АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития «Дартс» физкультурно-оздоровительной направленности
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития
«Дартс»
физкультурно-оздоровительной направленности
Возраст обучающихся: 15-17 лет
Срок реализации программы: 1 год (34 недели)
Новосибирск, 2025
Содержание
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1. Пояснительная записка | 3 |
1.2. Цель и задачи программы | 10 |
1.3. Учебный план | 11 |
1.4. Планируемые результаты | 19 |
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий | 20 |
2.1. Календарный учебный график | 20 |
2.2. Условия реализации программы | 20 |
2.3. Формы аттестации | 21 |
2.4. Методические материалы | 22 |
2.5. Рабочая программа воспитания | 24 |
3. Список литературы | 28 |
Приложение 1 | 29 |
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Адаптированная дополнительная общеобразовательная программа физкультурно-спортивной направленности «Дартс» разработана с учетом особенностей психологического развития и познавательных способностей, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития на основе:
Федерального закона Российской Федерации от 29 октября 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. № 1599).
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
Письма Минобрнауки России от 29.03.2016 г. №ВК-641/09 о направлении методических рекомендаций (вместе с Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей).
Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).
Концепции развития детско-юношеского спорта Российской Федерации до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 г. № 3894-р.
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678 – р).
На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.
Программа направлена не только на физическое развитие ребенка, но и на психо-эмоциональное и социальное развитие личности.
Актуальность программы заключается в том, что она ориентирована, прежде всего, на реализацию двигательной потребности ребенка с учетом его конституционных особенностей и физических возможностей и подходит для детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Проблемы сохранения и укрепления здоровья детей являются важнейшим в концепции модернизации российского образования. Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В совершенствовании процесса обучения, воспитания, профессиональной ориентации, подготовки труду и самостоятельной жизни детей с умственной отсталостью важную роль играют специальные занятия, направленные на коррекцию отклонений в их развитии.
Программа направлена на:
укрепление здоровья и закаливание организма учащихся;
всестороннее физическое развитие;
укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие общей выносливости, ловкости, координации движений, специальных физических качеств дартсмена;
изучение требований безопасности в обращении с дротиками, оборудованием;
формирование у учащихся стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом;
формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья.
Развитие функций опорно-двигательного аппарата для детей с ОВЗ является актуальным и необходимым.
Дартс в России сравнительно молодой вид спорта. Он появился в конце 90-х годов. Это – интереснейший вид, которым могут заниматься абсолютно все: женщины и мужчины, дети и взрослые, а также учащиеся с ограниченными возможностями.
Дартс прост, не требует специальной спортивной формы, инвентарь – несложен и долговечен.
Занятия дартс улучшают координацию движений, стабилизируют работу сердечно-сосудистой системы. Час игры в дартс приравнивается к километровой прогулке в спокойном темпе. Расцветка мишени – зелено-красно-бело-черная, она успокаивает зрение. Положительно влияет на глаза и сам бросок – постоянное переключение зрения с дротика на мишень. Игра на счет и необходимость запоминать варианты игровых комбинаций развивают память и логическое мышление.
С точки зрения офтальмологов, такие игры, как дартс – лучший способ предотвратить близорукость и мигрень. При игре в дартс глазу приходится постоянно фокусироваться на предметах разной удаленности, что хорошо тренирует глазную мышцу. Усиливает терапевтический эффект и то, что игра дартс задействует сразу несколько центров мозга, отвечающих за координацию движений, реакцию, что особенно необходимо для того, чтобы снять нервное напряжение с «интеллектуальных» зон.
Во время игры игроки получают огромный заряд положительных эмоций, находятся в постоянном, но необременительном движении. Со временем значительно улучшается координация, стабилизируется ритм дыхания, работа сердечнососудистой системы, мышцы обретают послушание, упругость.
Стратегия, психология игры, турнирный этикет и собственно игра в дартс дает возможность снять стрессовое состояние и усталость, формирует жизненно-важные двигательные навыки и развивает физические способности детей.
Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособностей детей.
Для предупреждения, ослабления и ликвидации имеющихся отклонений и нарушений физического развития и двигательной подготовленности обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития важную роль играют специально направленные коррекционные занятия, к которым также относятся занятия спортивной игрой дартс, включающие развитие пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.
Отличительная особенность программы «Дартс» - вовлечение в учебно-воспитательный процесс детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития.
Программный материал включает разделы: теоретические сведения, общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры. Каждый из этих разделов включает физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, коррегировать недостатки физического развития, психики и поведения.
Занятия дартс помогают забыть о плохом самочувствии, повысить самооценку и уверенность в себе. Тренировки не только приносят моральное удовлетворение, но и способствуют развитию физических качеств, повышают общую выносливость, улучшают координацию движений, внимание, память.
Адресат программы: программа адресована для детей 15-17 лет с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, не имеющих противопоказаний к занятиям физической культурой. Специальной подготовки не требуется.
Обучающиеся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития отличаются выраженным недоразвитием мыслительной деятельности, препятствующим освоению предметных учебных знаний. Дети одного возраста характеризуются разной степенью выраженности интеллектуального снижения и психофизического развития, уровень сформированности той или иной психической функции, практического навыка может быть существенно различен. Наряду с нарушением базовых психических функций, памяти и мышления отмечается своеобразное нарушение всех структурных компонентов речи: фонетико-фонематического, лексического и грамматического. У детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития затруднено или невозможно формирование устной и письменной речи. Ввиду этого, при обучении большей части данной категории детей, используют разнообразные средства невербальной коммуникации. Внимание таких обучающихся крайне неустойчивое, отличается низким уровнем продуктивности из-за быстрой истощаемости, отвлекаемости.
Психофизическое недоразвитие характеризуется также нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование физических действий: бег, прыжки и др., а также навыков несложных трудовых действий. У части обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития отмечается замедленный темп, вялость, пассивность, заторможенность движений. У других – повышенная возбудимость, подвижность, беспокойство сочетаются с хаотичной нецеленаправленной деятельностью. У большинства обучающихся с интеллектуальными нарушениями наблюдаются трудности, связанные со статикой и динамикой тела. Отклонения в физическом развитии отражаются на устойчивости вертикальной позы, сохранения равновесия, походке, способности соизмерять и регулировать свои движения.
Использование тренером упражнений прикладного характера способствует ликвидации отставания и нарушений психомоторного развития, развитию внимания, воображения, волевых качеств, а также повышению эмоционального тонуса. Важно помнить, что такие упражнения играют огромную роль в развитии пространственной ориентации, глазомера, умения работать в коллективе.
Ценность упражнений в способности управления движениями заключается в том, что они побуждают учеников к активной умственной деятельности: они должны четко воспринимать как сами движения, так и результаты движений, устанавливать причинно-следственные связи между характером движения и его результатом, на основе всего вносить соответствующие коррективы для совершенствования последующих движений. Это содействует не только развитию функции двигательного аппарата, но и совершенствует нервно-психические процессы, при помощи которых осуществляется целесообразная организация двигательных действий у детей с нарушениями интеллекта.
Уровень, объем и сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 1 год обучения (34 недели), продолжительность 34 часа.
Режим занятий 1 раз в неделю по 1 часу. Продолжительность одного учебного часа – 40 минут.
Уровень программы – ознакомительный.
Форма обучения – очная.
Язык программы – русский.
Особенности организации образовательного процесса обучающихся – мало групповая, групповая. Наполняемость группы до 6 человек. Группа формируется с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Группа смешанная, девочки и мальчики обучаются вместе. На обучение зачисляются учащиеся не имеющие медицинских противопоказаний к занятиям по данному виду физкультурно-спортивной деятельности. В одну группу допускаются учащиеся разного возраста. При комплектовании пар для соревнований внутри группы учитывается уровень подготовки.
