Статья «Применение личностно – ориентированного подхода как залога повышения качества знания учащихся в процессе обучении математике»
« Применение личностно – ориентированного подхода как залога повышения качества знания учащихся в процессе обучении математике».
Тот, кто стал учителем, поймет,
Какое счастье – быть полезным людям
Учить его величество – народ,
Нести ему дар мудрости, и знанья,
И доброты своей сердечный свет –
Нет на земле ответственный призванья,
Почетнее и радостнее нет.
Наверное, мне повезло: я нашла свое призванье, я работаю в прекрасном коллективе, нахожусь в окружении умных и воспитанных людей, мне есть, у кого поучиться, и есть с кого брать пример.
В начале педагогического пути, я думала, что чем больше я расскажу и покажу на уроке, чем больше решу примеров и задач, тем лучше учащиеся будут знать мой предмет, но скоро поняла, что это не так. И на сегодняшний день я пришла к выводам:
нельзя заставить ученика учиться, его можно заинтересовать своим предметом и вызвать желание знать больше;
чтобы ребенку нравилось учиться , я должна работать с ним в содружестве;
взаимодействие с учеником должно строиться на взаимоуважении, поэтому я считаю недопустимым для себя унижать ученика;
каждый ученик талантлив, но талантлив по своему, учитель должен уметь выявить и развить силы ребенка, побудить его самостоятельному решению проблем , к самоанализу, чтобы он стал творцом самого себя;
принимай ученика, таким, какой он есть, поверь, и помоги поверить ему в свои силы;
На основе сделанных выводов я могу сказать, что основополагающей целью моей педагогической деятельности стало: « применение личностно – ориентированного подхода как залога повышения качества знания учащихся в процессе обучении математике».
В своей работе, я опираюсь на труды И.С.Якиманской «Технология личностно – ориентированного обучения в современной школе». Личностно – ориентированное обучение, обеспечивает развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Процесс личностно – ориентированного обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности , склонности, интересы, ценностные ориентации и субъективный опыт возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности. По мнению Е.В.Бондаревской: «личностно – ориентированное обучение есть становление человека, обретение себя, своего образа: неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству».
Реализация образования на основе личностно – ориентированного подхода обучения способствует формированию разнообразных способов деятельности учащихся, развитию их творческих способностей, необходимых для самореализации в разных видах деятельности, а также обеспечивает самопознание, развитие способности овладения способами саморегуляции, самосовершенствования и жизненной позиции. Каким же образом я осуществляю данный подход, как на уроке, так и во внеурочной деятельности? Для построения учебно-воспитательного процесса через личностно – ориентированное обучения я опираюсь на пять его принципов:
принцип индивидуальности;
принцип субъектности;
принцип выбора;
принцип творчества и успеха;
принцип доверия и поддержки;
принцип индивидуальности
На уроке создаю условия для формирования индивидуальности каждого ученика. Необходимо не только индивидуальные особенности ребенка, но и содействовать их дальнейшему развитию. Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов.
1 этап: диагностирование каждого ребенка. На данном этапе мне большую
помощь оказывает наш школьный психолог . Мы с ней совместно проводим
исследование учащихся для определения восприятия, памяти, мышления, познавательного интереса, мотивации деятельности.
пример: методика изучения мотивации деятельности учащихся:
Я учу математику, потому что:
математика учит меня мыслить;
учиться хорошо моя обязанность;
математика всегда нужна в жизни человека;
мне хочется получать хорошие оценки;
это интересный для меня предмет;
мне математика пригодится после школы;
заставляют учителя и родители;
желаю знать математику;
хочу успешно подготовиться к экзаменам по математике;
изучение математики дает мне возможность узнать много важного для себя;
( подсчитывается % «+» и «-» ответов по каждому суждению и строится диаграмма)
Свою работу по обучению учащихся в 5 классе начинаю с психолого – педагогической характеристики. Для составления такой характеристики, совместно работаю с учителями начальной школы. Они дают характеристику, какими учебно- организационными умениями владеют ученики в 4 - ом классе и какой вид деятельности по математике является ведущим. Я получая учеников 4 – ого класса, уже знаю, что может ребенок, в чем есть затруднения. Какого уровня сложности дать задания.
2 этап: наблюдение и изучение учащихся в ходе разнообразной деятельности: учебно – познавательной, трудовой, игровой, творческой. Есть дети с высоким интеллектом, т.е ярко выраженной умственной деятельностью, широтой интересов. Такие дети требуют свободы в учбной и внеучебной работе. Особое внимание требуют дети «трудные», дети с девиантным поведением. Такие дети любят делать разные сообщения , выполнять практические задания.
принцип субъектности
Изучение учебного материала происходит путем актуализации и обогащения субъектного опыта учащихся. Под актуализацией субъектного опыта учащихся понимается совокупность действий учителя, направленных на стимулирование желания ученика использовать в той или иной учебной ситуации, ранее приобретенное знания, умения, навыки.
пример:1. «найди ошибку» на доске записываю до десяти примеров.
Ученикам предлагаю задание где, надо найти ошибку в решении или в ответе. 7 кл. алгебра. Тема :« формулы сокращенного умножения»
а2 + в2 = ( а – в ) ( а + в ) 6. 25 а2 - 10 а в + 4в2 = ( 5а – 2в )2
а2 – 25 = ( а – 5 )2 ( а + 5 ) 7. ( 5а – 3в ) ( 5а – 3в ) = 25а2 – 9в2
а2 – 2ав – в2 = ( а – в )2 8. 16а2 + 24ав + 9в2 = ( 4а – 3в )2
а2 + 2ав + в2 = ( а + в )2 9. ( 2а – 3в )2 = 4а2 + 9в2 – 12ав
а2 - 4ав + 4в2 = ( а – 2в )2 10. ( 3а + в )2 = 6а2 + 6ав + в2
2.Уроки геометрии. Связь с окружающим миром. Посмотрите вокруг, вы увидите множество геометрических фигур.
