Статья «Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка раннего возраста по решению образовательных задач»
« Организация совместной деятельности взрослого и ребёнка раннего возраста по решению образовательных задач».
Педагоги дошкольного образования часто встречаются с понятием в психологии – «совмещённая психологическая система». Всемирно известный психолог Л.С.Выгодский так называл систему «мать и дитя», в которой первоначальная совмещённость на биологическом и физиологическом уровнях переходит на уровень психологический. В образовательной практике в качестве совмещённой психологической системы выступают взрослый и ребёнок в процессе совместной деятельности. Если длительно рассматривать процесс совместной деятельности, то чётко обнаруживается целостность, взаимосвязанность всех частей деятельности и образование надсистемных интегративных качеств. Кроме того, система «взрослый – ребёнок» имеет свою динамику развития.
На первой стадии развития совместной деятельности, начиная с периода младенчества ( 1 месяц – 1 год) крепко формируется эмоциональная связь «взрослый – ребёнок». Яркие, добрые и положительно окрашенные эмоциональные проявления приводят к положительному отношению малыша к миру. Ни для кого не секрет, что именно в этот ранний период между взрослым и малышом образуется наиболее тесная физическая и психологическая связь. Это и понятно, ведь именно взрослый в этот важный для ребёнка период удовлетворяет все жизненно необходимые потребности ребёнка. Он полностью организует и контролирует процессы его жизнедеятельности. Поэтому малыш совершенно зависит от родителей. Эмоциональное общение становится главным видом совместной деятельности взрослого и ребёнка. И именно так происходит обмен эмоциями с помощью интонации, речи, жестов, мимики и телесного контакта. Затем у малыша возникают первые формы воздействия на взрослого в виде плача, кряхтения, двигательных реакций для активного призыва. Малыш с их помощью «сообщает» о своих потребностях и желаниях. А уже взрослый реагирует на них проявлением заботы.
Далее формируется вторая стадия развития совместной деятельности, так как малыш переходит на новый возрастной этап – ранний возраст (1 – 3 года). Именно этот период детей характеризуется началом некоторой степени самостоятельности. Ведь теперь он уже начинает ходить, произносить не только отдельные звуки, но и целые слова и даже фразы, развиваются действия с предметами. Дети уже могут играть рядом с другими детьми.. В раннем возрасте малыш становится менее зависимым от взрослого, но он ещё не самостоятелен. Все малыши очень любознательны. Они с огромным удовольствием осваивают предметный мир, а взрослые им в этом активно помогают. Что постепенно приводит к освоению детьми речи. Именно в этот период родители наблюдают и направляют малыша, отвечая на вопросы : «Кто это?» «Что это?»
Возникает новый этап в жизни ребёнка, при котором развивается новая форма общения – ситуативно-деловое общение. Именно теперь малыш действует с предметом. Он по-прежнему привлекает внимание взрослого к себе.
В 3 – 4 года возникает переходный период к следующей стадии развития совместной деятельности. Малыш стремится к самостоятельности и кризис 3 лет ярко говорит о его утверждении собственного «Я».
Совместная деятельность взрослого и детей осуществляется в рамках освоения детьми навыков самообслуживания, привития им культурно-гигиенических навыков. Из этого вытекает развитие социальных и коммуникативных умений, так как именно эти умения являются для детей раннего возраста наиболее актуальными и востребованными в процессе социализации.
В основу совместной деятельности взрослых и детей легла культурно-историческая концепция Л.С. Выгодского и разработки П.Я. Гальперина по формированию умственных действий.
Можно выделить следующие блоки:
- этапы совместной деятельности взрослого и ребёнка – мотивационный, организационный, закрепляющий;
- содержание коммуникации «взрослый – ребёнок» («Посмотри, как я делаю, и сделай так же», «делай, как я»);
- предметно-развивающая среда (наличие игр, оборудования, пособий и литературы);
- ожидаемый промежуточный результат (малыш проявляет интерес, активизируется или отказывается и уходит);
- взаимодействие с родителями и педагогами (отработка и закрепление навыков и умений в других условиях и местах).
Таким образом, мы можем с точностью выделить и обозначить, что наследие великих педагогов не только с каждым годом подтверждается, но и обогащается и активно внедряется в опыт работы современных педагогов. Дошкольное образование, как фундамент становления личности, обогащается и пополняется новым опытом на основе работ великих педагогов и психологов.
Используемая литература
- «Взаимодействие педагога с родителями детей раннего возраста» Е.Д.Файзуллаева
Москва «Цветной мир» 2018 г.