Основными формами занятий являются:
групповые практические занятия;
теоретические занятия с просмотром медийных материалов, беседы;
соревновательные, участие в соревнованиях различного уровня;
контрольные занятия, по текущему, промежуточному и итоговому контролю;
открытые занятия;
игра.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: формирование и развитие морально-волевых качеств и физических навыков обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, посредством занятий дартс.
В соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН) у обучающихся с умственной отсталостью отсутствуют метапредметные задачи.
Задачи программы:
Предметные:
обучение основным техническим приемам и тактическим действиям в спортивной игре дартс;
приобретение знаний по вопросам правил соревнований и разделам теории игры дартс;
обучение правилам техники безопасности во время занятий.
Коррекционные:
развитие ловкости, координации движений, выносливости, воли, настойчивости, быстроты движения;
развитие мелкой моторики пальцев;
восполнение дефицитна в речевом, двигательном, коммуникативном развитии обучающихся;
формирование точности и целенаправленности движений и действий.
Личностные:
укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей;
воспитание устойчивого интереса к занятиям игровыми видами спорта;
воспитание игрового мышления, настойчивости, трудолюбия;
эмоциональная разгрузка, снятие напряжения;
развитие коммуникативных навыков, социализации.
1.3. Учебный план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
I. | Основы знаний | 2 | 2 | - |
| Понятие о технике и тактике игры. Правила игры дартс. Техника безопасности. Правила соревнований. | 2 | 2 | - |
II. | Специальная физическая подготовка | 7 | - | 7 |
III. | Технические и тактические приемы | 25 | 3 | 22 |
| Отработка позы. Броски | 3 | | 3 |
Кучность. Меткость. | 6 | | 6 | |
Дыхание при броске | 2 | | 2 | |
Комбинированные упражнения | 6 | 1 | 5 | |
Учебно-тренировочные упражнения | 6 | 1 | 5 | |
Судейство игр. | 2 | 1 | 1 | |
Итого: | 34 | 5 | 29 | |
Содержание учебного плана разработано с учетом рекомендаций ПМПК и ИПРА. Материал программы разбит на три раздела: основы знаний, специальная физическая подготовка и технико-тактические приемы.
I. Основы знаний – 2 часа
Понятие о технике и тактике игры, предупреждение травматизма. Основные положения правил Дартс. Нарушения, правила соревнований
II. Специальная физическая подготовка – 7 часов
Упражнения для развития навыков меткости, кучности задержки дыхания.
Упражнения для развития качеств при броске:
сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, круговые вращения кистями, сжимание и разжимание пальцев рук;
опираясь о стену пальцами, отталкиваться.
Упражнения для развития качеств, необходимых при броске:
круговые вращения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой;
упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих бросков;
броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей, стоя на месте и в прыжке;
метание теннисного мяча правой и левой рукой в цель на стене или на полу.
III. Технико-тактические приемы – 25 часов
1. Отработка позы броска - 3 часа
2. Кучность–3 часа
3.Меткость броска–3 часа
- техника выполнения броска;
- броски с разных зон.
4.Задержка дыхания при броске –2 часа
- ознакомление с техникой;
5. Комбинированные упражнения –6 часов
Броски по кругу
6. Учебно-тренировочные игры –6 часов
- отработка навыков;
- отработка индивидуальных действий;
7. Судейство игр – 2 часа
- отработка навыков судейства школьных соревнований.
