Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в православие»
ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат»
«Рассмотрено» на заседании Методического совета Протокол №____ от «____»_________2024г. | «Утверждено» Директор ГКОУ «Плоскошская специальная школа-интернат» Балакирев В.В. /____________/ Приказ №_____ от «____»___________2024г. |
Адаптированная дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
«Путешествие в православие»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст обучающихся: 10-16 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень: ознакомительный (начальный)
Вид программы: адаптированная
Форма обучения:очная
Составитель: Белова Наталья Геннадьевна,
педагог дополнительного образования
Торопецкий район
Плоскошь
2024
СОДЕРЖАНИЕ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………….……………...…….3
1.1.Общие положения……………………………………………………..…3
1.2. Актуальность и новизна программы………………………………...…5
1.3. Отличительные особенности программы…………………………...…6
1.4. Цель и задачи программы…………………………………………….....7
1.5. Ожидаемые результаты………………………………………………….8
1.6. Направленность программы…………………………………………....9
1.7. Объём и срок освоения программы………………………………..…...9
1.8. Формы организации образовательного процесса…………………….10
1.9 Методы и технологии обучения…………………………………….….11
1.10. Особенности организации образовательного процесса………….…13
1.11.Состав группы……………………………………………………...…..14
1.12. Режим, периодичность и продолжительность занятий……………..14
2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………14
2.1. Учебный план…………………………………………………………...14
2.2. Содержание программы…………………………………….…………..20
3.КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК…………………………………24
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………………27
4.1.Материально- техническое обеспечение программы………………….27
4.2. Информационно-методические условия…………………………..…..27
Список литературы…………………………………………………………..28
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1.Общие положения
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Путешествие в православие» составлена на основе нормативных документов:
1. Конституции Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российский Федерации».
3. Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» (ред. от 14.07.2022 г.).
4. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
5. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р» (вместе с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года»).
6. Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование», утверждённый протоколом президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 16.
7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
8. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации РФ от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
9. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации и министерства просвещения Российской Федерации от 5.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности по сетевой форме реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 22 февраля 2023 г. N 197/129 "О внесении изменения в пункт 4 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ, утверждённого приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. N 882/391 "Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ".
11. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
13. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28.
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование», 2015г.).
15. Письмо Министерства образования и науки РФ от 26.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учётом их особых образовательных потребностей».
16. Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 г. № ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий».
1.2. Актуальность и новизна программы
В современном мире как никогда актуален вопрос воспитания личности сильной, самодостаточной, способной противостоять различным внешним воздействиям и обладающей крепким внутренним стержнем. Дать эту внутреннюю стойкость, способность жить в гармонии с собой и окружающим миром способно духовно-нравственное воспитание, в духе традиционных православных традиций наших предков. Поэтому знакомство с православием является основой нравственного поведения, представлений о добре и зле; частью нашей национальной идентичности, чувства принадлежности к одной стране, одному народу.
Одной из задач развития дополнительного образования обучающихся, в соответствии с «Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года» (утверждён Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р), является: «Организация воспитательной деятельности на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и государства, а также формирование у детей и молодёжи общероссийской гражданской идентичности, патриотизма и гражданской ответственности».
Работа в этом направлении должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения, формированием моральных привычек. Полученные навыки должны находить своё продолжение в среднем школьном звене, в подростковом возрасте. В детском коллективе ребёнок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Новизна программы состоит в том, что для изучения взят православный годовой церковный круг праздников и специально подобраны художественный произведения, игры. Фильмы духовно-нравственной и православной тематики.
1.3. Отличительные особенности программы
Программа отвечает требованиям нового поколения ФГОС в сфере духовно-нравственного воспитания и интегрирует различные образовательные линии: социально-гуманитарную, православную, краеведческую – в единое образовательное содержание. В программе закладываются основы религиозно-эстетического восприятия и духовно-нравственных представлений об окружающей жизни. В основу данной программы легло методическое пособие С. Ю. Афанасьевой «Основы христианской культуры», учебное пособие А.В.Кураев «Основы православной культуры 4-5 кл.» Программа адаптирована к условиям специальной (коррекционной) школы для детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) и учитывает психологические и возрастные особенности обучающихся.
