Рабочая программа курса общественно-полезной деятельности «Художественное конструирование-оригами» (2 класс)
Рабочая программа
к тематическому планированию курса
общественно-полезной деятельности
в начальной школе (2 класс)
« Художественное конструирование-оригами».
Оглавление
1.Рабочая программа …………………………………………………...........................1
1.1.Пояснительная записка……………………………………………….........................1-4
1.2.Ожидаемые результаты ………………………………………………........................5-6
1.3.Содержание программы……………………………………………….........................7-8
1.4.Методическое обеспечение программы............................................9
1.5.Литература на основе которой составлена программа и
примерное тематическое планирование уроков ……………………….................9
2. Календарно – тематическое планирование уроков …………...........10- 11
3. Приложение 1…………………………………………………………............................. 12
1.1.Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями основной образовательной программы, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов во внеурочное время, и ориентирована на работу с учащимися младших классов.
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие
Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами.
Обучать различным приемам работы с бумагой.
Формировать умения следовать устным инструкциям.
Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к искусству оригами.
· Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Принципы, лежащие в основе программы:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
В процессе работы по программе “Художественное конструирование-оригами”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.
Методическое обеспечение
Программа “Художественное конструирование-оригами” рассчитана на 1 год. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа. Группа формируется из детей 2 класса
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.)
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
• практический (выполнение работ по инструкцион-ным картам, схемам и др.)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
. исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
1.2.Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагопластики;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Значение оригами для развития ребенка
Учит детей различным приемам работы с бумагой, таким, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Развивает у детей у детей способность работать руками, приучает к точным движениям пальцев, у них совершенствуется мелкая моторика рук, происходит развитие глазомера.
Учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления поделки, учит следовать устным инструкциям.
Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Знакомит детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д., при этом происходит обогащение словаря ребенка специальными терминами.
Развивает пространственное воображение – учит читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадку.
Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.
Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.
Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Большое внимание при обучении оригами уделяется созданию сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные в технике оригами.
Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.
Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. В процессе создания композиций у детей формируется чувство центра, симметрии, представление о глубине пространства листа бумаги. Они учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом), что требует изменения величины фигур. Предметы, которые находятся вблизи, должны быть большими по размеру, чем те же предметы, но расположенные чуть дальше или вдали. Так дети осваивают законы перспективы.
Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует применению школьниками знаний, полученных на уроках труда, рисования, природоведения.
Тематическое планирование занятий по курсу «Художественное конструирование-оригами» 2 класс
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1. | Вводное занятие. Беседа по охране труда | 1 | 1 | 2 |
2. | Базовая форма «Треугольник» | 1 | 12 | 13 |
3. | Базовая форма «Книжка» | - | 4 | 4 |
4. | Базовая форма «Дверь» | - | 2 | 2 |
5. | Базовая форма «Воздушный змей» | 1 | 8 | 9 |
6. | Подготовка проекта | - | 3 | 3 |
7. | Защита проекта. Презентация. | - | 1 | 1 |
ИТОГО: | 3 | 31 | 34 |
1.3.Содержание программы 2 год обучения (34часа)
1. Вводное занятие. Формирование группы. Беседа по охране труда. Знакомство с оригами (2 часа)
1. Оригами – искусство складывания из бумаги.
Базовые формы – основа любого изделия. Модель «Стаканчик»
Базовые формы:
«Треугольник» (13 часов),
«Воздушный змей» (9 часов)
«Дверь» (2 часа),
«Книжка» (4 часа)
таканчик"к"м ""ы..й формой "
2.Правила поведения на занятиях оригами. Правила пользования материалами и инструментами. Термины, принятые в оригами. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа). Понятие «базовые формы».
Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами и основными приемами складывания. Базовые формы. Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания. Складывание изделий на основе простых базовых форм.
3. Базовая форма «Треугольник». Модель «Котёнок с белыми ушами». Знакомство с базовой формой «треугольник». Превращения бумаги. Оформление работы
4.Базовая форма «Треугольник». Щенок. Выставка работ.
5.Базовая форма «Треугольник». «Грачи прилетели» (модель «Грач»). Композиция. Коллективная работа.
6. Базовая форма «Треугольник». До чего народ доходит: самовар по речке ходит (модель «Пароход»). Повторение базовой формы «Треугольник».
7-8. Базовая форма «Треугольник». Рассыпалось под вечер зерно, а утром глядь – нет ничего (модель «Двойная звезда»). Раскрашивание звезды. Звезда-украшение. Оформление композиций с полученными изделиями.
9. Базовая форма «Книжка». Кто в домике живёт? (модель «Дом»)
10-11. Базовая форма «Книжка». Цветы к празднику 8 марта. Начинаем «строить» цветочную оранжерею (модель «Гвоздика»). Оформление поздравительной открытки. (2 часа)
12. Базовая форма «Дверь». Модель «Грибок» (дом, пароход). Повторение правил пользования ножницами и клеем, Аппликация.
13. Базовая форма «Дверь». Кубик.
