12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Байрамова Фирюза Фуриддиновна39
2

Адаптация детей с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации

Байрамова Фируза Фуриддиновна

Воспитатель МБДОУ ДСКВ№ 8

г.Ейск,

Адаптация детей с ОВЗ к условиям дошкольной образовательной организации


Проблема адаптации  детей с ОВЗ к дошкольному учреждению  представляет собой немалый интерес, как  для воспитателей, так и для специалистов ДОО, что обусловлено высокой актуальностью вопроса и острой потребностью практики обучения и воспитания данной категории детей.

Процесс привыкания проходит не всегда благополучно у абсолютно здоровых детей, а тем более у детей имеющих какие-то особенности здоровья и развития.

Процесс привыкания включает широкий спектр индивидуальных реакций, которые зависят от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий, созданных в дошкольном учреждении. Учитывая увеличивающееся, с каждым годом, количество детей с ОВЗ в дошкольных учреждениях, вопросы адаптации таких детей встают достаточно остро.

Существует ряд закономерностей, которые характерны для всех детей переживающих период адаптации, но следует отметить особенности характерные для детей с ОВЗ, которые необходимо учитывать для  эффективного взаимодействия с ребенком. Стоит отметить, что поступление в детский сад связано со значительными изменениями всего уклада жизни ребенка, а это влечет изменение в психофизическом состоянии ребенка. Организм ребенка, имеющий особенности психического или физического развития испытывает двойную нагрузку: включение компенсаторных функций и переживание стресса связанного с процессом адаптации. Этим зачастую и обусловлено более длительное и тяжелое прохождения привыкания к дошкольному учреждению.

Задача всех сотрудников детского сада создать условия, которые бы помогли более плавному вхождению ребенка с ОВЗ в новые для него условия и ограждение его от сильнодействующих негативных стрессовых ситуаций.

Необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая способствовала наиболее адекватному, безболезненному приспособлению ребенка к новым условиям, позволяя сформировать положительное отношение к детскому саду, а так же навыки общения, прежде всего со сверстниками.

Существует ряд факторов влияющих на процесс адаптации. Первая группа факторов связана с физическим состоянием ребенка. Здесь важно отметить, что физически развитый здоровый ребенок любые стрессовые состояния переживает значительно легче. Любое нервное и соматическое ослабление тормозит адаптационные механизмы. Поэтому важно организовать условия для комфортного физического состояния ребенка. Одним из таких условий является режим. Правильный режим с  чередованием  деятельности и отдыха, своевременного полноценного питания, хорошего сна, обязательной ежедневной прогулки, проведение закаливающих процедур, использования средств физической культуры с учетом доступности для детей с ОВЗ, посильной для дошкольников физической и умственной нагрузки на благоприятном эмоциональном фоне, способствует профилактике переутомления и снижению других неблагоприятных факторов. Работа по организации и поддержанию выверенного режима это важнейшая задача  педагогов и родителей, заботящихся о здоровье ребенка.

Еще одним фактором, оказывающим воздействие на характер адаптации ребенка к новым условиям, является возраст, и особенности психофизического развития детей разных возрастных периодов. Этот фактор особенно важен, если период адаптации совпадает с возрастным кризисом и возникшими на этой основе невротическими формами поведения.

Так же адаптация зависит  от жизненного опыта и особенностей семейного воспитания ребенка. Ребенок из большой семьи, где есть бабушка и дедушка, тети и дяди, братья и сестры, умеющий выстраивать собственный стиль поведения с разными членами семьи, в группе легче идет на контакт с незнакомыми людьми, с интересом исследует незнакомую обстановку.

Эмоциональный фактор – это важнейшая составляющая, которая является движущей силой успеха, стимулирует к переходу от одной фазы адаптации к другой и может кардинальным образом повлиять на ее ход.

Немаловажное значение имеет сформированность навыков самостоятельности. Здесь важно отметить доступность навыков самообслуживания для детей с разными ограничениями  здоровья, но необходимость формирования этой самостоятельности на доступном для ребенка уровне. ​​​​​​​

Таким образом, при организации успешной взаимодополняющей деятельности педагогов и родителей в период привыкания ребенка к новым для него условиям, необходимо в полной мере использовать потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с ОВЗ в социальной адаптации, гармонизации отношений с окружающим миром.

 



Опубликовано


Комментарии (2)

Горбункова Ольга Ивановна, 05.07.21 в 12:12 0Ответить Пожаловаться
потенциал детского сада и семьи для решения общей задачи - помощи ребенку с....а дальше, какая мысль?Дальше идет .. Библиографический список.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.