1.4. Цель и задачи программы
Цель-духовно-нравственное воспитание обучающихся на основе традиционных православных идеалов и ценностей; развитие их интереса к окружающему миру; приобщение к духовному, культурному, историческому наследию православия.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с основными религиозными понятиями, с системой нравственных норм православия через изучение Священной Истории Ветхого и Нового Завета;
- обозначить связь истории православной церкви с историей России;
- дать знания о православном храме, о православной утвари;
- ввести обучающихся в круг основных православных праздников;
- повышение педагогической компетенции родителей (законных представителей), стремящихся воспитывать детей в православных традициях.
Развивающие:
- стимулировать познавательную активность учащихся;
- способствовать развитию мышления;
- развивать творческие способности;
- корректировать словарный запас.
Воспитательные:
- воспитание интереса к изучению истории государства и православной церкви;
- формирование и развитие личностных отношений к духовным ценностям и традициям (их освоение, принятие);
-приобретение соответствующего социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний;
- формирование духовной и нравственной ответственности у подрастающего поколения;
- развитие таких качества как отзывчивость, сопереживание, умение мирно разрешать конфликты;
- профилактика асоциального поведения.
1.5. Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
•формирование основ российской идентичности, чувства патриотизма;
•развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
•развитие этических чувств; воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
•развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
•наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
• формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия;
•адекватно использовать речевые средства и средства информационно-коммуникационных технологий;
• осуществлять информационный поиск;
• овладевать навыками построения конструктивного диалога.
Предметные результаты:
•знание, понимание и принятие ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие;
•знакомство с основами христианской нравственности;
•формирование представлений о религиозной культуре и её роли в истории и современности России;
• осознание ценности нравственности и духовности в жизни каждого человека.
По завершении образовательной программы обучающиеся должны:
Знать:
•историю возникновения и распространения православия;
•основные содержательные линии Ветхого и Нового Заветов;
• главные христианские праздники и их историю;
Понимать:
•христианскую символику;
• что такое духовный мир человека;
•роль православия в истории России.
Уметь:
• слушать собеседника, вести диалог;
•соотносить и описывать различные явления православной духовной традиции и культуры;
• анализировать, сравнивать, обобщать.
•применять полученные знания в повседневной жизни;
•анализировать жизненные ситуации и делать выбор в пользу нравственного подхода к проблемам.
1.6. Направленность программы
Дополнительная образовательная программа имеет социально-гуманитарную направленность и предполагает знакомство обучающихся с нравственными идеалами и ценностями православной культуры; духовными традициями России в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего; с основами религиозной культуры; формирует представления об окружающей жизни.
1.7. Объём и срок освоения программы
Данная программа рассчитана на 1 год изучения, объём программы 68 ч. в год.
1.8. Формы организации образовательного процесса
Формы организации образовательной деятельности
Форма организации работы по программе – индивидуальная, групповая и коллективная.
Теоретические занятия:
- Беседы по Закону Божьему, о житие святых, о православных праздниках и другое.
Встречи с интересными людьми.
Литературно – музыкальные композиции.Просмотр и обсуждение видеоматериала.Просмотр фильмов по Закону Божьему (как закрепление пройденного материала или введение в новую тему).
Совместное чтение фрагментов из летописей и других исторических источников.
Практические занятия:
Коллективные творческие дела.
Показательные выступления.
Праздники.
Викторины.
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций.
Заочные путешествия.
Акции благотворительности, милосердия.
Сюжетно - ролевые игры.
Работа творческого направления (рисунок, раскраска, аппликация, изготовление поделок из природного материала, работа с пластилином).