На каждом занятии осуществляется общая физическая подготовка учащихся, направленная на развитие основных двигательных качеств и координационных способностей обучающихся.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Цели и задачи | Базовые учебные действия | Кол-во часов | Дата |
Основы знаний – 2 часа | |||||
Вводный инструктаж. Техника безопасности на занятиях правилах поведения в спортивном зале. | Ознакомить с техникой безопасности во время проведения занятий по дартс. Приобщение к ценностям здорового образа, повышению культуры здоровой и безопасной жизни. Формирование толерантного отношения друг к другу. Воспитывать наблюдательность и внимание, формировать навыки сотрудничества с партнерами по команде. | Знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности.. Проявлять интерес к новым заданиям. | 1 | | |
Понятие о виде спорта. Правила игры | Познакомить с правилами игры. Познакомить с историей возникновения и основными понятиями игры дартс. Приобщение к ценностям здорового образа, повышению культуры здоровой и безопасной жизни. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия. | Понимать и соблюдать правила игры. Проявлять интерес к новым заданиям. | 1 | | |
Специальная физическая подготовка – 7 часов | |||||
Силовые упражнения для рук, ног, туловища | Разучивание разминочных упражнений перед игрой. Содействовать развитию координационных способностей. Корректировка мышечных усилий. Формирование правильной осанки. Воспитание коллективизма, взаимовыручки, самостоятельности, дисциплинированности при выполнении заданий. | Овладение знаниями и умениями по организации и проведению общеразвивающих и подготовительных упражнений. | 2 | | |
Упражнения на развитие чувства равновесия | Формирования чувства равновесия и выработка устойчивого навыка сохранения правильной осанки в различных положениях тела. Развитие ловкости, быстроты, координации, укрепление здоровья, привитие интереса к здоровому образу жизни. Воспитывать положительные качества личности, умение взаимодействовать в коллективе в процессе занятий и игровой деятельности. | Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 1 | | |
Упражнения на координацию | Развитие координационных способностей и выносливости. Соблюдать технику поведения на уроке и технику безопасности. Воспитывать активность, самостоятельность и умение преодолевать трудности. | Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей. Осуществление пошагового контроля своих действий, ориентируясь на показ движений учителем. | 1 | | |
Комплекс гимнастических упражнений, направленных на улучшение осанки | Развивать двигательные качества: гибкость, ловкость, координацию движений. Укреплять мышцы спины, стопы, брюшного пресса. Воспитывать интерес к регулярным занятиям физкультурой. | Понимать и соблюдать правила игры. Проявлять интерес к новым заданиям. Работать в общем темпе. | 2 | | |
Упражнения на развитие чувства равновесия | Изучить технику выполнения упражнений на равновесие и координацию. Развивать координацию движений, равновесие, внимание. Формировать, совершенствовать наглядно-практическое мышление. Содействовать гармоничному физическому развитию | Формировать навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций. | 1 | | |
Технико-тактические приемы – 25 часов | |||||
Положение дротика. Виды хватки дротика | Овладение основными приемами метания дротиков в мишень и техники изготовки. Развитие подвижности в суставах. Формирование точности метательных движений. Упражнения для поддержания, улучшения и восстановления зрения. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия. | Знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности. Рационально выполнять бросок по мишени | 1 | | |
Виды позиций для броска | Ознакомление с различными видами позиций для броска. Развитие подвижности в суставах. Формирование точности метательных движений, подобрать индивидуально каждому игроку позицию для броска. Укрепление здоровья и физического развития. Воспитание дисциплинированности, трудолюбия. | Рационально выполнять бросок по мишени. Проявлять интерес к новым заданиям. Работать в общем темпе. | 1 | | |
Дыхание при броске | Ознакомление с особенностями дыхания во время броска. Развивать координацию движений, гибкость, ловкость, быстроту реакции, глазомер. Воспитание силы воли, настойчивости при достижении цели. | Проявлять интерес к новым заданиям. Работать в общем темпе. | 2 | | |
Броски с разных дистанций | Формировать, совершенствовать наглядно-практическое мышление. Содействовать гармоничному физическому развитию. Воспитание силы воли, настойчивости при достижении цели. | Знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности. Проявлять интерес к игровой деятельности. | 1 | | |
