АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «АЗБУКА ИКТ»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) школа городского округа Стрежевой» (МОУ «СКоШ») | ||
636783. Томская область, г. Стрежевой Ул. Викулова 1/2 | Тел/факс. 5-73-07 |
Утверждена приказом директора
МОУ «СКоШ»
№ 228 от 02.09.2024 г.
АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ИКТ»
Направленность: техническая
Возраст учащихся: 15 – 16 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель: Петрова К.А.
г. Стрежевой, 2024 год
Содержание программы
№ п/п | Название разделов и тем | Стр. | |||
1. | Комплекс основных характеристик образования: объем, содержание, планируемые результаты | | |||
1.1 | Пояснительная записка | 3 | |||
Направленность программы | 3 | ||||
Актуальность программы | 3 | ||||
Отличительные особенности программы | 3 | ||||
Адресат программы | 3 | ||||
Объём программы | 4 | ||||
Формы организации образовательного процесса и виды занятий | 4 | ||||
Срок освоения программы | 4 | ||||
1.2 | Цель и задачи программы | 4 | |||
1.3 | Содержание программы | 4 | |||
1.3.1 | Учебный план | 4 – 7 | |||
1.3.2 | Содержание учебного плана обучения | 7 – 11 | |||
1.4 | Планируемые результаты | 11 – 13 | |||
2. | Комплекс организационно-педагогических условий | | |||
2.1 | Календарный учебный график | 14 – 17 | |||
2.2 | Условия реализации программы | 18 | |||
Материально-техническое обеспечение программы | 18 | ||||
2.3 | Методы и технологии обучения и воспитания | 18 – 20 | |||
Специфика структуры занятия | |||||
2.4 | Формы текущего и итогового контроля успеваемости, промежуточной аттестации | 20 – 22 | |||
3 | | Список литературы | | ||
| | Нормативно-правовые документы | 23 | ||
Список литературы | 23 – 24 | ||||
4 | | Приложение 1. Мониторинг личностных результатов обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение» | 25 - 29 | ||
| Приложение 2. Индивидуальная карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) | 29 - 30 |
1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АЗБУКА ИКТ» (далее — Программа) разработана для учащихся специальной коррекционной школы и направлена на формирование личности ребёнка с ОВЗ через деятельность, направленную на его социально-трудовую адаптацию в обществе. Программа имеет техническую направленность, ориентирована на приобщение детей к информационным технологиям.
Актуальность программы. Актуальность программы определяется тем, что в настоящее время значительно повышается значимость и роль владения учащимися базовыми компетенциями в области информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Особенно остро стоит данный у обучающихся коррекционной школы. Это обусловлено, с одной стороны, развитием информационного общества, предполагающего трансформацию практически всех видов деятельности, включая образование, в деятельность с широким использованием ИКТ, и, с другой стороны, требованиями сегодняшнего дня, когда в силу объективных обстоятельств образовательный процесс активно осуществляется с использованием дистанционных образовательных технологий (онлайн-обучение) на базе различных информационно-технологических платформ. Одна из основных проблем – недостаточное владение учащимися с интеллектуальными нарушениями, знаниями, умениями и практическими навыками эффективной работы со средствами ИКТ. Например, трудности вызывают: работы с клавиатурой и мышкой, подготовка документов различных форматов; набор текста, сохранение и передача файлов различными способами; запись аудио- и видеофайлов различными способами и т.д.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что данная дополнительная общеобразовательная программа составлена в соответствии с современными нормативными правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеобразовательных программ. Она предусматривает возрастные и психологические особенности детей с ОВЗ: для детей среднего школьного возраста предусматриваются более легкие и не слишком трудоемкие работы. Программа направлена на развитие коммуникативных и интеллектуальных способностей̆ обучающихся, развитие лидерских качеств, организацию социализирующего досуга детей̆. Умение пользоваться компьютером и работать с программой Microsoft Word.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Азбука ИКТ» адресована учащимся коррекционной школы среднего возраста (14 -15 лет). Набор в группы осуществляется на добровольной основе, то есть принимаются все желающие заниматься ИКТ, с различным уровнем подготовки.
Объем программы. Всего 2 академических часа в неделю. Общее количество часов - 68.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Основное содержание программы осваивается на учебно-практических занятиях, позволяющих учащимся закрепить теоретические знания в процессе выполнения практических работ. Практические занятия строятся «от простого к сложному». Уровень сложности задания подбирается в соответствии с индивидуальными особенностями и уровня подготовки детей. Преимущественная форма занятий – практикумы, которые занимают 80% учебного времени. Используются во время занятий наглядно-иллюстративные и частично – поисковые методы обучения, выполнение творческих работ, выполнение нескольких практических контрольных работ.
