12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мария Старкова215
Россия

Конспект выступления на родительском собрании

«Адаптация к ДОУ и особенности развития детей раннего возраста»

Подготовила: педагог-психолог

Носкова Мария Андреевна

МБДОУ «Менделеевский детский сад»»

Психолог: Добрый день, уважаемые родители! Т.к. сегодня ваше первое родительское собрание, я предлагаю для начала познакомиться друг с другом. Но сделаем мы это необычно. У меня в руках клубок ниток. Я буду вам передавать его по кругу, а вы брать его, оставлять нитку себе и представляться (Имя Отчество, чьи вы мама/папа, чем вы любите заниматься). Следующий родитель должен будет представиться сам и назвать предыдущего родителя. И так по кругу. Начинаем.

Игра «Знакомство по кругу»

П.: Уважаемые родители. Посмотрите, пожалуйста, каждый из нас соединён ниточкой и не просто ниточкой, а нитью, которая нас будет связывать на протяжении 5 лет. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей! Мы как большая семья, должны действовать вместе. Ведь не надо забывать, что родитель – это главный воспитатель, а детский сад создан в помощь родителям.

Поступление малыша в детский сад – это первый шаг в самостоятельную жизнь, который не всем детям дается легко. Наша задача сделать так, чтобы период адаптации прошел для ребенка безболезненно.

Поговорим немного об адаптации. Как правило, при благополучном стечении обстоятельств, ребенок полностью привыкает к посещению детского сада в течение одного-двух месяцев.

Любая адаптация идет на двух уровнях:

Физическом

Психологическом

На физическом уровне малышу надо привыкнуть:

К новому режиму - определенному, заданному ритму жизни, новым нагрузкам (необходимо сидеть, слушать, выполнять просьбы);

Необходимости самоограничений;

Невозможности уединения;

Новой пище, новым помещениям и т.д.

На психологическом уровне малышу стоит привыкнуть:

К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы и т.д.);

Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами;

Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать;

Необходимости отстаивать свое личное пространство.

В период адаптации нужно максимально бережно относиться к малышу.

Отложите на время все нововведения:

- Не подходящий момент, чтобы менять привычки;

- Делать в квартире ремонт;

- Устраивать кроху в новый кружок и т.д.

Задача родителей состоит в том, чтобы создать дома спокойную обстановку:

- Побудьте с ним вдвоем;

- Поиграйте или почитайте вместе;

- Не спешите домой после садика;

- Погуляйте на детской площадке или просто побродите, сопровождая прогулку веселой беседой;

- Обсудите прошедший день;

- Выслушайте ребенка, ответьте на все вопросы и поддержите, если произошла малейшая неприятность.

Не пугайте садиком:

- Если кроха возбужден и неуправляем, не пытайтесь приструнить его фразами типа: «Если ты не успокоишься, отведу тебя обратно в детский садик!»

- Не формируйте образ детского сада как места, которым наказывают.

Признаки успешной адаптации к детскому саду:

Нормальный сон. Засыпает как обычно, по ночам не просыпается, не плачет, не просыпается во сне;

Хороший аппетит;

Нормальное поведение. Дома ведет себя как обычно – не цепляется за маму, не бегает, не капризничает;

Нормальное настроение;

Легко просыпается по утрам;

Есть желание идти в детский сад.

Признаки дезадаптации к детскому саду:

Нарушение сна. Плохо засыпает, часто просыпается по ночам, разговаривает во сне, много ворочается, чаще встает по ночам на горшок;

Нарушение аппетита. Отказывается от еды, есть мало, жалуется на боли в животе;

Появление вялости, капризности;

Появление агрессивности, часто меняется настроение;

Ребенок стал чаще болеть.

Факторы, мешающие адаптации ребенка к детскому саду:

Слишком сильная зависимость ребенка от мамы;

Чрезмерная тревожность родителей;

Нежелание взрослых давать самостоятельность малышу;

Воспитание ребенка в духе вседозволенности;

Болезненность малыша;

Отсутствие в доме адекватного малышу режима дня.

Будьте терпеливы, проявляйте понимание и проницательность.