3.С появлением элементов теории вероятностей и статистики открываются широкие возможности использования субъектного принципа. Одной из самых интересных и познавательных составляющих школьного курса математики является статистическая составляющая. Ученики собирают информацию, мы вместе ее обрабатываем, и используем при написании исследовательских проектов. Особенно любят решать дети «коррекционных» классов, дети «трудные».
Задача: вы пришли в столовую и увидели меню:
суп гороховой
борщ
пюре
рис отварной
котлеты мясные
гуляш
чай
компот из свежих яблок
Составьте обед, состоящий из 1-ого блюда, второго и напитка. Такое задание, я даю при изучении нового материала, ученики, используя свой жизненный опыт включают в процессе познания мыслительную деятельность.
При использовании принципа субъектности у ученика постепенно формируется устойчивая потребность в самообразовании, готовность к преодолению трудностей и интеллектуальная активность.
принцип выбора:
Никто из нас не любит навязанные действия, отсутствие выбора. И особенно не любят дети. Поэтому необходимо предоставлять ученику право выбора. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности. Предлагая ребенку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость. При использовании принципа выбора мы с ребятами учитываем следующие обстоятельства:
готовность к выбору: прежде чем использовать на уроке ситуации выбора, необходимо научить ребенка делать выбор в соответствии со своими возможностями. Поэтому постепенно ввожу ситуацию выбора в учебный процесс, формируя умение адекватно действовать в совершении выбора. От урока к уроку увеличивается количество вариантов для выбора , усложняется решаемые задачи, возрастает требования к самостоятельности учащихся.
целесообразность и эффективность создания ситуации выбора: данная ситуация создается не ради обязательного ее использования на уроке, а с определенной целью. Сама определяю, на каком этапе урока и при изучении, какого содержания образования использование ситуации выбора будет целесообразным и эффективным. Обеспечиваю возможность выбора учащихся объема, сложности и формы задания.
стимулирование учащихся к выбору: с этой целью объясняю каждое из предложенных на выбор заданий, показываю значимость его выполнения раскрываю критерии его оценки;
аргументация своего выбора: ученики обосновывают свой выбор, почему выбрали тот или другой вариант;
успешность деятельности: предлагая варианты учебных заданий, я уверена, что ученики обладают достаточным объемом знаний, умений и навыков;
защищенность от собственных ошибок: ученики имеют право на ошибку. Анализирую процесс деятельности ученика, ищем вместе, на каком этапе сделана ошибка;
оценка результатов решения выбранного варианта: здесь важно не просто оценить конечный результат, а проанализировать всю совокупность действий ученика;
Примеры:
подбор заданий для проведения самостоятельной работы ученикам, играющим роль учителя;
во время проведения урока – соревнования, задания по теме, составление кроссвордов, задач;
сказочных героев для написания сказки на основе математического материала;
при написании проектов;
при создании компьютерных презентаций;
принцип творчества и успеха: для подлинного проявления своей индивидуальности наряду с заданиями репродуктивного характера для самостоятельной работы предлагаю творческие задания. Нестандартная творческая задача выполняет функцию личностного развития ученика, а не просто механического освоения какого-то математического алгоритма.
Пример: элемент занимательности
Однажды ученые нашли в Индии древнюю математическую рукопись. Их заинтересовала одна запись:
10 |
3 |
40 |
12 |
Впоследствии выяснилось, что индейцы – математики так записывали пропорцию.
Запишите ее в современном виде, и проверьте, верна ли она. Обучение и воспитание будет способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Для того чтобы сформировать интерес у учащихся на уроках создаю ситуацию успеха. Без ощущения успеха у ученика пропадает интерес. Эту ситуацию стараюсь создать различными речевыми оборотами, подбадривающими словами. Хочу привести речевые обороты, которыми пользуюсь в своей практике для создания ситуации успеха.
назначение |
речевые обороты |
Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах |
«контрольная работа довольно не простая, но этот материал мы с вами основательно изучали»; «у вас обязательно получится…..»; |
Помогает пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали |
«тебе особенно удалось…..»; «больше всего мне в твоей работе понравилось….»; «самая лучшая часть в твоей работы ….»; |
принцип доверия и поддержки:
Раскрытию творческого потенциала учащихся, достижению качественных результатов выполняемой на уроке деятельности содействует атмосфера доверия и поддержки, которая делает их активными и открытыми, позволяет проявлять индивидуальность и творческие способности. Атмосфера доверия и поддержки раскрепощает ученика и помогает преодолеть пассивную позицию в учебном процессе.
Заключение:
Все вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат полученный, учеником сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшее продвижение школьника вперед, совместно с учеником анализируем причины неудач. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении задач, настойчивость в достижении цели.
Если в основу процесса обучения положить личностно- ориентированный подход к учащимся и опираться на его принципы, то это позволит учащимся на качественном уровне осваивать базовое содержание курса и осуществлять перенос этих знаний и умений в другие области.
В ходе освоения личностно- ориентированного подхода при обучении математике совершенствую и свой опыт: самостоятельная работа с разными источниками информации, обобщение полученный информации и интегрирование ее в свою работу.