Тренировочные броски на кучность | Развивать ловкость, координационные способности, умение согласовывать одновременные движения рук и ног. Способствовать развитию вестибулярного аппарата. Воспитание дисциплины и организованности. Воспитывать чувство уверенности в своих силах, преодоление скованности движении. | Иметь устойчивые навыки держания дротика и выполнения стойки при броске. Вступать в контакт и работать в коллективе. | 3 | | |
Выбор места на линии бросков | Учить выбирать место на линии для броска. Развивать координацию движений, гибкость, ловкость, быстроту реакции, глазомер. Воспитывать дисциплинированность, организованность, трудолюбие, коллективизм. | Понимать и соблюдать правила игры. Проявлять интерес к новым заданиям. Работать в общем темпе. | 1 | | |
Броски от плеча | Развивать координационные способностей. Развитие пространственной ориентировки и точности движений, корректировка мышечных усилий. Воспитание силы воли, настойчивости при достижении цели. | Вступать в контакт и работать в коллективе. Следовать предложенному плану. Проявлять интерес к игровой деятельности. | 1 | | |
Броски от лица | Развитие техники броска. Корректировка мышечных усилий. Развитие ловкости, координации, точности выполнения упражнений. Воспитание коллективизма, взаимовыручки, самостоятельности, дисциплинированности. | Знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности | 1 | | |
Виды позиций для броска | Развивать точность броска, умение попадать в цель. Учить манипулировать кольцами, активно работая при этом пальцами и кистями рук. Понимать значение правил и выполнять их. Развивать физические и волевые качества. Воспитывать волевые качества личности, чувство ответственности, товарищества и дисциплинированности. | Иметь устойчивые навыки держания дротика и выполнения стойки при броске. | 2 | | |
Судейская практика | Учить правилам работы судейской коллегии. Формирвоание стойкого интереса и сознательного отношения к занятиям физической культурой и спортом. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время проведения тренировочных занятий и игры в дартс. | Знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности. Уметь вести счет и заполнять протоколы игр, осуществлять объективное судейство | 2 | | |
Игра «Раунд» | Познакомить с особенностями и правилами игры «Раунд». Учить вести подсчет очков в игр. Воспитывать умение управлять своими эмоциями, разрешать спорные проблемы в доброжелательном отношении к окружающим. | Знать правила игр: «Раунд». Рационально выполнять бросок по мишени. Вступать в контакт и работать в коллективе. Проявлять интерес к игровой деятельности. | 3 | | |
Игра «Набор очков» | Развивать двигательные качества: ловкость, выносливость, координацию движений. Способствовать воспитанию коммуникативных способностей. Воспитание честности и объективности при самооценке выполненных заданий. Воспитывать волевые качества личности, чувство ответственности, товарищества и дисциплинированности. | Знать правила игр: «Набор очков». Уметь вести счет и заполнять протоколы игр, осуществлять объективное судейство | 3 | | |
Игра «Диаметр» | Познакомить с особенностями и правилами игры «Диаметр». Формировать умение вести подсчет очков. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время проведения тренировочных занятий и игры в дартс. | Знать правила игр: «Диаметр». Рационально выполнять бросок по мишени. | 3 | | |
Итоговое занятие | Диагностика уровня развития, выполнения контрольных упражнений. Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время проведения тренировочных занятий и игры в дартс. | Уметь вести счет и заполнять протоколы игр, осуществлять объективное судейство. Проявлять интерес к игровой деятельности. | 1 | | |
Итого: 34 часа | |||||
1.4. Планируемые результаты
В соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН) у обучающихся с умственной отсталостью отсутствуют метапредметные результаты.
Предметные:
знать и неукоснительно соблюдать правила техники безопасности;
знать правила игр: «Раунд», «Набор очков», «Диаметр»;
уметь находить ошибки при выполнение задания;
уметь рационально выполнять бросок по мишени;
уметь вести счет и заполнять протоколы игр, осуществлять объективное судейство;
иметь устойчивые навыки держания дротика и выполнения стойки при броске.
Коррекционные:
уметь обращать внимание на речь и реагировать на него доступным образом;
уметь использовать изученное движение в сочетании с другими действиями.
