Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» (3 класс)
Математические представления
Основа АОП:
Адаптированная образовательная программа по учебному предмету «Математические представления» составлена на основе: Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и нарушениями зрения (АООП НОО УО) Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения
Учебный план является нормативным документом, определяющим структуру и содержание образования детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Он регулирует обязательную минимальную и дополнительную нагрузку в рамках максимально допустимого недельного количества часов при индивидуальном обучении и обучении в малых группах.
Данная адаптированная образовательная программа ориентирована на содержание адаптированной основной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с нарушениями зрения, рассчитана на 34 индивидуальных занятия (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета:
В повседневной жизни, участвуя в разных видах деятельности, ребенок с ТМНР попадает в ситуации, требующие от него использования математических знаний. На занятиях по математическим представлениям создаются практические ситуации, в которых дети непроизвольно осваивают доступные для них элементы математики.
Целью занятий по предмету «Математические представления» является формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование представлений о геометрических формах, фигурах. Формирование представлений о количестве, величине, времени. Формирование пространственных представлений.
Программа по предмету «Математические представления» включает разделы: «Количественные представления», «Представления о форме», «Представления о величине», «Пространственные представления», «Временные представления».
Темы уроков по предмету «Математические представления» находят свое логическое продолжение в содержании уроков по предметам «Домоводство», «Адаптивная физкультура», «Речь и альтернативная коммуникация», а также в логопедической и психокоррекционной работе.
ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
на 2017\18 учебный год
1 четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Диагностика. |
2 |
Игровые упражнения на определение величины, формы, фигуры, количества. Упражнения по пространственной ориентировке. |
|
3,4 |
Представления о величине. Большой. Маленький. |
2 |
Комбинированный |
Понятия: большой, маленький. Сравниваем два мячика: маленький помещается в ладошке, на большой можно положить руку. Ученик пробует показать большой и маленький предметы. Чтение сказки «Три медведя» с проигрыванием сцен, указывающих на величину. Ученик с помощью учителя собирает большие шишки в одно ведерко, а маленькие – в другое. Игра «Накроем кастрюли крышками» - ученик совместно с учителем выбирает большую крышку для большой кастрюли, маленькую - для маленькой. Ученик вместе с учителем лепит большое и маленькое солнышко. |
5 |
Представления о форме. Шар. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: шар. Упражнение «Шар катится». Ученик с помощью учителя перекладывает шар из правой руки в левую и обратно. Игра «Найди шар». Работа с предметами шарообразной формы. |
6 |
Представления о форме. Куб. |
1 |
Изучение нового материала |
Понятие: куб. Ученик пробует прокатить куб и убеждается в его устойчивости. Игра «Найди куб». Работа с предметами кубической формы. |
7 |
Представления о цвете. Красный цвет. |
1 |
Изучение нового материала |
Ученик рассматривает рисунки, выполненные в красном цвете. Игра «Найди красный цвет». Рисование красной краской. Игра «Собери все детали конструктора красного цвета в красное ведерко». |
8 |
Резервный урок. |
1 |
II четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Представления о цвете. Синий цвет. |
1 |
Изучение нового материала |
Ученик рассматривает рисунки, выполненные в синем цвете. Игра «Найди синий цвет». Рисование синей краской. Игра «Собери все детали конструктора синего цвета в синее ведерко». |
2,3 |
Геометрические фигуры. Круг. |
2 |
Изучение нового материала |
Знакомство с кругом. Обследование предметов шарообразной и круглой формы. Рисование пальцами круга на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры круг (внутри рельефного контура) с помощью учителя. |
4,5 |
Геометрические фигуры. Квадрат. |
2 |
Изучение нового материала |
Знакомство с квадратом. Обследование предметов кубической и квадратной формы. Рисование пальцами квадрата на крупе с помощью учителя. Штриховка геометрической фигуры квадрат (внутри рельефного контура) с помощью учителя. |