Игры на закрепление «Исправь ошибку», «Выбери главное», «Оцени поступок».
Посещение храмов и церквей Торопецкого района.
Форма обучения – очная
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «обсуждаем – размышляем», творческие работы обучающихся.
Формой итогового контроля реализации дополнительной образовательной программы «Путешествие в православие» является выступление на празднике Рождества Христова, выставка рисунков и поделок, фото отчёт о проделанной работе.
1.9 Методы и технологии обучения
Основной формой воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования является учебное занятие. В ходе учебных занятий в соответствии с предметным и метапредметным содержанием программ обучающиеся: усваивают информацию, имеющую воспитательное значение; получают опыт деятельности, в которой формируются, проявляются и утверждаются ценностные, нравственные ориентации; осознают себя способными к нравственному выбору; участвуют в освоении и формировании среды своего личностного развития, творческой самореализации.
Практические занятия - репетиции, подготовка к конкурсам, соревнованиям, выставкам, участие в дискуссиях, в коллективных творческих делах способствуют усвоению и применению правил поведения и коммуникации, формированию позитивного и конструктивного отношения к событиям, в которых они участвуют, к членам своего коллектива.
Коллективные дела. У обучающихся проявляются и развиваются личностные качества: эмоциональность, активность, нацеленность на успех, готовность к командной деятельности и взаимопомощи.
Итоговые мероприятия: концерты, конкурсы, соревнования, выставки выступления, презентации, фото отчёты — способствуют закреплению ситуации успеха, развивают рефлексивные и коммуникативные умения, ответственность, благоприятно воздействуют на эмоциональную сферу детей.
В воспитательной деятельности с обучающимися по программе используются методы воспитания:
-метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение);
-метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей);
-методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей (законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и публичного);
-метод переключения в деятельности;
-методы руководства и самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании;
-методы воспитания воздействием группы, в коллективе.
Применяются образовательные технологии:
-Информационно-коммуникативная – технология использования компьютерных и мультимедийных программ.
-Здоровьесберегающие технологии – создание у детей положительной эмоциональной настроенности на занятие.
-Игровые технологии – игра выступает как метод обучения и воспитания.
-Технология творческих мастерских -безоценочная творческая деятельность обучающихся.
Для оценки сформированности знаний используется следующая система оценки:
Балл | Показатель |
0 баллов | действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не включается в процесс выполнения вместе с учителем |
1 балл | смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание помощи |
2 балла | преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно |
3 балла | способен самостоятельно выполнять действие в определенных ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию учителя |
4 балла | способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя |
5 баллов | самостоятельно применяет действие в любой ситуации |
1.10. Особенности организации образовательного процесса
Занятия программы «Путешествие в православие» не предполагают совершения религиозных обрядов, отправления религиозного культа, не требуют от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме. В рамках программы не ставится задача препятствовать свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению учащихся, не предусматривается обязательное участие обучаемых в религиозных службах, не преследуется в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию.
1.11.Состав группы
Образовательная программа предназначена для обучающихся в возрасте 10-16 лет, количество в группе – 6 человек, проявляющих интерес к православию, традициям русского народа, любящих родной край, желающих посещать церковь и расширять свои знания в этой области, овладеть практическими навыками по данной теме.
1.12. Режим, периодичность и продолжительность занятий
Занятия по программе осуществляются с периодичностью 1 раз в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 35- 40 минут с перерывом между занятиями 10 минут (в соответствии с режимом образовательного учреждения).
