Социальная адаптация студентов с ОВЗ в условиях образовательной среды
Социальная адаптация студентов с ОВЗ в условиях образовательной среды
Актуальность социальной адаптации заключается в необходимости разработки научных подходов и практических решений по вопросам профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам профессионального образования, а также социальной необходимостью, государственным заказом на осуществление инклюзивного образования.
Принципы инклюзивного образования:
1. Уменьшение изолированности обучающихся с ОВЗ от образовательной среды;
2. Доступность образовательного учреждения для отдельных обучающихся;
3. Признание роли средних учебных заведений не только в повышении академических показателей обучающихся, но и развития общественных ценностей;
4. Признание того, что инклюзия в образовании – это один из аспектов инклюзии в обществе.
«Социальная модель» как основной способ организации профессионального образования лиц с ОВЗ.
Цель такой модели - социализация обучающегося с ОВЗ и формирование у него социальной компетентности.
В лицее студенты с ОВЗ сталкиваются с трудностями социальной адаптации обусловленными следующими факторами:
- внешними (пространственные стрессоры, образовательные стрессоры, социально-психологические стрессоры);
- внутренними (неадекватная самооценка, ослабление волевой активности, снижение мотивации, снижение ответственности, некритичное поведение, коммуникативные трудности).
Структурная модель формирования социальной компетентности студентов с ОВЗ в лицее
Требование современного профессионального инклюзивного образования – социально-компетентный выпускник с ограниченными возможностями здоровья. Цель – формирование социальной компетентности у студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях лицея.
Психолого-педагогические условия:
- организация инклюзивной формы взаимодействия;
- специально организованная деятельность для познания студентами себя как личности;
- специально организованная среда для личностного совершенствования, развития творческой уникальности;
- активизация межсубъектных отношений между участниками деятельности для раскрытия коммуникативного потенциала;
- использование различных форм организации деятельности для расширения социального опыта.
Изменения, необходимые для достижения цели – включение в образовательный процесс проекта, направленного на формирование социальной компетентности студентов с ограниченными возможностями здоровья и реализующего выше перечисленные психолого-педагогические условия.
Результаты:
- изменение представления студента с ОВЗ о себе как о личности, личностный рост;
- приобретение студентом знаний о своих уникальных возможностях, ресурсах;
- приобретение навыков по организации учебной деятельности, самоменеджменту, стрессменеджменту;
- профессиональное самоопределение студента с ОВЗ;
- приобретение навыков эффективного общения и повышение коммуникативной компетентности.
Проект «Погружение» - проблема и замысел заключаются в необходимости обеспечить эффективное формирование социальной компетентности у студентов с ОВЗ в условиях учреждения среднего профессионального образования
Цель и задача проекта – исследовать состояние социальной компетентности у первокурсников с ОВЗ, разработать и проверить экспериментальным путем эффективность проекта.
1-й этап – подготовительный
- создана инициативная группа преподавателей и студентов, в том числе волонтеров для реализации проекта;
- оборудованы помещения с учетом требований к доступности среды;
- сформирована экспериментальная студенческая группа из числа студентов с ограниченными возможностями здоровья и без ограничений здоровья, состоящая из 16 человек.
Исследование состояния социальной компетентности у первокурсников Ключевского лицея с ограниченными возможностями здоровья осуществлялось с помощью:
- методики К. Роджерса и Р. Даймонда «Диагностика социально-психологической адаптации» (с использованием адаптированной А.К. Осницким формы опросника);
- составленных карточек компетенций;
- специально организованных бесед со студентами.
В диагностике приняли участие 25 первокурсников с ОВЗ (из 30), а также студенты первого курса, не имеющие ограничений здоровья – 20 человек.
Проблемы студентов с ОВЗ:
- трудности вступления в контакт с незнакомыми людьми;
- страх быть непонятным;
- страх перед новыми образовательными условиями;
- страх перед публичными выступлениями.
2-й этап – основной
На этом этапе был реализован проект «Погружение», представляющий собой комплекс мероприятий, направленных на социальную адаптацию студентов с ОВЗ и приобретение ими некоторых компонентов социальной активности, необходимых для дальнейшего успешного обучения
Встречи реализовались в смешанной группе студентов 2-3 раза в неделю, по 6 часов в неделю во второй половине дня в течение учебного года в специально подготовленной аудитории.
