Статья «Этапы взаимодействия взрослого и ребенка первого года жизни»

4
0
Материал опубликован 17 March 2019 в группе

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЗРОСЛОГО И РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

Самой первой формой общения младенца и взрослого является непосредственное усвоение, заражение эмоциональным состоянием друг друга, т.е. эмоционально – непосредственная (ситуативно – личностная). Её характеризует интерес к близкому человеку, возникновение эмоционального отношения к нему. Ребёнок научается узнавать близких, радоваться им, возникают первые привязанности (1,12).

Естественное усвоение эмоционального состояния друг друга является необходимым условием благополучия в развитии общения. Первой из повседневных жизненных задач становится взаимное узнавание и приспособление младенца и взрослого друг к другу в обычных ситуациях ухода – кормления, пеленания, укладывания спать и т.п. Так постепенно складываются их общие предпочтения, привычки, ритмы сна и бодрствования, кормления, составляющие режимы дня.

В возрасте 2 – 3 месяцев у ребёнка начинает преобладать проявления положительных эмоций. Вместе с тем нарушение выработанных привычных форм жизни может вызвать протест у ребёнка : он становится нетерпеливым и требовательным, капризным.

В целом конец третьего – начало четвёртого месяца жизни – это благополучный и эмоционально насыщенный период жизни ребёнка. Взаимоотношения взрослого и ребёнка всё более окрашиваются яркими положительными эмоциями. Ребёнок теперь не просто радуется, когда к нему подходят, он активно требует общения, проявляя различные эмоции в виде улыбки, вокализации, активных движений. Такое характерное для этого возраста поведение ребёнка описывается как « комплекс оживления ».

На первый план теперь выходит потребность не просто в присутствии взрослого, а в его эмоциональном отклике : выражение лица, улыбка близкого, тактильная и двигательная активность.

В возрасте 4 – 5 месяцев ребёнок вместе со взрослым осваивает новые формы общения. Ранее недифференцированный требовательный крик ребёнка начинает приобретать интонационные просьбы. Складываются ритуалы эмоционального взаимодействия со взрослым в самых разных ситуациях : в подготовке к кормлению, переодевании, зарядке, игре(2,13).

Одной из самых распространённых и любимых в этом возрасте становится бесконечно повторяемая игра в « прятки ».

Следующим важным этапом в развитии взаимодействия взрослого и ребёнка становится появление возможности уже не только сосредотачиваться друг на друге и « заражаться » различными эмоциональными состояниями но и переживать общее удовольствие от объединения внимания на приятном впечатлении. Постепенно в играх всё большее значение начинают приобретать общее сосредоточение на яркой цветной и звучащей игрушке. Продолжая получать удовольствие от игры со взрослым, ребёнок в то же время всё больше начинает играть с игрушками и самостоятельно, т.е. может сам развлекаться и получать разнообразные впечатления. И взрослый стимулирует эту его активность. Такая, более развитая форма общения появляется во втором полугодии жизни – эмоционально – опосредованная ( ситуативно – деловая ). Взрослый, знакомя ребёнка с окружающим миром, побуждает его к активному подражанию. Его эмоциональное отношение к совместным действиям с ребёнком во многом определяет и эмоциональное развитие ребёнка.

На основе повторяющихся игровых действий происходит устойчивое объединение внимания ребёнка и взрослого, они учатся управлять вниманием друг друга. Если до сих пор ребёнок просто тянулся к объекту желания, то теперь, протягивая к нему руки, обращает взгляд на взрослого – так рождаются первые обращения и указательные жесты.

В это время развивается и всё более тонкая координация эмоциональных переживаний ребёнка и взрослого. Ребёнок начинает активно подражать эмоциональным реакциям взрослого. Способность ребёнка различать эмоциональные состояния окружающих по их выражению делает более содержательным взаимоотношения взрослых с ребёнком. У него появляется возможность активного и разнообразного воздействия на близких : к полугоду он начинает сам в соответствующих ситуациях выражать удивление, обиду, грусть, гнев, радость, растерянность и смущение( 2,16).

В начале второго полугодия жизни, дети начинают воспринимать выражение взрослым неудовольствия как очень значимое и соответственным образом реагируют на него – сами хмурятся, отстраняются, обиженно плачут. Они начинают воспринимать эмоциональную реакцию взрослого как оценку происходящего вокруг и собственных действий.

По данным психологических наблюдений, 7 – 8 месячные дети, как правило, эмоционально устойчивы, и в этом определяющую роль играет ориентация ребёнка на положительные реакции взрослого.

В этом возрасте привязанность к близкому человеку, потребность ориентироваться в происходящем на его эмоциональную оценку заставляют ребёнка ощущать тревогу и растерянность, когда близкий уходит. Появляется характерная для возраста 7 – 8 месяцев тревога при появлении « чужого лица », при попытке постороннего взять ребёнка на руки.

В возрасте 9 – 10 месяцев обычно наблюдаются первые попытки ребёнка активно исследовать ближнее пространство. Это становится возможным не только потому, что он начинает самостоятельно передвигаться, а в большей степени от проявления любопытства. Именно появление любопытства, способности при нарушении обычного хода событий испытывать не панику, а интерес, лежит в основе развития исследовательского поведения. Ребёнок может сосредотачиваться не только на интересующем его предмете, но и на препятствии на пути к цели. Именно в этот период обычно возникает первый опыт использования орудий для достижения цели, что является серьёзным достижением в познавательном развитии ребёнка.

Немаловажным в развитии взаимодействия младенца и взрослого является развитие активной речи ребёнка. Уже с самых первых месяцев младенец общается с близкими людьми с помощью гуканья, гуления. Присутствие близкого, его речевое обращение стимулирует гуление, в эмоциональном взаимодействии ребёнок учится понимать и воспринимать интонации взрослого, начинает сам всё более чётко выражать свои состояния.

Период лепета – следующий этап речевого развития – характеризует способность ребёнка устойчиво воспроизводить определённые сложившиеся сочетания звуков. Лепет так же стимулируется участием взрослого. Постепенно лепет приближается к звуковому строю родного языка.

На этом фоне начинают закрепляться общие для взрослого и ребёнка устойчивые «словесные » обозначения наиболее привычных и любимых бытовых и игровых занятий : «бай – бай », « ку – ку », «пока » и т.д.

Таким образом, речевое развитие ребёнка так же, как и познавательное, находится в тесной зависимости от его эмоционального контакта со взрослым и непосредственно от их общей игры.

Развитие эмоционального взаимодействия, проявление в нём более определённых отношений взрослого и ребёнка, координация внимания и их эмоциональных оценок готовят почву для появления первых слов, которые выражают просьбу, обращение, призыв, указание.

Таким образом, к концу первого года успехи ребёнка очевидны : он приучен к определённому распорядку жизни, владеет способами эмоционального взаимодействия с близкими, активен в освоении нового, овладевает элементами социально – бытовых навыков.

 

Литература:

1. Мухина В.С. Детская психология. Второе издание.- М.: Апрель-пресс, 1999.

2.  Джеки Кук. Раннее сенсорное развитие малышей.-М., 1997.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.