Адаптированная общеобразовательная программа по факультативному курсу «Элементы физики» (10-12 класс)
Адаптированная общеобразовательная программа
по факультативному курсу
«Элементы физики»
10 - 12 класс
на 2018 – 2019 учебный год
Автор-составитель: Омеляшко О.В.
п. Алексеевка 2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная общеобразовательная программа (АОП)факультативного курса «Элементы физики», для учащихся 10-12 профессиональных классов, составлена на основе программы по физике для общеобразовательных учебных заведений с учетом рекомендаций для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Курс «Элементы физики» является продолжением курса естествознания в коррекционной школе. АОП факультативного курса «Элементы физики» определяет оптимальный объем знаний и умений по физике, который доступен большинству школьников.
АОП учитывает особенности познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и направлена на разностороннее развитие личности учащихся. Она содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Задачи преподавания курса «Элементы физики» состоят в том, чтобы:
формировать представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми учащиеся сталкиваются в повседневной жизни;
формировать представления о научном методе познания;
развивать способность устанавливать причинно-следственные связи при наблюдении явлений природы;
формировать представления о физических величинах и способах их измерений;
дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, и временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
использовать процесс обучения физике для повышения общего развития учащихся и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Обучение по факультативному курсу «Элементы физики» в коррекционной школе носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
В школе для обучающихся по АОП основной задачей является необходимость пробуждения интереса к познанию природы, опираясь на естественное желание учащихся разобраться в многообразии природных явлений. Поэтому необходимо научить школьника описывать явления окружающего мира, наблюдать за ними, замечать во взаимосвязи с другими явлениями, обнаруживать закономерности в протекании явлений.
Особенность интеллектуального познания детей с проблемами в развитии и обучении требует сместить акценты при изучении курса физики с формирования знаний о фактах, понятиях, законах, теориях – на развитие умений приобретать знания и использовать их в повседневной жизни.Учитывая недостаточную математическую подготовку учащихся с ограниченными возможностями здоровья, предлагаемые расчетные задачи должны быть максимально упрощенными.
В основе всех наук о природе лежит наблюдение. Наблюдение пробуждает воображение, рождает мысль, учит задавать вопросы о природе на языке науки. Поэтому при изучении этого курса особое внимание уделяется экспериментальным заданиям для работы в классе и лабораторным работам. На них учащиеся учатся делать самостоятельные выводы о необходимости использования в повседневной жизни измерительных приборов, осваивают приемы получения и обработки информации.
Обучение предполагает использование пособия «Физика в твоей жизни» для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, составленного В.В. Жумаевым и Б.Б. Горскиным в редакционном варианте. Весь материал изучается на уроках, домашнее задание не предусматривается.
«Элементы физики»
10 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
Физика – наука о явлениях природы (7ч)
Физические явления. Способы изучения физических явлений. Физические величины. Измерение физических величин.
Демонстрации
Механическое явление (движение машины).
Электрическое явление (работа электроприборов).
Магнитное явление (действие магнита на железо).
Оптическое явление (отражение света от зеркала).
Тепловое явление (нагревание алюминиевой ложки в горячей воде).
Часы с различными циферблатами.
Линейка, сантиметровая лента, рулетка.
Измерительные цилиндры с различной ценой деления.
Лабораторные работы.
Определение времени по часам с различным циферблатом.
Измерение размеров различных тел.
Определение цены деления приборов.
Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра.
Механические явления (25ч)
Механическое движение. Скорость равномерного движения. Единицы скорости. Расчет скорости, пути и времени движения по формулам. Масса. Сила. Сила тяжести. Динамометр. Свободное падение. Сила трения. Трение в природе и технике. Инерция. Вес тела. Рычаг. Простые механизмы. Условие равновесия рычага. Виды механических передач. Механическая работа и энергия. Механические колебания и волны.
Демонстрации
Равномерное движение.
Прямолинейное и криволинейное движение.
Рычажные весы.
Падение тел в разреженном пространстве (в трубке Ньютона).
Динамометр.
Силы трения покоя, скольжения, качения.
Подшипники.
Опыты, иллюстрирующие явления инерции и взаимодействия тел.
Простые механизмы (рычаг, блок, ворот, наклонная плоскость).
Свободные колебания груза на нити и груза на пружине.
Образование и распространение волн.
Лабораторные работы
Определение массы тела на рычажных весах.
Измерение сил с помощью динамометра.
Зависимость силы трения от веса тела.
Выяснение условия равновесия рычага.