Срок освоения программы: 1 года
Режим занятий. Занятия по программе «Азбука ИКТ» проводятся 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Исходя из санитарно-гигиенических норм (СанПиН СП 2.4.3648-20), продолжительность часа занятий для учащихся с ОВЗ среднего и старшего возраста (15 - 17 лет) — 40 мин.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для формирования информационно – коммуникационных умений, навыком, компетенций; формирование умений работы с прикладными программами MC Office.
Для успешной реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Формирование умений работы с типовым, базовым программным обеспечением и способности применять его в процессе учебной деятельности.
Формирование представлений о представлении и использовании информации в различных видах.
Формирование умений использования ресурсов Интернет для решения учебных задач.
1.3. Содержание программы
1.3.1. Учебный план.
Учебный план
№ | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | Формы аттестации (контроля) | |||
1 | Вводное. Введение в ИКТ. Техника безопасности. | 1 | 0,5 | 0,5 | Педагогическое наблюдение, опрос. |
2 | «Мы с компьютером – друзья!» (Устройство компьютера и основные операции) 2.1 Компьютерные технологии в нашей жизни. 2.2 Интерфейс компьютера. Устройство компьютера (внутреннее и внешнее). 2.3 Операции с файлами и папками. Работа с хранилищами информации. 2.4 Кейс-проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни». | 6 | 1,5 | 4,5 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
3 | «Сетевичок» (Работа в сети интернет) 3.1 Глобальные сети. Поиск информации в сети Интернет. 3.2 Интернет-сервисы для общения и хранения информации. Интернет-сервисы для обучения 3.3 Кейс-проект «Интернет-технологии и в нашей школе» | 3 | 1 | 2 | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
4 | «Удивительный мир MC Word» (Текстовый редактор Word) 4.1 Текстовые редакторы. 4.2 Набор и оформление текста. 4.3 Форматирование и редактирование текста. 4.4 Заголовки, списки и надписи. 4.5 Рисуем в Word. 4.6 Таблицы, объекты. 4.7 Вставка, дизайн, макеты. 4.8 Создание поздравительных открыток. 4.9 Шаблоны. Подарочный календарь Практическая контрольная работа. | 25 | 5 | 20 | Педагогическое наблюдение, практические работы, практическая контрольная работа. |
5 | Полиграфическая продукция 5.1 Полиграфическая продукция и ее виды. Необходимость в жизни. 5.2 Создание объявлений. 5.2 Создание листовок. 5.3 Создание приглашений. 5.4 Создание открыток. 5.5 Создание визиток. 5.6 Создание календаря – плаката (постер) 5.7 Создание календаря – домика 5.8 Создание календаря (ежемесячный) 5.9 Создание календаря (годовой) 5.10 Создание буклета 5.11 Создание брошюры | 30 | 8 | 22 | Педагогическое наблюдение, практическая работа |
6 | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 3 | | 3 | Практическая контрольная работа, творческий отчет, выставка творческих работ |
Всего | 68 | 16 | 52 | |
1.3.2. Содержание учебного плана.
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Определение уровня подготовки детей. (1 ч.)
Теория: Знакомство с учебным планом обучения. Проведение инструктажа по технике безопасности. Организация рабочего места. Снятие компьютерной усталости.
Практика: Компьютерный тест «Азбука безопасности». Просмотр учебного видео «Правила поведения в компьютерном кабинете» и последующее обсуждение. Гимнастика «Снятие компьютерной усталости».
«Мы с компьютером – друзья!» (Устройство компьютера и основные операции) (6 часов)
Компьютерные технологии в школе и жизни. (1 ч.)
Теория: Возможности использования компьютера в обучении. Что такое алгоритм? Составление алгоритма выполнения операции.
Практика: Игра «Компьютер, я и моя семья». Практическое задание «Действуй по алгоритму».
Интерфейс компьютера. Устройство компьютера (внутреннее и внешнее) (1 ч) Теория: Знакомство с основными устройствами компьютера (системный блок, монитор, клавиатура, мышь). Назначение составляющих частей компьютера. Знакомство с клавиатурой. Назначение клавиш. Упражнения на отработку основной позиции пальцев на клавиатуре. Клавиатурный тренажер. Понятие компьютерного интерфейса. Назначение объектов компьютерного рабочего стола. Понятие компьютерного меню. Основные компоненты интерфейса: меню, панель инструментов, окна. Понятие файла и папки. Программа для работы с файлами и папками (Проводник, менеджер файлов).
