Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Адаптивная физкультура» для обучающейся 6 класса
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Хакасия «Аскизская школа-интернат»
Рекомендована: Утверждена:
методическим объединением Приказом №______
коррекционно-развивающего объединения ГБОУ РХ «Аскизская
Протокол №____________ школа-интернат»
от «___»___________2021г. «___»________2021г.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся (вариант 2) по предмету «Адаптивная физкультура» для обучающейся 6 класса Софьи 2008 г.р. на 2021-2022 учебный год
Составитель: учитель физкультуры
высшей категории Чебодаев Э.А.
Пояснительная записка.
Одним из важнейших направлений работы с ребенком, имеющим умственную отсталость, ТМНР, является физическое развитие, которое происходит на занятиях по адаптивной физической культуре.
Целью занятий по адаптивной физической культуре является повышение двигательной активности детей и обучение использованию полученных навыков в повседневной жизни.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и возникновения вторичных заболеваний.
Программа по адаптивной физической культуре включает раздел: «Физическая подготовка»
Раздел «Физическая подготовка» включает построения и перестроения, общеразвивающие и корригирующие упражнения.
Материально-техническое оснащение учебного предмета предусматривает как обычное для спортивных залов школ оборудование и инвентарь, Материально-техническое оснащение учебного предмета «Адаптивная физкультура» включает: дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы) спортивного, туристического инвентаря; альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий; спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины, футбольные, волейбольные, баскетбольные мячи, бадминтон, мебель: шкафы для хранения спортивного инвентаря, для переодевания, стулья, стол, столы-кушетки.
Содержание
В учебном плане на предмет отведен 1 час в неделю, 34 часа в год.
Физическая подготовка.
Перечень возможных задач.
1) Построения и перестроения.
Формирование умения:
принимать исходное положение для построения и перестроения
строиться в колонну, шеренгу
перестраиваться из шеренги в круг
выполнять размыкание
выполнять повороты на месте
ходить в колонне
бегать в колонне
2) Общеразвивающие и корригирующие упражнения.
1.Дыхательные упражнения.
Формирование умения выполнять произвольный вдох и выдох
2.Общеразвивающие упражнения.
Формирование умения:
поочередно и одновременно сгибать и разгибать пальцы
противопоставлять первый палец остальным на руке, пальцы одной руки пальцам другой руки
одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать на пальцы другой руки
выполнять круговые движения кистью
сгибать фаланги пальцев
выполнять одновременные и поочередные движения руками
выполнять круговые движения руками в исходном положении «руки к плечам»
выполнять движения плечами
выполнять движения головой
поднимать голову в положении «лежа на животе»
выполнять наклоны туловища
выполнять повороты туловища
выполнять круговые движения прямыми руками
выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами
стоять на коленях
ходить, высоко поднимая колени
ходить, поднимая прямые ноги
выполнять движения стопами
приседать
ползать на четвереньках
выполнять поочередные и одновременные движения ногами: поднимание и отведение прямых и согнутых ног, круговые движения
переходить из положения «лежа» в положение «сидя» и наоборот
ходить по доске, лежащей на полу
ходить по гимнастической скамейке
стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке
выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости
отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку
3.Ходьба и бег.
Формирование умения ходить, держа руки за спиной, на поясе, на голове, в стороны
Формирование умения выполнять движения руками при ходьбе Формирование умения ходить:
ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе
в умеренном, медленном и быстром темпе
ходить с изменением темпа и направления движения Формириование умения бегать:
в умеренном, медленном и быстром темпе
бегать с изменением темпа и направления движения
Формирование умения преодолевать препятствия при ходьбе и беге Формирование умения бегать, высоко поднимая бедро, захлестывая голень назад, приставным шагом
4.Прыжки.
Формирование умения прыгать:
на двух ногах
на одной ноге
Формирование умения перепрыгивать с одной ноги на другую Формирование умения прыгать:
в длину
в высоту
в глубину
При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Обучающаяся Ултургашева Софья Родионовна 02.07.2008 г.р. по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлены особенности, свойственные детям с умеренной умственной отсталостью, обусловленной болезнью Дауна, с расстройством поведения. Врожденный гипотиреоз. Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отсталости.
Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения (воспитания), образовательная программа: обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2). Разработка специальной индивидуальной программы развития.
Учебно-методическое пособие:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида: Сб. 1 .-М.: Гуманит. Издцентр ВЛАДОС, 2000-224с.
Учебное пособие: «Физическая культура во вспомогательной школе» под редакцией Е.С.Черника, М: 1997г.
«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» под редакцией В.В.Воронковой, М, «Школа-пресс» Л 994г.
