Социальная адаптация студентов с ОВЗ в условиях образовательной среды

3
4
Материал опубликован 9 July 2021 в группе

Социальная адаптация студентов с ОВЗ в условиях образовательной среды

 

Актуальность социальной адаптации заключается в необходимости разработки научных подходов и практических решений по вопросам профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам профессионального образования, а также социальной необходимостью, государственным заказом на осуществление инклюзивного образования.

 

Принципы инклюзивного образования:

1. Уменьшение изолированности обучающихся с ОВЗ от образовательной среды;

2. Доступность образовательного учреждения для отдельных обучающихся;

3. Признание роли средних учебных заведений не только в повышении академических показателей обучающихся, но и развития общественных ценностей;

4. Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.

 

t1625778063aa.gif

 

«Социальная модель» как основной способ организации профессионального образования лиц с ОВЗ.

Цель такой модели - социализация обучающегося с ОВЗ и формирование у него социальной компетентности.

В лицее студенты с ОВЗ сталкиваются с трудностями социальной адаптации обусловленными следующими факторами:

- внешними (пространственные стрессоры, образовательные стрессоры, социально-психологические стрессоры);

- внутренними (неадекватная самооценка, ослабление волевой активности, снижение мотивации, снижение ответственности, некритичное поведение, коммуникативные трудности).

 

Структурная модель формирования социальной компетентности студентов с ОВЗ в лицее

Требование современного профессионального инклюзивного образования – социально-компетентный выпускник с ограниченными возможностями здоровья. Цель – формирование социальной компетентности у студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях лицея.

Психолого-педагогические условия:

- организация инклюзивной формы взаимодействия;

- специально организованная деятельность для познания студентами себя как личности;

- специально организованная среда для личностного совершенствования, развития творческой уникальности;

- активизация межсубъектных отношений между участниками деятельности для раскрытия коммуникативного потенциала;

- использование различных форм организации деятельности для расширения социального опыта.

 

Изменения, необходимые для достижения цели – включение в образовательный процесс проекта, направленного на формирование социальной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья и реализующего выше перечисленные психолого-педагогические условия.

Результаты:

- изменение представления студента с ОВЗ о себе как о личности, личностный рост;

- приобретение студентом знаний о своих уникальных возможностях, ресурсах;

- приобретение навыков по организации учебной деятельности, самоменеджменту, стрессменеджменту;

- профессиональное самоопределение студента с ОВЗ;

- приобретение навыков эффективного общения и повышение коммуникативной компетентности.

 

Проект «Погружение» - проблема и замысел заключаются в необходимости обеспечить эффективное формирование социальной компетентности у студентов с ОВЗ в условиях учреждения среднего профессионального образования

 

Цель и задача проекта – исследовать состояние социальной компетентности у первокурсников с ОВЗ, разработать и проверить экспериментальным путем эффективность проекта.

 

1-й этап – подготовительный

- создана инициативная группа преподавателей и студентов, в том числе волонтеров для реализации проекта;

- оборудованы помещения с учетом требований к доступности среды;

- сформирована экспериментальная студенческая группа из числа студентов с ограниченными возможностями здоровья и без ограничений здоровья, состоящая из 16 человек.

 

Исследование состояния социальной компетентности у первокурсников Ключевского лицея с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось с помощью:

- методики К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации» (с использованием адаптированной А.К. Осницким формы опросника);

- составленных карточек компетенций;

- специально организованных бесед со студентами.

В диагностике приняли участие 25 первокурсников с ОВЗ (из 30), а также студенты первого курса, не имеющие ограничений здоровья – 20 человек.

 

Проблемы студентов с ОВЗ:

- трудности вступления в контакт с незнакомыми людьми;

- страх быть непонятным;

- страх перед новыми образовательными условиями;

- страх перед публичными выступлениями.

 

2-й этап – основной

На этом этапе был реализован проект «Погружение», представляющий собой комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию студентов с ОВЗ и приобретение ими некоторых компонентов социальной активности, необходимых для дальнейшего успешного обучения

Встречи реализовались в смешанной группе студентов 2-3 раза в неделю, по 6 часов в неделю во второй половине дня в течение учебного года в специально подготовленной аудитории.

Проект «Погружение» состоит из 3-х содержательных модулей:

1. Основы личностного роста, организации учебной деятельности и интеллектуального труда;

2. Основы продуктивной коммуникации;

3. Основы социально-правовых знаний.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Содержательные модули включают следующие тематические блоки:

Я – субъект жизнедеятельности;

Я – другой;

Я – организация (лицей);

Я – информационное пространство;

Я – нормативно-правовое пространство.

