«Человек он незаметный... Но почти что кругосветный Путь проходит он. Через поле до траншеи Сотни три шагов, Да намного путь длиннее Под огнём врагов».

(«Почта военная»)

Найдите в детской энциклопедии «Что такое? Кто такой?» объяснение слов: «знак ГТО» и биографию Бориса Житкова.

Пt1571861162ak.jpg

Борис Житков


роследите по карте путь письма пи­сателю Борису Житкову (Ростов, Ленин­град, Лондон, Бразилия, Ленинград)


















Физминутка

Детская площадка.

ребята отгадайте из какого стихотворения эти строчки

«Воды обыкновенной

в стаканчик набери -

Пускать из мыльной пены

Мы будем пузыри...»


правильно «Мыльные пузыри»

вот сейчас я вас приглашаю на детскую площадку. Что мы будем делать?

- отдохнём и поиграем.

Игра «Мыльные пузыри»

Чей улетит дальше. пузырь у девочек.

Чей улетит дальше пузырь мальчиков.

Самый большой


Зоопарк


А сейчас отгадайте, какая группа выдет рассказать, где они побывали

Цt1571861162al.jpg итата из С. Маршака: (Слайд)



Уговорились я и мама

Дождаться выходного дня

И посмотреть ги-ги-топама...

Нет, ги-попо-тото-потама...

Нет, ги-тото-попо-потама...

Пусть мама скажет за меня!


кто знает стихи о животных?

Игрушки или фотографии животных. Из Книги: «Где обедал воробей?», «Детки в клетке».

ЗАДАНИЯ И ИГРЫ

Загадки по С. Маршаку: Дали туфельку ему, Он сказал: «Нужны пошире, И не две, а все четыре!»

(Слон)

Он так высок,

Что нелегко сорвать цветок.

(Жираф)

К этой киске,

Не подходите близко!

(Тигрёнок)

Правда, дети, я хорош? На большой мешок похож. На морях в былые годы Обгонял я пароходы.

(Пингвин)

Они играют в чехарду В зоологическом саду.

(Кенгуру)

Течёт вода с младенца Он недавно из пруда Дайте полотенце.

(Гусёнок)

На дальнем жарком юге, На пальмах и кустах, Визжат мои подруги, Качаясь на хвостах

Почта


А кто такой Борис Житков?

Кто нам расскажет? Ребята, которые побывали на почте.

t1571861162am.jpg





ПОЧТА














Театр

С.Я. Маршак очень много писал для театра. В своих сказках, пьесах он многому учит нас, не быть жадными, злыми, завистливыми, помогать друг другу.

А теперь мы отправимся в детский театр. ( Слайд )

t1571861162an.jpg












Как надо себя вести в театре?

Цитата

«В сегодняшнем спектакле

Все бороды

Из пакли,

А царская корона

Из лучшего картона!..

К чему нам бархат и атлас,

Светящиеся краски?

Пусть чувства светятся у нас

Во время хода сказки!»

С.Я. Маршак

Какие сказки и пьесы вы знаете?


Ребята, раз мы в театре, давайте сами превратимся в актёров.

( инсценировка сказки)

«Багаж»


Конкурс чтецов ( кто ещё не читал) и рисунков

t1571861162ao.jpg

t1571861162ap.jpgt1571861162aq.jpg
















ИТОГ:

Мы сегодня совершили литературное путешествие по произведениям какого писателя?

Какие произведения вы услышали сегодня первый раз?


Заключительное слово библиотекаря.


8



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.