Проект «Погружение» состоит из 3-х содержательных модулей:
1. Основы личностного роста, организации учебной деятельности и интеллектуального труда;
2. Основы продуктивной коммуникации;
3. Основы социально-правовых знаний.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Содержательные модули включают следующие тематические блоки:
Я – субъект жизнедеятельности;
Я – другой;
Я – организация (лицей);
Я – информационное пространство;
Я – нормативно-правовое пространство.
1. Блок «Я – субъект жизнедеятельности» направлен на познание студентом с ограниченными возможностями здоровья своего «Я», своих уникальных личностных качеств, способностей, на формирование положительной оценка своего «Я», на приобретение положительного социального опыта и оценки собственных достижений в процессе групповой и индивидуальной работы.
Тематические блоки проекта:
1. Блок «Я – субъект жизнедеятельности»:
- Тайны моего Я: «Сказка о своей жизни»;
- Тренинг на самооценку: «Карта достижений»;
- Сферы моей жизни: «Колесо ценностей»;
- Мастер-класс по саморегуляции в условиях экзаменационного стресса.
2. Блок «Я – другой» направлен на общение и организацию взаимодействия в группе:
- Знакомство;
- Общение «Язык тела»;
- Коммуникативные барьеры: «Правила общения»;
В процессе реализации предлагали пути их блока были организованы тренинги по различным темам: «Барьеры в общении», «Конфликтные си
уации и пути выхода из них», «Правила продуктивного общения, в процессе которых студенты моделировали различные проблемные ситуации и решения.
3. Блок «Я – лицей» раскрывает взаимодействие студентов с образовательной средой лицея как первой площадкой для самореализации:
- Сообщество студентов с ОВЗ в КЛПО «Кооперация, Интеграция и Творчество»;
- Премия Аякс «Старт года»;
- Всероссийский Форум «Возможности без границ»;
- День открытых дверей.
В рамках этого направления были организованы встречи с различными специалистами лицея.
Студенты в рамках социального проекта:
- участвовали в качестве волонтеров и выступающих во Всероссийском Форуме «Возможности без границ»;
- занимались профориентационной работой абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья;
- создали общественное объединение социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, девизом которого стало: «Кооперация, Интеграция и Творчество» (КИИТ).
4. Блок «Я – информационное пространство» направлен на знакомство студентов с различными способами работы с информацией, на приобретение навыков работы с Интернет-сайтом. Отдельная встреча была посвящена знакомству с научной библиотекой лицея и ее информационными ресурсами:
5. Блок «Я – нормативно-правовое пространство» направлен на приобретение студентами социально-правовых знаний, необходимых для организации различных сфер жизни – учебной, трудовой, социальной.
Маршрут саморазвития:
1. Карта достижений;
2. Колесо ценностей;
3. Дерево целей.
3-й этап – заключительный
На данном этапе была проведена повторная социально-психологическая диагностика и подведены итоги реализации проекта.
- Показатели социально-психологической адаптации у студентов с ОВЗ, принимавших участие в проекте «Погружение» выросли более чем на 10%;
- Показатели социально-психологической адаптации у студентов с ОВЗ, не принимавших участие в проекте «Погружение» выросли в среднем на 2%;
- Показатели у студентов без ОВЗ выросли в среднем на 5%.
В условиях реализации инклюзивной модели среднего профессионального образования, создание и реализация проекта «Погружение» может рассматриваться как одно из средств формирования социальной компетентности у студентов с ОВЗ, позволяющее им успешно реализовываться в дальнейшей учебной и профессиональной деятельности.
Перспективы
Предполагаемыми результатами обновленного проекта «Погружение» могут стать:
1) создание уникальной языковой и поликультурной среды смешанных групп студентов в рамках программы социокультурной адаптации;
2) создание единого поликультурного сообщества взаимопомощи студентов с ОВЗ на базе социальных сетей;
3) создание поликультурного сообщества волонтеров для работы с лицами ОВЗ в рамках проекта «Погружение»;
4) создание условий для формирования у студентов с ОВЗ навыков межкультурной коммуникации, языковой практики, свободного обмена опытом.
Вывод
Исходя из цели и принципов инклюзии, требований современного общества и образования, перед лицеем встает задача – компенсация неблагоприятных последствий, возникших в процессе обучения и взаимодействия с социумом человека на предыдущих этапах его жизни, а также формирование социальной компетентности, которая станет основой для успешного обучения студента с ОВЗ и профессиональной деятельности в дальнейшем.
Полянская Оксана Николаевна
Пользователь удален
Горбачёва Марина Юрьевна
Ставцева Ирина Владимировна