Повторение (2ч)
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащимся необходимо знать:
- физические явления и способы изучения физических явлений; физические величины и их единицы; понятия: тело отсчета, время, расстояние, скорость, ускорение, инерция, масса, сила тяжести, вес тела, невесомость, сила трения, рычаг, механическая работа, энергия, колебания.
Учащимся необходимо уметь:
- определять цену деления измерительного прибора, пользоваться таблицами физических величин; измерять путь, время, рассчитывать скорость движения, зная путь и время; определять силу тяжести с помощью динамометра; измерять объем жидкостей, массу тел на рычажных весах, чертить схемы простых механизмов, экспериментально проверять условие равновесия рычага.
11 класс
1 час в неделю, всего 34 часа
Вещество (21ч)
Свойства молекул. Термометр. Температура. Вещество и его агрегатные состояния. Свойства веществ. Смачиваемость и капиллярность. Плотность. Давление. Способы увеличения и уменьшения давления. Атмосферное давление. Барометр-анероид. Гидравлические механизмы. Давление на дне водоемов. Устройства для погружения на большие глубины. Сообщающиеся сосуды. Плавание тел. Воздухоплавание.
Демонстрации
Механическая модель броуновского движения.
Термометры жидкостные, механические.
Объем и форма твердого тела, жидкости.
Свойство газа занимать весь предоставленный объем.
Сжимаемость газов.
Диффузия газов и жидкостей.
Способы измерения плотности вещества.
Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.
Обнаружение атмосферного давления.
Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.
. Передача давления жидкостями и газами.
Сообщающиеся сосуды.
Плавание тел.
Лабораторные работы
Измерение температуры с помощью различных видов термометров.
Наблюдение за уровнями жидкостей в сообщающихся сосудах.
Световые явления (11ч)
Природа света. Отражение света. Преломление света. Линзы. Фокус. Фокусное расстояние. Собирающие и рассеивающие линзы. Глаз и зрение. Изображения, даваемые линзой.
Демонстрации
Прямолинейное распространение света.
Отражение света.
Изображение в плоском зеркале.
Преломление света.
Линзы собирающие и рассеивающие.
Лабораторные работы.
Определение фокусного расстояния собирающей линзы.
Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой.
Повторение (2ч)
Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать:
- физические явления и их признаки; способы изучения физических явлений; физические величины и их единицы; иметь представление о молекулярном строении вещества, понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях; понятия: молекула, диффузия, температура, масса, сила тяжести, вес тела, давление твердых тел, давление в жидкости, плотность, атмосферное давление, сообщающиеся сосуды, выталкивающая (архимедова) сила, свет, источники света, линза.
Учащимся необходимо уметь:
- определять цену деления измерительных приборов, пользоваться приборами для измерения величин; уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, явления смачиваемости и несмачиваемости, капиллярности, а также различий между агрегатными состояниями вещества; объяснять устройство и принцип действия барометра-анероида; различать естественные и искусственные источники света; различать собирающие и рассеивающие линзы.
12 класс
1 час в неделю, всего 34 часа.
Тепловые явления(14 ч)
Внутренняя энергия тела. Теплообмен и теплопроводность. Конвекция и излучение. Зависимость объема тела от температуры. Примеры теплопередачи в природе и технике. Тепловые машины. Двигатели внутреннего сгорания. Плавление и кристаллизация. Испарение и кипение. Зависимость процесса кипения жидкостей от давления и температуры.
Демонстрации
Изменение внутренней энергии тела при совершении работы и при теплопередаче.
Демонстрация теплопроводности.
Демонстрация конвекции.
Демонстрация теплового излучения.
Плавление и кристаллизация кристаллических тел.
Испарение различных жидкостей.
Постоянство температуры кипения жидкости.
Устройство и действие четырехтактного двигателя внутреннего сгорания.
Устройство паровой турбины.
Электрические явления (15ч)
Электризация тел. Два вида электрических зарядов. Электрический ток. Источники тока. Проводники электрического тока. Электрическая цепь. Действие электрического тока на человека. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи.
Демонстрации
Электризация различных тел.
Взаимодействие наэлектризованных тел. Два рода зарядов.
Составление электрической цепи.
Измерение силы тока амперметром.
Измерение напряжения вольтметром.
Зависимость силы тока от напряжения на участке цепи и от сопротивления этого участка.
Измерение сопротивлений.
Нагревание проводников током.
Лабораторные работы
Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках
Измерение напряжения на различных участках цепи.
Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивление с помощью амперметра и вольтметра
Магнитные явления (3ч)
Постоянные магниты и электромагниты. Электромагнитные волны
Демонстрации
Взаимодействие постоянных магнитов.