2.Учебный план и содержание программы
2.1. Учебный план
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Формы контроля (аттестации) | ||||||
Теория | Практика | ||||||||
| | I.Вводное занятие /2 часа/ | | | | ||||
1 | 1-2 | Вводное занятие. Знакомство, составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационное) | 2 | | Вводная беседа | ||||
| | II.Православное учение / 28 часов/ | | | | ||||
2 | 3-4 | «Как Бог создал мир» | 1 | 1 | Просмотр видеомультфильма «Сотворение мира» Творческая работа: раскраска первого дня творения | ||||
3 | 5-6 | Рождение Пресвятой Богородицы (21 сентября) | | 2 | Посещение церкви | ||||
4 | 7-8 | «Что такое Библия?» | 1 | 1 | Просмотр видеофильма «О Библии», с последующим обсуждением. Знакомство с печатным изданием «Детская библия» | ||||
5 | 9-10 | «Православная молитва» | 1 | 1 | Презентация «Православные молитвы», прослушивание молитвы «Отче наш», ответы на вопросы по презентации | ||||
6 | 11-12 | День памяти представления преподобного Сергия Радонежского (8 октября) | 1 | 1 | Просмотр видеомультфильма по теме, обсуждение, ответы на вопросы | ||||
7 | 13-14 | «Что такое Покров Пресвятой Богородицы?» (14 октября) | | 2 | Посещение церкви | ||||
8 | 15-16 | «Что такое Нагорная проповедь?» | 2 | | Просмотр видеофильма по теме, обсуждение, ответы на вопросы | ||||
9 | 17-18 | Празднование Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) | 2 | | Знакомство с иконой. Беседа «Как можно проявлять заботу о матери?» | ||||
10 | 19-20 | «Христос и его крест» | 1 | 1 | Просмотр презентации, ответы по тесту | ||||
11 | 21-22 | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября) | | 2 | Посещение церкви | ||||
12 | 23-24 | «Значение нательного крестика для детей» | 2 | | Просмотр видеофильма, обсуждение по теме | ||||
13 | 25-26 | «Наши православные святыни: храмы. Введение во храм Пресвятой Богородицы»(4 декабря) | | 2 | Посещение церкви | ||||
14 | 27-28 | День памяти благоверного великого князя Александра Невского (6 декабря) | 1 | 1 | Просмотр видеофильма по теме, обсуждение, ответы на вопросы | ||||
15 | 29-30 | «Кто пишет иконы?» | 1 | 1 | Показ икон и их иллюстраций в печатных изданиях. | ||||
| | III.Культура и религия /26 часов/ | | | | ||||
16 | 31-32 | «Какие православные праздники я люблю?» | 2 | | Беседа на тему:«Какие праздники я люблю?» | ||||
17 | 33-34 | «Иорданская вода» | 1 | 1 | Рассказать о святыне – Крещенской воде | ||||
18 | 35-36 | «Зачем творить добро?» | 1 | 1 | Дидактическая игра «Оцени поступок». Игра «Выбери главное» | ||||
19 | 37-38 | «Заповеди» | 2 | | Собеседование по теме | ||||
20 | 39-40 | «Сострадание к ближним» | 2 | | Видеофильм «Как мы заботимся о близких?» | ||||
21 | 41-42 | «Сближение с Господом» (15 февраля) | 1 | 1 | Раскраска по теме | ||||
22 | 43-44 | «Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье» (2 марта) | 2 | | Беседа о прощении.Ответы на вопросы | ||||
23 | 45-46 | «Начало Великого поста» (3 марта) | 2 | | Беседа «Цель и смысл Великого поста». Собеседование по теме. | ||||
24 | 47-48 | «Золотое правило этики»» | 1 | 1 | Дидактическая игра «Оцени поступок» | ||||
25 | 49-50 | «Культура и религия» | 1 | 1 | Контрольные вопросы по теме | ||||
26 | 51-52 | «Птица гнездо не вьет,девица косу не плетет» | | 2 | Посещение церкви | ||||
27 | 53-54 | «Веточка вербы» | 1 | 1 | Поделка «Верба» | ||||
28 | 55-56 | «Пасхальные яйца» | | 2 | Покраска яиц | ||||
| | IV. Православное учение о человеке / 10 часов/ | | | | ||||
29 | 57-58 | «Библия и Евангелие» | 1 | 1 | Просмотр видео мультфильмов «Библия для детей» с последующим обсуждением | ||||
30 | 59-60 | «Человек и Бог в православии» | 2 | | Собеседование | ||||
31 | 61-62 | «Проповедь Иисуса Христа» | 1 | 1 | Контрольные вопросы по теме | ||||
32 | 63-64 | «Подвиг» | 1 | 1 | Просмотр мультфильма, с последующим обсуждением | ||||
33 | 65-66 | «Любовь и уважение к Отечеству» | 1 | 1 | Просмотр видео мультфильмов «Библия для детей» с последующим обсуждением | ||||
34 | 67-68 | V.Подведение итогов /2 часа/ | 1 | 1 | Отчёт по итогам работы кружка: чтение стихов обучающимися на православную тему, выставка рисунков и поделок, фотоотчёт | ||||
| | Итого | 38 | 30 | |
|
2.2. Содержание программы
Программа состоит из следующих разделов.