Динамическая пауза

-Помашите нам рукой те родители, дни рождения которых летом, зимой.

-Поменяйтесь местами те родители, которые пришли на собрание в брюках.

-Пожмите друг другу руки те родители, которые любят поспать.

-Присядьте те родители, у кого в семье есть ещё дети.

-Улыбнитесь те родители, которые свой день рождения отмечают осенью, весной.

- Похлопайте в ладоши те родители, которые любят своего ребенка.

Речь в раннем возрасте

Период от года до трех лет считается сензитивным, то есть наиболее предрасполагающим к развитию речи. Когда ребенок только вступает в самый ранний возраст, у него в арсенале только несколько лепетных слов вроде «мама», «папа», «баба» и т.д., однако понимает он существенно больше и способен соотнести конкретное слово с предметом, который данным словом обозначается. Чтобы речевое развитие детей раннего возраста шло хорошо, родителям нужно постоянно общаться с ними: комментировать свои действия, показывать предметы, называя их, обращаться к самому малышу с элементарными просьбами.

К 2 годам в словаре ребенка должно быть уже порядка полусотни слов. Бывают случаи, когда речь ребенка развивается несколько позднее, а до двух лет ребенок накапливает пассивный запас. Однако, если к двум годам ребенок совсем не говорит, и родители замечают какие-либо иные неврологические проблемы, стоит проконсультироваться со специалистом.

Раннее развитие детей

Раннее развитие детей подразумевает, что родители используют различные методики для того, чтобы буквально с пеленок всесторонне развивать своего малыша.

Вред и польза раннего развития

Хотя сегодня на раннее развитие детей настроено подавляющее большинство родителей, детские психологи отзываются далеко не однозначно на данную тему. У раннего развития существуют как положительные, так и отрицательные стороны.

К положительным сторонам относится прежде всего внесение разнообразия в жизнь малыша, ведь какая бы методика ни была выбрана, все эти пособия и способы работы с ними вызывают интерес у большинства детей. Плюс раннего развития также в том, что благодаря ему в мозге ребенка активно формируются нейронные связи.

О вреде раннего развития часто предупреждают неврологи, которые сталкиваются с проблемами перегрузки центральной нервной системы, вызванной как раз обилием занятий и их несоответствием возрасту и уровню развития малыша.

Иногда у детей из-за такой перегрузки возникает функциональная несформированность некоторых отделов мозга, что приводит к дальнейшим проблемам в учебе и других видах деятельности.

Если родители постоянно сравнивают достижения своего ребенка с успехами других и заставляют равняться на более успешных, ребенок также может получить стойкие проблемы с самооценкой.

Кроме того, в период до трех-четырех лет у ребенка особенно активно формируются субкортикальные отделы головного мозга. При этом некоторые методики раннего развития подразумевают обучение чтению и счету в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. В таком случае происходит следующее: энергия, предназначенная на развитие субкортикальных отделов головного мозга, перенаправляется на кору больших полушарий. В результате такого «развития» в дальнейшем у ребенка могут возникнуть проблемы неврологического характера, в том числе неспособность справиться с собственными эмоциями.

Природой устроено так, что кора больших полушарий начнет активно развиваться после 4 лет. И в этом возрасте учить ребенка читать и считать будет куда полезнее. Но в любом случае решение всегда остается за родителями. Безусловно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В этом случае стоит поощрять такие стремления. Значит, мозг ребенка готов к получению подобного рода информации. Но это не имеет ничего общего с принудительными занятиями.

Отставание в развитии детей раннего дошкольного возраста

Темп развития каждого ребенка индивидуален, однако существуют определенные нормы, отклонение от которых может являться признаком отставания в развитии. Задержка психического развития в этом возрасте в большинстве случаев может быть успешно скорректирована.

Признаки отставания в развитии

Есть некоторые допустимые отклонения от норм развития, так как все дети раннего возраста разные. Однако есть признаки, на которые рекомендуется обратить особое внимание.