Силовые линии магнитного поля.
Электромагнит.
Лабораторные работы
Сборка электромагнита.
Резерв времени 2ч
Основные знания и умения учащихся
Учащимся необходимо знать:
- физические явления и их признаки; способы изучения физических явлений; физические величины и их единицы; иметь представление о молекулярном строении вещества, понимать сходства и различия в строении веществ в различных агрегатных состояниях; закон Ома для участка цепи; понятия: внутренняя энергия, теплообмен, теплопроводность, конвекция, излучение, тепловой двигатель, двигатель внутреннего сгорания, плавление, кристаллизация, испарение, кипение, электризация тел, электроскоп, отрицательные и положительные заряды, электрический ток, источники тока, проводники и непроводники электрического тока, электрическая цепь, сила тока, напряжение, сопротивление, амперметр, вольтметр, резистор, реостат,
постоянные магниты и электромагниты, электромагнитные волны.
Учащимся необходимо уметь:
- определять цену деления измерительных приборов, пользоваться приборами для измерения величин; собирать простейшие эклектические цепи с амперметром, вольтметром, резистором, реостатом и др. устройствами для сборки электрической цепи; объяснять устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания; различать постоянные магниты и электромагниты.
Календарно – тематическое планирование
10 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
I |
Физика – наука о явлениях природы |
||
1 |
1.1 |
Физические явления |
|
2 |
1.2 |
Способы изучения физических явлений |
|
3 |
1.3 |
Физические величины. |
|
4 |
1.4 |
Лабораторная работа №1. Определение времени по часам с различным циферблатом. |
|
5 |
1.5 |
Измерение физических величин. |
|
6 |
1.6 |
Лабораторная работа №2.Измерение размеров различных тел. Определение цены деления измерительных приборов. |
|
7 |
1.7 |
Лабораторная работа №3. Измерение объема жидкости с помощью измерительного цилиндра. |
|
II |
Механические явления |
||
8 |
2.1 |
Механическое движение. |
|
9 |
2.2 |
Скорость равномерного движения. Единицы скорости. |
|
10 |
2.3 |
Расчет скорости, пути и времени движения по формулам. |
|
11 |
2.4 |
Упражнения, работа с оборудованием |
|
12 |
2.5 |
Масса. |
|
13 |
2.6 |
Лабораторная работа №4. Определение массы тела на рычажных весах. |
|
14 |
2.7 |
Тестирование и коррекция знаний. |
|
15 |
2.8 |
Сила. |
|
16 |
2.9 |
Сила тяжести. |
|
17 |
2.10 |
Лабораторная работа №5. Измерение сил с помощью динамометра. |
|
18 |
2.11 |
Свободное падение. |
|
19 |
2.12 |
Сила трения. |
|
20 |
2.13 |
Трение в природе и технике. |
|
21 |
2.14 |
Инерция. |
|
22 |
2.15 |
Вес тела. |
|
23 |
2.16 |
Лабораторная работа №6. Изучение зависимости между силой трения и весом тела. |
|
24 |
2.17 |
Тестирование и коррекция знаний. |
|
25 |
2.18 |
Рычаг. |
|
26 |
2.19 |
Простые механизмы. |
|
27 |
2.20 |
Лабораторная работа №7. Выяснение условия равновесия рычага. |
|
28 |
2.21 |
Виды механических передач. |
|
29 |
2.22 |
Механическая работа и энергия. |
|
30 |
2.23 |
Повторение и обобщение пройденного. |
|
31 |
2.24 |
Тестирование и коррекция знаний |
|
32 |
2.25 |
Механические колебания и волны. |
|
33-34 |
Повторение (2 часа) |
11 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
I |
Вещество |
||
1 |
1.1 |
Свойства молекул |
|
2 |
1.2 |
Термометр |
|
3 |
1.3 |
Лабораторная работа №1. Измерение температуры с помощью термометра |
|
4 |
1.4 |
Вещество и его агрегатные состояния |
|
5 |
1.5 |
Свойства веществ |
|
6 |
1.6 |
Смачиваемость и капиллярность |
|
7 |
1.7 |
Плотность |
|
8 |
1.8 |
Тестирование и коррекция знаний |
|
9 |
1.9 |
Давление |
|
10 |
1.10 |
Способы увеличения и уменьшения давлений |
|
11 |
1.11 |