14-15. Базовая форма «Воздушный змей». Встречаем Новый год весело! (модели Цветок Оригами»,ёлочная подвеска»Звезда» )
16. Базовая форма «Воздушный змей». И зиму, и лето зелено (модель «Ёлочка»). Украшение ёлочки.
17. Базовая форма «Воздушный змей». Без рук, без ног бежит (модель «Парусник») Выставка работ.
18. Базовая форма «Воздушный змей». Я порчу в огороде грядки и удираю без оглядки (модель «Кролик») Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм
19. Базовая форма «Воздушный змей». Модели «Утка», «Воронёнок». Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).
20 - 22.Базовая форма «Треугольник». Хищники. (модели «Рысь», «Лиса», «Волк»). /Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами).
23. Базовая форма «Треугольник». Медведь – герой русских народных сказок.
24. Базовая форма «Книжка». Фигурка ёжика.
25-27. Базовая форма «Треугольник». Птицы. (модели «Воробей», «Голубь», «Снегирь») Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
28-30. Базовая форма «Воздушный змей». Водоплавающие птицы. (модели «Журавль», «Чайка», «Лебеди», «Утка»). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
31-33. Подготовка проекта «Животный мир родного края» Коллективная работа.
34. Урок-отчёт. Презентация проекта «Животный мир родного края» (выставка работ учащихся)
I. Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
II. Материалы из опыта работы педагога:
Дидактические материалы:
• Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий для 1 и 2 года обучения.
• Схемы создания изделий оригами для 2, 3 и 4 годов обучения (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.
• Альбом лучших работ детей.
• Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.
1.5.Литература на основе которой составлена программа и примерное тематическое планирование уроков.
1.Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. М, «Просвещение», 1992 2.Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи. М, «Айрис - пресс»,2004 3.Афонькин С.Ю, Афонькина. Игрушки своими руками. Е. Ю. Санкт-Петербург, «Литера», «Виан»,1997 4.Соколова С.В. Театр оригами. Санкт-Петербург «Эксмо», 2004 5.Иванова Л.В. Цветы оригами для любимой мамы. Донецк, «Сталкер», 2005 6.Нильва Пиллан. Цветы . М, «Эксмо - пресс»,2002 7.Соколова С.В.оригами для старших дошкольников. Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2009 |
2.Календарно – тематическое планирование уроков. | ||||
№ п/п | Раздел темы | Кол-во уроков | Дата | |
Прим | Факт | |||
1-2. | Вводное занятие. Формирование группы. Беседа по охране труда. Знакомство с оригами | 2 | ||
3. | Базовая форма «Треугольник». Модель «Котёнок с белыми ушами». | 1 | ||
4. | Базовая форма «Треугольник». Щенок. | 1 | ||
5. | Базовая форма «Треугольник». «Грачи прилетели» (модель «Грач»). Композиция. | 1 | ||
6. | Базовая форма «Треугольник». До чего народ доходит: самовар по речке ходит (модель «Пароход»). | 1 | ||
7-8. | . Базовая форма «Треугольник». Рассыпалось под вечер зерно, а утром глядь – нет ничего (модель «Двойная звезда»). | 2 | ||
9. | Базовая форма «Книжка». Кто в домике живёт? (модель «Дом») | 1 | ||
10-11. | Базовая форма «Книжка». Цветы к празднику 8 марта. Начинаем «строить» цветочную оранжерею (модель «Гвоздика»). Оформление поздравительной открытки. (2 часа) | 2 | ||
12. | Базовая форма «Дверь». Модель «Грибок» (дом, пароход). | 1 | ||
13. | Базовая форма «Дверь». Кубик. | 1 | ||
14-15. | Базовая форма «Воздушный змей». Встречаем Новый год весело! (модели Цветок «Оригами», ёлочная подвеска «Звезда») | 2 | ||
16. | Базовая форма «Воздушный змей». И зиму, и лето зелено (модель «Ёлочка»). | 1 | ||
17. | Базовая форма «Воздушный змей». Без рук, без ног бежит (модель «Парусник») | 1 | ||
18. | Базовая форма «Воздушный змей». Я порчу в огороде грядки и удираю без оглядки (модель «Кролик») | 1 | ||
19. | Базовая форма «Воздушный змей». Модели «Утка», «Воронёнок». | 1 | ||
20 – 22. | Базовая форма «Треугольник». Хищники. (модели «Рысь», «Лиса», «Волк»). | 3 | ||
23. | Базовая форма «Треугольник». Медведь – герой русских народных сказок. | 1 | ||
24. | Базовая форма «Книжка». Фигурка ёжика. | 1 | ||
25- 27. | Базовая форма «Треугольник». Птицы. (модели «Воробей», «Голубь», «Снегирь») | 3 | ||
28-30. | Базовая форма «Воздушный змей». Водоплавающие птицы. (модели «Журавль», «Чайка», «Лебеди», «Утка»). | 3 | ||
31-33. | Подготовка проекта «Животный мир родного края» | 3 | ||
34. | Урок-отчёт. Презентация проекта «Животный мир родного края» | 1 |
Приложение 1.
12