Статья на тему «Проектирование образовательных кейсов для создания индивидуальных образовательных маршрутов старшеклассников»
В Концепции российского образования в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в рамках федеральной целевой программы развития образования планируется обеспечить развитие дистанционного образования.
Существует категория школьников, которые нуждаются в получении образования именно дистанционным способом. Данный факт внедрения ДО в образовательный процесс средней школы нельзя назвать единственным. Средства дистанционного обучения могут также применяться в очно-урочном образовательном процессе. Существует множество причин, по которым возникает необходимость применения дистанционных технологий в общеобразовательном процессе в совокупности с традиционным обучением (рис. 1).
Рис. 1 Необходимость применения ДОТ
Чтобы добиться хороших результатов при дистанционном обучении школьников, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. Одним из путей индивидуализации обучения является построение индивидуальных образовательных маршрутов.
Индивидуальный образовательный маршрут определяется образовательными потребностями, индивидуальными способностями и возможностями учащегося (уровень готовности к освоению программы), а также существующими стандартами содержания образования. Также необходимо отметить, что одна из важнейших задач школы – дать учащимся навыки самостоятельной работы.
Одним из эффективных и результативных приемов индивидуализации образования является применение в учебе элементов дистанционного обучения с использованием кейсов.
Кейсы при использовании дистанционных образовательных технологий – это специальным образом организованные учебные материалы, которые ориентированы на решение определенной проблемы: учебной, профессиональной или бытовой, а иногда и научной.
Образовательные кейсы имеют практическую направленность; интерактивный формат; развивают конкретные навыки; вызывают интерес к урочным предметам; помогают в выборе направления дальнейшей деятельности (рис. 2).
Рис. 2 Особенности использования кейсов в учебном процессе
Учебные кейсы могут быть ориентированы на различные целевые группы. Классификация целевых групп может быть выбрана по различным направлениям, например, по профильности предмета (уровень сложности поставленных задач), по способу усвоения информации (дублирование материала с помощью различных средств представления), по фактору наличия детей, имеющих особые потребности, и некоторым другим.
Классификация кейсов также очень многообразна, например, по сроку работы с кейсом можно выделить краткосрочные/долгосрочные, можно в кейсах делать разделение заданий по уровням сложности; или сделать задания кейса, ориентированные на базовое или профильное изучение предмета.
Кейсы разнообразны, но у любого кейса должна быть определенная структура. Педагогическим коллективом ГБОУ средней школы № 368 с углубленным изучением английского языка г. Санкт-Петербурга была разработана следующая структура кейсов:
1. Цели и задачи - ставятся цели, формулируются задачи кейса.
2. Как работать с кейсом - описывается алгоритм работы с кейсом, в каком виде должно быть предоставлено решение кейса; что будет знать и уметь обучающийся в результате работы.
3. Критерии оценивания - описывается, как будет оцениваться работа с кейсом.
4. Проблемная ситуация - кратко описывается проблема, которую необходимо решить обучающемуся.
5. Информационные материалы - содержит материалы по основной дисциплине, которые помогут понять проблему и найти пути ее решения.
6. Дополнительные информационные материалы - содержит материалы по другим дисциплинам, которые помогут в решении поставленных задач.
7. Пути развития разрешения проблемы - содержит информацию, которая знакомит с возможными путями разрешения поставленной проблемы.
8. Практикум - содержит практические задания (возможно в формате ГИА) как пример решения некоторых задач кейса.
9. Рефлексия - подведение итогов.
Преимущества построения дистанционных курсов в виде кейсов:
- Формирование метапредметных умений.
- Повышение мотивации обучающихся к изучению материалов, так как они ориентированы на решение проблем, важных для них.
- Возможность построения индивидуальных образовательных маршрутов - разных для различных обучающихся.
Пример кейса, разработанного педагогами средней школы № 368 и размещенного в школьном виртуальном образовательном пространстве «Дистанционная школа 368» (рис.3)
Рис.3 Фрагмент кейса «Тепло в дом»
Список литературы
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. N 497 О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102372590&rdk=4
2. Образовательные кейсы как основа для реализации дистанционных образовательных технологий в системе повышения квалификации педагогов М. Б. Лебедева, Т. В. Семенова Научно-теоретический журнал Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров Выпуск 3(12) • 2012
3. Артемова, Л.К. Образовательно-профессиональный маршрут старшеклассников: проблемы, пути реализации/ Л.К. Артемова //Профильная школа. - 2008. - №6. - С. 47-54
4. Плотников М.В., Чернявская О.С., Кузнецова Ю.В. Технология case-study / учебно-методическое пособие. — Нижний Новгород, 2014 — 208 c.
5. Сурмин, Ю. П. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика: [Электронный ресурс] / Ю. П. Сурмин // Окно в ситуационную методику обучения Режим доступа: http://www. casemethod.ru. – 18.03.2007.
Панагушина Елена Аркадьевна