I.Вводное занятие /2ч/.
1.Выбор актива, знакомство с планом работы, объяснение целей и задач программы. Техника безопасности.
II.Православное учение/28 ч/.
2.«Как Бог создал мир». Цель: ознакомить обучающихся с сотворением мира по библейским сказаниям.Практическая часть: просмотр видеомультфильма «Сотворение мира» https://yandex.ru/video/preview/8766809781103765956. Обсуждение просмотренного. Разукрашивание первого дня творения.
3. «Рождение Пресвятой Богородицы». Цель:продолжать раскрывать обучающимся смысл православного праздника, смысл содержания праздничной иконы, дать представление о празднике. Практическая часть: просмотр мультфильма, закрепление пройденного материала. Поездка в церковь.
4. «Что такое Библия?». Цель: познакомить с Библией, формировать бережное отношение к святыне всех православных. Практическая часть: просмотр видеофильма «О Библии», с последующим обсуждением. Знакомство с печатным изданием «Детская библия».
5. «Православнаямолитва». Цель: дать объяснение: что такое православие, что значит слово благодать, прослушивание молитвы «Отче наш». Практическая часть: ответы на вопросы по презентации.
6. «День памяти представления преподобного Сергия Радонежского (8 октября)». Цель: ознакомить обучающихся с жизнью Сергия Радонежского. Практическая часть: беседа «Что сделал Сергий Радонежский для Руси».
7.«Что такое Покров Пресвятой Богородицы?» (14 октября). Цель:раскрыть смысл православного праздника «Покрова Пресвятой Богородицы», историю возникновения праздника, с сюжетом праздничной иконы, воспитывать уважительное отношение к православным праздникам. Практическая часть: поездка в церковь на богослужение.
8. «Что такое нагорная проповедь?» Цель: раскрыть смысл понятия «нагорная проповедь». Практическая часть: ответы на вопросы по теме.
9.Празднование Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября). Цель:воспитывать любовь и уважение к матери на примере образа Пресвятой Богородицы. Практическая часть: Знакомство с иконы. Беседа «Как можно проявлять заботу о матери?»
«Христос и его крест».Цель: обучающиеся узнают как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика Креста. Практическая часть: просмотр презентации, ответы по тесту.
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября). Цель: знакомство с православной датой.Практическая часть: просмотр видеомультфильма, аппликация «Михаил-заступник».
«Значение нательного крестика для детей».Цель: дать знания о религиозном символе кресте - как святыне верующих, значением креста – символ христианской веры, спасения; вспомнить, зачем люди носят нательный крестик; воспитывать бережное отношение к нательному крестику. Практическая часть: просмотр видеофильма, обсуждение по теме.
13.«Наши православные святыни: храмы. Введение во храм Пресвятой Богородицы» (4 декабря). Цель:формировать интерес к православным святыням, развивать эстетическое восприятие православного искусства. Беседа «Чем отличается храм от обычного дома». Беседа «Что я видел в храме». Практическая часть: посещение церкви.