Практика: Включить и выключить компьютер в присутствии педагога. Тест «Устройство компьютера». Клавиатурный тренажер в режиме ввода букв. Знакомство с устройством манипулятора типа мышь. Назначение левой и правой кнопки мыши. Приемы работы с мышью. Выполнение упражнений по отработке щелчка, передвижения предметов с помощью мыши. Просмотр учебного видео «Интерфейс компьютера» и последующее обсуждение. Знакомство с Рабочим столом и объектами Рабочего стола. Практическое задание «Путешествие по файловой системе».
Операции с файлами и папками. Работа с хранилищами информации (1 ч)
Теория: Значение имени папки и файла. Типы файлов. Основные операции с папками и файлами: создание, переименование, копирование, перетаскивание, удаление. Корзина. Организации информации с помощью вложенных папок. Поиск информации на компьютере. Внешние диски. Работа с внешними дисками. Безопасное извлечение диска.
Практика: Просмотр учебного видео «Операции с папками и файлами» и последующее обсуждение. Практикум «Способы создания папок и файлов». Практическое задание «Файлы и диски»: формирование тематической папки, копирование и удаление информации с внешнего диска.
Кейс-проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни» (6 ч) Практика: Выполнение итоговой работы по модулю: создание тематической папки, поиск, копирование и сохранение информации по теме кейс-проекта, представление результатов работы.
«Сетевичок» (Работа в сети интернет) (3 часа)
Глобальные сети. Поиск информации в сети Интернет (1 ч)
Теория: Компьютерные сети. Виды компьютерных сетей (локальные, глобальные). Программы для работы в глобальной сети интернет. Браузер. Безопасная работа в сети интернет. Сетевой этикет. Вирусы и антивирусные программы. Запросы в сети интернет. Поиск и сохранение информации. Адрес в сети интернет.
Практика: Просмотр учебного видео «Безопасная работа в интернет» и последующее обсуждение. Составление памятки «Безопасное общение в интернет». Тест «Правила поведения в интернете». Просмотр учебного видео «Поиск информации в сети Интернет» и последующее обсуждение. Составление запросов по заданным требованиям. Практикум «Поиск теоретического и визуального материала в интернет».
Интернет-сервисы для общения и хранения информации. Интернет-сервисы для обучения (1 ч)
Теория: Понятие интернет-сервисы. Виды и возможности сервисов для общения: почтовые сервисы, мессенджеры, чаты, видеосервисы. Почтовый адрес. Образовательные сайты и порталы. Электронные библиотеки. Информационные хранилища образовательных ресурсов. Сервисы для совместной работы. Дистанционные конкурсы и олимпиады.
Практика: Просмотр учебного видео «Полезные сервисы сети интернет» и последующее обсуждение. Составление правил общения через интернет-сервисы. Практикум «Общаемся через интернет-сервисы», «Письмо удалённому другу». Поиск информации в электронной библиотеке. Изучение возможностей образовательных интернет-ресурсов по предложенному списку. Правила регистрации в интернет-сервисах.
Кейс-проект «Интернет-технологии и в нашей школе» (1ч)
Практика: Выполнение итоговой работы по модулю: создание тематической папки, поиск, копирование и сохранение информации по теме кейс-проекта, представление результатов работы.
«Удивительный мир MC Word» (Текстовый редактор Word) (25 часов)
Текстовые редакторы. (2 ч.)
Теория: Программы для работы с текстом: общая характеристика, возможности, операции с файлами.
Практика: Просмотр учебного видео «Текстовые документы» и последующее обсуждение. Выполнение операций с файлами: открытие, сохранение, редактирование. Технология ввода текста. Практикум «Клавиатурный тренажер».
Набор и оформление текста. (2 ч.)
Теория: Набор и редактирование текста. Вставка, удаление и замена символов. Вставка и удаление пустых строк. Действие с фрагментом текста: выделение, копирование, удаление, перемещение.
Практика: Выполнение операций с файлами: открытие, сохранение, редактирование. Технология ввода текста. Практикум «Клавиатурный тренажер». Практическая работа «Мой режим дня» (возможно дополнение темы, в зависимости от возраста, интересов и др.).
Форматирование и редактирование текста (2 ч.)
Теория: Параметры текста: шрифт, размер, цвет, выравнивание. Параметры абзаца: выравнивание, отступы, интервалы. Действие с фрагментом текста: изменение параметров текста и абзаца.
Практика: Выполнение операций с файлами: форматирование текста. Практикум «Клавиатурный тренажер». Практическая работа «Письмо другу» (напечатать письмо другу, отредактировать и сохранит его в заданной папке).
Заголовки, списки и надписи (2 ч.)
Теория: Нумерованные и маркированные списки. Изменение параметров списка (маркер, формат номера). Многоуровневые списки.