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами;
владеть социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Личностные:
иметь адекватное представление о собственных физических возможностях, о здоровом образе жизни;
владеть навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия, в том числе в процессе участия в командных и подвижных играх, занятиях спортом;
управлять эмоциями при общение со сверстниками и взрослыми;
анализировать и объективно давать оценку своим результатам.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
01.09.2025 | 30.05.2026 | 34 | 34 | 1 раза в неделю по 1 часу |
В каникулярное время занятия не проводятся.
2.2. Условия реализации программы
Реализация программы осуществляется с использованием спортивного зала специальной (коррекционной) образовательной организации.
Используется спортивный инвентарь и оборудование:
мишень из синтетических материалов диаметр около 50 см;
комплект дротиков (весом 20-30 г.), расходные материалы: оперения и хвостовики 6-8 комплектов;
магнитная мишень для дартс (50 х 40 см);
комплект магнитных дротиков;
малые мяч (для отработки броска) - 6-8 штук;
рулетка 1 штука;
фишки 6-8 штук.
Кадровое обеспечение программы: Данная программа реализуется педагогом, имеющим профессиональное образование в области физической культуры и спорта, в области адаптивной физической культуры, владеющего компетенциями соответствующие виду (спорта) программы (дартс), владеющим технологиями коррекционной педагогики и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
2.3. Формы аттестации
Проверка знаний и умений занимающихся осуществляется на каждой тренировке, как по теоретической подготовки, так и по общей и специальной физической подготовке. Основные способы определения результативности: беседа, наблюдение, спортивные мероприятия, соревнования, открытые и итоговые занятия.
Контрольные соревнования проводятся с целью определения уровня подготовленности обучающихся, оценивается уровень развития физических качеств, выявляются сильные и слабые стороны спортсмена. Контрольную функцию могут выполнять как официальные соревнования различного уровня, так и специально организованные Организацией.
Для оценки практической подготовленности по контрольным упражнениям были адаптированы следующие показатели. В ходе диагностики заполняется лист оценивания учащихся (Приложение 1).
Технический прием | Контрольное упражнение | Оценка | |||||
Мальчики | Девочки | ||||||
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий | ||
Попадание в мишень | 1. Бросок (из 5 попыток) | 4 | 3 | 2 | 4 | 3 | 2 |
2. Бросок дротика по зонам (из 3 попыток) | 2 | 1 | - | 2 | 1 | - | |
Попадание в сектора | 1.Попадание в тройной сектор | 5 | 3 | 2 | 4 | 2 | 1 |
2. Попадание в двойной сектор (из 3 попыток) | 2 | 1 | - | 2 | 1 | - | |
Попадание в цель | 1. Попадание в сектор (из 3 попыток) | 2 | 1 | - | 2 | 1 | - |
2. Попадание в сектор со второй линии (из 5 попыток) | 3 | 2 | 1 | 2 | 1 | - | |
2.4. Методические материалы
При организации образовательного процесса с данной категорией обучающихся используются следующие методы: общепедагогические, специальные.
Общепедагогические:
Словесный метод: выполнение каждого упражнения должно сопровождаться полным и детальным объяснением педагога. Используются также описание, инструктирование, замечание, исправление ошибок, оценивание.
Наглядный метод: правильный в методическом плане показ упражнений, использование КТ.
Специальные:
1. Метод практических упражнений. Основан на формировании умений обучающихся в двигательной деятельности на основе многократного повторения. Используется выполнение упражнения по частям, в облегченных условиях, с использованием ориентиров, подражательные упражнения, выполнение работы с лидером, использование страховки для обеспечения безопасности.
2. Метод дистанционного управления, предполагающий управление действиями обучающегося на расстоянии посредством команд.
3. Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств.
4. Метод наглядности. При работе с предметом обучающийся изучает его по частям: форма, цвет, масса, а затем пытается воссоздать предмет целиком.