6 |
Геометрические фигуры. Круг, квадрат. |
1 |
Комбинированный |
Сравнение круга и квадрата по форме. Рисование круга и квадрата по трафарету с помощью учителя. Ученик обводит круг и квадрат с помощью учителя. Ученик с помощью учителя пробует выбирать предметы круглой и квадратной формы. Упражнение «Возьми круг в правую руку, а квадрат – в левую» (выполняется совместно с учителем). Упражнения «Покажи круг», «Покажи квадрат». Работа с вкладышами – вставить фигуры круга и квадрата в соответствующие по форме отверстия. |
7 |
Представления о цвете. Зеленый цвет. |
1 |
Изучение нового материала |
Ученик рассматривает рисунки, выполненные в зеленом цвете. Игра «Найди зеленый цвет». Рисование зеленой краской. Игра «Собери все детали конструктора зеленого цвета в зеленое ведерко». |
8 |
Резервный урок. |
1 |
III четверть – 10 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1 |
Ориентировка на своем теле. Правая и левая сторона. |
1 |
Комбинированный |
Прослушивание потешки Е. Железновой «Правая и левая сторона» и выполнений действий под музыку. Правая и левая рука – действия, совершаемые правой и левой рукой. Игра «Найди правой рукой правое ухо». Игра «Роботы» - ученик с помощью учителя выполняет простые команды «подними правую руку, подними левую руку, согни правую руку». |
2 |
Ориентировка в пространстве. Правая сторона. |
1 |
Комбинированный |
Упражнения на определение левой руки. Соотносим понятия слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это левая сторона?». Ученик пробует сам найти край стола слева (если не получается, то с помощью учителя). Игра «Положи куклу на левую сторону стола». |
3 |
Ориентировка в пространстве. Левая сторона. |
1 |
Комбинированный |
Упражнения на определение правой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?». Игра «Положи куклу на правую сторону стола». |
4 |
Ориентировка в пространстве. Правая и левая сторона. |
1 |
Комбинированный |
Упражнения на определение правой и левой руки. Ученик пробует сам найти край стола справа и слева (если не получается, то с помощью учителя). Соотносим понятия справа – правая сторона, слева – левая сторона. Ученик пытается ответить на вопрос «Это правая сторона?», «Это левая сторона?». |
5 |
Ориентировка в пространстве. Влево-вправо. |
1 |
Обобщающий |
Упражнение «Ежик бежит влево», «Ежик бежит в право». Игра «Ежик бежит по дорожке» - ученик пробует при помощи учителя скорректировать маршрут ежика в соответствии со словесной инструкцией учителя. |
6,7 |
Ориентировка в пространстве. Вперед. |
2 |
Комбинированный |
Упражнения с мячом «Прокати руку вперед». Ученик с помощью учителя вытягивает руки вперед, пробует дотянуться до предмета. Прослушивание потешек и выполнение действий из них. |
8 |
Ориентировка в пространстве. Назад. |
1 |
Изучение нового материала |
Упражнения с мячом «Прокати руку назад». Прослушивание потешек и выполнение действий из них. Игра «Прятки с ладошкой» - ученик пробует движением руки назад вытащить ладошку, спрятанную в руках учителя. |
9,10 |
Резервный урок. |
2 |
IV четверть – 8 занятий
N по порядку |
Тема, подтема |
Коли-чество часов |
Тип занятия |
Виды деятельности учащегося |
1,2 |
Количественные представления. Один. |
2 |
Изучение нового материала |
Находим руками на столе один предмет. Ученик пробует взять со стола один предмет. Держа в руках одно яблоко ученик отвечает на вопрос «У тебя в руках одно яблоко?». Рассматриваем веточку дерева, на которой один листочек. |
3,4 |
Количественные представления. Много. |
2 |
Изучение нового материала |
Находим руками на столе много предметов. Рассматриваем веточку дерева, на которой много листьев. Находим в ведерке много листочков. Обследовав рукой ведерко, в котором много листочков, ученик отвечает на вопрос «В ведерке много листочков?». Рассматриваем пакет, в котором много яблок. Находим в корзине много яблок. Обследовав рукой корзину, в которой много яблок, ученик отвечает на вопрос «В корзине много яблок?». |
5,6 |
Количественные представления. Один-много. |
2 |
Обобщающий |
Прослушивание потешки «Мы делили апельсин». Ученик с помощью учителя сравнивает две веточки дерева по количеству листочков на них. Ученик совместно с учителем выполняет упражнение «Угости морковкой зайку». Прослушивание сказки «Репка». Ученик с помощью учителя выполняет упражнение «Шишки для медведя». |
7,8 |
Резервный урок. |
2 |