Практика: Практикум «Клавиатурный тренажер». Практическая работа «Создаем нумерованные и маркированные списки» (напечатать текст по образцу и сохранить в заданной папке).
Рисуем в Word (2 ч)
Теория: Графические вставки в текстовый документ. Оформление текста с графическими вставками. Создание схем с помощью фигур.
Практика: Практическая работа «Мини-плакат» (создание и оформление текстового документа с добавлением схемы).
Таблицы, объекты (2 ч.)
Теория: Оформление текста в виде таблицы и печать документа. Изменение параметров таблицы (границы, заливки, заголовки). Объединение и разделение ячеек. Настройка ширины столбцов и высоты строк. Включение в текстовый документ диаграмм.
Практика: Практическая работа «Создаем таблицы» (напечатать текст по образцу и сохранить в заданной папке).
Вставка, дизайн, макеты (2 ч)
Теория: Вставка картинок, подбор размера. Цвет страницы, границы подборка заголовка. Макеты: поля, ориентация.
Практика: Практическая работа «Создаем открытку» (оформить поздравительную открытку с заданной структурой и сохранить в указанной папке).
Создание поздравительных открыток. (4 ч)
Практика: Практическая работа «Создание открытки» (оформить поздравительную открытку с заданной структурой и сохранить в указанной папке).
Шаблоны. Подарочный календарь (4 ч)
Теория: Создание текстовых документов с использованием шаблонов.
Практика: Практическая работа «Подарочный календарь» (оформить текст с использованием шаблона и сохранить в указанной папке).
Практическая контрольная работа. (3 ч)
Практика: Выполнение итоговой работы по модулю: поиск информации для работы по теме, создание и оформление документа с заданной структурой, представление результатов работы.
Полиграфическая продукция (30 часов)
Полиграфическая продукция и ее виды. Необходимость в жизни (1 час)
Теория: Понятие «полиграфическая продукция» и ее виды. Зачем нам полиграфическая продукция?
Практика: Просмотр видеоролика про полиграфическую продукцию. Изучить способы ее создания.
Создание объявлений. (2 часа)
Практика: Практическая работа «Создание объявления» (оформить открытку с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание листовок. (2 часа)
Практика: Практическая работа «Создание листовок» (оформить листовку с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание приглашений. (2 часа)
Практика: Практическая работа «Создание приглашения» (оформить приглашение с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание открыток. (2 часа)
Практика: Практическая работа «Создание открытки» (оформить открытку с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание визиток. (2 часа)
Практика: Практическая работа «Создание визитки» (оформить визитку с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание календаря – плаката (постер) (3 часа)
Практика: Практическая работа «Создание календаря - плаката» (оформить календарь с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание календаря – домика. (3 часа)
Практика: Практическая работа «Создание календаря - домика» (оформить календарь с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание календаря (ежемесячный) (3 часа)
Практика: Практическая работа «Создание календаря» (оформить календарь с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание календаря (годовой) (3 часа)
Практика: Практическая работа «Создание календаря» (оформить календарь с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание буклета (3 часа)
Практика: Практическая работа «Создание буклета» (оформить буклет с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Создание брошюры (4 часа)
Практика: Практическая работа «Создание брошюры» (оформить брошюру с объявление структурой и сохранить в указанной папке).
Итоговое занятие. Промежуточная аттестация. Самостоятельная подготовка полиграфического продукта и его презентация. (3 часа)
1.4. Планируемые результаты
В результате изучения данного курса обучающимися будут достигнуты следующие результаты:
правила техники безопасности;
основные понятия информатики
основные устройства ПК;
правила работы на ПК;
назначение и возможности текстового редактора Word;
назначение и возможности сети Internet.
должны уметь:
соблюдать требования безопасности при работе на ПК;
включать и выключать ПК;
работать с устройствами ввода/вывода (клавиатура, мышь, дисководы);
работать в текстовом редакторе Word;
работать в сети Internet;
создавать полиграфическую продукцию;
Метапредметные
Ожидаемые метапредметные результаты:
Познавательные
должны знать:
способы обработки информации WORD;
способы форматирования и редактирования текстовой информации;
должны уметь:
обрабатывать графическую информацию;
набирать, форматировать и редактировать текстовую информацию;
создавать полиграфическую продукцию;
работать в сети Internet;
передавать информацию различными способами;
анализировать информацию;
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
Регулятивные
должны знать:
способы решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях.
должны уметь:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выполнять учебные действия в устной форме;
использовать речь для регуляции своего действия;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
адекватно воспринимать предложения педагога по исправлению допущенных ошибок.
Коммуникативные
должны знать:
о существовании различных точек зрения и права каждого человека иметь собственную.