14.«День памяти благоверного великого князя Александра Невского» (6 декабря).Цель: ознакомить обучающихся с жизнью А.Невского. Практическая часть: беседа «Что сделал Александр Невский для Руси?».
15. «Кто пишет иконы?».Цель:объяснить обучающимся роль иконы в доме, познакомить с иконой - как православной святыней. Практическая часть: показ икон и их иллюстраций в печатных изданиях.
III. Культура и религия /26 часов/
16. «Какие праздники я люблю? Цель: продолжать раскрывать детям смысл православного праздника «Рождество Христово», закреплять знания об особенностях данного праздника, воспитывать доброту, отзывчивость, уважительное отношение к окружающим; познакомить с иконой «Рождество Христово». Рассказ воспитателя «Чудо рождества». Беседа с детьми«Какие праздники я люблю?»
17.«Иорданская вода». Цель:ознакомить с историей и обрядами праздника, рассказать о крещенской воде и её свойствах; объяснить, зачем надо крестить детей; вспомнить, кого называют крестными мамой и папой.Рассказ воспитателя. Беседа с детьми. Рассказать о святыне – Крещенской воде.
18. «Зачем творить добро?».Цель: познакомить обучающихся с трактовкой из библии о том, что хорошо, а что плохо. Что такое совесть, послушание, любовь.Практическая часть: решение проблемных ситуаций по данной теме. Дидактическая игра «Оцени поступок». Игра «Выбери главное».
19.«Заповеди». Цель: учить жить по заповедям Божьим, строить свои отношения в обществе. Ознакомить и запомнить божьи заповеди.
20.«Сострадание к ближним». Цель:воспитывать любовь к ближним, желание помочь тем, кто попал в беду. Видеофильм «Как мы заботимся о близких».
21.«Сближение с Господом» (15 февраля). Цель: знакомство с праздником. Раскраска по теме.
22.«Воспоминание Адамова изгнания. Прощённое воскресенье» (2 марта) Цель: объяснить, зачем нужно просить прощение и прощать. Дать обучающимся представление о народном празднике, народных традициях.
23.«Начало Великого поста». Цель: раскрыть смысл прощения, объяснить основные правила Великого поста.Беседа на тему: «Цель и смысл Великого поста».
24.«Золотое правило этики». Цель:воспитывать умение строить взаимоотношения в соответствии с нравственными правилами. Беседа «Нужно ли быть честным?» Рассуждение по пословице «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Дидактическая игра «Оцени поступок». Коммуникативная ситуация «Как поступить?»
25.«Культура и религия». Цель: закрепить знания о заповедях Христа. Практическая часть: контрольные вопросы по теме.
26.«Птица гнездо не вьет, девица косу не плетет». Цель: продолжать знакомить с историей возникновения праздника. Формировать у обучающихся потребность изучать окружающий мир. Практическая часть: рисование по теме.
27.«Веточка вербы». Цель: продолжать знакомить обучающихся с историей праздника «Вход Господень в Иерусалим», его символикой – ветвь пальмы, вербы. Рассказать о традиции встречать Вербное воскресенье. Практическая часть: изготавливать поделки своими руками.
28.«Пасхальные яйца». Цель: сформировать представления обучающихся о празднике «Пасха»; познакомить с символикой праздника: крашеное яйцо, пасха, кулич. Учить радоваться совместному празднованию праздника. Практическая часть: покраска яиц.
IV. Православное учение о человеке /10 часов/
Беседы:«Библия и Евангелие»»,«Человек и Бог в православии»»,, «Проповедь Иисуса Христа», «Подвиг», «Любовь и уважение к Отечеству»Знакомство с нравственными уроками Ветхого Завета и Нового Завета. Практическая часть: просмотр видео мультфильмов «Библия для детей» с последующим обсуждением.