4. Методика адаптивного физического воспитания детей с нарушениями интеллектуального развития (легкая атлетика): Учебно-методическое пособие/ Н.О.Рубцова, В.И.Ильин (Федеральное агентство по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации, подпрограмма «Дети-инвалиды» Федеральной целевой программы «Дети России», РГУФК). -М.,2004.-152с.
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), принята решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год на обучающуюся Ултургашеву С.Р.
№ п/п | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Содержание | Базовые учебные действия | Область жизненных компетенций |
Общеразвивающие и корригирующие упражнения | |||||||
1 | 1 | | | Формирование умения выполнять произвольный вдох и выдох. | Произвольный вдох (выдох) через рот (нос) произвольный вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). | Учить выполнять дыхательные упражнения по подражанию, под хлопки, под счет, по инструкции. | Выполнение дыхательных упражнений по образцу. |
2 | 1 | | | Формирование умения одновременно сгибать и разгибать пальцы | Одновременное (поочередное) сгибание (разгибание)пальцев. | Учить сгибать все пальцы одновременно. | Обращается внимание на противопоставление большого пальца на руке всем остальным, на полное раскрывание ладони. |
3
| 1 | | | Формирование умения поставлять первый палец остальным на руке, пальцы одной руки, пальцам другой руки. | Противопоставление первого пальца остальным на одной руке (одновременно двум рукам), пальцы одной руки пальцам другой поочередно (одновременно). | Учить отводить пальцы одной руки. | Обращается внимание на противопоставление большого пальца на руке всем остальным, на полное раскрывание ладони. |
4 | 1 | | | Формирование умения одновременно сгибать в кулак пальцы одной руки и разгибать пальцы на другой руке. | Сгибание пальцев кулак на одной руке, с одновременным разгибанием на другой руке. | Учить сгибать и разгибать пальцы в кулак. | Упражнения выполняются с контролем зрения. |
5 | 1 | | | Формирование умения выполнять круговые движения кистью | Круговые движения кистью. | Учить выполнять круговые движения кистью. | Для выполнения движения руки сжаты в кулак. |
6 | 1 | | | Формирование умения сгибать фаланги пальцев. | Сгибание фаланги пальцев. | Учить сгибать фаланги пальцев. | Имитировать движения животных: кошка точит когти. |
7 | 1 | | | Формирование умения выполнять одновременные и поочередные движения руками. | Одновременное (поочередное) движение руками в исходных положениях. | Учить выполнять одновременные движения руками. | Во всех направлениях выполняются одновременные и поочередные движения рук. |
8 | 1 | | | Формирование умения выполнять движения плечами. | Движение плечами вперед (назад, вверх, вниз). | Учить выполнять движения плечами. | Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
9 | 1 | | | Формирование умения выполнять движения головой. | Движения головой: наклоны вперед, назад. | Учить выполнять наклоны головой. | Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
10 | 1 | | | Формирование умения поднимать голову в положении «лёжа на животе». | Поднимание головы в положении «лёжа на животе». | Учить поднимать голову в положении «лёжа на животе». | Выполнять упражнения с опорой на руки, затем без опоры. |
11 | 1 | | | Формирование умения выполнять наклоны туловища. | Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). | Учить выполнять наклоны туловища. | Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
12 | 1 | | | Формирование умения выполнять повороты туловища. | Повороты туловища вправо, влево. | Учить выполнять повороты туловища. | Закрепление навыков ориентации в пространстве |
13 | 1 | | | Формирование умения выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами. | Наклоны туловища в сочетании с поворотами. | Учить выполнять наклоны туловища в сочетании с поворотами. | Ориентироваться в пространстве. |
14 | 1 | | | Формирование умения стоять на коленях. | Стояние на коленях. | Учить стоять на коленях любым удобным способом. | Обращается внимание на сохранение равновесия и удержание заданной позы (не садиться на пятки). |
15 | 1 | | | Формирование умения ходить высоко поднимая колени. | Ходьба с высоко подниманием колен. | Учить выполнять хлопки в ладони под поднятым коленом. | Обращается внимание на удержание равновесия. |
16 | 1 | | | Формирование умения ходить поднимая прямые ноги. | Ходьба с подниманием прямых ног. | Учить выполнять хлопки в ладони под поднятой прямой ногой. | Обращается внимание на удержание равновесия. |
17 | 1 | | | Формирование умения выполнять движение стопами. | Движение стопами: поднимание опускание, наклоны, круговые движения. | Учить выполнять движения стопами. | Обращается внимание на удержание равновесия. |