должны уметь:
аргументировать свою точку зрения;
слушать собеседника и вести диалог;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Личностные
Ожидаемые личностные результаты:
должны знать:
о ценности семьи и общества;
о существовании профессий, связанных с использованием ИКТ.
должны уметь:
- сотрудничать в различных ситуациях;
- ответственно относиться к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
- давать объективную оценку творческому продукту;
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график
п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов | Время проведения занятия | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. | | Вводное. Введение в ИКТ. Техника безопасности. | 1 | | Презентация. Виртуальная экскурсия | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа. |
«Мы с компьютером – друзья!» (Устройство компьютера и основные операции) (6 часов) | |||||||
2. | | Компьютерные технологии в нашей жизни. | 1 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
3. | | Интерфейс компьютера. Устройство компьютера (внутреннее и внешнее). | 2 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
4. | | Операции с файлами и папками. Работа с хранилищами информации. | 1 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
5. | | Кейс-проект «Компьютерные технологии и интернет в нашей жизни». | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа |
«Сетевичок» (Работа в сети интернет) (3 часа) | |||||||
6. | | Глобальные сети. Поиск информации в сети Интернет. | 1 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
7. | | Интернет-сервисы для общения и хранения информации. Интернет-сервисы для обучения | 1 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
8. | | Кейс-проект «Интернет-технологии и в нашей школе» | 1 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение, практическая работа |
«Удивительный мир MC Word» (Текстовый редактор Word) (25 часов) | |||||||
9. | | Текстовые редакторы. | 2 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
10 | | Набор и оформление текста. | 2 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
11. | | Форматирование и редактирование текста. | 2 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
12. | | Заголовки, списки и надписи. | 2 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
13. | | Рисуем в Word. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
14. | | Таблицы, объекты. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
15. | | Вставка, дизайн, макеты. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
16. | | Создание поздравительных открыток. | 4 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
17. | | Шаблоны. Подарочный календарь | 4 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
18. | | Практическая контрольная работа. | 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение, практическая контрольная работа |
Полиграфическая продукция (30 часов) | |||||||
19. | | Полиграфическая продукция и ее виды. Необходимость в жизни. | 1 | | Комбинированная | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
20. | | Создание объявлений. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
21. | | Создание листовок. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
22. | | Создание приглашений. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
23. | | Создание открыток. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Практическая работа |
24. | | Создание визиток. | 2 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
25. | | Создание календаря – плаката (постер) | 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
26. | | Создание календаря – домика
| 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
27. | | Создание календаря (ежемесячный) | 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
28. | | Создание календаря (годовой) | 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
29. | | Создание буклета | 3 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
30. | | Создание брошюры | 4 | | Практическая работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
31. | | Итоговое занятие. Промежуточная аттестация | 3 | | Практическая контрольная работа | МОУ «СКоШ» | Педагогическое наблюдение |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука ИКТ» проводятся на базе МОУ «СКоШ». Занятия организуются в кабинете, соответствующей требованиям СанПиН и техники безопасности. Помещение для занятий оборудовано: учебными столами, мобильным классом, ноутбуками (19 шт.), интерактивной доской, принтер, выход в сети – Интернет.
Информационно-методическое обеспечение:
Методическое обеспечение
- наглядные пособия по темам;
- образцы схем выполнения полиграфических продукций;
- индивидуальный раздаточный материал по каждой теме (схемы).