V. Подведение итогов /2 ч/. Подведение итогов, обсуждение работы, отчёт по итогам работы кружка: чтение стихов обучающимися на православную тему, выставка рисунков, фото отчёт.
3.Календарный учебный график
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения | ||||||
Теория | Практика | ||||||||
| | I.Вводное занятие /2 часа/ | | | | ||||
1 | 1-2 | Вводное занятие. Знакомство, составление плана работы, обсуждение и утверждение плана (организационное) | 2 | | 5.09 | ||||
| | II.Православное учение / 28 часов/ | | | | ||||
2 | 3-4 | «Как Бог создал мир» | 1 | 1 | 12.09 | ||||
3 | 5-6 | Рождение Пресвятой Богородицы (21 сентября) | | 2 | 19.09 | ||||
4 | 7-8 | «Что такое Библия?» | 1 | 1 | 26.09 | ||||
5 | 9-10 | «Православная молитва» | 1 | 1 | 03.10 | ||||
6 | 11-12 | День памяти представления преподобного Сергия Радонежского (8 октября) | 1 | 1 | 10.10 | ||||
7 | 13-14 | «Что такое Покров Пресвятой Богородицы?» (14 октября) | | 2 | 17.10 | ||||
8 | 15-16 | «Что такое Нагорная проповедь?» | 2 | | 24.10 | ||||
9 | 17-18 | Празднование Казанской иконы Божьей Матери (4 ноября) | 2 | | 07.11 | ||||
10 | 19-20 | «Христос и его крест» | 1 | 1 | 14.11 | ||||
11 | 21-22 | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных (21 ноября) | | 2 | 21.11 | ||||
12 | 23-24 | «Значение нательного крестика для детей» | 2 | | 28.11 | ||||
13 | 25-26 | «Наши православные святыни: храмы. Введение во храм Пресвятой Богородицы»(4 декабря) | | 2 | 05.12 | ||||
14 | 27-28 | День памяти благоверного великого князя Александра Невского (6 декабря) | 1 | 1 | 12.12 | ||||
15 | 29-30 | «Кто пишет иконы?» | 1 | 1 | 19.12 | ||||
| | III.Культура и религия /26 часов/ | | | | ||||
16 | 31-32 | «Какие православные праздники я люблю?» | 2 | | 26.12 | ||||
17 | 33-34 | «Иорданская вода» | 1 | 1 | 09.01 | ||||
18 | 35-36 | «Зачем творить добро?» | 1 | 1 | 16.01 | ||||
19 | 37-38 | «Заповеди» | 2 | | 23.01 | ||||
20 | 39-40 | «Сострадание к ближним» | 2 | | 30.01 | ||||
21 | 41-42 | «Сближение с Господом» (15 февраля) | 1 | 1 | 06.02 | ||||
22 | 43-44 | «Воспоминание Адамова изгнания. Прощенное воскресенье» (2 марта) | 2 | | 13.02 | ||||
23 | 45-46 | «Начало Великого поста» (3 марта) | 2 | | 20.02 | ||||
24 | 47-48 | «Золотое правило этики»» | 1 | 1 | 27.02 | ||||
25 | 49-50 | «Культура и религия» | 1 | 1 | 06.03 | ||||
26 | 51-52 | «Птица гнездо не вьет,девица косу не плетет» | | 2 | 13.03 | ||||
27 | 53-54 | «Веточка вербы» | 1 | 1 | 20.03 | ||||
28 | 55-56 | «Пасхальные яйца» | | 2 | 3.04 | ||||
| | IV. Православное учение о человеке / 10 часов/ | | | | ||||
29 | 57-58 | «Библия и Евангелие» | 1 | 1 | 10.04 | ||||
30 | 59-60 | «Человек и Бог в православии» | 2 | | 17.04 | ||||
31 | 61-62 | «Проповедь Иисуса Христа» | 1 | 1 | 24.04 | ||||
32 | 63-64 | «Подвиг» | 1 | 1 | 15.05 | ||||
33 | 65-66 | «Любовь и уважение к Отечеству» | 1 | 1 | 22.05 | ||||
34 | 67-68 | V.Подведение итогов /2 часа/ | 1 | 1 | | ||||
| | Итого | 38 | 30 | |
|
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1.Материально- техническое обеспечение программы
1. Кабинет православной культуры.