5. Метод стимулирования двигательной активности. В основе метода – поощрение, мотивация на дальнейшую двигательную деятельность, создавая ситуацию успеха, что позволяет ребенку избавиться от чувства страха, ощущения своей неполноценности.
6. Метод сопряженного воздействия. Заключается в применении двигательной активности во взаимосвязи с психорегулирующими воздействиями в процессе обучения, воспитания и оздоровления учащихся. При соответствующем подборе игр и упражнений данный метод способствует формированию здоровых привычек, позволяет осуществлять самоконтроль в стрессовых ситуациях и сопровождается тенденцией к отказу от агрессивного поведения. В процессе сопряженного психофизического воздействия двигательная активность включает в себя как освоение того или иного движения (комплекса движений) и навыка, так и познавательный и личностный аспекты.
7. Метод психофизической подготовки - метод самовоздействия на организм при помощи смены мышечного тонуса, регулируемого дыхания, образного представления нормального функционирования организма, словесного подкрепления с целью повышения психофизического потенциала, воспитания активного внимания, воли, развития памяти, формирования самообладания и адекватной реакции на раздражители.
8. Игровой метод: используется как для начального обучения, для избирательного воздействия на отдельные способности, для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
9. Соревновательный метод: специально-организованная деятельность по подготовке к соревнованиям и непосредственному участию в них.
Алгоритм учебного занятия.
Основной формой организации образовательного процесса в программе является учебное занятие. Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной.
Часть занятия | Содержание учебного материала | Дозировка | Организационно-методические указания |
Вводно – подготовительная | 1.Строевые упражнения. 2.Общеразвивающие упражнения. | Для всех частей занятия указывается: -время, затрачиваемое на какой-либо вид деятельности; -количество повторений; -количество раз и т.п | Для всех частей занятия определяется место проведения, инвентарь; описываются: -организационные особенности; -ошибки, часто допускаемые обучающимися; -последовательность действий при обучении; -условия организации игры и т.д. |
Основная | 1.Коррекционноразвивающие практики. 2.Комплесное или тематическое обучение. 3. Игровая практика. 4. Выполнение дидактических заданий. 5.Элементы соревновательной деятельности. | ||
Заключительная | Психофизическая тренировка. Использование дыхательных технологий. | Определяется: -содержание оздоровительных технологий; -содержание домашнего задания и т.д. |
2.5. Рабочая программа воспитания
Цели программы воспитания основаны на базовых ценностях, которые формируются и укрепляются через деятельность по реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Дартс».
Программа воспитания обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями развития разработана на основе анализа индивидуальных особых образовательных потребностей обучающихся, в том числе обусловленных состоянием здоровья, социальной ситуацией развития, особенностями семейного воспитания, уровнем профессионального мастерства педагогического коллектива и научно-методической направленностью образовательной организации, а также особенностям и ресурсам ее среды.
В ходе реализации программы педагогические коллективы ориентируют обучающихся на совместную работу, на создание и развитие внутришкольных сообществ, поддерживают традиционную для отечественной сферы образования нравственную, гуманистическую основу. Воспитательная работа МБОУ С(К) Ш № 53 ориентирована на помощь в формировании жизненной компетенции обучающегося, на развитие адекватных отношений между ребенком, педагогическими работниками, другими обучающимися, родителями (законными представителями); на профилактику конфликтов в классе, образовательной организации, на поддержание эмоционально комфортной обстановки в обучении; развитие компенсаторных способов деятельности в учебно-познавательном процессе и повседневной жизни; развитие познавательного интереса, познавательной активности; расширение умения адекватно использовать речевые и неречевые средства общения; систематическое и целенаправленное развитие всех органов чувств; развитии личности обучающихся с умеренной умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития, с целью максимально возможной социализации и интеграции в общество.
Программа воспитания обучающихся направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе МБОУ С(К)Ш № 53, семьи и других институтов общества с учетом индивидуальных образовательных потребностей обучающихся задачи программы конкретизируются в СИПР.