18 | 1 | | | Формирование умения приседать. | Приседание. | Учить приседать с опорой и без. | Формируемые понятия: гимнастическая лестница. |
19 | 1 | | | Формирование умения ползать на четвереньках. | Ползание на четвереньках. | Учить ползать на четвереньках. | Использование досок на колесиках. |
20 | 1 | | | Формирование умения выполнять поочередные и одновременные движения ногами. | Поочередное (одновременное)движение ногами. | Учить выполнять движения ногами. | Выполнение движений «лежа на спине», «лежа на спине». |
21 | 1 | | | Формирование умения ходить по доске, лежащей на полу. | Ходьба по доске, лежащей на полу. | Учить ходить по доске, лежащей на полу. | Смотреть на поверхность, по которой идет, не заступать за края поверхности. |
22 | 1 | | | Формирование умения ходить по гимнастической скамейке. | Ходьба по гимнастической поверхности. | Учить ходить по гимнастической скамейке. | Закрепление умения держать равновесие. |
23 | 1 | | | Формирование умения стоять у вертикальной поверхности в правильной осанке. | Стойка у вертикальной плоскости в правильной осанке. | Учить стоять у вертикальной плоскости в правильной осанке. | Сохранение правильной осанки. |
24 | 1 | | | Формирование умения выполнять движения руками и ногами, стоя у вертикальной плоскости. | Движениями руками и ногами у вертикальной плоскости. | Учить выполнять движения, сохраняя правильную осанку. | Сохранение правильной осанки. |
25 | 1 | | | Формирование умения отходить от стены на несколько шагов, сохраняя правильную осанку. | Отход от стены с сохранением правильной осанки. | Учить отходить от стены на 2-3 шага. | Сохранение правильной осанки. |
26 | 1 | | | Формирование умения ходьбе с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук назад, в стороны, подъем вверх. | Ходьба по спортивному залу с удержанием рук за спиной, на поясе, на голове, в стороны. Различные движения руками при ходьбе. | Учить ходьбе по залу с различными движениями рук. | Сохранение правильной осанки. |
27 | 1 | | | Формирование умения ходьбе ровным шагом, на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. | Ходьба по спортивному залу в различном направлении на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, приставным шагом, широким шагом в полуприседе, в приседе. | Учить ходьбе на носках, на пятках, высоко поднимая бедро, приставном шагом, широким шагом, в полуприседе, в приседе | Сохранение правильной осанки, закрепление умения держать равновесие. |
28 | 1 | | | Формирование умения ходьбе в умеренном (медленном, быстром) темпе | Ходьба по спортивному залу в умеренном, медленном и быстром темпе | Учить ходьбе в умеренном, медленном и быстром темпе | Сохранение правильной осанки и темпа ходьбы |
29 | 1 | | | Формирование умения бегу в умеренном (медленном, быстром) темпе. | Бег по спортивной площадке в умеренном, медленном и быстром темпе | Учить правильному бегу в умеренном, медленном и быстром темпе | Сохранение правильной осанки, бег на носках, руки согнуты в локтях, руки сжаты в кулак, дыхание через нос. |
| 1 | | | Формирование умения преодолению препятствий при ходьбе (беге). | Ходьбы через мячи, бег через гимнастические палки | Учить ходьбе и бегу через препятствия | Закрепление умения держать равновесие. |
30 | 1 | | | Формирование умения бегу с высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом). | Бег на спортивной площадке на небольшой территории с высоким подниманием бедра, захлёстыванием голени, приставном шагом. | Учить бегу с высоким подниманием бедра, захлестыванием голени, приставном шагом | Сохранение правильно осанки. |
31 | 1 | | | Формирование умению прыжку на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). | Прыжки на спортивной площадке на месте с поворотом с различными движениями рук. | Учить правильному прыжку на носках с мягким приземлением. | Закрепление умения держать равновесие. |
32 | 1 | | | Формирование умению перепрыгиванию с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. | Прыжки на спортивной площадке с одной ноги на другую на месте и в движении | Учить мягкому плавному приземлению с одной ноги на другую | Закрепление умения держать равновесие. |
33 | 1 | | | Прыжки в длину с места, с разбега. | Прыжки на прыжковой яме с места и с разбега 3-4 шагов | Учить правильному толчку и приземлению, правильному разбегу и приземлению | Закрепление навыков ориентации в пространстве. |
34 | 1 | | | Прыжки в высоту, глубину. | Прыжки через веревку на маты толчком одной ноги, прыжки с гимнастической скамейки на маты с двух ног. | Учить правильному толчку на одной ноге при прыжках в высоту и мягкому приземлению. Учить прыжку на двух ногах и мягкому приземлению. При прыжке в глубину | Закрепление навыков ориентации в пространстве, сохранения равновесия при приземлении. |
5