Раздаточный материал:
-схемы пошагового выполнений заданий;
Наглядные пособия:
- образцы полиграфической продукции;
- плакаты;
- презентации;
Дидактические материалы:
- методические разработки;
- карточки, наглядные пособия;
- иллюстрации;
- информационные листы со схемами;
- рисунки – схемы, таблицы;
- видеоролики;
- презентации;
2.3. Методы и технологии обучения и воспитания
В образовательном процессе используются элементы следующих педагогических технологий:
- технология дифференцированного обучения, которая включает в себя учёт индивидуальных особенностей, группирование на основе этих особенностей, вариативность учебного процесса в группе;
- технология личностно-ориентированного обучения – организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребёнка, учёте особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному и ответственному участнику образовательного процесса. Это формирование целостной, свободной, раскрепощённой личности, осознающей своё достоинство и уважающей достоинство и свободу других людей;
- технология разноуровневого обучения - это педагогическая технология организации учебного процесса, в рамках которого предполагается разный уровень усвоения учебного материала, то есть глубина и сложность одного и того же учебного материала различна, что дает возможность каждому обучающемуся овладевать учебным материалом в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности;
-технология развивающего обучения, которая способствует развитию образного мышления, формированию потребности в самоопределении и самоанализе личности воспитанника;
-технология мастерских, при помощи которой формируются основы художественных представлений и художественных знаний, обучающихся и способствует эффективному развитию практических умений в работе с материалом. Центральное место на занятиях отводится практической индивидуальной и самостоятельной работе, а также взаимопомощи воспитанников с разным уровнем обучения;
-игровые технологии, основной целью которых является обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, умений и навыков. Основным механизмом реализации этого вида технологий являются игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность (работа с карточками, загадки, тематические игры, конкурсы);
-здоровьесберегающие технологии, предусматривающие создание оптимальной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей охрану и укрепление физического, психического и нравственного здоровья воспитанников. В основе данных технологий лежит организация образовательного процесса (длительность занятий и перерывов), методы и формы работы, стимулирующие познавательную активность, психологический фон занятий (доброжелательность и тактичность педагога), санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота), двигательный режим обучающихся (с учётом их возрастной динамики);
-проектное обучение - это исследовательский метод, ориентированный на выявление новых коллективных форм образовательной деятельности в развивающем обучении и нацеленный на активизацию творческих возможностей личности. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий: подготовка, планирование, исследование, выводы, представление или отчёт, оценка результата и процесса. Педагог выступает в роли куратора или консультанта: помогает обучающимся в поиске источников, сам является источником информации, поддерживает и поощряет обучающихся, координирует и корректирует весь процесс, поддерживает непрерывную обратную связь;
-информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио, видео, телевизионные средства обучения.
Формы учебной работы. Основной формой работы, является учебно-практические занятия (75% - практические занятия, 25% - теоретические).
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы организации детей на занятии:
- фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий;
- индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм;
По дидактическим целям и задачам обучения формы проведения занятия бывают следующими:
- занятие освоения и первичного закрепления теоретического материала – знакомство с теоретической частью, беседа;
- занятие освоения практических знаний и умений – практическая работа, задание, упражнение, практическая контрольная работа;
- занятие контроля и оценки полученных знаний, умений и навыков – представление продуктов, смотр, выставка;
- занятие-повторение – определяет качество усвоения материала и овладение умениями и навыками; подобное занятие является заключительным.
Методы обучения. На занятиях используются следующие методы организации образовательного процесса:
рассказ, лекции или эвристические беседы с использованием наглядного материала для теоретической части занятия;
практическая работа детей с обязательным инструктажем по технике безопасности. При выполнении практических работ дети приобретают умения и навыки выполнения практических работ;
мастер-классы, творческие проекты;
Специфика структуры занятия
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.
Вводная часть занятия:
- организация начала занятия, сообщение темы и плана занятия;
- проверка имеющихся у обучающихся знаний и умений, их подготовленности к изучению новой темы.
Основная часть занятия:
- ознакомление с новыми знаниями и умениями;
- вводный – проводится перед началом практической работы;
- текущий – проводится во время практической работы;
- практическая работа (75 % урочного времени).
Во время практической работы проводятся динамические паузы.
Заключительная часть занятия:
- подведение итогов занятия, анализ и оценка работ.
- уборка рабочего места
2.4. Формы текущего и итогового контроля успеваемости, промежуточной аттестации
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Азбука ИКТ» и анализа результатов образовательной деятельности разработан «Мониторинг личностных результатов учащегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Азбука ИКТ»» (Приложение 1.). Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает вводный контроль (первичную диагностику), а также промежуточную и итоговую аттестацию.
Вводный контроль проводится в начале учебного года (сентябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения: тестирование и практические задания на определение наличия навыков работы.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год (декабрь). Форма проведения: тестирование, изготовление и защита одной работы с использование ранее изученных техник. Практическая часть может быть зачтена по результатам участия в выставках.
Итоговая аттестация проводится в конце учебного года (май). Форма проведения: тестирование, изготовление и защита (презентация) проекта с использованием ранее изученных техник на итоговой выставке декоративно-прикладного творчества «Калейдоскоп». Практическая часть может быть зачтена по результатам участия в выставках не ниже регионального уровня.
Итоговая аттестация выпускников проводится в конце учебного года (май). Форма проведения: защита проекта, организация персональной выставки на каждого выпускника в рамках итогового мероприятия.
Показателями результативности служат сформированные компетенции, которыми должны обладать учащиеся при переходе от одного образовательного уровня на другой.