2.ПК, телевизор, видеоплеер.
3.Мультимедийная библиотека на заданную тему.
5.Материал для художественного творчества (карандаши, краски, альбомы и т.д.).
4.2. Информационно-методические условия
1. Наглядные пособия.
2.Дидактический материал (картинки с изображением церкви, Святых; сюжетные картинки с изображением атрибутов к православным праздникам).
3. Иконы.
4.Видеофильмы и мультфильмы, соответствующие содержанию обучения.
5.Журналы, книги, литературные издания.
Список литературы
Для педагога:
Афанасьев С. Основы христианской культуры. Занятия для детей мл.возраста (5-7 лет). 1 и 2 год обучения. - Калиниград, б/г. - 182 с.
А.В.Кураев. Основы православной культуры 4-5 классы.: учебное пособие для общеобразоват.учреждений.-М.: Просвещение,2010. - 95 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры. 6 раздел: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2006. - 264 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры. Мир вокруг и внутри нас. 2 класс: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2006. - 176 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры. Мы и наша культура. 1 класс: Пособие для учителей. - М.: ОПК, 2005. - 176 с.
Бородина А.В. Основы православной культуры. Организация курса: Лекции. - М.: ОПК, 2006. - 288 с.
Бородина А.В. История религиозной культуры. Программа учебного курса. - М.: Православная педагогика, 2004. - 264 с.
Егоров В.Б. Современная наука и предание Церкви в школьном образовании: Поиск взаимосвязи. - Обнинск, 2004. - 240 с.
Козырев Ф.Н. Религиозное образование в светской школе. Теория и международный опыт в отечеcтвенной перспективе. - СПб.: Апостольский город, 2005. - 636 с.
Кураев А. Миссионеры на школьном пороге. - М., 1995. - 108 с.
Для учащихся:
Детская Библия
Бородина А.В. Основы православной культуры. Учебник для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: ИД "Покров", 2002. - 256 с.: ил.
Дорофеев В., Янушкявичене О.Л. Программа курса "Основы православной культуры" для православных гимназий и воскресных школ. - М.: ПРО-ПРЕСС, 2006. - 64с.
Кошмина И.В. Основы русской православной культуры: учебное пособие. - М.: Владос, 2001. - 160 с.: ил.
Кураев А. Основы православной культуры. 4-5 класс: Учебник. - М.: Просвещение, 2012. -95 с. - (Духовно-нравственная культура)
Для родителей:
Евангелие детства. Беседы отца с детьми о Святой Земле, богослужении православной церкви, церковном пении и музыке. - М.: Благовест, 1999. - 251 с.
Иванова С.Ф. Введение в храм Слова. Книга для чтения с детьми в школе и дома. - М.: Школа-пресс, 1994. - 272 с.: ил.
Куломзина С.С. Закон Божий. Основы православной веры в изложении для детей. - Нью-Йорк, 1991. - 220 с.
Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. - М.: Мартис, 1993. - 187 с.
Куломзина С.С. Что значит молиться Богу? - М.: Православный паломник, 2002. - 318 с.
Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. - М.: Изд. Совет РПЦ, 2003. -110 с.
Матусяк И., протоиерей Наша вера. Основы православной христианской веры. - М.: Изд.ВПМД, б/г. - 19 с.
https://урок.рф/library/rabochaya_programma_kruzhka_osnovi_pravoslavnoj_kult_121426.html
https://uchebana5.ru/cont/2396030-p9.html