К симптомам отставания развития ребенка 3 лет относится следующее:

существенное недоразвитие речевых функций, которое проявляется в крайне маленьком словарном запасе или его полном отсутствии, несформированности речевого подражания, нарушенном произношении;

проблемы с бытовыми навыками: ребенок не умеет самостоятельно одеваться, с трудом пользуется ложкой, не умеет обслуживать себя, как в норме это доступно трехлетним детям;

незрелость моторных функций, что часто проявляется в форме нарушения целенаправленных действий;

неразвитая игровая деятельность: игра ребенка раннего дошкольного возраста отличается однообразием, развивается гораздо медленнее, чем это предписывают нормы развития.

Причины отставания в развитии

Задержка развития не является самостоятельным заболеванием. Это лишь следствие различных причин, которые могут быть как врожденными, так и повлиять на ребенка уже в ходе его первых лет жизни.

Задержка развития может быть спровоцирована:

различные болезни матери при беременности, в том числе инфекции, травмы или отравления.

гипоксия плода проблемы, возникающие в ходе родового процесса инфекции или травмы, которые повлияли на головной мозг генетические проблемы, приводящие к нарушению нормального развития мозга

неправильное воспитание.

По статистике диагноз «задержка психоречевого развития» очень часто ставят детям из асоциальных семей, однако это не исключает появление отстающих в развитии детей и в нормальной семье. И жестокое обращение, и гиперопека могут стать причиной того, что развитие ребенка будет идти замедленным темпом.

Что делать при отставании в развитии у ребенка

Чем раньше приступить к лечению ребенка с задержкой в развитии, тем больших результатов можно добиться, особенно в том случае, если причиной отставания являются не биологические факторы (поражение мозга и центральной нервной системы), а социальная ситуация в семье.

Каким бы ни было разнообразие игр и методик раннего развития, основная ответственность за ребенка в раннем детстве все же лежит на родителях. Поэтому именно им следует выработать определенную стратегию развития и заниматься со своим малышом регулярно – тогда результат будет достигнут достаточно быстро.

Мозговой штурм «Родители»

Р-родные
О-ответственные
Д-добрые
И-инициативные 
Т-терпеливые
Е-единственные
Л-любимые
И-идеальные 

Игры и занятия с детьми

Существует огромное количество развивающих методик и занятий, которые используются в группах раннего возраста. Однако есть много упражнений, которыми могут заниматься с ребенком сами родители.

Развитие речи

Раннее детство – сензитивный период для развития речи, поэтому с года до трех лет нужно уделить максимум внимания именно этому моменту. Важно помнить о том, что речевые центры напрямую связаны с мелкой моторикой рук, поэтому всевозможные пальчиковые игры обязательно должны присутствовать в программе развития детей раннего возраста. Полезны будут и игрушки, развивающие мелкую моторику.

Собственно развитие речи можно разделить на два направления: развитие понимания речи и формирование активной речи ребенка. В ходе развития понимания происходит увеличение пассивного словаря, и для этого лучше использовать предметы, с которыми малыш сталкивается в своей повседневной жизни. Ребенка нужно знакомить с существительными, глаголами, прилагательными, при этом важно не только осваивать новые слова, но и повторять старые. Можно использовать специальные пособия с картинками, а можно и заниматься с малышом в любой ситуации – например, показывать и называть новые предметы на прогулке.

Для развития активной речи необходимо стимулировать ребенка говорить. В этом случае можно использовать всевозможные стихи, в которых малышу предлагается договорить окончание, однако важно, чтобы это стихотворение было уже знакомо ребенку ранее. Другим хорошим средством развития активной речи являются наглядные пособия, игрушки самого ребенка. Очень многое в развитии речи зависит от того, сколько и как родители общаются с ребенком.

Важно знать, что с детьми нужно разговаривать как можно больше, однако не «сюсюкать» и говорить правильно – так как ребенок строит свою речь в раннем возрасте на основе подражания речи взрослого, неправильное произношение будет также скопировано.

Развитие моторики

В развитии моторики ребенка можно выделить две позиции:

- мелкая моторика, которая включает точные движения рук, а также действия, требующие скоординированности между движениями рук и глаз.

- общая моторика, то есть движения отдельных групп мышц тела.