Давление в газах и жидкостях |
|
12 |
1.12 |
Атмосферное давление |
|
13 |
1.13 |
Барометр-анероид |
|
14 |
1.14 |
Гидравлические механизмы |
|
15 |
1.15 |
Давление на дне водоемов |
|
16 |
1.16 |
Устройства для погружения на большие глубины |
|
17 |
1.17 |
Сообщающиеся сосуды |
|
18 |
1.18 |
Лабораторная работа №2. Наблюдение за уровнями жидкостей в сообщающихся сосудах |
|
19 |
1.19 |
Плавание тел. |
|
20 |
1.20 |
Упражнения, работа с оборудованием |
|
21 |
1.21 |
Воздухоплавание. |
|
22 |
1.22 |
Тестирование и коррекция знаний |
|
II |
Световые явления |
||
23 |
2.1 |
Природа света |
|
24 |
2.2 |
Отражение света |
|
25 |
2.3 |
Преломление света |
|
26 |
2.4 |
Линзы |
|
27 |
2.5 |
Лабораторная работа №3. Определение фокусного расстояния собирающей линзы. |
|
28 |
2.6 |
Глаз и зрение |
|
29 |
2.7 |
Лабораторная работа №4. Изображения, даваемые собирающей и рассеивающей линзой. |
|
30 |
2.8 |
Упражнения, работа с оборудованием |
|
31 |
2.9 |
Повторение и обобщение пройденного. |
|
32 |
2.10 |
Тестирование и коррекция знаний. |
|
33-34 |
2.11 |
Повторение и обобщение пройденного. |
12 класс
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
|
I |
Тепловые явления |
||
1 |
1.1 |
Внутренняя энергия тела |
|
2 |
1.2 |
Теплообмен и теплопроводность |
|
3 |
1.3 |
Конвекция и излучение |
|
4 |
1.4 |
Зависимость объема тела от температуры |
|
5 |
1.5 |
Примеры теплопередачи в природе и технике |
|
6 |
1.6 |
Практические задания |
|
7 |
1.7 |
Обобщение пройденного и коррекция знаний |
|
8 |
1.8 |
Тепловые машины |
|
9 |
1.9 |
Двигатели внутреннего сгорания |
|
10 |
1.10 |
Плавление и кристаллизация |
|
11 |
1.11 |
Испарение и кипение |
|
12 |
1.12 |
Зависимость процесса кипения жидкостей от давления и температуры |
|
13 |
1.13 |
Практические задания |
|
14 |
1.14 |
Тестирование и коррекция знаний |
|
II |
Электрические явления |
||
15 |
2.1 |
Электризация тел |
|
16 |
2.2 |
Два вида электрических зарядов |
|
17 |
2.3 |
Электрический ток |
|
18 |
2.4 |
Источники тока |
|
19 |
2.5 |
Проводники электрического тока |
|
20 |
2.6 |
Электрическая цепь. Упражнения по сборке электрической цепи |
|
21 |
2.7 |
Действие электрического тока на человека |
|
22 |
2.8 |
Сила тока |
|
23 |
2.9 |
Лабораторная работа №1. Сборка электрической цепи и измерение силы тока на ее различных участках |
|
24 |
2.10 |
Электрическое напряжение |
|
25 |
2.11 |
Лабораторная работа №2. Измерение напряжения на различных участках цепи |
|
26 |
2.12 |
Электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. |
|
27 |
2.13 |
Лабораторная работа №3. Регулирование силы тока реостатом и измерение сопротивления с помощью амперметра и вольтметра |
|
28 |
2.14 |
Упражнения, работа с оборудованием |
|
29 |
2.15 |
Тестированиеи коррекция знаний |
|
III |
Магнитные явления |
||
30 |
3.1 |
Постоянные магниты и электромагниты |
|
31 |
3.2 |
Лабораторная работа №4. Сборка электромагнита |
|
32 |
3.3 |
Электромагнитные волны |
|
33-34 |
Резерв времени (2 часа) |
Используемая литература
1000 тайн планеты Земля. Л. Ленц – М.: «Олимп», АСТ, 2001.
Не уроком единым: развитие интереса к физике. И.Я. Ланина. – М.: Дрофа, 1991.
Поурочные разработки по физике для 7,8,9 кл. С.Е Полянский. – М.: «Вако», 2004.
Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. – М.: Дрофа, 2003.
Физика в твоей жизни. В.В. Жумаев, Б.Б Горскин. Учебное пособие для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. http://www.prosv.ru/ebooks/Gumaev_Fizika_9-10kl/index.html
Физика, 7- 9: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2002.
Физика. Лабораторные работы 7-9. О.Ф. Кабардин, С.И. Кабардина. – М.: «Астрель» АСТ, 2000.
Физика. Человек, Окружающая среда. – М.: Просвещение, 1998.