Статья «Индивидуальный образовательный маршрут: структура, особенности составления»
Индивидуальный образовательный маршрут: структура, особенности составления
Нынешнее состояние образования характеризуется необходимостью поиска наиболее эффективных форм образовательной деятельности, которые смогли бы проявить и раскрыть способности ребенка, развить те положительные качества, которыми ребенок уже обладает. Создание условий для проявление этих качеств, их развития является важным аспектом в работе педагога. Индивидуализация образования позволяет максимально учесть индивидуальные особенности ученика, выявить проблемные моменты в его знаниях, активизировать желание выразить себя через приобретение новых знаний, компетенций.
Если работа с одаренными детьми носит четкий, яркий характер в плане разнообразия форм работы, то работа с детьми, имеющими недостаточный уровень успешности, на мой взгляд, является ювелирной работой со стороны учителя. И это именно тот момент, когда индивидуализация работы должна быть особенно продуманной, имеющей ненавязчивые, но притягательные инструменты, способные вовлечь ученика в глубокую и содержательную учебную деятельность. Для эффективности такой работы составление индивидуального образовательного маршрута является важной составляющей частью. Именно индивидуальный образовательный маршрут позволяет с минимальной точностью реализовать личностно – ориентированный подход, определить личную траекторию развития ребенка.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется учеными как проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая учащемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении преподавателями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
При составлении индивидуального образовательного маршрута педагог должен учитывать уровень индивидуальные возможности и способности ребенка, т.е. его уровень готовности к освоению материала. Но вместе с тем, в настоящее время применяют и такие понятия как «индивидуальная образовательная программа», «индивидуальная образовательная траектория», «индивидуальный образовательный маршрут», «индивидуальный ученый план», которые требуют четкого понимания в плане отличия и сходства.
Термин |
Явление |
Индивидуальная образовательная программа |
Программные представления ученика об образовательной деятельности, о ее содержании, о взаимодействии с учениками и учителями. |
Индивидуальная образовательная траектория |
Конкретный результат, свершившееся событие. Личный смысл ученика в освоении содержания образования. |
Индивидуальный образовательный маршрут |
Составленная педагогом в определенном порядке последовательность компонентов содержания образования. |
Индивидуальный учебный план |
Набор учебных предметов, которые выбраны для изучения тем или иным учеником из учебного плана школы. |
Таким образом,
Индивидуальный учебный план
Индивидуальная образовательная программа
Индивидуальная учебная траектория
Индивидуальный образовательный маршрут
Выбор индивидуального образовательного маршрута может определяться целым рядом факторов:
Ресурсными возможностями педагога;
Интересами, особенностями, ожиданиями ученика и его родителей;
Возможностями удовлетворить образовательные потребности или возможностью педагога заинтересовать ученика образовательной деятельностью.
Индивидуальный образовательный маршрут может включать ряд составляющих:
Цель;
Содержание;
Технологии и методики;
Диагностическое сопровождение;
Педагогическое сопровождение.
В своей работе я применяю следующую, разработанную мной, форму индивидуального образовательного маршрута
Индивидуальный образовательный маршрут по
______________________
указание учебного предмета
ученика ____ класса __________________________
учреждение
__________________________________
ФИО обучающегося
(202__/202__ уч.г.)
Тема |
Цель |
Номера/задания, рекомендуемые для выполнения |
Рекомендуемые сроки выполнения |
Подпись обучающегося о прохождении маршрута с указанием сроков |
|
|
|
|
|
Зачетная работа с указанием номеров заданий и источника |
Срок проведения |
Отметка |
Подпись учителя, расшифровка |
Подпись обучающегося С результатом работы ознакомлен (а) |
|
|
|
|
|
(Зачетная работа прилагается)
Итак, индивидуальный образовательный маршрут – метод обучения, который помогает ликвидировать пробелы в знаниях, заинтересовать обучающегося тем или иным учебным предметом, повысить мотивацию к учебному предмету и, как следствие, получить выпускника, способного применить полученные знания на практике, что является одной и основных целей обучения.
Источник:
Н.А.Будаева, Разработка и оформление индивидуального образовательного маршрута. [Электронный ресурс] Режим доступа https://spbschool553.com/разработка-и-оформление-индивидуаль/