 

1. Блок «Я – субъект жизнедеятельности» направлен на познание студентом с ограниченными возможностями здоровья своего «Я», своих уникальных личностных качеств, способностей, на формирование положительной оценка своего «Я», на приобретение положительного социального опыта и оценки собственных достижений в процессе групповой и индивидуальной работы.

Тематические блоки проекта:

1. Блок «Я – субъект жизнедеятельности»:

- Тайны моего Я: «Сказка о своей жизни»;

- Тренинг на самооценку: «Карта достижений»;

- Сферы моей жизни: «Колесо ценностей»;

- Мастер-класс по саморегуляции в условиях экзаменационного стресса.

 

2. Блок «Я – другой» направлен на общение и организацию взаимодействия в группе:

- Знакомство;

- Общение «Язык тела»;

- Коммуникативные барьеры: «Правила общения»;

В процессе реализации предлагали пути их блока были организованы тренинги по различным темам: «Барьеры в общении», «Конфликтные си

уации и пути выхода из них», «Правила продуктивного общения, в процессе которых студенты моделировали различные проблемные ситуации и решения.

 

3. Блок «Я – лицей» раскрывает взаимодействие студентов с образовательной средой лицея как первой площадкой для самореализации:

- Сообщество студентов с ОВЗ в КЛПО «Кооперация, Интеграция и Творчество»;

- Премия Аякс «Старт года»;

- Всероссийский Форум «Возможности без границ»;

- День открытых дверей.

В рамках этого направления были организованы встречи с различными специалистами лицея.

Студенты в рамках социального проекта:

- участвовали в качестве волонтеров и выступающих во Всероссийском Форуме «Возможности без границ»;

- занимались профориентационной работой абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья;

- создали общественное объединение социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, девизом которого стало: «Кооперация, Интеграция и Творчество» (КИИТ).

 

 

4. Блок «Я – информационное пространство» направлен на знакомство студентов с различными способами работы с информацией, на приобретение навыков работы с Интернет-сайтом. Отдельная встреча была посвящена знакомству с научной библиотекой лицея и ее информационными ресурсами:

 

5. Блок «Я – нормативно-правовое пространство» направлен на приобретение студентами социально-правовых знаний, необходимых для организации различных сфер жизни – учебной, трудовой, социальной.

Маршрут саморазвития:

1. Карта достижений;

2. Колесо ценностей;

3. Дерево целей.

3-й этап – заключительный

На данном этапе была проведена повторная социально-психологическая диагностика и подведены итоги реализации проекта.

- Показатели социально-психологической адаптации у студентов с ОВЗ, принимавших участие в проекте «Погружение» выросли более чем на 10%;

- Показатели социально-психологической адаптации у студентов с ОВЗ, не принимавших участие в проекте «Погружение» выросли в среднем на 2%;

- Показатели у студентов без ОВЗ выросли в среднем на 5%.

 

В условиях реализации инклюзивной модели среднего профессионального образования, создание и реализация проекта «Погружение» может рассматриваться как одно из средств формирования социальной компетентности у студентов с ОВЗ, позволяющее им успешно реализовываться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.

Перспективы

Предполагаемыми результатами обновленного проекта «Погружение» могут стать:

1) создание уникальной языковой и поликультурной среды смешанных групп студентов в рамках программы социокультурной адаптации;

2) создание единого поликультурного сообщества взаимопомощи студентов с ОВЗ на базе социальных сетей;

3) создание поликультурного сообщества волонтеров для работы с лицами ОВЗ в рамках проекта «Погружение»;

4) создание условий для формирования у студентов с ОВЗ навыков межкультурной коммуникации, языковой практики, свободного обмена опытом.

Вывод

Исходя из цели и принципов инклюзии, требований современного общества и образования, перед лицеем встает задача – компенсация неблагоприятных последствий, возникших в процессе обучения и взаимодействия с социумом человека на предыдущих этапах его жизни, а также формирование социальной компетентности, которая станет основой для успешного обучения студента с ОВЗ и профессиональной деятельности в дальнейшем.

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Теги публикации
Комментарии

Чужая работа https://docplayer.com/111246867-Proekt-pogruzhenie-kak-sredstvo-socialnoy-adaptacii-studentov-pervogo-kursa-s-ovz-v-usloviyah-obrazovatelnoy-sredy-vuza.html

9 August 2021

Только авторская презентация гораздо больше.

9 August 2021

Пора и здесь работы удалить!

9 August 2021

Вы абсолютно правы!

9 August 2021

Похожие публикации