Виды аттестации, сроки проведения | Цель | Содержание | Форма | Критерии |
Текущий контроль успеваемости. Входящая диагностика. Сентябрь | Определить исходный уровень подготовленности обучающихся | Введение в деятельность Входная диагностика | Опрос, выполнение упражнения по образцу | н - низкий уровень с - средний уровень в - высокий уровень_ |
Текущий контроль успеваемости на каждом занятии. В течение года | Определить уровни понимания обучающимися изучаемого материала и приобретенных умений и навыков | Проверка усвоения материала по теме занятия. Применения полученных знаний на практике | Анализ качества выполняемых работ. Опрос во время занятий, наблюдение | н - низкий уровень с - средний уровень в - высокий уровень |
Промежуточная аттестация. Декабрь | Определить тенденцию развития практических навыков и творческих способностей детей. | Проверка усвоения материала, изученного за полугодие | Представление работ с использование ранее изученных техник. | н - низкий уровень с - средний уровень в - высокий уровень |
Итоговая аттестация по итогам года. Май | Определить уровень усвоения программного материала | Проверка усвоения материала, изученного в течение года Умения и навыки. | Представление работ с использование ранее изученных техник. Участие в выставке декоративно-прикладного творчества | Результат участия в выставках |
Оценка достижения планируемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы— дополнительной общеразвивающей программы осуществляется по трем уровням: высокий (от 80 до 100% освоения программного материала), средний (от 51 до 79% освоения программного материала), низкий (менее 50% освоения программного материала).
Результаты вводного контроля, а также достижения фиксируются в «Индивидуальной карте учёта результатов обучения по дополнительной образовательной программе» (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества) на каждого ребенка (Приложение 2). Промежуточная и итоговая аттестация учащихся осуществляется педагогом и оформляется в виде отчета по каждой учебной группе.
Достижения учащихся (участие в выставках, конкурсах) оформляются сводной таблицей и выводится рейтинг по участию в мероприятиях разного уровня.
Уровень достижений, обучающихся по программе «Азбука ИКТ»
№ п/п | ФИО учащегося | Дата | Название и уровень мероприятия | Название работы, материал, техника исполнения | Результат |
| | | | | |
| | | | | |
По окончанию учебного года на основании результатов, учащиеся награждаются грамотами и дипломами
3. Список литературы
Нормативно-правовые документы
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ (действующая редакция, от 02.07.2021);
• Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
• Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242 «О направлении информации»);
• Нормативы СанПиН СП 2.4.3648-20;
• Устав образовательного учреждения;
• Положение о дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе учреждения.
Список литературы для педагога
Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса 4-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016
Информатика и ИКТ: 6 класс: Учебник. 2-е изд.,/ Под ред. Л.Л. Босова– М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016 г
Дуванов А.А., Азы информатики. Рисуем на компьютере. Книга для ученика.- СПб.: БХВПетербург, 2010.- 352с.: ил.
Макарова Н.В., НиколайчукГ.С.,Титова Ю.Ф., Симонова И.В. Информатика 5-6 класс (начальный курс) Питер, 2009.
Макарова Н.В., Волкова И.В., Николайчук ЕС. и др. / Под ред. Макаровой Н.В. Информатика Питер Пресс, 2009-2012.
Интернет ресурсы:
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках
http://www.issl.dnttm.ru — сайт журнала «Исследовательская работа школьника».
http://www.nmc.uvuo.ru/lab_SRO_opit/posobie_metod_proektov.htm 14.
http://www.fsu-expert.ru/node/2251 - ИНФОРМАТИКА и ИКТ. Программа для базового уровня (системно-информационная концепция);
http://www.5byte.ru/8/0006.php - Информатика на пять 15.
http://festival.1september.ru/ - фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://go- oo.org - Свободный пакет офисных приложений.
www.festival.-1september.ru - Материалы сайта «Фестиваль открытых уроков»
www.pedsovet.org - Материалы сайта «Педсовет»
www.metod-kopilka.ru – Методическая копилка учителя информатики.
http://www.klyaksa.net/ - Информатика и ИКТ в школе. Компьютер на уроках.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Приложение 1.
