Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ
Адаптации к детскому саду – важнейший этап в жизни ребёнка, от которого зависит многое. На первых порах дошкольное учреждение является неизведанным пространством, в котором всё ново – и окружающая обстановка, и отношения с социумом. Неудивительно, что в начале учебного года малыши наиболее остро переживают разлуку с родителями и могут чувствовать себя чужими. Разумеется, нелегко не только самому ребёнку, но и его родителям, а также воспитателям, на которых возлагается невероятно тяжёлая задача – помочь новичку быстрее адаптироваться к новым условиям.
Привыкание к детскому саду должно быть построено грамотно, чтобы максимально избежать стресса у ребёнка, развитие которого грозит невротическими реакциями. В связи с этим, на данном этапе весьма актуален процесс активного взаимодействия воспитателей ДОУ с родителями, потому что только совместными усилиями двух сторон можно создать дома и в детском саду максимально комфортную среду для ребёнка.
Кроме того, на помощь воспитателям и родителям приходят полезные разработки психологов, которые анализируют особенности психического развития воспитанника раннего возраста, а также снабжают знаниями о методах взаимодействия взрослого и ребёнка.
Дошкольная педагогика и психология выделяет ряд факторов, влияющих на успешную адаптацию ребёнка к детскому саду. В их число входят:
страхи перед общением с новыми людьми, а также страхи перед новым типом общения;
характер ребёнка;
возраст ребёнка;
здоровье ребёнка;
уровень общения ребёнка;
степень родительской опеки.
Как же организовать успешный адаптационный период детям раннего возраста? Перед поступлением в ДОУ необходимо проверить готовность новичков и определить прогноз адаптации с помощью особых психолого-педагогических параметров (нервно-психическое развитие, черты личности и др.).
Следовательно, на практике процесс адаптации начинается задолго до того, как ребёнок перешагнёт порог ДОУ. Можно выделить два основных этапа на пути к успешной адаптации малыша:
подготовительный
знакомство
На стадии подготовки собираются сведения о ребёнке и его семье, родители заполняют анкеты, отвечают на вопросы, одним словом, дают полную характеристику. Затем сотрудники дошкольного учреждения анализируют полученную информацию и делают заключение о поведении, сформированности навыков, а также об интересах нового воспитанника.
Данная информация крайне важна, поскольку она помогает воспитателям найти подход к ребёнку в течение адаптационного периода. Кроме того, сотрудники ДОУ на первом этапе дают различные рекомендации семье малыша, проводят родительские собрания. В ходе данного мероприятия родители узнают:
о важности соблюдения режима дня;
о культурно гигиенических навыках;
о содержании карточек нервно психического развития ребёнка;
о возрастных особенностях детей и о том, что может вызвать стресс;
о подготовительной работе, которая поможет малышу успешно адаптироваться к детскому саду;
о меню дошкольного учреждения;
о важности ориентирования ребёнка в ближайшем пространстве (детские площадки и др.).
Таким образом, чтобы адаптация к ДОУ прошла успешно, необходимо помнить об индивидуально-психологических особенностях ребёнка, а также о доброжелательных отношениях с его родителями и их активным включением в процесс.
Второй этап – знакомство – включает в себя подготовку ребёнка к пребыванию в детском саду. Происходит знакомство новенького с воспитателями и другими сотрудниками учреждения, проводятся индивидуальные консультации и организуются совместные прогулки пока ещё неорганизованных детей с детьми, которые уже адаптированы к садику. Кроме того, на стадии адаптации воспитатель стремится вовлечь новенького и в открытые детские праздники.
Важно соблюдать условия плавного привыкания к детскому саду, вводя ребёнка в основной режим постепенно, не травмируя его ранимую психику. Отсюда вытекают следующие принципы работы:
внимательный подбор педагогов в новую группу;
равномерное, постепенное заполнение группы новенькими;
неполное пребывание ребёнка в группе на первых порах (2-3 часа, желательно с мамой);
особый режим дня (ребёнок может прийти в любое время, может иметь дополнительные выходные);
сохранение привычек ребёнка (первые 2-3 недели адаптации);
контроль здоровья, эмоционального состояния, аппетита и сна.
Ранний возраст – пора ускоренного формирования психофизиологических процессов, и правильное взаимодействие с ребёнком на данном этапе является залогом его полноценного развития. Успешная адаптация малыша в дошкольном заведении во многом зависит от воспитателя и родителей. Чем комфортнее будет атмосфера дома и в детском саду, тем быстрее и положительнее завершится процесс привыкания к новому окружению.