12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Черноголова Людмила Владимировна46
Россия, Свердловская обл., г.Верхняя Тура
0

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ

Адаптации к детскому саду – важнейший этап в жизни ребёнка, от которого зависит многое. На первых порах дошкольное учреждение является неизведанным пространством, в котором всё ново – и окружающая обстановка, и отношения с социумом. Неудивительно, что в начале учебного года малыши наиболее остро переживают разлуку с родителями и могут чувствовать себя чужими. Разумеется, нелегко не только самому ребёнку, но и его родителям, а также воспитателям, на которых возлагается невероятно тяжёлая задача – помочь новичку быстрее адаптироваться к новым условиям.

Привыкание к детскому саду должно быть построено грамотно, чтобы максимально избежать стресса у ребёнка, развитие которого грозит невротическими реакциями. В связи с этим, на данном этапе весьма актуален процесс активного взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями, потому что только совместными усилиями двух сторон можно создать дома и в детском саду максимально комфортную среду для ребёнка.

Кроме того, на помощь воспитателям и родителям приходят полезные разработки психологов, которые анализируют особенности психического развития воспитанника раннего возраста, а также снабжают знаниями о методах взаимодействия взрослого и ребёнка.

Дошкольная педагогика и психология выделяет ряд факторов, влияющих на успешную адаптацию ребёнка к детскому саду. В их число входят:

страхи перед общением с новыми людьми, а также страхи перед новым типом общения;

характер ребёнка;

возраст ребёнка;

здоровье ребёнка;

уровень общения ребёнка;

степень родительской опеки.

Как же организовать успешный адаптационный период детям раннего возраста? Перед поступлением в ДОУ необходимо проверить готовность новичков и определить прогноз адаптации с помощью особых психолого-педагогических параметров (нервно-психическое развитие, черты личности и др.).

Следовательно, на практике процесс адаптации начинается задолго до того, как ребёнок перешагнёт порог ДОУ. Можно выделить два основных этапа на пути к успешной адаптации малыша:

подготовительный

знакомство

На стадии подготовки собираются сведения о ребёнке и его семье, родители заполняют анкеты, отвечают на вопросы, одним словом, дают полную характеристику. Затем сотрудники дошкольного учреждения анализируют полученную информацию и делают заключение о поведении, сформированности навыков, а также об интересах нового воспитанника.

Данная информация крайне важна, поскольку она помогает воспитателям найти подход к ребёнку в течение адаптационного периода. Кроме того, сотрудники ДОУ на первом этапе дают различные рекомендации семье малыша, проводят родительские собрания. В ходе данного мероприятия родители узнают:

о важности соблюдения режима дня;

о культурно гигиенических навыках;

о содержании карточек нервно психического развития ребёнка;

о возрастных особенностях детей и о том, что может вызвать стресс;

о подготовительной работе, которая поможет малышу успешно адаптироваться к детскому саду;

о меню дошкольного учреждения;

о важности ориентирования ребёнка в ближайшем пространстве (детские площадки и др.).

Таким образом, чтобы адаптация к ДОУ прошла успешно, необходимо помнить об индивидуально-психологических особенностях ребёнка, а также о доброжелательных отношениях с его родителями и их активным включением в процесс.

Второй этап – знакомство – включает в себя подготовку ребёнка к пребыванию в детском саду. Происходит знакомство новенького с воспитателями и другими сотрудниками учреждения, проводятся индивидуальные консультации и организуются совместные прогулки пока ещё неорганизованных детей с детьми, которые уже адаптированы к садику. Кроме того, на стадии адаптации воспитатель стремится вовлечь новенького и в открытые детские праздники.

Важно соблюдать условия плавного привыкания к детскому саду, вводя ребёнка в основной режим постепенно, не травмируя его ранимую психику. Отсюда вытекают следующие принципы работы:

внимательный подбор педагогов в новую группу;

равномерное, постепенное заполнение группы новенькими;

неполное пребывание ребёнка в группе на первых порах (2-3 часа, желательно с мамой);

особый режим дня (ребёнок может прийти в любое время, может иметь дополнительные выходные);

сохранение привычек ребёнка (первые 2-3 недели адаптации);

контроль здоровья, эмоционального состояния, аппетита и сна.

Ранний возраст – пора ускоренного формирования психофизиологических процессов, и правильное взаимодействие с ребёнком на данном этапе является залогом его полноценного развития. Успешная адаптация малыша в дошкольном заведении во многом зависит от воспитателя и родителей. Чем комфортнее будет атмосфера дома и в детском саду, тем быстрее и положительнее завершится процесс привыкания к новому окружению.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.