Формы работы соответствуют психофизическим возможностям и знаниям обучающихся с умеренной умственной отсталостью, ТМНР, имеют практическую направленность.
Программа воспитания призвана создать организационно-педагогические условия для достижения личностных образовательных результатов, указанных в ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), связанных с:
социально-эмоциональным участием в процессе общения и совместной деятельности;
формированием социально ориентированного взгляда на окружающий мир, уважительного отношения к окружающим;
овладением начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
освоением доступных социальных ролей;
развитием мотивов учебной деятельности и формированием личностного смысла учения;
развитием самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
формированием эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитием этических чувств, доброжелательности и эмоционально - нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитием навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формированием установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к матер
материальным и духовным ценностям.
Календарный план воспитательной работы
№ пп | Название мероприятия/событие | Форма проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответственные |
1. | Спортивно-познавательный праздник «Дружный дартс» | Игра-соревнование | Активизация интересов детей и подростков во внеурочное время и формирование у них потребности в здоровом образе жизни. Создание дружеских отношений между учащимися школы. | Викторина о правилах игры в дартс и истории возникновения. Соревнование в метании дротиков в мишень (5 попыток по 3 броска, в зачёт идёт общая сумма, дистанция до мишени - 3 метра). | Декабрь 2025г | Учитель по адаптивной физической культуры |
2. | «Меткий стрелок» | Соревнование | Приобретение спортсменами соревновательного опыта. | Метание дротиков в мишень для дартс (5 попыток по 3 броска, в зачёт идёт общая сумма, дистанция до мишени - 3 метра). | Май, 2026 г. | Учитель по адаптивной физической культуры |
3. Список литературы
Учебно-методический комплекс:
Дартс - игра для всех возрастов: Методика обучения / Симонова О.В. // Спорт в школе. - 2010. - N 41-42. - С. 5,17.
Дартс / Составитель Т. Барышникова: Кристалл, КОРОНА, 2008г. – 288стр.
Зайцева В. В. Зачем учиться физкультуре. — М., Вентана Граф, 2002.
Козленко Н. А. Особенности двигательных нарушений у учеников вспомогательной школы и коррекция их средствами физической культуры (на первоначальном этапе обучения) / Н. А. Козленко. – Киев.: ФиС, 1962. – 238 с.
Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А. «Планирование и организация занятий. Методическое пособие по физической культуре». – М. ДРОФА 2006 г.
Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. — М., 2000.
Сапожникова Р. Г. Гигиена обучения в школе. — М., Педагогика, 1989.
Чупаха И. В., Пужаева Е. 3., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии. — М., 2003.
Приложение 1
Диагностический лист для оценивания результативности.
Оценивание происходит в начале обучения (Н) и в конце (К). Данные заносятся в таблицу и суммируются по каждому ученику.
| ФИ ребенка | ФИ ребенка | ФИ ребенка | ФИ ребенка | ФИ ребенка | ФИ ребенка | |||||||||||
| н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | н | к | |||||
Контрольное упражнение | | | | | | | | | | | | | |||||
1. Бросок (из 5 попыток) | | | | | | | | | | | | | |||||
2. Бросок дротика по зонам (из 3 попыток) | | | | | | | | | | | | | |||||
1.Попадание в тройной сектор | | | | | | | | | | | | | |||||
2. Попадание в двойной сектор (из 3 попыток) | | | | | | | | | | | | | |||||
1. Попадание в сектор (из 3 попыток) | | | | | | | | | | | | | |||||
2. Попадание в сектор со второй линии (из 5 попыток) | | | | | | | | | | | | | |||||
Итого баллов \ уровень | | | | | | | | | | | | | |||||
Мальчики: Высокий уровень – 18-12 баллов Средний уровень – 11-5 баллов Низкий – 4-0 баллов | Девочки: Высокий уровень – 16-10 баллов Средний уровень – 9-4 баллов Низкий – 3-0 баллов |