Мониторинг личностных результатов обучения учащегося по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Бисероплетение»
Показатели (оцениваемые результаты) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное кол-во баллов | Методы диагностики |
1. Теоретическая подготовка | ||||
1.1 Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний ребёнка программным требованиям | - минимальный уровень (овладел менее чем ½ объёма знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объём усвоенных знаний составляет ½); - максимальный уровень (освоил практически весь объём знаний, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
1.2 Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (как правило избегает употреблять специальные термины; - средний уровень (сочетает терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | 1 5 10 | Собеседование |
2. Практическая подготовка | ||||
2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие практических умений и навыков Программным требованиям | - минимальный уровень (овладел менее чем ½ объёма предусмотренных программой умений и навыков); - средний уровень (объём усвоенных умений и навыков составляет ½); - максимальный уровень ( овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период) | 1 5 10 | Контрольное задание |
2.2 Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Контрольное задание |
2.3 Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | -начальный (элементарный) уровень развития креативности (в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества) | 1 5 10 | Контрольное задание |
3. Общеучебные умения и навыки | ||||
3.1Учебно-интеллектуальные умения | ||||
3.1.1 Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - максимальный (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Анализ исслед. работы |
3.1.2 Умение пользоваться интернет источниками для поиска информации | Самостоятельность в пользовании интернет источниками | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения при работе с интернет источниками, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с интернет источниками с помощью педагога или родителей); - максимальный (работает с интернет источниками самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Наблюдение |
3.1.3 Умение осуществлять учебно- исследовательскую деятельность (разрабатывать проекты) | Самостоятельность в учебно- исследовательской деятельности | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной учебно- исследовательской деятельности нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (осуществляет учебно- исследовательскую деятельность с помощью педагога или родителей); - максимальный (осуществляет учебно- исследовательскую деятельность самостоятельно, не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Проект |
3.2 Учебно-коммуникативные умения | ||||
3.2.1 Умения слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации идущей от педагога | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения при восприятии устной речи педагога, нуждается в пояснениях и контроле педагога); - средний уровень (слушает внимательно, но не всегда понимает, нуждается в пояснениях педагога); - максимальный ( не испытывает особых трудностей) | 1 5 10 | Наблюдения |
3.2.2 Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи подготовленной информации | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения в подачи подготовленной информации нуждается в помощи педагога); - средний уровень (умеет выступать перед аудиторией с некоторыми затруднениями); - максимальный ( свободно выступает перед аудиторией, не испытывая особых трудностей) | 1 5 10 | Наблюдения |
3.2.3 Умение вести полемику, участвовать в дискуссиях | Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения в самостоятельном построении дискуссионного выступления, отсутствует логика в построении доказательств; - средний уровень (умеет участвовать в дискуссионном процессе с некоторой помощью педагога); - максимальный ( свободно и самостоятельно участвует в построении дискуссионного выступления) | 1 5 10 | Наблюдения |
3.3 Учебно-организационные умения и навыки | ||||
3.3.1 Умение организовывать своё рабочее место | Способность самостоятельно готовить своё рабочее место к рабочей деятельности и убирать его за собой | - минимальный уровень (испытывает серьёзные затруднения в самостоятельной подготовке рабочего места, требуется направляющая помощь педагога); - средний уровень (может самостоятельно готовить своё рабочее место к рабочей деятельности и убирать его за собой, но требуется контроль со стороны учителя); - максимальный (самостоятельно готовит своё рабочее место к рабочей деятельности и убирает его за собой) | 1 5 10 | Наблюдения |
3.3.2 Навыки соблюдения в процессе обучения правил безопасной работы | Соблюдение правил безопасной работы в соответствии с требованиями программы обучения | - минимальный уровень (овладел менее, чем ½ объёма навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - средний уровень (объём усвоенных навыков составляет более ½ ); - максимальный уровень (освоил практически весь объём навыков, предусмотренных программой за конкретный период) | 1 5 10 | Наблюдения |
3.3.3 Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | -удовлетворительно; -хорошо; -отлично; | | Наблюдения |
Приложение 2
Индивидуальная карта учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка___________________________________________
Возраст________________________________________________________
Вид и название детского объединения_______________________________
Ф. И. О. педагога_________________________________________________
Дата начала наблюдения__________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | ||
Конец 1 полугодия | Конец уч. года | Конец 1 полугодия | Конец уч. года | |
I. Теоретическая подготовка ребенка: 1.1 Теоретические знания (указать, какие) 1.2. Владение специальной терминологией бисероплетения | | | | |
II. Практическая подготовка ребенка: 2.1 Практические умения и навыки, предусмотренные программой (указать, какие) 2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением (указать, каким) Творческие навыки | | | | |
III. Общеучебные умения и навыки ребенка: 3.1 Учебно-интеллектуальные умения: - умение подбирать и анализировать специальную литературу; - умение пользоваться компьютерными источниками информации; - умение осуществлять учебноисследовательскую работу. 3.2 Учебно-коммуникативные умения: - умение слушать и слышать педагога; - умение выступать перед аудиторией; - умение вести полемику, участвовать дискуссии. 3.3Учебно-организационные умения и навыки. - умение организовать свое рабочее (учебное) место; - навыки соблюдения в процессе деятельности правит безопасности; - умение аккуратно выполнять работу | | | | |
1V Предметные достижения учащегося: - на уровне детского объединения (кружка, студии, секции, ансамбля); - на уровне школы - по линии дополнительного образования; - на уровне района, города; - на республиканском, международном уровне; | | | | |