Для развития мелкой моторики подойдут различные пальчиковые игры, а также действия, которые так или иначе требуют точного движения рук. Это лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов и все, на что может хватить фантазии у родителей. Можно приобретать специально разработанные развивающие игрушки, а можно и задействовать доступные предметы: пуговицы на одежде, коробочки с крупами на кухне, тесто, из которого планируете делать пирожки, и многое другое.

Для развития крупной моторики подойдут любые активные игры, соответствующие возрасту ребенка и требующие от него точного выполнения действий. В первую очередь это игры с мячом, который можно катать, бросать и ловить. Перемещение по ступенькам – еще один вариант для развития крупной моторики; ходьба вверх и вниз, передвижение по ступенькам боком помогут малышу в развитии. Многие дети раннего возраста начинают осваивать трехколесные велосипеды, и это тоже отличный тренажер для развития крупной моторики.

Творческое развитие

Творческое развитие ребенка в раннем детстве строится вокруг игр и предметов, которые можно использовать по-разному.

Это могут быть:

Мешочек с крупой или бобами.

Этот мешочек можно ощупывать, подбрасывать, закинуть в коробку или положить себе на голову, в общем, делать все, что заблагорассудится. Предложите ребенку самому придумать как можно больше действий для этого предмета.

Принадлежности для рисования.

Рисование – отличный способ развития творческих способностей малыша; первоначально его увлекает сам процесс, при котором ручка или карандаш (а в случае с пальчиковыми красками – собственная рука) оставляет след на бумаге, а в дальнейшем ребенок уже стремится изобразить что-то конкретное.

Пластилин.

Этот материал дает возможность создавать объемные фигурки и преобразовывать их во что-то другое. Покажите малышу, как лепить простые формы, а затем по мере развития усложняйте задания.

Музыка.

Танец – один из способов творческого самовыражения, поэтому включите несложную мелодию и предложите малышу танцевать под нее, как ему захочется. В дальнейшем можно показать ему самые простые движения для того, чтобы он включил их в свой танец

Развитие в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Но то, как будет протекать это развитие, зависит от обстановки в семье и от того, как занимаются с ребенком, поэтому уделите малышу максимум внимания в этот период – и он будет радовать вас своими достижениями.


Упражнение «Погружение в детство»

Звучит тихая, легкая музыка.

П.: Сядьте поудобнее, ноги поставьте на пол так, чтобы они хорошо чувствовали опору, спиной обопритесь на спинку стула. Закройте глаза, прислушайтесь к своему дыханию: оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках, в ногах. Поток времени уносит вас в детство – в то время, когда вы были маленькими. Представьте теплый весенний день, вам три-четыре года. Представьте себя в том возрасте, в котором вы лучше себя помните. Вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая обувь, какая одежда. Вам весело, вы идете по улице, а рядом с вами близкий человек. Посмотрите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете ее тепло и надежность. Затем вы отпускаете руку и убегаете весело вперед, но недалеко, ждете своего близкого человека и снова берете его за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимаете глаза и видите, что держите за руку совсем другого, незнакомого вам человека. Вы оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему, снова берете за руку, идете дальше и вместе с ним смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в эту комнату. Когда будете готовы, вы откроете глаза.

Рефлексия

Удалось ли окунуться в детство?

Почувствовали ли вы надежное плечо, сопровождающее вас в детстве?

Что для вас значит «надежное плечо»?

Какие чувства у вас были, когда вы потеряли поддержку?

Что хотелось сделать?

Упражнение «Солнце любви»

Каждый участник рисует на листке бумаги солнце, в центре которого пишет имя ребенка. На каждом лучике солнца необходимо перечислить все прекрасные качества своих детей.

Затем все участники демонстрируют свое «солнце любви» и зачитывают то, что написали.

Предлагаю вам взять это Солнышко домой. Пусть теплые лучики его согреют сегодня  атмосферу вашего дома. Расскажите  вашему ребенку о том, как вы оценили его качества – подарите ребенку теплоту, ласку и внимание.

Я желаю вам здоровья, мудрости, любви и мира в доме, в сердцах и, в наших домах!


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.